2025-09-29T15:00:00Z
2 быстрых пирога с фруктами: пошаговый рецепт без замешивания теста
2025-09-29T14:55:00Z
Цены на дизтопливо и 92-й бензин на АЗС Москвы ускорились к концу сентября
2025-09-29T14:48:14Z
Россиянка прошла пешком от Набережных Челнов до Казани за шесть дней
2025-09-29T14:46:39Z
Кайли Дженнер слетала на частном самолете с сумкой почти за 14 миллионов рублей
2025-09-29T14:32:00Z
Жителям Пензенской области объяснили, почему на заправках не хватает бензина
2025-09-29T14:30:00Z
Часто пеку и не надоедает: удивительное песочное печенье с начинкой на скорую руку!
2025-09-29T14:28:00Z
Мосгортранс учредил судостроительную "дочку" с уставным капиталом 200 млн рублей
2025-09-29T14:25:49Z
«Почта Mail» присвоила более 270 компаниям статус «Надежный отправитель»
2025-09-29T14:24:31Z
Авиакомпаниям выделят больше трех миллиардов рублей на обслуживание бортов
2025-09-29T14:20:01Z
ТАСС: "Автотор" определит объем выпуска Eonyx, оценив спрос
2025-09-29T14:19:33Z
По ряду улиц Казани завтра частично ограничат движение транспорта
2025-09-29T14:15:00Z
Дорожные службы Чебоксар заверяют горожан в полной готовности к зиме
2025-09-29T14:11:05Z
КРЭТ представил Мишустину инновационную зарядную станцию для электромобилей
2025-09-29T14:09:01Z
Заработают все: Билетные сервисы хотят отменить ограничение наценки в 10%
2025-09-29T14:08:30Z
Маршрутка резко затормозила из-за собаки. Пострадала пассажирка
2025-09-29T13:07:12Z — Планы развития маршрута до 2035 года
Северный морской путь — уникальная транспортная артерия Российской Федерации, являющаяся кратчайшим путем по морю от европейской части страны до Дальнего Востока. До 2035 года в рамках планов модернизации проекта проводится масштабное развитие российского северного маршрута. Подробнее о Северном морском пути, истории, а также его потенциале — в материале «Известий».
Северный морской путь (Севморпуть; СМП) представляет собой национальную транспортную артерию России в Арктике. СМП — судоходный коридор вдоль северных берегов страны, пролегающий через моря Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово. Протяженность оставляет около 5,6 тыс. км от пролива Карские Ворота (между островом Вайгач и архипелагом Новая Земля) до бухты Провидения (в Анадырском заливе Берингова моря).
Ключевой интерес к СМП обусловлен его протяженностью — он почти на 40% короче традиционного морского маршрута между Петербургом и Владивостоком через Суэцкий канал (14,2 км вместо 23,2 км), что значительно сокращает время дороги и топливные затраты — время в пути сокращается на 15-20 дней (почти в два раза).
Начало появлению СМП было положено в далеком 1525 году, когда у России не было выхода к Черному или Балтийскому морям. Исследование территорий продолжалось долго, открывались новые территории и уточнялись границы России, а в XX веке начались масштабные гидрографические исследования. В 1932 году учреждено Главное управление Северного морского пути на уровне наркомата.
В годы Великой Отечественной войны СМП стал одной из важнейших стратегических транспортных артерий Советского Союза. После войны начался масштабный проект по восстановлению пути и его развитию — модернизированы портовые объекты, количество арктических баз увеличено, а также улучшены условия для зимовок экспедиций. Одним из главных событий того времени стало строительство атомоходов и внедрение спутниковых систем связи и навигации.
5 декабря 1957 года ледокол «Ленин» был спущен на воду, а 3 декабря 1959 подписан акт о введении судна в эксплуатацию. В 1991 году после распада СССР маршрут был открыт и для международного судоходства.
В начале 2013 года вступил в силу закон, закрепляющий границы СМП. В том же году появилась «Администрация Северного морского пути», в задачи которой входило: выдача разрешений на плавание судов в акватории СМП; мониторинг и предоставление информации о гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановке; содействие в проведении поисковых и спасательных работ. В 2022 году контроль и управление маршрутом передан Главному управлению Северного морского пути, действующему в составе госкорпорации «Росатом».
