2025-07-14T18:49:55Z
Аллерголог Бобрикова дала рекомендации по организации быта при аллергии
2025-07-14T18:48:22Z
Основные фондовые индексы Европы завершили торги в основном снижением
2025-07-14T18:46:21Z
Наемников призвали вступать в ВСУ на испанском языке
2025-07-14T18:45:18Z
Минск опроверг обвинения ЕС в "миграционной угрозе"
2025-07-14T18:44:27Z
В Московском метро остановили движение на части зеленой ветки
2025-07-14T18:44:10Z
Волонтеры движения "Экосистема" ликвидируют последствия пожара в Чите
2025-07-14T18:43:49Z
"Готовы убивать солдат РФ". В России отреагировали на слова Писториуса
2025-07-14T18:43:18Z
Ветеран войны Александр Рогов умер в Воронежской области в возрасте 100 лет
2025-07-14T18:42:28Z
Пшик-сюрприз. Трамп принял неудобную позу, чтобы усидеть на всех стульях
2025-07-14T18:41:12Z
В Россию из Эквадора экстрадировали обвиняемого в хищении выплат за протезы
2025-07-14T18:40:03Z
Нефтяные отходы превратили в настоящую керамику в России
2025-07-14T18:40:00Z
Девочка утонула на глазах у сестры в Новой Москве
2025-07-14T18:39:00Z
Военный эксперт Никулин: идея Трампа отрезвит ЕС от затрат на оружие для Украины
2025-07-14T18:38:40Z
ФАС запросила у сетей документы после жалобы хлебопеков на монополизацию рынка EDI
2025-07-14T18:38:08Z
Карлсон призвал экс-премьера Израиля рассказать о связях Эпстина с властями
2025-06-24T08:55:00Z — Украина точно не победила, но пока и не проиграла окончательно, так как еще способна сопротивляться, пишет Do Rzeczy. Побеждает Россия, которая несмотря на все давление Запада, упорно идет к своей цели. Москва оценивает собственные позиции как выгодные — и это значит, что ее победа не за горами.
Президент Дональд Трамп пообещал прекратить конфликт на Украине за 24 часа. Реализация этого плана провалилась не только в части, касающейся анонсированных рекордно коротких сроков достижения мира, но и в целом. И если Киев при поддержке европейских стран, занимающих в этом вопросе гораздо более конфронтационную позицию, чем американцы, стал для Вашингтона нелегким партнером, то Москва оказалась для американского президента еще более крепким орешком.
Путин приказал массово штамповать "Орешник". Кому-то сильно не поздоровится. Лондон всполошился
Отчего так произошло? Механизм любого конфликта в принципе одинаков. Если предположить, что акторы обеих сторон руководствуются рациональными соображениями, перемирие или заключение мира становится возможным только в двух случаях. Во-первых, если одна сторона потерпела полное поражение, а вторая одержала полную победу. Классический пример — завершение Второй мировой войны. Германия подписала капитуляцию, когда советские солдаты стояли у руин Рейхсканцелярии, а фюрер был уже мертв.
В контексте российско-украинского конфликта данный вариант сомнителен: что касается разгрома России, то ее поражение совершенно нереально (тут понадобилась бы мировая война), а относительно Украины, ее разгром, надеюсь, маловероятен.
Второй вариант, гораздо более распространенный, заключается в том, что обе стороны признают, что для них выгоднее прекратить конфликт, чем его продолжать. Причем важно, чтобы это поняла сторона, обладающая относительным преимуществом. Для противоположной стороны тут почти всегда все очевидно — если вы проигрываете и находитесь под давлением, боевые действия лучше прекратить.
В данном конфликте обе стороны, несомненно, мыслят рационально. Да, вначале польская фракция поджигателей войны продвигала тезис о том, что Владимир Путин — безумец, мотивацию которого невозможно рационально понять или прогнозировать. После более чем трех лет конфликта мы понимаем, что это неправда. Резоны Москвы можно без особых проблем сформулировать. Ее намерения вполне логичны несмотря на то, что эта логика, скажем так, отличается от той, которой руководствуются на Западе. Россия заинтересована в создании достаточно обширной зоны стратегической безопасности (как она эту безопасность понимает) и по этой логике Украина должна быть так или иначе нейтрализована. Эта нейтрализация теоретически может принять форму обязательства неприсоединения ее к Североатлантическому альянсу (при том, что вступление Украины в Альянс и так представляется малореальной перспективой) и провозглашения нейтралитета.
