Старость не в радость: к чему приведут новые ставки утильсбора

Все новости — Экономика

2025-09-28T23:05:49Z

Около трети россиян считают, что начать копить на пенсию надо до 25 лет

2025-09-28T23:01:04Z

Создателей PS5 уличили в обмане

2025-09-28T23:00:00Z

В России автоматизируют экспорт и импорт с помощью ИИ

2025-09-28T22:50:00Z

Аналитики подсчитали потери Великобритании от санкций против РФ

2025-09-28T22:30:00Z

Эксперт оценил влияние нового утильбора на рынок подержанных авто

2025-09-28T22:30:00Z

Количество вакансий на рынке труда превысило число безработных

2025-09-28T22:18:30Z

Осень сэкономит: Эксперт рассказал россиянам о падении цен на сахар

2025-09-28T22:08:00Z

"Made in Germany" теряет хватку. На дороги выезжают новенькие "китайцы"

2025-09-28T22:05:29Z

У берегов Камчатки за сутки зафиксировали 13 афтершоков магнитудой до 5,2

2025-09-28T22:00:00Z

В 2025 году Россия увеличила на 72% экспорт сельди

2025-09-28T21:57:29Z

В Минсельхозе уточнили влияние засухи на юге России на ситуацию в АПК

2025-09-28T21:34:15Z

Мошенники стали использовать схемы с выплатой дохода от полезных ископаемых

2025-09-28T21:09:00Z

У России первое место по поставкам черного золота в Турцию. Штаты бесятся

2025-09-28T21:07:00Z

Экономист Балынин объяснил, как правильно копить деньги

2025-09-28T21:06:07Z

"Эксперт РА": доля проблемных активов в лизинге выросла на 1 июля до 8,3%

Старость не в радость: к чему приведут новые ставки утильсбора

2025-09-28T21:02:00Z — На российском рынке подержанных машин растет доля автомобилей в возрасте


Большая часть продающихся в России автомобилей с пробегом — старше 10 лет. За последние пять лет средний возраст легковых машин в российском автопарке увеличился на два года. Введение новых правил расчета утильсбора приведет к еще большему старению и даже обветшанию парка машин, полагают эксперты. Подробности — в материале «Известий».

По итогам восьми месяцев в России было продано 3,867 млн автомобилей с пробегом, сообщает аналитическое агентство «Автостат». При этом, как отмечает генеральный директор агентства Сергей Целиков, более 70% продаж приходится на модели старше 10 лет — примерно 2,74 млн авто. По данным эксперта, с января по август включительно в нашей стране было продано 932 765 автомобилей в возрасте от 11 до 15 лет (24,1%), 902 416 — в возрасте 15–20 лет (23,3%) и 904 637 — старше 20 лет (23,4%).

— Основная проблема вторичного рынка в том, что свежих автомобилей с каждым годом становится всё меньше и меньше, — констатирует Сергей Целиков.

По совокупным продажам среди подержанных машин лидируют автомобили Lada, на которые приходится больше четверти (992 525 штук) всех реализованных с начала года авто с пробегом. При этом из пяти моделей АвтоВАЗа, входящих в десятку наиболее популярных авто на вторичном рынке, три уже сняты с производства. В частности, выпуск Lada 2107 (самая продаваемая машина с пробегом — 94,2 тыс. авто, купленных в январе–августе) был прекращен весной 2012 года, самым «свежим» экземплярам на рынке 13 лет. Производство Lada 2114 (пятое место, 75,4 тыс. машин) было свернуто в конце 2013 года, представленным на вторичном рынке уже минимум 12 лет. Самой молодой «Приоре» (седьмое место, 67,1 тыс. авто) из тех, что сейчас продаются с пробегом, не менее семи лет — последняя машина сошла с конвейера летом 2018 года.

На этом фоне аналитики «Автостата» отмечают серьезное старение автопарка. Если в середине 2020 года средний возраст легкового автомобиля в нашей стране составлял 13,6 лет, то по состоянию на начало нынешнего года он увеличился до 15,5 лет. Таким образом, за пять лет легковой автопарк в России «постарел» почти на два года.

Увеличение среднего возраста машин на вторичном рынке в обозримой перспективе продолжится, считает представитель японской экспортной компании HSS на территории РФ Никита Колесников. По его мнению, новые правила расчета утилизационного сбора станут «мощнейшим катализатором этой тревожной тенденции».

— Повышение утильсбора с 1 ноября поставит крест на доступности современных подержанных автомобилей. Потенциальный покупатель, который рассматривал относительно свежую иномарку возрастом три-пять лет, столкнется с тем, что ее цена взлетит «до небес» из-за нового сбора. Это вынудит подавляющее большинство потребителей переориентироваться на тот сегмент, который не затронут повышением — на старые автомобили, уже находящиеся на территории страны. Проще говоря, у большинства людей просто не будет другого выбора, кроме как покупать старые машины, — считает он.

По прогнозам эксперта, в ближайшее время ожидается рост спроса, и, как следствие, повышение цен на автомобили с пробегом, которые были ввезены и растаможены до 1 ноября 2025 года, когда ожидается введение новых правил по утильбору.

