На Форуме объединенных культур обсудили, заменит ли ИИ человека в искусстве

Все новости — Культура

2025-09-29T16:21:25Z

Практики поддержки нижегородских НХП представили в Дагестане

2025-09-29T16:09:08Z

В Русском доме в Нью-Дели открылась выставка, посвященная Мариуполю

2025-09-29T16:05:56Z

Любимые сапоги принцессы Дианы из 80-х вернулись в моду

2025-09-29T16:04:06Z

«Известия» анонсировали спецпроект к 125-летию карикатуриста Бориса Ефимова

2025-09-29T15:49:00Z

Овдовевшая Симоньян показала архивные кадры, на которых Кеосаян пел и шутил

2025-09-29T15:35:22Z

Экономика творчества. Определили лучших креативных продюсеров России

2025-09-29T15:32:28Z

Мединский вручил членам Союза писателей билеты нового образца

2025-09-29T15:31:18Z

«Как это соединить?»: Бутман доволен первым экспериментом с «горловым джазом»

2025-09-29T15:29:49Z

Фильм «Невеста», 2026 год: что известно о ремейке классического хоррора с Кристианом Бейлом в роли монстра Франкенштейна

2025-09-29T15:25:37Z

Историк моды раскрыл стоимость образа Собчак на показе в Милане

2025-09-29T15:25:00Z

На Смоленском кладбище в Петербурге найден гигантский съедобный гриб

2025-09-29T15:22:23Z

Омск принял первый в России масштабный пресс-тур для иностранных блогеров

2025-09-29T15:13:00Z

Дворцов: 26 сентября в Москве выступит певец Джейсон Деруло

2025-09-29T15:10:08Z

В Москве открылась II конференция по развитию премии «Золотая Маска»

2025-09-29T15:03:03Z

"Газманов-Родники" планируют принимать на конкурс созданные с помощью ИИ песни

На Форуме объединенных культур обсудили, заменит ли ИИ человека в искусстве

На Форуме объединенных культур обсудили, заменит ли ИИ человека в искусстве

2025-09-29T14:36:34Z — Скажи, что ты думаешь, и я скажу, когда тебя сможет заменить аватар. Это я к тому, что искусственный интеллект хоть завтра может стать дублером ремесленника. Но перед талантом нейросети пока бессильны. Те роскошные игры разума, которые не первый год ведутся на Санкт-Петербургском культурном форуме: "Новые технологии в культуре и искусстве - благо или вред, преимущества или риск", тому свидетельство. О том, что ИИ безбожно врет и не знает слова "нет" говорили и раньше. Но если таблица умножения не имеет гражданства, то искусственный интеллект должен быть непременно суверенен - набат все громче. Как и в прошлом году ("Талант и робот: дуэт или дуэль?" "РГ", 27.09.24), предлагаю выдержки из стенограммы - специально для читателей "РГ".


По традиции модератор дискуссии директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов:

Три года назад практически этой же командой мы начали дискуссию. Что изменилось? Может, придет время, когда искусственный интеллект легко справится с ролью ведущего? Но генерального директора Эрмитажа никакой ИИ не заменит.

Михаил Пиотровский: Все споры и страдания в чем? Нужно искать правильную нишу для искусственного интеллекта. И мы ее, по-моему, нашли. Благодаря играм с искусственным интеллектом решаем важнейшие задачи искусства. Переосмысливаем музейную практику, когда "играем с реставрацией", снимаем, показываем художникам весь процесс. После любой реставрации картина никогда уже не бывает прежней.

Реставрация - это вроде лицевой хирургии, ее нужно делать, иногда не нужно делать. Реставрация бывает музейная, научная, бывает торговая, глянцевая. Используя новейшие технологии, мы стремимся их гуманизировать. Они становятся человечными.

