Андрей Чертков: Северо-западный кряж Донецка очень богат недрами

Все новости — Экономика

2025-09-28T23:05:49Z

Около трети россиян считают, что начать копить на пенсию надо до 25 лет

2025-09-28T23:01:04Z

Создателей PS5 уличили в обмане

2025-09-28T23:00:00Z

В России автоматизируют экспорт и импорт с помощью ИИ

2025-09-28T22:50:00Z

Аналитики подсчитали потери Великобритании от санкций против РФ

2025-09-28T22:30:00Z

Эксперт оценил влияние нового утильбора на рынок подержанных авто

2025-09-28T22:30:00Z

Количество вакансий на рынке труда превысило число безработных

2025-09-28T22:18:30Z

Осень сэкономит: Эксперт рассказал россиянам о падении цен на сахар

2025-09-28T22:08:00Z

"Made in Germany" теряет хватку. На дороги выезжают новенькие "китайцы"

2025-09-28T22:05:29Z

У берегов Камчатки за сутки зафиксировали 13 афтершоков магнитудой до 5,2

2025-09-28T22:00:00Z

В 2025 году Россия увеличила на 72% экспорт сельди

2025-09-28T21:57:29Z

В Минсельхозе уточнили влияние засухи на юге России на ситуацию в АПК

2025-09-28T21:34:15Z

Мошенники стали использовать схемы с выплатой дохода от полезных ископаемых

2025-09-28T21:09:00Z

У России первое место по поставкам черного золота в Турцию. Штаты бесятся

2025-09-28T21:07:00Z

Экономист Балынин объяснил, как правильно копить деньги

2025-09-28T21:06:07Z

"Эксперт РА": доля проблемных активов в лизинге выросла на 1 июля до 8,3%

Андрей Чертков: Северо-западный кряж Донецка очень богат недрами

Андрей Чертков: Северо-западный кряж Донецка очень богат недрами

2025-09-28T21:01:03Z — Три года назад 30 сентября с авторами этих строк произошла в Донецкой народной республике фантастическая, удивительная вещь. Никуда не перемещаясь, мы очутились в другой стране - в России.


Мы вдвоем работали тогда в командировке, рассказывая читателям "РГ" о ходе этого судьбоносного референдума - о вхождении четырех истекающих кровью регионов в состав России, которая встала на их защиту. Весь сентябрь 2022 года мотались мы по городам и весям молодых республик, и видели, с каким единодушием шли люди голосовать в Мелитополе, Луганске, Херсоне, Донецке. В Херсонской области за воссоединение с Россией проголосовало тогда больше 87 процентов жителей, в остальных трех субъектах - много более 90 процентов. В результате площадь России увеличилась на 109 тысяч квадратных километров.

О том, как чувствуют себя на этих километрах люди сегодня, как в бою и труде, в горе и в радости отстаивают свое право на нормальную жизнь - наша беседа с председателем правительства ДНР Андреем Чертковым.

Андрей Геннадьевич, Вы возглавили правительство в непростое время. Какие самые яркие воспоминания последних лет?

Андрей Чертков: Разные. Например, прямое попадание в Зуевскую электростанцию. Ракета пробила крышу и каркас здания и угодила в сам блок. Честно, я не думал, что такое возможно. К счастью, жертв удалось избежать - в зале, где находятся энергоблоки, работает минимум персонала. Но сам факт показал: противник сознательно бьет по жизненно важным объектам. Еще более страшными были удары по жилым кварталам. Множество смертей мирных горожан. Помню, как на Пушкина, в ста метрах от моего кабинета, погибла девочка. Прогуляйтесь по бульвару - венки, памятные таблички. Для противника цель одна: запугать людей. Но не получится - Донбасс не сломить.

Принято считать, что главный бренд Донбасса - уголь?

Андрей Чертков: Донбасс, конечно, шахтерский край. Уголь - наш символ. Но когда начинаешь сопоставлять все, понимаешь: все направлено на выпуск металла. Уголь, кокс, руда, энергетика, железные дороги - лишь цепочка, ведущая к этому конечному продукту.

Сегодня отрасль переживает спад: цены на металл и уголь в мире снизились до минимума. Это отражается и на нас, как и на всей России. Но потенциал сохраняется. Если мы освободим основные шахты, особенно коксовые в районе Покровска, то это будет настоящий клондайк.

Какие перспективы открываются в машиностроении?

Андрей Чертков: Огромные. Чтобы шахты работали нормально, нужно оборудование: проходческие и лавовые комбайны, техника, автоматика. Наши заводы способны это производить. Китайские аналоги, конечно, дешевле, но нам надо поддерживать своего производителя. Отечественные - надежные, рассчитанные на долгую работу. Поэтому машиностроение здесь точно будет развиваться. Это наше стратегическое направление.

А в аграрной сфере?

