"Единственная валюта". Доллар отступает перед новыми придумками БРИКС

Все новости

2025-07-13T13:56:14Z

Военкор Рожин опубликовал радиопереговоры ВСУ под Красноармейском

2025-07-13T13:55:30Z

Один человек погиб и трое пострадали в массовой аварии в Челябинской области

2025-07-13T13:55:19Z

Старинный город императрицы Марии отпраздновал День Сибирского купечества

2025-07-13T13:53:34Z

Исследование: самым популярным городом для летних бизнес-поездок стал Стамбул

2025-07-13T13:52:54Z

В Чувашии вновь прошел «Папа-Фест»

2025-07-13T13:52:12Z

Терапевт Александрова рассказала о способах защиты от летних простуд

2025-07-13T13:51:09Z

Специалист Коршунов: при выборе дома летом легче заметить его недостатки

2025-07-13T13:49:37Z

В Ростовской области объявили ракетную опасность

2025-07-13T13:49:07Z

Психолог Куликова-Цай перечислила топ-3 профессий будущего

2025-07-13T13:48:42Z

"Атака на ценности": поступок Зеленского вызвал отвращение на Западе

2025-07-13T13:48:20Z

Косметолог Алифанова перечислила процедуры, необходимые для поездки на море

2025-07-13T13:47:28Z

Новости из зоны боев за 13 июля. В Тёткино боевики ВСУ пошли за смертью

2025-07-13T13:47:03Z

Отпевание скульптора Владимира Буйначева пройдет 15 июля

2025-07-13T13:45:14Z

На Кубани жители восьми улиц остались без электроснабжения

2025-07-13T13:44:51Z

Политолог Дудаков назвал 30%-е пошлины США рычагом давления на Евросоюз

"Единственная валюта". Доллар отступает перед новыми придумками БРИКС

2025-06-24T10:50:00Z — Несмотря ни на что, констатирует профессор Хенрик Мюллер, доллар остается самой важной международной валютой. Даже его недавняя слабость, какой бы необычной она ни была с учетом обстоятельств, ни в коем случае не является драматичной. Согласно Банку международных расчетов в Базеле, по сравнению со своими основными монетарными конкурентами американская валюта фактически стала даже сильнее, чем когда-либо за последние 20 лет. По данным Европейского Центробанка (ЕЦБ), доллар по-прежнему доминирует с большим отрывом в международных финансовых операциях, банковских депозитах, кредитах, операциях на валютном рынке и официальных валютных резервах. Это единственная валюта на планете, использование которой намного превышает вес стоящей за ней национальной экономики.


Несмотря ни на что, констатирует профессор Хенрик Мюллер, доллар остается самой важной международной валютой. Даже его недавняя слабость, какой бы необычной она ни была с учетом обстоятельств, ни в коем случае не является драматичной. Согласно Банку международных расчетов в Базеле, по сравнению со своими основными монетарными конкурентами американская валюта фактически стала даже сильнее, чем когда-либо за последние 20 лет. По данным Европейского Центробанка (ЕЦБ), доллар по-прежнему доминирует с большим отрывом в международных финансовых операциях, банковских депозитах, кредитах, операциях на валютном рынке и официальных валютных резервах. Это единственная валюта на планете, использование которой намного превышает вес стоящей за ней национальной экономики.

Несмотря на это, международная роль доллара постепенно снижается. Китай реализует все большую часть своей внешней торговли в юанях. Центральные банки, особенно на азиатских развивающихся рынках, сокращают свои огромные долларовые резервы и держат все большую долю (в настоящее время 20%) в золоте, как недавно сообщила председатель ЕЦБ Кристин Лагард.

Нет сомнений, что в международной валютной системе многое изменилось, отмечает профессор Мюллер. Мы вступаем в четвертую монетарную фазу после окончания Второй мировой войны. И контуры того, как будет выглядеть эта новая денежная эра, уже вырисовываются. В первой фазе, между 1945 и началом 1970-х годов, доллар был центральной "монетарной звездой" для несоветской части мира. Валюта США была обеспечена золотом. Другие валюты были привязаны к доллару по фиксированным, но регулируемым обменным курсам. В начале 1970-х годов эта система развалилась. После войны во Вьетнаме и внутренних гражданских беспорядков США отказались от привязки доллара к золоту.

На втором этапе фиксированные обменные курсы послевоенных десятилетий уступили место гибкому рыночному соглашению. Тем не менее, доллар сохранил свое господство. Другие валюты, в частности японская йена, немецкая марка и британский фунт играли важную вспомогательную роль.

На третьем этапе доминирование доллара снова усилилось. Вслед за глобализацией, начавшейся в 1990-х годах, многие развивающиеся экономики накопили гигантские валютные резервы, чтобы защитить себя от потрясений на финансовых рынках. Доллар снова стал предпочтительной валютой. Он предлагал несколько взаимодополняющих преимуществ: крупные, ликвидные финансовые рынки, которых не было нигде на свете, независимый центральный банк, поддерживающий денежную стабильность, правовое государство с заслуживающими доверие судами и институтами, а также политико-военную концентрацию власти, способную в случае необходимости гарантировать соблюдение своих правил во всем мире.