Конечно же, тут не все так однозначно. Вопрос баланса выгоды и убытков является вполне актуальным. Можно задать себе вопрос, а предложил ли Запад России достаточно хорошую альтернативу?Как мы понимаем, если на переговорном столе, к которому приглашают Москву, не просматривается (из-за позиции ЕС) даже такого минимального бонуса, как частичная отмена санкций, приглашать к диалогу Москву — дело бесперспективное. О чем можно судить точно, так это о том, что вопреки пропагандистским заявлениям Россия в этом военном конфликте не проигрывает. Можно, конечно, сказать, что она и не одерживает в нем победу — ту, на которую рассчитывала изначально. Впрочем, если оставаться в этих понятийных рамках, очевидно, что Украина находится от победы еще дальше.
Данную ситуацию можно объяснить таким важным фактором (на который с самого начала указывали), как ресурсы, которые имеются в распоряжении обеих стран. У России, которая уже давно накапливала валютные резервы, этих — самых разнообразных — ресурсов несравненно больше. Несмотря на то, что Запад наложил на Россию жесткие (теоретически) санкции, а Украине предоставил неограниченный доступ к многим сегментам европейского рынка, динамика экономического роста двух стран в период конфликта выглядит вроде бы одинаково, но при этом сильно отличается по цифрам. В первый год конфликта показатель ВВП Украины резко упал: падение составило более 15% в первом квартале 2022 года, более 37% во втором, примерно 31% в третьем и четвертом и более 10% в первом квартале 2023 года. Затем последовал резкий взлет этого показателя – около 19% во втором квартале 2023 года. Однако положительный импульс вскоре угас и в последнем квартале прошлого года показатель украинского ВВП вновь опустился вниз, составив - 0,1%.
Российский показатель ВВП во втором квартале 2022 года также снизился, но всего на 3,7%. В последующие три квартала это снижение составило 2,9%, 1,9% и 0,9%. Но потом цифры стали динамично расти. В течение следующих четырех кварталов показатель ВВП оставался на отметке свыше 5% (в третьем квартале 2023 года даже поднялся до 6,2%). Затем рост замедлился, однако Россия по-прежнему в плюсе: в первом квартале этого года рост ВВП там составил 1,4%. Украинских данных за данный период пока нет.
Сказать, что Россия вообще не чувствует последствий изоляции, конечно же, нельзя. Однако эта изоляция не является герметичной или полной: достаточно упомянуть хотя бы проблему так называемого теневого флота — то есть судов, которые под чужими флагами перевозят российское сырье в направлениях, теоретически перекрытых западными санкциям. Так что утверждение, будто бы Москва изолирована, не соответствует действительности. За прошедшие три с лишним года Россия успешно создала альтернативный Западу дружественный лагерь, в который входят страны БРИКС (на данный момент организация объединяет 10 государств), а также значительная часть стран Африки и Южной Америки. Можно, конечно, задаться вопросом, каков в этом механизме статус Москвы, и отстаивать тезис о том, что в отношениях с Китаем и даже с Индией она скорее клиент, чем гегемон, однако для развития ситуации на Украине это не имеет значения. Важно, что России есть с кем торговать, что ее финансовая система не рухнула, что страна по-прежнему является активным игроком в мировой политике.
Очевидная разница потенциалов между двумя противниками касается и людских ресурсов, что в условиях конфликта, во многом напоминающего позиционное противостояние времен Первой мировой войны (Какое же это позиционное противостояние, когда фронт неуклонно движется на запад. – Прим. Ино СМИ), имеет первостепенное значение. Достоверно оценить потери с обеих сторон очень сложно, поскольку как киевская, так и московская пропаганда, естественно, занижает свои потери и преувеличивает урон, нанесенный противнику. (…).
Украина испытывает все большие проблемы с призывом: там все меньше желающих участвовать в конфликте, которому не видно конца и смысл которого выглядит все более сомнительным. Но главное даже не отсутствие мотивации, а то, что из-за продолжающихся военных действий и без того печальные показатели украинской демографии опускаются еще ниже. Украина, имея бóльшую территорию, чем Польша, насчитывает примерно такое же количество населения (около 38 миллионов). Уровень рождаемости на Украине в течение многих лет был ужасно низким. Как считается, чтобы избежать депопуляции, коэффициент рождаемости должен составлять примерно 2,1. В настоящее время в Польше он не поднимается выше 1,1. На Украине в середине 80-х он был больше 2. В 2020 году — уже 1,21, в 2022 году – 0,9, в 2024 году – 0,99. Отправка на фронт мужчин — естественно, самых молодых и сильных — автоматически сокращает группу населения, наиболее подходящую для создания семьи. В недалеком будущем это приведет не только к сокращению популяции, но и к снижению налоговых поступлений и, как следствие, к сохранению зависимости от иностранной помощи. А еще это значит, что в стране будет рождаться все меньше мальчиков, способных впоследствии служить в армии.
