Всю жизнь любил цирк, а создал мировой балет: гений Юрия Григоровича

Все новости

2025-07-14T15:56:21Z

Вагенкнехт: ЕС в ответ на пошлины США следует отменить санкции против России

2025-07-14T15:53:35Z

Эксперт Новик: вероятность поставок Украине дальнобойных ракет ATACMS США низкая

2025-07-14T15:53:02Z

Космонавт Джанибеков рассказал о враждебном приёме советской делегации в NASA

2025-07-14T15:52:50Z

Турэксперт Мухина: на курорте Вонсан в КНДР нет системы «все включено»

2025-07-14T15:51:53Z

Лолита похвасталась своим гнездом в турецком долгострое

2025-07-14T15:51:46Z

Депутат Арефьев: России нечем ответить США на возможные тарифы в 100%

2025-07-14T15:50:44Z

Россияне массово заинтересовались турами в дикую природу

2025-07-14T15:50:21Z

Украинцы надели сомбреро и пригласили латиноамериканцев в ВСУ

2025-07-14T15:50:08Z

В России одобрили введение цифрового паспорта гражданского и служебного оружия

2025-07-14T15:49:52Z

Трихолог Троицкая: волосы могут сечься из-за недостатка витаминов в организме

2025-07-14T15:48:00Z

Трамп назвал очень приятными свои беседы с Путиным

2025-07-14T15:47:57Z

С 2026 года многодетные семьи в России смогут получить новый налоговый вычет

2025-07-14T15:47:22Z

Трамваи задерживаются на Живописной улице в Москве из-за дерева на контактной сети

2025-07-14T15:46:59Z

HBO объявили о запуске производства телесериала о Гарри Поттере

2025-07-14T15:46:27Z

На въезд в Калининградскую область из Польши образовались очереди автомобилей

Всю жизнь любил цирк, а создал мировой балет: гений Юрия Григоровича

2025-06-27T05:10:00Z — Юрий Григорович фактически создал современный классический балет. 27 июня – 40-й день с его смерти.


На 99-м году жизни 19 мая этого года умер человек, ставший при жизни легендой всего мирового балета. Удивительным в уходе Юрия Григоровича стало то, что его смерть не породила ни одного скандала и выяснения взаимоотношений, что сегодня стало нормой после смерти многих знаменитостей.

Юрий Григорович родился в Ленинграде 2 января 1927 года в семье "бухгалтера и домохозяйки". Формулировка социального положения его родителей скрывала главное – Николай и Клавдия Григоровичи были "из бывших", как было принято говорить в то время. Его отец два года учился в Технологическом институте, но был из него отчислен как дворянский сын и после этого проходил рабочую школу. Мать Григоровича до революции окончила хореографическое училище.

В то время семья жила в доме на Моховой. Дед был там старшим по дому, а до этого он был смотрителем конных заводов, случайно попавшим в Россию – его пригласили из Италии. Он женился на бабушке и остался.

Затем семья переехала на Загородный проспект в дом, где жили танцовщики и балетмейстеры Мариинского театра, начиная с Петипа. В предпоследнюю квартиру Григоровича в Ленинграде на Петровской набережной рядом с особняком балерины Матильды Кшесинской часто приезжал знаменитый в то время гитарист Сергей Сорокин, который дружил с его дядей – танцовщиком Мариинского театра Георгием Разаевым.

Самым памятным местом для Григоровича в Ленинграде была его квартира на Мойке рядом с квартирой Пушкина. Квартира располагалась во флигеле дома князей Волконских. Последний представитель этого рода, который остался в СССР, Андрей Волконский, был композитором и часто гостил у Григоровича. Сейчас этого флигеля нет, это место стало частью городского тротуара.

В 1937 году Григорович поступил в Ленинградское хореографическое училище. В военные годы находился в эвакуации сначала в Костроме, а потом в Молотове (Пермь), где продолжал учиться и выступать, вернулся в 1944 году после снятия блокады. В 1946-м окончил училище, тогда же поступил в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова, где до 1961 года был одним из ведущих танцовщиков, танцевал в "Бахчисарайском фонтане" и в первой постановке "Спартака" Леонида Якобсона, где исполнял партию Ретиария.

Самостоятельно ставить балеты Григорович начал еще будучи танцовщиком. В 1957 году в Кировском театре он поставил "Каменный цветок", где сам исполнил партию Северьяна. В 1961-м – "Легенду о любви" на музыку Арифа Меликова. Эти спектакли были замечены специалистами. Переезд Григоровича на работу в Москву был предрешен.

