Заговор молчания. Что делать, если ребёнок вовремя не заговорил

Все новости — Происшествия

2025-09-28T03:41:31Z

Тысячи человек вышли на марш в Буэнос-Айресе из-за убийства трех девушек

2025-09-28T03:30:51Z

Суд запросил у полиции Воронежской области информацию о спиртном

2025-09-28T03:30:46Z

Маск заявил, что Эпштейн безуспешно пытался позвать его к себе в гости

2025-09-28T03:30:24Z

Жуткое ДТП в Оренбуржье: лобовое столкновение унесло жизнь человека, еще четверо пострадали (18+)

2025-09-28T03:18:19Z

Жительнице Зеленограда выписали штраф за наклейку на автомобиле ее сына

2025-09-28T03:12:32Z

В США неизвестный устроил стрельбу на месте стоянки яхт

2025-09-28T03:09:06Z

В Северной Каролине мужчина на лодке открыл стрельбу по ресторану в яхт-клубе

2025-09-28T03:03:31Z

Ингушетия стала лидером по доле рецидивистских преступлений

2025-09-28T03:00:56Z

В Берлине задержали более 70 человек во время пропалестинских протестов

2025-09-28T03:00:24Z

Неделю блуждавший по тайге уралец рассказал "РГ", как ему удалось выжить

2025-09-28T02:47:00Z

В Оренбурге скоро предстанут перед судом участники группы за организацию занятия проституцией (18+)

2025-09-28T02:37:09Z

Допились: в Сланцах рассказали о продавцах и жертвах суррогатного алкоголя

2025-09-28T02:31:09Z

Жертвами столкновения грузовика и Lada в Татарстане стали четыре человека

2025-09-28T02:21:00Z

Франция бездоказательно обвинила Россию в подкидывании свиных голов к мечетям

2025-09-28T02:17:48Z

Саркози признался, что реальный тюремный срок стал для него неожиданностью

Заговор молчания. Что делать, если ребёнок вовремя не заговорил

Заговор молчания. Что делать, если ребёнок вовремя не заговорил

2025-09-28T00:23:00Z — Ребёнку уже год, а он ни гугу. В два — то же самое. И даже в три всё ещё молчит. Куда бежать: к неврологу, нейро­психологу, логопеду, остеопату? Давайте разберёмся, с чем может быть связана задержка речи и как помочь малышу заговорить.


Ребёнку уже год, а он ни гугу. В два — то же самое. И даже в три всё ещё молчит. Куда бежать: к неврологу, нейро­психологу, логопеду, остеопату? Давайте разберёмся, с чем может быть связана задержка речи и как помочь малышу заговорить.

Наш эксперт — нейропсихолог, психосоматолог, автор практических занятий и медитаций для детей Екатерина Тур.

Число детей с нарушениями речевого развития увеличивается год от года. Увы, такого рода проблемы — обратная сторона техниче­ского прогресса.

До трёх лет формирование речи происходит быстрее всего. И до этого возраста важно разобраться с причинами, по которым происходит задержка.

Причина №1. Тревожная мама. Рано или поздно вечно переживающая мама нач­нёт транслировать свою тревогу ребёнку. А тревога — стрессовый фактор группы А, который мешает развитию. Ведь речь не считается основным навыком для самосохранения. В результате стресс провоцирует спектр психосоматических расстройств как у мамы, так и у ребёнка.

Что делать? Не малыша водить по неврологам, а маме идти к психо­-терапевту.

Причина №2. Телевизор, гаджеты. Доступность видео­контента с пелёнок приводит к информационной перегрузке детской психики. К тому же электронная информация работает не так, как живая речь. Цифровой шум мозг не воспринимает. Голос, артикуляция, передача чувств, эмоций, энергии, живое общение глаза в глаза — без всего этого развития не происходит.

Что делать? Не торопитесь знакомить малышей с гаджетами. Но когда дети подрастут, оградить их от девайсов будет невозможно. Поэтому не запрещайте, но контролируйте и ограничивайте. Малыш должен понимать, что мультики, компьютерные игры — это лишь «потехе час».

Причина №3. Отсутствие твёрдой пищи. Если кроха не умеет жевать — значит, не сможет говорить. Для формирования слов должны быть развиты мышцы и связки внутри рта, хорошо работать язык и челюсти.

Что делать? После года не кормить малыша протёртой едой.

Причина №4. Потакание невнятной речи. Ребёнок говорит: «Ака», — а мама умиляется и переводит: «Собака». Малыш говорит: «Би-би», — мама радостно сообщает, что он увидел автомобиль. Но переводить с детского на русский — медвежья услуга. Так малыш усвоит, что напрягаться не надо, и не будет.

Что делать? Набраться терпения и учить ребёнка нормальным словам.

Причина №5. Пассивный образ жизни. Очень важно, чтобы ребёнок развивался физически. Ведь язык — тоже мышца.

Что делать? Детям нужны прогулки, спортивные секции, танцы и прочее. Плюс массажи.

Причина №6. Гиперопека или давление. Чрезмерно опекая, жалея ребёнка или, наоборот, насильно заставляя его играть в обучаю­щие игры, родители только нарушают произвольное развитие нейронов мозга.

Что делать? Чтобы малыш, которому год-полтора, скорее заговорил, как можно больше играйте с ним. Учёбы в его жизни ещё будет достаточно. Все занятия по развитию речи в этом возрасте проводят только в игровой поощряющей форме. И конечно, прежде чем начать, выключите все гаджеты. Играйте регулярно, лучше в специально отведённой зоне.