Мы продолжаем работать с корейскими коллегами и создаем "Небесный Эрмитаж", готовим цифровую выставку, которая откроется в ноябре в Сеуле. Все новейшие технологии сейчас на востоке, как, кстати, и все знаменитые современные художники, которым весь мир заказывает вещи, скорее в Китае, в Японии, чем в Европе.

Роман Карманов: Я правильно понимаю, что отношение к искусственному интеллекту у вас не меняется?

Михаил Пиотровский: Оно нормальное, такое же, как к интернету, к пишущей машинке, к "Гуглу". Но есть что добавить и про опасность. Искусственный интеллект никогда не говорит "нет" и не говорит слова "не знаю". Он врет фантастически. И главное, создает соблазн для ленивых начальников и ленивых исполнителей. Все якобы можно разложить по полочкам, оценить галочками в квадратиках. Мы должны вертеться и отвечать на сотню разных вопросов. Одна из главных бед - сотни бумаг каждый день. И все мы понимаем, что они к делу отношения не имеют. Вот вам и весь искусственный интеллект.

Роман Карманов: Какие риски есть у людей, склонных облегчать с помощью ИИ свое существование?

Михаил Швыдкой, спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству: Однажды я отстранил дипломницу от защиты: в библиографии были книги, которых не было в природе. ИИ написал ей работу хорошую, но ссылался на несуществующие книги. И это пока.

Когда я приехал по распределению в Улан-Удэ в 1970 году преподавать историю мирового театра и литературы, я привез туда чемодан книг. И целый год пересказывал их содержание студентам, и они были счастливы. Сегодня ты приходишь в аудиторию, все сидят с компьютерами, проверяют тебя, и ты с ужасом начинаешь говорить дикие тексты типа "как мне кажется, Пушкин родился в 1799 году", потому что вдруг, если я скажу в 1798 или ошибусь, они проверят и скажут: "профессор идиот, ему нельзя верить".

Поэтому мне надо рассказывать то, что они не могут проверить. Им нужно рассказывать о жизни. И этот момент создает совершенно новый вызов. Ты входишь в аудиторию, где сидят очень хорошо информированные дети, которые не умеют писать, пишут с ошибками, не умеют разговаривать. Но они информированы. Поэтому их надо учить разговаривать, общаться, и это другая история педагогики. Нам нужен и суверенный гуманизм, и суверенный интеллект. Нужен наш материк достоверной информации, который будет осваивать ИИ.

Роман Карманов: Передавая слово режиссеру Константину Богомолову, приведу его цитату: "Внедрение искусственного интеллекта как бытового инструмента довольно вредно. Человек очень быстро расслабляется". Настаиваете и сегодня на этом?

Константин Богомолов: Да, надо говорить о лени, об атрофии мозга, когда искусственному интеллекту передоверяем когнитивные функции.

Технологии - важнейшая вещь, но существенный кризис киноязыка сегодня связан с тем, что кино "подсело" на новые технологии. Операторы, режиссеры, монтажеры осваивают кнопки различных пультов, забывая, как рассказывать историю и работать с актером.

В театре четко видишь, кто наигрывает, а кто живой. В нас на каком-то биологическом уровне вшито чувство живого и неживого. И это такая же важная вещь, как иммунитет, который, увы, ослабляют разные генетически-модифицированные продукты и бесконечная химия. Они облегчают существование, но убивают иммунитет индивидуального человека. Вот точно так же искусственный интеллект, который стремится к созданию абсолютного подобия человеку, в какой-то момент может начать работать против нас, потому что вызовет в нас атрофию чувства живого и неживого, чувство божественного, чувство того, что непостижимо. Человек не постиг тайны своего рождения, человек не постиг тайны своего бытия, и никакой искусственный интеллект в этом ему не поможет.

Роман Карманов: Много ли остается творцов, которые категорически против использования искусственного интеллекта в театре?

Константин Богомолов: У меня есть друг Саша Симонов. Он - блестящий оператор, много лет работавший с Балабановым, подсел на искусственный интеллект, который ему рассказывает, с каких точек снимать. Я говорю: "Что, ты с ума сошел?".