Еще один фактор, влияющий на устойчивость российского государства, на который указывают реалисты с самого начала конфликта, это авторитаризм российской политической системы. Такие системы всегда обладают большей устойчивостью к стрессу и нагрузкам, чем демократические. Правда, в настоящий момент украинскую систему тоже трудно назвать демократической – она начинает приобретать авторитарные черты. (…). Тем не менее, если вспомнить украинские политические перевороты, ее Оранжевую революцию, можно утверждать, что украинское общество, если его припереть к стене, способно оказывать правящему политическому классу активное сопротивление. Даже если признать — а для этого имеются серьезные основания — что подобные перевороты не совершались без определенной иностранного вмешательства и помощи. Поэтому все более склонный к недемократическим методам правления Зеленский вынужден все-таки считаться с общественными настроениями. (…)
Помимо репрессивного характера российской политической системы необходимо учитывать еще два важных фактора. Во-первых, что российское общество имеет имманентную, исторически сложившуюся очень высокую устойчивость к стрессу и сложным условиям существования, особенно когда эти стрессы и экстремальные условия объясняется необходимостью противостоять извечным врагам России и сдабриваются отсылками к национальной гордости и великодержавными лозунгами. Система кремлевской пропаганды позаботилась о том, чтобы конфликт с Украиной воспринимался обществом именно так.
Во-вторых, несмотря на иррациональные ожидания западных публицистов, жизнь простых людей в России не претерпела какого-то драматического ухудшения. Статистика российских зарплат способна удивить. Среднегодовая зарплата в России по паритету покупательной способности (ППС) составляет около 49 тысяч долларов, то есть в месяц это более 15 тысяч злотых. В Польше средняя годовая зарплата с поправкой на ППС примерно на 10 тысяч долларов меньше. Это, конечно же, средняя цифра по России, где дисбаланс в оплате труда гораздо серьезнее, чем на берегах Вислы. Однако она демонстрирует, что, по крайней мере, на данный момент российская экономика далека от краха, а финансовое положение россиян отнюдь не катастрофическое.
Кто же в этом конфликте побеждает, а кто проигрывает? Можно сказать, что, поскольку Украина имела гораздо худшие стартовые позиции, но все еще способна защищаться (хотя и с мощной иностранной помощью, которая, по данным Кильского института мировой экономики, на сегодняшний день составляет 275 миллиардов евро, включая "гуманитарку"), она, безусловно, не проиграла. Но и не победила, если считать победой вытеснение противника с занятой им территории и принуждение его к мирным переговорам на приемлемых для жертвы агрессии условиях.
Кроме того, это Россия (…) подверглась мощному давлению со стороны союзников Украины, именно на нее наложили санкции (в мае ЕС принял 17-й пакет!), а значительная часть ее иностранных активов была заморожена. Эффект этих мер представляется, мягко говоря, незначительным, если не нулевым. Отсутствие готовности Москвы к серьезным мирным переговорам само по себе является свидетельством того, что Кремль оценивает свои позиции как выгодные, и пока это так, и пока кроме палки ему не покажут солидную морковину, надежды на мир невелики.
2025-07-08T02:37:09Z
Запад считает, что не может проиграть, поэтому всеми силами пытается доказать миру свою мнимую победу над Россией. Об этом в статье для издания Consortium News написал американский журналист Патрик Лоуренс.
2025-06-30T10:03:11Z
Украина превратилась из эпицентра европейской безопасности в неприятное напоминание об огромных рисках войны с Россией, пишет Advance. Пока союзники согласовывают новые цифры расходов, Киев остается на передовой в одиночку, и ему остается надеяться только на свои силы. Но у всего есть предел.
2025-07-04T12:43:53Z
Украина находится на грани коллапса, заявил американский политолог Гилберт Доктороу в интервью на YouTube-канале Judging Freedom. По его словам, пока ВСУ теряют тысячи бойцов ежедневно, Москва вполне довольна развитием ситуации, а поддержка Путина внутри России крепнет.
2025-06-27T22:07:13Z
2025-07-01T09:43:00Z
Россия намерена включить Европу в свою зону влияния, пишет Polityka. Она не собирается ее завоевывать в военном плане, а хочет просто подчинить себе. По мнению авторов статьи, для этого у Москвы есть разработанная стратегия, которую она уже якобы отрабатывает на Украине. В самой Европе к такому не готовы.