Психологически Юрий Григорович был готов уехать из своего родного города. Но до конца своих дней москвичом он так и не стал, ощущая себя ленинградским москвичом.

Смотрины Григоровича в Большом театре в Москве прошли в 1963 году. В качестве приглашенного балетмейстера он поставил на сцене Большого "Спящую красавицу" Чайковского. Премьера прошла с успехом, и через год он переехал в Москву.

Балетная труппа Большого долгое время находилась в тени оперной. С 1930-х годов в советском балете правил драмбалет. У истоков этого направления стоял один из основателей МХАТа Владимир Немирович-Данченко, который переделал "Лебединое озеро" по образу художественного театра. Хореографов оттеснили режиссеры, для которых первичной была драматургия, а танец оставался в стороне. Для балетного мира это было невыносимо. Шел поиск балетмейстера, который вернет балету его истинное начало. Выбор пал на Юрий Григоровича.

Первым балетом Григоровича, поставленным в качестве главного балетмейстера в Большом театра, стал "Щелкунчик" Петра Чайковского в 1966 году. Эта постановка, которая в следующем году отметит 60-летие, во всем мире сегодня считается эталонной. Через три года вышло отредактированное им "Лебединое озеро" в хореографии Петипа.

В Большом театре в Москве Григорович более чем за 30 лет осуществил 15 постановок, 8 из которых оригинальные.

В 1970-е годы прошлого века балетная труппа Большого театра Москвы во всем мире признавалась лучшей.

В 1968 году Юрий Григорович решил поставить в Большом театре балет Арама Хачатуряна "Спартак". Композитор был у недоумении, его вполне устраивали постановки балета Леонида Якобсона в Кировском театре в 1956 году и в Ленинграде в 1962-м и Игоря Моисеева в 1958 году в Большом театре в Москве. Примечательно, что Майя Плисецкая в Большом театре поочередно исполняла в этом балете партии Фригии и Эгины в разных постановках.

Хачатуряна коробила вольная трактовка балета Григоровичем, когда он менял партии местами и убирал все самое важное для композитора. Во многих сценах Григорович самовольно убрал женские партии. Хачатурян категорически отказывался принимать спектакль. Все закончилось феноменальным триумфом и подаренной композитором партитурой на премьере балета, в которой он написал: "Гениальному балетмейстеру с плохим характером".

Ленинская премия, которую получили исполнители главных партий в 1970 году послужила входным билетом в высшую политическую элиту СССР того времени. Для Григоровича была важная другая оценка – балет был понятен всем слоям общества. Для него, как человека спортивного, важно было то, что музыка из "Спартака" была мгновенно подхвачена в координационных видах спорта – фигурном катании, спортивной и художественной гимнастике. После "Спартака" Григоровича Арам Хачатурян стал музыкальным классиком во всем мире.

В мировой балет "Спартак" Григоровича вернул понятие мужского танца. До этого он предпринимал попытки в "Каменном цветке" и "Лебедином озере" доказать всем, что мужчина в балете танцовщик, а не подставка для балерин. В постановке "Спартака" Григоровича мужчины впервые перетанцевали женщин, не обидев слабый пол, сделав это элегантно и легко.

Хореография Григоровича не для слабых танцовщиков. Ведущие партии его балетов могут станцевать единицы, обладающие безупречной техникой и физической силой. В жизни из всех искусств Юрий Григорович больше всего любил цирк, в семье было много артистов цирка. На балетную сцену из цирка он принес скорость, риск, импровизацию и мощную физическую подготовку.

Принято считать, что инициатором переезда в 1964 году в Москву Юрия Григоровича на работу в Большой театр был главный дирижер ГАБТа того времени Евгений Светланов. Об этом было сказано в интервью самим Юрием Григоровичем, но это не совсем так.

Инициатором его перехода на работу в Большой театр была Майя Плисецкая. В 1964 году она получила Ленинскую премию и была беспрекословной примой советского балета. Плисецкая во время зарубежных гастролей познакомилась со всей американской и европейской политической элитой, была дружна с американским президентом Джоном Кеннеди и его братом Робертом. В то время ее статус в советском балете был на порядок выше статуса Григоровича. Плисецкая мечтала вернуть на сцену Большого театра танец в балете и в роли исполнителя этой задачи она видела Юрия Григоровича.

Майя Плисецкая была единственной среди всех звезд балета Большого театра, у кого не было никаких обязательств перед Юрием Григоровичем. Он это понимал и шел ей навстречу. Давал главные роли в своих балетах. Он нехотя, но дал согласие на постановку балетов самой Плисецкой, где она танцевала главные партии.