Естественно, пришел домой, освоил эту его машинку и загнал туда какие-то мои идеи и попросил выдать концепцию пьесы в таком-то варианте. Я вам скажу: то, что пока выдают нейросети с точки зрения концепций, - это полная фигня.

Михаил Швыдкой: Я не удержусь "про чувство живого". Есть такая старая байка, как продюсер пришел к олигарху и стал просить деньги на фильм. Тот ему сказал: "Знаешь, я тебе дам денег, но ты должен отгадать. У меня один глаз искусственный, а другой настоящий". Он на него посмотрел, сказал: "Нет, ну, левый искусственный. Почему? В нем есть проблески человеческого".

Роман Карманов: Сейчас огромное количество технологий, которые позволяют оцифровать артефакты. И чем больше ими пользуешься, тем больше идет молодежь в музеи, это так, Ирина Яковлевна?

Ирина Великанова, директор Музея современной истории: Музейщики сегодня имеют возможность создать тематику или план любой выставки с помощью нейросети. Но мы этого не делаем сознательно. Важно, чтобы была эмоция, которую может создать живая выставка, сделанная живыми людьми.

Исторические музеи работают с исторической памятью. Не надо никому объяснять, как это важно, чтобы у молодых людей возникало чувство сопричастности со своей историей. И дать достоверное знание, пользуясь старыми методами, сложно. Традиция начиналась всегда с инновации. Помню, как в 2019 году и наш музей был выбран пилотной площадкой, чтобы опробовать приложение "Артефакт". У нас фактически появился интерактивный экскурсовод, который позволяет оживить любой экспонат, рассмотреть любой документ, прочитать карту. Пять лет прошло, теперь в каждом федеральном музее есть приложение "Артефакт", и посетители уже не представляют себе посещение музея без его использования.

Посетитель Исторического музея в основном школьник или студент-младшекурсник, он живет в цифре. На обычном языке им рассказывать, означает понимать, что завтра он не придет. А мы хотим, чтобы он к нам возвращался снова и снова. Так вот, в прошлом году аудитория наших онлайн-проектов была 11,6 миллиона человек. А за восемь месяцев этого года достигла 16 700 000 человек. И у нас есть даже раздел на сайте "Музей онлайн". Это такие наши живые комиксы, мы рассказываем об истории с помощью коротких анимационных роликов. Мы создали и виртуального экскурсовода - это Супергерой Ру. Он создан при помощи сети наших компаний.

Роман Карманов: А как применяются новые технологии в Национальной медиагруппе?

Светлана Баланова, генеральный директор Национальной медиагруппы: Действительно, искусственный интеллект совершенствуется в своем вранье. Он не только выдает ссылки на несуществующие источники. У нас был случай, когда ИИ сослался на несуществующий закон РФ. А когда мы попросили дать текст этого закона, он выдал текст закона, которого в РФ нет.

Но пытаться остановить использование ИИ в медиа - это, конечно, быть в роли Анны Карениной, встать на рельсы перед несущимся паровозом. Гораздо эффективнее в этот паровоз пересесть и вместе с ним начать двигаться в то самое будущее, о котором мы говорим.

Полнометражный фильм "Дорогая, я больше не перезвоню" стал первым, в котором больше 70 процентов экранного времени снято в виртуальном продакшне. ИИ и виртуальный продакшн - это продюсерский инструмент, который позволяет экономить время и деньги. Часто происходит некий конфликт между режиссером, который в идеале повез бы в Сибирь своего актера и снимал бы живую эмоцию, как тот мерзнет на льду Байкала. Но продюсер говорит: лед растаял, а следующий год я ждать не буду, поэтому снимать будем виртуально.