Андрей Чертков: Освобождение земель позволит нарастить сельхозпроизводство. Донбасс традиционно богат черноземами. Добавьте сюда рыболовство: еще до революции Азов снабжал рыбой до семидесяти процентов России. Сейчас море очистилось - рыбы стало невероятно много. Поэтому еще одно направление развития - аквакультура.

А редкоземельные ресурсы! У нас есть большие запасы лития, золота, ванадия, титана, графита, есть солевые шахты. Северо-западный кряж Донецка очень богат недрами. Если перевести регион на мирные рельсы, то за три-четыре года ситуация кардинально изменится. Прежде всего, за счет прихода инвесторов.

Но для этого нужны люди. Как с кадрами?

Андрей Чертков: Это главная проблема. По нашим расчетам, в ближайшие пять-шесть лет Донбассу потребуется минимум еще 500-600 тысяч работников. Сегодня здесь живет около 2,3 миллиона человек. До войны в области было около четырех миллионов. Значит, задача - вернуть трудоспособное население, и главное создать условия, чтобы они остались, растили детей и верили в будущее Донбасса. Жилье, зарплаты, социальная сфера. Детские сады и школы есть, но нужны кадры и качество образования. Зарплаты должны быть конкурентными. Ведь у нас уникальные преимущества: бесплатная земля, особая экономическая зона с минимальными налогами, ипотека под 2 процента. И, конечно, море и прекрасный климат. От Донецка до побережья - меньше часа - это же просто мечта - съездить покупаться в море, позагорать и назад.

Море рядом, но с водой по прежнему беда?

Андрей Чертков: Очень болезненная тема. Мы фактически живем в условиях водного кризиса. Ситуацию усугубили засушливые годы: два года без снега, без дождей, водохранилища и ставки обмелели. При этом население-то увеличилось примерно на 30%. Появились пробки, вырос поток машин - это тоже индикатор: люди возвращаются домой.

Глава Республики Денис Владимирович Пушилин в ежедневном режиме лично контролирует все принимаемые решения и ход работ по обеспечению жителей водой. И когда Глава говорит, что мы продолжаем битву за воду, это не просто громкие слова. Реальность такова, что борьба сейчас идет за каждый кубометр. Из-за продолжающейся засухи наши основные водохранилища практически иссякли. Фактически единственный источник водоснабжения - это водовод "Дон-Донбасс" и несколько источников.

Для стабилизации водоснабжения Мариуполя, Донецко-Макеевской и Енакиевской агломераций ведем строительство новых водоводов. Эти проекты курирует федеральный центр, в том числе вице-премьер Марат Хуснуллин. Планируем завершить их к декабрю. Это позволит выровнять подачу в Мариуполе и не забирать воду из водовода "Дон-Донбасс" на Енакиевский узел. Сейчас из имеющихся 300 тысяч кубометров подаём на Енакиево от 60 до 80 тысяч кубов в сутки - высвободившийся объем сможем аккумулировать для жителей Макеевки, Донецка и Горловки.

Благодаря шефам-регионам мы впервые смогли снизить число аварий в системе водоснабжения по всей республике вдвое, до в трехсот год. Это хорошие цифры для изношенных сетей, которым полвека.

Когда же удастся полностью решить проблему?

Андрей Чертков: Все зависит от освобождения ключевых территорий. Мы, конечно, готовимся к этому моменту. Если удастся оперативно провести там разминирование, восстановить энергетику, запустить насосы, за восемь-десять месяцев можно наладить стабильное водоснабжение.

Андрей Геннадьевич, сами-то Вы как попали в эти края - Вы же родом из Нижегородской области?

Андрей Чертков: У меня большая семья, сильные корни. Один из моих прапрадедов - Василий Чертков, архитектор XVIII века, построил Мариуполь, изначально названный Павлоградом. Именно он разработал радиальную систему планировки городов, которая распространилась по всей Европе.

Другая ветвь семьи связана с Нижегородчиной. Оба деда воевали. Один, Вениамин Шмелев, в годы войны руководил больницей в селе Шатки, где лечили блокадных детей из Ленинграда. Там умерла Таня Савичева - девочка с легендарным дневником. Мой дед держал ее за руку в последние минуты. Второй дед, Степан Иванович Чертков, служил у маршала Жукова, был артиллеристом. Освобождал Донбасс от германских фашистов, в Макеевке встретил будущую жену.

Так что судьба свела две линии - нижегородскую и донбасскую. В итоге мои родители встретились, и я родился с этой прекрасной наследственностью.

И в июне 2022 года приехал сюда просто посмотреть, проанализировать ситуацию, доложить. Но в тот же день меня назначили министром угля и энергетики ДНР. Честно, я был ошарашен.

Каким вы увидели Донецк?