— Эти машины, особенно мощные и относительно свежие, мгновенно превратятся в дефицитный товар и станут объектом для перепродажи с существенной наценкой. С другой стороны, сегмент подержанных автомобилей, которые только предстоит ввезти, будет практически уничтожен для моделей мощнее 160 л.с. Это приведет к окончательному перекосу рынка в сторону самых старых и доступных категорий. Автопарк будет не просто стареть, он будет ветшать, поскольку иссякнет приток более современных и более безопасных автомобилей, — заявил «Известиям» Никита Колесников.

На модели старше десяти лет новая методика расчета утильсбора существенного влияния не окажет, считает директор департамента закупок автомобилей с пробегом ГК «Авилон» Роман Кляузов. Основное воздействие коснется трех-пятилетних автомобилей среднего и премиального ценового сегмента, которые сейчас составляют основную часть импорта физическими лицами, отмечает он.

— Популярные модели премиальных немецких марок не исчезнут с российского рынка, хотя объемы импорта существенно сократятся. Вероятно, уменьшится доля перекупщиков, специализирующихся на подобных поставках. Но мы, как дилеры, покупающие автомобили уже на российском рынке, ощутим это только через год-два, когда владельцы начнут перепродавать эти машины, — прогнозирует Роман Кляузов.

Предполагаемое изменение порядка расчет утилизационного сбора может привести к появлению на рынке совсем «возрастных» моделей, так называемых «янгтаймеров», считает вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин. Это приведет к еще более значительному увеличению среднего возраста российского автопарка, отмечает он.

— По закону «Об отходах производства и потребления» от уплаты утилизационного сбора при соблюдении определенных условий освобождается модели автомобилей, с момента выпуска которых прошло 30 лет — до 1995 года. Таких машин в хорошем состоянии достаточно много и в Европе, и в США. Причем, несмотря на свой возраст, они оснащены несколькими подушками безопасности, климат-контролем, «классическим» автоматом. Вместо раздражающих многих автовладельцев дисплеев — традиционные кнопки и переключатели. Рискну предположить, что определенная часть потенциальных покупателей предпочтут именно такую модель, — заявил «Известиям» вице-президент НАС.

По словам Антона Шапарина, схемы поставки автомобилей из недружественных стран через другие государства «уже давно отработаны».

Теоретически такой вариант развития событий не исключен, однако на практике маловероятен, полагает главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.

— Одно дело ввезти такую машину, и другое — содержать ее. Обслуживание, ремонт, запчасти на подобные модели доступными назвать сложно. Сомневаюсь, что европейские или американские «янгтаймеры» массово появятся на российских дорогах, — заявил он «Известиям».

Одним из способов уменьшить средний возраст автомобилей в России и обновить автопарк Антон Шапарин называет возобновление государственной программы утилизации старых машин. Действовавшая несколько лет назад схема, при которой владелец «возрастного» автомобиля, сдавший его на переработку, получал субсидию на приобретение новой модели отечественного производства, доказала свою эффективность.

— Из дворов исчезло множество откровенного автохлама, притормозилось старение автопарка, российские автозаводы получили дополнительный спрос на свою продукцию, — напоминает он о результатах действовавшей ранее госпрограммы утилизации.

Эффект от такой программы в случае ее возобновления будет очень сильно зависеть от размера предлагаемых субсидий на приобретение нового автомобиля, взамен сданного на переработку, полагает Максим Кадаков. По его мнению, это должен быть «действительно существенный бонус».

— Даже если это будут 250-300 тыс. рублей, что в принципе маловероятно, существенного эффекта это не даст. Ведь самая доступная отечественная модель — Lada Granta — стоит сейчас около 1 млн рублей. Но если у человека нет миллиона, то, скорее всего, и недостающих до покупки этой модели 700-750 тыс. рублей после получения условного сертификата за утилизацию старой машины, у него тоже нет. А если его старый автомобиль еще на ходу, и в более-менее приличном состоянии, то вполне вероятно, что его будет выгоднее просто продать за условные «утилизационные» 250-300 тыс. рублей, и добавить еще какую-то сумму на покупку другой машины с пробегом, но «посвежее», — считает Максим Кадаков.

Читайте также:

2025-09-25T21:02:00Z

Не дай себе усохнуть: чем грозит мода на болезненную худобу

Клинический психолог рассказал, откуда в Россию пришел тренд на истощенных девушек

2025-09-26T21:01:00Z

ПК еще доступно: в России дорожают ноутбуки премиум-класса

В чем причина и на сколько выросли цены на эти устройства

2025-09-25T07:00:00Z

МВД изменит индикаторы риска на дорогах

В ведомстве увеличат процент «допустимых» нарушений

2025-09-26T21:02:00Z

Баланс сил: как изменился популярный в России кроссовер

«Известия» протестировали Chery Tiggo 7L

2025-09-25T21:06:43Z

"Сберавто": в РФ за лето оформили на 20% больше полисов КАСКО, чем в 2024 году

При этом спрос на страховку для моделей "Автоваза" вырос почти в два раза