Для фильма "Красный шелк", о котором после нашей премьеры в Китае знают все, были выстроены экраны на 500 квадратных метров для виртуального продакшна. Напомню, что Сергей Федорович Бондарчук в "Войне и мире" использовал в массовке картонных солдат. А сегодня массовку батальных сцен легко снимать с помощью ИИ.

Роман Карманов: Сколько в этом надежды!

Светлана Баланова: Искусственный интеллект выступает скорее помощником и помогает человеку создавать смыслы. Я все-таки верю в будущее победившего человеческого интеллекта, а не в будущее победившего ИИ.

Роман Карманов: Я бы хотел спросить о студии нейропродакшн, которая возникла в недрах некоторых наших компаний.

Юлия Голубева, заместитель директора "Газпром-Медиа Холдинг": Несколько лет назад медиаиндустрия делилась на две части. Одна относилась к технологиям искусственного интеллекта как к необязательному развлечению. А вторая, наоборот, имела завышенные ожидания. Что происходит сейчас с моей точки зрения? Это стало нашей обыденностью и абсолютным гигиеническим минимумом. По данным сайта хедхантеров, за последний год на 40 процентов увеличилось количество вакансий, где среди прочих требований к соискателю имеется обязательное умение использовать ИИ.

У нас появился виртуальный соведущий в программе "Центральное телевидение" на НТВ с Вадимом Такменевым, полноценный соведущий, гигачат от "Сбера", он участвует и в наполнении программы, и в визуальном оформлении студии.

Роман Карманов: За ним есть человек?

Юлия Голубева: Да, конечно, есть, и пока выводы делать рано. Будем экспериментировать. Ровно год назад я здесь выступала за обязательную маркировку контента, созданного искусственным интеллектом. За это время появились виртуальные персонажи в разных соцсетях, которые маркированы. Поиск с Алисой сейчас выдает результаты, обязательно сопровождающиеся фразой - на основе источников, возможны неточности. При этом законодательно у нас пока это не урегулировано. Китай здесь впереди планеты всей. Закон о регулировании ИИ у них был принят весной 2022 года, а буквально недавно - регламент о маркировке контента, созданного ИИ в соцсетях.

Я знаю, что в России готовится закон о регулировании ИИ. На площадке Восточного экономического форума член рабочей группы при Госдуме рассказывала об этом. Она озвучила формулировку определения, что же такое искусственный интеллект и как он будет закреплен законодательно. Скажу, как я ее поняла, что ИИ - это программа, которая обрабатывает данные, имитируя разумное поведение человека.

Когда мы говорим о новых технологиях в культуре и искусстве, важно сохранить наш культурный пласт при такой бешеной скорости развития ИИ. Запросив изображение "космонавт", мы часто получаем космонавта в оранжевом скафандре с эмблемой НАСА и с американским флагом на рукаве. Или по запросу "Крепкая семья" получаем семью с двумя папами. При этом IT-специалисты мне говорят, что не все так примитивно, как вы, гуманитарии, себе представляете, страшнее тот базовый код, который прописан создателем этой нейросети. И то, как он научил эту нейросеть отвечать на вопрос, что такое хорошо, что такое плохо, что есть правда, что есть ложь.

Так вот, я лично считаю, что искусственному интеллекту надо законодательно запретить прикидываться человеком.

Роман Карманов: У меня складывается ощущение, что участники дискуссии перерастают в рабочую группу.

Борислав Володин, директор АНО "Национальный открытый чемпионат творческих компетенций ArtMasters": Нам точно не стоит преувеличивать значение ИИ, и нам точно нельзя уменьшать роль человека. Главное, чтобы мы не превратились в Емелю на печи. Вот 20 лет назад у нас была большая революция, все забыли об этом: переход от аналогового производства в цифровое. Я работал на телевидении, помню, когда по коридорам ездили огромные тележки с кассетами. И очень много людей тогда боялись, что потеряют работу, все будет оцифровано, куда мы денемся? На самом деле никто работу не потерял, индустрия трансформировалась. Мы получили новые продукты и расширили аудиторию. Технология - это еще и люди, которые эти процессы создают и которые управляют ими.