Тогда Америка могла обеспечить сочетание финансовой мощи и глобальной власти. Но теперь это меняется, и сразу в нескольких отношениях. Прежнее экономическое, политическое и военное господство США исчезает. Подъем Китая и интеграция Европы создали крупные (хотя пока еще неполные) рынки капитала. Теперь уже администрация Трампа ставит под сомнение безоговорочное верховенство закона внутри своей страны, а также независимость Федеральной резервной системы и политико-военные альянсы, которые США создавали по всему миру в течение 80 лет. В то же время наращивание военной мощи Китая бросает вызов статусу Америки как глобально доминирующей военной державы.

По мнению Хенрика Мюллера, на четвертом этапе не произойдет перехода от одной мировой валюты к другой, однако будет иметь место диверсификация. Как продемонстрировал в своем прогнозе экономист Барри Эйхенгрин из университета Беркли, квази-монополия на денежно-кредитную политику не является необходимым условием для обеспечения международных потоков товаров и капитала. Технологические достижения позволяют обменивать различные валюты по низкой цене. Система, построенная на нескольких столпах, потенциально будет более стабильной, так как сможет поддержать несколько стран, которые могли бы вмешаться, чтобы стабилизировать систему в кризисных ситуациях.

Будучи европейским патриотом, профессор Мюллер считает, что новая полицентричность дает Европе историческую возможность самоутвердиться. В отличие от Китая, чья автократическая система не может гарантировать верховенство закона, Еврозона – это крупная экономика с надежной правовой базой и авторитетными институтами. Европейские финансовые рынки открыты – в отличие от китайских, где контроль за движением капитала и валютные ограничения продолжают сдерживать трансграничный обмен.

На евро уже сейчас приходится около одной пятой всех международных трансакций, банковских депозитов, кредитов и официальных валютных резервов. Это примерно соответствует экономическому весу еврозоны. С другой стороны, китайский юань играет пока незначительную роль в международной финансовой системе, хотя и усиливает свои рыночные позиции в торговле с остальным миром.

Дальнейшее формирование действительно общего финансового рынка Европы, единой фискальной политики – и – опять же – общеевропейской военной мощи – могли бы сделать евро значительно более привлекательным на международном уровне, считает профессор Мюллер. Главный вопрос – имеется ли для этого политическая воля? В настоящее время Европа экспортирует сотни миллиардов евро избыточных сбережений, не в последнюю очередь в Соединенные Штаты. Если бы европейцам удалось продуктивно инвестировать часть этих денег у себя на континенте, это было бы колоссальным шагом вперед. При Трампе Америка наносит сама себе большой экономический ущерб, и это трагично, заключает Хенрик Мюллер. Но это не должно вводить в заблуждение Европу, которая обязана решительно идти собственным путем.

Между тем все попытки потеснить доллар могут привести к серьезным конфликтам. Ведущий экономист Парижского центра международной экономики CEPII Карл Греку убежден, что монетарная гегемония США – это власть, которая не намерена делиться своими привилегиями с кем бы то ни было. Поэтому падение доллара недопустимо для Америки, которая будет защищать свой статус всеми доступными средствами.

Пока что, по мнению Карла Греку, все попытки создать альтернативную валюту являются не более чем политическим проектом. Тем не менее, в перспективе такая возможность есть у объединения БРИКС, которое захватывает все большую долю мирового рынка энергетики и сырья. Это автоматически ведет к снижению веса мировой долларовой системы. Однако создание валюты БРИКС должно соответствовать классическим валютным критериям – служить расчетной единицей цены на товар, средством кредитования и накопления, а также свободно конвертируемым международным платежным средством. Только в этом случае валюта БРИКС сможет составить конкуренцию доллару и стать мощным инструментом давления на финансовую монополию Запада в целом.

Читайте также:

2025-07-09T12:01:00Z

"Наша валюта — ваша проблема": США уже всей душой ненавидят родной доллар

В первом полугодии 2025 года доллар понес самые большие потери за более чем пятьдесят лет, пишет NZZ. Вопрос о том, приносит ли его статус мировой резервной валюты больше преимуществ или проблем Вашингтону, уже давно является предметом ожесточенных дебатов. На сегодняшний день он актуален, как никогда.

2025-06-30T21:12:00Z

Угроза доллару стала реальной. Будет ли у БРИКС своя валюта и когда?

На мировых рынках все ощутимее становится тенденция к дедолларизации, особенно в связи с угрозами Трампа ввести высокие пошлины, пишет НС. Потенциально создание валюты БРИКС позволила бы членам объединения упрочить свою экономическую независимость. Но решатся ли страны на столь серьезный шаг?

2025-06-24T15:00:38Z

Триллионы долларов мировых ЦБ скоро утекут мимо доллара в золото, евро и юань

2025-06-24T04:00:00Z

Что мешает европейской валюте стать серьезной альтернативой доллару

Американский доллар десятилетия занимает доминирующее положение как глобальная резервная валюта. Его роль поддерживалась экономическим весом США, глубиной финансовых рынков и институциональными принципами свободной торговли и движения капитала, монетарной и фискальной устойчивостью, реализуемыми ФРС и «Бреттон-Вудскими» институтами, такими как МВФ и Всемирный банк. Попытки инвесторов сбалансировать риски, сконцентрированные в американской валюте, проявляются и в росте интереса к евро, рассказывает управляющий директор «Газпромбанк Private» Егор Сусин

2025-06-30T13:31:47Z

Золото умеренно дорожает на фоне ослабления доллара