Для развития речи хорошо работают простые игровые формы. Кстати, они не только помогают детям скорее заговорить, но и снимают стресс у матери. Во время таких занятий налаживается эмоциональный контакт с ребёнком.

►Игра в кубики, конструктор. Сначала мама называет цвета кубиков. Далее это делает ребёнок. Потом услож­няем игру: строим пирамидки из кубиков разных цветов и просим малыша рассказать, какой кубик на каком стоит (красный — на жёлтом, синий — на белом). В такой простой игре одновременно развиваются мелкая моторика и речевые центры.

►Массаж, пальчиковые игры. Необязательно оканчивать курсы массажистов. Достаточно делать простые поглаживания, пальчиковые разминки. Главное — разговаривайте в это время с ребёнком. Например, можно описывать процесс: «Сгибаем ножки, ручки, гладим животик». Отлично работают простые четверостишия:

Мы играли, мы играли, Наши пальчики устали. Мы немного отдохнём И опять играть начнём.

Апельсинка, апельсинка, Почему ты жёлтой стала? Потому что, потому что Солнышке лежала.

Также можно петь весёлые дет­ские песенки, читать потешки. Речь мамы, подкреплённая тактильным и эмоцио­нальным контактом, даёт ребёнку ощущение безопасности, стимулирует скачки в развитии.

Срочно обращайтесь к врачам (детскому неврологу, сурдологу, оториноларингологу, логопеду), если ребёнок:

Существуют разные игры, которые помогут разговорить молчуна. Вот некоторые из них.

►Непонятливая мама. Когда ребёнок перейдёт с указательных движений на произнесение слов, начните делать вид, что вдруг перестали понимать, когда он только показывает на предмет, не называя его. Но не сердитесь, а ласково говорите: «Не понимаю, что ты хочешь». И давайте малышу не то, на что тот указывал. Тут главное — терпение. Злиться могут оба. Особенно малыш, которого вдруг перестали понимать. А если вы начинаете «закипать» — повторяйте про себя как мант­ру, что вы сейчас развиваете кору головного мозга своего ребёнка. Берите раздражительность под контроль.

►Карточки с животными. Ребёнок уже худо-бедно произносит слова, но не связывает их в предложения? Начните с простого — с карточек со зверюшками. Сначала вы их называете, потом просите это сделать кроху. Когда изучили все картинки, переходите к небольшой истории о каждом животном: «Верблюд живёт в пустыне, он умеет находить воду». Или: «Собака умеет лаять и вилять хвостиком, она добрая».

Следующий этап — спрашивайте у ребёнка, о ком он хотел бы послушать историю? Интересуйтесь, собачка злая или добрая? Где верблюд прячет водичку? Выводите его на диалог, инициируйте у него вопросы. Данное упражнение развивает визуальные, речевые и эмоциональные центры.

►Иммерсивный театр. Чаще читайте малышу сказки, причём максимально эмоционально — изображая персонажей, подключая мимику, интерактивно включая ребёнка в процесс, как в театре. Артикуляция, выражение лица, жесты — всё это укрепляет и эмоциональный интеллект и восприятие речи.

►«Что слышу, то пою». Точнее, о том и говорю. Во время прогулки не закрывайте рот, комментируйте всё, что видите и слышите. «Вот залаяла собачка, она вышла на прогулку, наверное, хочет поиграть в мячик». «Проехала машина, она может ездить быстро, а водитель должен соблюдать Правила дорожного движения» и т. д. Это очень хорошо помогает строить ассоциации, развивает логику, восприятие со слуха, ориентацию в пространстве.

►Золушка. Ссыпьте в миску макароны, фасоль и крупную крупу (гречку, рис, перловку). Задача — отделить одно от другого. Трудитесь вместе с малышом. При этом развлекайте его: читайте стишки, смешите, хвалите, пойте нехитрые песенки, которые можно fa  fb ;выдумывать на ходу. Главное — не молчите и будьте на позитиве.

Читайте также:

2025-09-25T11:55:50Z

ЛОР Новикова: у ребенка может быть отставание в речевом развитии при тугоухости

ЛОР Новикова: у ребенка может быть отставание в речевом развитии при тугоухости

2025-09-25T16:26:38Z

Отоневролог Новикова рассказала о признаках тугоухости у ребёнка

Врач-сурдолог, отоневролог, лор, эксперт по слуху и равновесию Яна Новикова рассказала, что дети до пяти лет в 90% случаев переносят отит в явной или скрытой форме.

2025-09-25T11:57:00Z

Юрист Бондаренко: плач новорожденного ребенка не признают нарушением тишины

Полиция в случаях, когда новорожденный ребенок ночью плачет, бессильна, а судебные эксперты крайне редко подтверждают факт превышения допустимого уровня шума, сообщила РИАМО независимый юрист, специалист по защите прав потребителей Яна Бондаренко.

2025-09-26T10:00:00Z

Слова, которые мы забываем. А зря! Они могут изменить вашу речь

С каждым годом в русском языке исчезают слова, которые когда-то были в ходу, но сейчас редко встречаются в речи.

2025-09-27T16:00:00Z

Что делать, если в конце дня хочется кричать и плакать

Если в конце дня вам хочется кричать и плакать, то признайте свои чувства. Не бойтесь осознать, что вы устали и перегружены. «Это нормально», — говорят специалисты. Найдите безопасное пространство. Уединитесь в комнате или на улице, где вас никто не побеспокоит. Выразите эмоции. Позвольте себе покричать в подушку или написать о своих переживаниях в дневнике. Занимайтесь […]