Новые технологии возникают на стыке взаимодействия разных культур и разных наций. Когда люди разных стран объединяются под одним проектом. Примером такого объединения я могу привести церемонию открытия Олимпийских игр в Сочи в 2014 году, когда наша команда сделала потрясающую церемонию открытия и закрытия. Это пример, когда ИИ - потрясающий инструмент в руках человека, только если этот человек сам развивается.

Роман Карманов: Если вы помните, на прошлой сессии звучали песни, сгенерированные искусственным интеллектом. Полный восторг. Я пришел тогда на одну радиостанцию, говорю, возьмите в эфир. Несмотря на то что они почти не могли отказать, все равно отказались.

Александр Гагиев, директор по взаимодействию с креативными индустриями и талантами в HiFi стриминге "Звук": Я бы тоже не взял такой контент. Хайп постепенно спадает. Мы в нашей отрасли, в музыке сейчас понимаем, что при всех разговорах о влиянии ИИ, по-настоящему хитового звучания до сих пор не добился никто.

Когда мы собрали кураторов, мы думали, что мы обсудим с ними, как делать новые сервисы, которые облегчат им жизнь. Их интересовало только два вопроса: как вы обучаете на своей модели и как нам на этом заработать?

Начинаются реальные взаимоотношения правообладателей и технологических компаний.

Очень скоро, наверное, появится кнопка, где ты сможешь купить права и сгенерировать тот образ, который тебе нужен.

Роман Карманов: ИИ не придумывает новый рок-н-ролл, хип-хоп. Он может продолжает тренды.

Александр Гагиев: Надо отдать должное, что в нашей стране огромное внимание уделяется суверенности технологических отраслей, особенно искусственного интеллекта. И это мега важно. Огромные усилия в этом плане предпринимает "Сбер". Это, может быть, единственная компания, которая занимается развитием полностью отечественных алгоритмов искусственного интеллекта.

Это невероятно дорого, невероятно затратно. И это очень важно. Почему? Потому что наши дети будут получать информацию о мире преимущественно от алгоритмов искусственного интеллекта. И, как совершенно верно рассказывали коллеги, именно он расскажет, сколько полов, как жить, что такое Родина и так далее. И если мы не будем этим заниматься, то ответит на эти вопросы кто-то другой.

Роман Карманов: Очень важно, что с нами сейчас Ли Ли, генеральный представитель Русского центра развития образования, науки и культуры в Китае, чей опыт нам очень ценен.

Ли Ли: Первая китайская выставка цифрового искусства была в музее Китайской академии искусства, где мы показали новые технологические достижения за последние 10 лет.

Там много экспонатов о природе, о человечестве, о свете, о космосе. Выставка соединяется идеей общего человечества с общим будущим миром.

Когда я надела волшебные очки, то сразу увидела четыре сезона года. Ощутила то, что в нашей реальной жизни совсем не существует. Цифровое искусство - невероятная сила.

Наш центр занимается культурным обменом между Россией и Китаем. Вы, наверное, уже видели, как мы работаем в России, если вспомните первую выставку "Птицы. Русский полет". Конечно, "Великолепный Эрмитаж" - это мультимедийный выставочный проект нам тоже очень интересен.

Скорости развития цифрового искусства превосходят наше воображение.

Мы должны через новые технологии создать цифровой аналитический центр, совместно строить телецифровую цивилизацию, создать сообщество "Будущая судьба человечества". Это важная задача для сотрудничества не только между Россией и Китаем, но и для БРИКС, ШОС и всего мира.

Роман Карманов: Сергей Геннадьевич, вам, как человеку, который понимает в искусстве, с одной стороны, с другой, понимает механизмы власти, прошу резюмировать дискуссию.