Андрей Чертков: Город прекрасен. Он не был разрушен, как многие представляли. Работали предприятия, шахты, заводы. Система жила по своим законам. Другое дело - постоянные обстрелы. Это было самым страшным. Артиллерия - оружие хаотичное, снаряды летят куда угодно, перехватить невозможно.

Вы сами оказывались под огнем?

Андрей Чертков: Много раз. Помню, шел к театру, начался обстрел. Первые секунды - оцепенение, не знаешь, что делать. Вдруг кто-то толкает меня в ноги, заставляет упасть. Хрупкая девушка. Она буквально бросила меня на землю, приказала: "Ложись!". Потом: "Вставай и беги!". Так я и спасся. 2022 год был самым тяжелым, особенно осень, когда республика вошла в состав России. Обстрелы усилились. Страдали жилые кварталы, дети, семьи. Мы теряли людей, автомобили, дома. Но Республика продолжала работать и жить.

Как Вам удается выдерживать такие бешеные нагрузки? Остается ли время для отдыха и увлечений? Ведь Вы прекрасный спортсмен, КМС по футболу и мастер спорта по волейболу?

Андрей Чертков: Это и спасает. Рабочий день начинается в половине восьмого утра и заканчивается ближе к одиннадцати вечера. Но без хобби нельзя - это способ перезагрузки. Я всю жизнь в спорте. В молодости занимался настольным теннисом, тренировался вместе со знаменитыми братьями Мазуновыми. Позже - большой теннис, но травма колена выбила из графика. Сейчас спорта в моей жизни меньше, но, если есть возможность, играю в волейбол или баскетбол с друзьями. Очень люблю бадминтон - это динамичная и энергозатратная игра, после получаса выходишь с площадки выжатым.

Спорт явно сформировал у вас командный дух.

Андрей Чертков: Командные виды спорта приучили к коллективной работе. Это очень важно. Потому что те вопросы, которые сегодня решает команда Главы Республики, требуют не просто коммуникации, а высочайшего уровня взаимодействия, основанного на взаимном уважении и умении слышать друг друга.

А еще я люблю цветы. Наверно неслучайно сейчас работаю в городе миллиона роз. А когда жил в Нижнем, в частном доме высаживал ежегодно до тысячи растений. Особенно петуньи: неприхотливые, яркие, разноцветные. Для многих это кажется странным: мужик и цветы. Но меня это всегда успокаивало, давало ощущение уюта. Я человек домашний. У меня дочка, трое сыновей и внук. Мальчишки - это энергия, шум, активность. А дочка - это нежность и будущее.

Вы человек верующий?

Андрей Чертков: Без веры здесь нельзя. Донбасс - земля, пропитанная кровью. Сейчас на Донбассе строятся и восстанавливаются храмы, потому что враг разрушал не только дома, но и веру. Каждый, кто живет здесь, понимает: Бог рядом. Я верю в Бога. Но каждому нужна своя вера: кто-то верит в свою матушку, кто-то в семью. Вера - это то, что у человека нельзя отнять.

Читайте также:

2025-09-26T13:57:43Z

Мертвый сезон открыт! Плацдарм Киева для броска на Россию разносят в хлам

Адская пятница для ВСУ в Черниговской области наступила в последнюю неделю сентября. Там как с ночи ВС РФ начали выносить украинские военные объекты, так не могут остановиться до сих пор. В Чернигове вновь раздаются мощные взрывы.

2025-09-25T15:40:31Z

Сводка СВО, 25 сентября. Украина сжимается в размерах и растет в кладбищах

Ночь ждут с ужасом. По объектам ВСУ и энергетике в Чернигове сегодня под вечер влепили очень мощно. Столб дыма до неба, а от детонации дома тряхнуло, словно картонные коробки. Свет вырубился, интернет туда же. Пожар потушить не могут.

2025-09-25T07:58:23Z

Рельсовый кошмар Киева. Агония железных дорог режет Зеленскому «вены» войны

Эту ночь украинские СМИ уже называют «рельсовым кошмаром». Движение поездов на Одессу и Николаев парализовано. Горят электроподстанции в Николаевской и Винницкой области. Авиаудар по Жмеринке уничтожил военные эшелоны с л/с и бронетехникой НАТО.

2025-09-27T08:26:54Z

От "тысячи порезов" оборона ВСУ лопается, как мыльный пузырь

За последний год линия украинского фронта увеличилась еще на 200 километров, пишет The Independent. Растянутая оборона киевских сил не может сдержать армию России, признался Сырский. Штурмовые группы проникают в тыл ВСУ, срывая снабжение и ротацию войск.

2025-09-26T11:59:37Z

Эксперт Дандыкин порекомендовал Украине готовиться к потере всей промышленности

Российская армия вопреки звучащим из Киева утверждениям о наступившем на фронте позиционном тупике, начала масштабное наступление по всей линии боевого соприкосновения в Днепропетровской области