В 2022 году правительством был утвержден план развития Северного морского пути на период до 2035 года. В нем выделено более 150 мероприятий, а общий объем финансирования составит почти 1,8 трлн рублей. В 2024 году также было проведено совещание, в ходе которого выделили пять основных направлений развития коридора: грузооборот; безопасность; судостроение; северный завоз и каботажное плавание; ледокольное обеспечение.
В рамках плана можно выделить следующие направления на ближайшее десятилетие:
— наращивание грузооборота до 150-190 млн т. к 2030 году, а к 2035-му — до 220-260 млн т.;
— спуск на воду 46 единиц аварийно-спасательного флота и развертывание аварийно-спасательных центров;
— наращивание «Роскосмосом» группировки метео- и радиолокационных спутников;
— строительство 130 судов к 2030-2031 годам.
Помимо этого, в 2024-м «Росатом» совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти сформировал новый федеральный проект — «Развитие Большого Северного морского пути». Его цель заключается в создании единого экономического и транспортно-логистического пространства от российских портов Балтийского моря до Приморского края. Результатом должно стать расширение СМП с включением в маршрут портов Санкт-Петербурга и Калининграда.
За 2024 год грузопоток по СМП составил порядка 37,9 млн т., что превысило рекорд 2023 года более чем на 1,6 млн т. По данным «Росатома», совершено также рекордное количество транзитных рейсов — 92. Число транзитных грузов превысило 3 млн т, что примерно в 1,5 раз больше, чем в 2023 году. Также продолжается рост востребованности СМП — в 2024 году было рассмотрено более 1,3 тыс. заявлений на проход по акватории, все заявки были утверждены. Ранее максимальное число выданных разрешений за календарный год составляло более 1,2 тыс.
В состав флота входят:
— четыре универсальных атомных ледокола мощностью 81 тыс. л. с.: «Арктика», «Сибирь», «Урал» и «Якутия»;
— два атомных ледокола мощностью 75 тыс. л.с.: «Ямал», «50 лет Победы»;
— два ледокола мощностью около 50 тыс. л.с.: «Таймыр», «Вайгач»;
— буксиры «Пур», «Тамбей», «Юрибей»;
— атомный лихтеровоз «Севморпуть».
Основным естественным ограничением для проекта остаются суровые климатические условия: даже летом температура в районе моря Лаптевых не поднимается выше 1 градуса, что ограничивает навигационный период. Для круглогодичного судоходства необходим ледокольный флот, что приводит к значительным затратам и необходимости строить новые суда.
Еще одним препятствием становится малая глубина на традиционных маршрутах. Чтобы крупнотоннажные суда могли беспрепятственно идти через СМП, требуется прокладка маршрутов севернее Новосибирских островов.
Существуют и технические барьеры: для крупнотоннажных судов класса Panamax и Suezmax требуются каналы шириной около 40–50 м соответственно. Существующие же ледоколы способны прокладывать путь шириной в 33-34 м. Решение этой проблемы связывают с вводом ледоколов проекта 10510 «Лидер», строительство которого осуществляется на Судостроительном комплексе «Звезда». Окончание работ ожидается в декабре 2027 года.
2025-09-29T11:33:33Z
Это произошло после пятилетнего перерыва
2025-09-29T10:25:42Z
Западное господство — все, а что дальше?
2025-09-26T00:00:15Z
Картина посвящена 17-дневному переходу через Альпы с 20-тысячной армией
2025-09-29T06:00:00Z
Путешествовать по России становится проще. Благодаря развитию мультимодальных маршрутов туристы быстрее и комфортнее добираются до самых живописных уголков страны, и им не нужно беспокоиться о сложности пересадок или покупке отдельных билетов. Вся логистика уже продумана: виды транспорта объединены...
2025-09-28T21:01:00Z
При этом из Вашингтона ежедневно звучат новые опасные заявления, включая возможность передачи Украине дальнобойных ракет