Врагами, на мой взгляд, они не были. У них были разные взгляды на развитие искусства. Григорович считал, что в искусстве не может быть прогресса. На классический танец он смотрел как на музыку, в основе которой семь нот. С момента развития новых течений в балете, не связанных с пальцевой техникой, многое изменилось. Сегодня существует не только система классического балета, но и модерн-балет. Аналогии с классической живописью и абстрактной вполне уместны.

Разница, по мнению Григоровича, состоит в том, что человеческое тело не абстрактно, а конкретно. С возрастом спорить бесполезно: классический танец с его физическими нагрузками – удел молодых. В 1988 году решение Григоровича об увольнении по возрасту семи звезд Большого театра, включая и его жену Наталью Бессмертнову, было логическим завершением его личного спора со звездами, которых он сам создал.

Он не вступал в полемику со своими звездными учениками. Обо всем пережитом сказал коротко и ясно: "Жизнь удалась, потому что работал с гениями".

Юрию Григоровичу в жизни повезло. Он совпал со временем, точнее сказать, с научно-техническим прогрессом. Как ставили спектакли его предшественники и танцевали в спектаклях балетные исполнители прошлого, мы можем узнать только из мемуаров представителей того времени. Но человеческая память изменчива и субъективна. Все спектакли Григоровича записаны на пленку. Как долго они будут жить на сцене, покажет время.

Фрагмент его первого балета "Аистенок", поставленный в балетной студии ленинградского дворца культуры имени Горького, благодаря записи в хронике "Новости дня" дошел дошел до нас. Там мы видим молодого Григоровича, который вместе со студийцам исполняет небольшую партию в этом балете.

В своих балетах Григорович понятен всем без слов, каждое придуманное им танцевальное движение – это слово, а каждый созданный балет есть тщательно прописанная мысль.

Григорович 30 лет руководил Большим театром, 70 лет ставил балеты. Где и когда будет превзойден этот рекорд (и будет ли), не знает никто. Ведь только для того, чтобы его просто повторить, понадобится совершить балетную революцию и полностью изменить эстетику балетного мира.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!

Читайте также:

2025-06-24T04:32:46Z

Юрия Григоровича посмертно наградили призом Бенуа «За жизнь в искусстве»

Выдающийся российской хореограф Юрий Григорович посмертно награжден призом Бенуа «За жизнь в искусстве». Международный балетный фестиваль Бенуа де ла Данс в 2025 году посвятили памяти его основателя - Юрия Григоровича.

2025-07-04T12:45:01Z

Без оков классики. Балет Мариинского театра вернулся в Москву месяц спустя

Прославленная труппа вновь приехала в Большой театр (на этот раз на Новую сцену) с репертуаром, который сложно назвать для нее презентационным. Это вечер балетов Игоря Стравинского, собранный из трех одноактных постановок разных лет.

2025-07-05T11:14:59Z

На сцене Большого состоялись вторые обменные гастроли балетных трупп главных театров страны

В Большом театре в рамках фестиваля «Игорь Стравинский», прошли вторые в истории обменные гастроли балетных трупп Большого и Мариинского театров

2025-07-05T21:00:40Z

6 июля режиссер Юрий Грымов отмечает свое 60-летие

Свое 60-летие 6 июля отмечает один из самых ярких режиссеров современности - Юрий Грымов. Московский театр "Модерн", которым он руководит вот уже десятый год, за это время превратился в территорию творческого поиска: здесь не боятся экспериментов ни в постановке спектаклей, ни во взаимодействии со зрителем, который, надо сказать, доверяет любимому театру и с воодушевлением принимает участие во всех его "авантюрах".

2025-06-26T05:00:00Z

Тайны великого импресарио: звезды Большого театра в новом балете "Дягилев"

На Новой сцене Большого театра 24 и 25 июня состоялась мировая премьера двухактного балета "Дягилев". Спектакль не репертуарный, но в нем заняты пять премьеров, прима и первая солистка ГАБТа. Художник — звездный модельер Игорь Чапурин. Хореограф — Алессандро Каггеджи, не в первый раз сотрудничающий с лучшими российскими танцорами. Режиссер — Сергей Глазков, известный работами во МХАТе. В центре сюжета — сложный эпизод из жизни великого импресарио Сергея Дягилева, прославившего русское искусство в Европе. Чем необычна постановка — в фотоленте РИА Новости.