Сергей Новиков, начальник управления президента РФ по общественным проектам: Я 11 лет работал в атомной отрасли, там говорят "все полезное - опасно". Конечно, ИИ - мощнейший инструмент, который может быть использован и на благо, во вред.

Не надо быть Нострадамусом, чтобы предположить, что в ближайшие годы будут внесены поправки в Уголовный кодекс, где преступления, совершенные с использованием искусственного интеллекта, будут отягчающим обстоятельством. Более строгие санкции будут применяться. Это уже происходит. Был принят недавно законопроект, что мошенничество с использованием VPN - это отягчающее обстоятельство.

Что касается суверенности ИИ, нужен он или не нужен? Конечно нужен. Искусственный интеллект будет отвечать на основополагающие вопросы, и если не мы будем отвечать на эти вопросы, тогда это сделает кто-то другой. Без цифрового суверенитета страна не будет в полной мере в безопасности.

И, кстати говоря, наш мессенджер MAX имеет встроенного помощника на базе искусственного интеллекта. Сегодня более 30 миллионов пользователей у "Макса". Вы представляете, с какой скоростью этот искусственный интеллект будет обучаться? Если мы все будем пользоваться этим помощником, то прогресс образованности этого искусственного интеллекта GigaChat 2.0 будет фантастическим. И это будет нашим, безусловно, конкурентным преимуществом.

ИИ - это другая реальность, которая позволяет жизнь делать лучше. И молоток тоже можно использовать не по назначению. Так же, как и компьютер. Мировой океан и научно-технический прогресс остановить невозможно. Нам нужно применять искусственный интеллект, но с выполнением этических норм, традиционных духовно-нравственных ценностей и Уголовного кодекса.

Читайте также:

2025-09-26T12:08:00Z

Парламентарий Матвейчев заявил, что ИИ не заменит депутата Госдумы из-за отсутствия эмпатии

В будущем ИИ может использоваться лишь как помощник для анализа данных или составления справок, полагает зампред комитета Госдумы по информационной политике Олег Матвейчев. В то же время он исключил возможность замены депутатов искусственным интеллектом.

2025-09-27T09:04:15Z

Фальков заявил о возможности применения ИИ в разработке лекарств от болезней

Искусственный интеллект способен стать мегапроектом XXI века, сопоставимым с атомным и космическим проектами прошлого столетия, заявил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков на лекции в рамках Мировой атомной недели.

2025-09-26T15:12:00Z

Искусственный интеллект требует все больше человеческой экспертизы

К 2030 году искусственный интеллект сможет компенсировать до 80% нехватки кадров благодаря автоматизации рутинных операций и росту производительности. Но для развития самой технологии требуется все большего участия человека. Только для формирования кадрового резерва в сфере ИИ отечественные вузы к 2030 году должны подготовить свыше 10 тыс. специалистов. Бизнес активно поддерживает такие инициативы: например, программы бакалавриата, запущенные ИТ-холдингом Т1 в ННГУ им. Лобачевского, позволят выпустить около тысячи квалифицированных кадров. Именно сотрудничество образовательных учреждений и высокотехнологичных компаний помогает готовить специалистов с наиболее актуальными навыками. К такому выводу пришли участники дискуссии «ИИ в действии: пространство для технологий, талантов и больших идей», которая открыла ИТ-конференцию «Импульс Т1» в Нижнем Новгороде.

2025-09-26T03:28:29Z

Эксперты Brand Analytics назвали главные проблемы при работе с ИИ

МОСКВА, 26 сентября. /ТАСС/. Пользователи российских соцмедиа считают, что некорректные ответы, генерация бессмысленного текста, ошибки и шаблонность являются главными проблемами работы технологий искусственного интеллекта (ИИ).

2025-09-29T09:55:34Z

Эксперт Лебаредян: работа ИИ в физическом мире может создать рынок в $100 трлн

Такие модели обучаются с использованием видеоматериалов и предназначенных для роботов массивов данных