2025-09-27T11:03:39Z
В Кировской стартовал седьмой сезон фестиваля «Театральное Привольже»
2025-09-27T10:59:58Z
В Самаре прошла премьера двух популярных балетов дягилевского репертуара
2025-09-27T10:53:00Z
«Стархит»: Симоньян и Кеосаян при первой встрече оба были в отношениях
2025-09-27T10:51:07Z
Курентзис представил постановку Дягилевского фестиваля в Москве
2025-09-27T10:40:00Z
На фестиваль «Саратовские страдания» прислали фильмы из 134 стран мира
2025-09-27T10:39:38Z
«Не только плясовуха»: Куртукова о подлинном фольклоре на концертах
2025-09-27T10:28:00Z
Лейла Фазлеева: «Город мастеров» – уникальная выставка-ярмарка
2025-09-27T10:26:00Z
Андрей Назаров посадил в новой аллее Уфы именное дерево
2025-09-27T10:21:00Z
В Москве откроется винный бутик Сергея Галицкого
2025-09-27T10:11:00Z
Жители Марий Эл могут получить премию «Гордость нации»
2025-09-27T10:07:03Z
Инстасамка обвинила стилиста Овечкина в краже 3 млн рублей
2025-09-27T10:01:57Z
Гастрофестиваль «Самара со вкусом» стартовал 27 сентября на городской набережной
2025-09-27T10:00:00Z
«Петербуржцев трудно удивить». Зачем Глеб Никитин взял нижегородских министров и уехал в Питер
2025-09-27T09:56:00Z
Писатель Алексей Иванов снова встретится с пермяками — пять счастливчиков смогут подняться к нему на сцену
2025-09-27T09:54:00Z
Прощание с Тиграном Кеосаяном пройдет в воскресенье в Армянской Церкви в Москве
2025-09-27T08:46:13Z — 110-летие Георгия Свиридова будет только 16 декабря, но праздновать музыкальный мир начал его заранее
Найти сочинение великого композитора, которое еще ни разу не исполнялось — задачка со звездочкой. Обычно, кажется, и думается, что все наследие авторов нам известно, особенно это касается музыки мастеров, которые не так давно от нас ушли… О том, что есть сочинения Георгия Свиридова, которые еще никогда не выходили в свет, было широко известно… в узких кругах.
И вот в Москве начался цикл концертов, посвященных грядущему 110-летию Георгия Свиридова, в программу которых входят в том числе сочинения, которые исполняются впервые. Первое мероприятие из цикла прошло в «Зарядье». Вопреки ожиданиям, зал не был полон, но пришла публика исключительно благодарная. Среди гостей - преподаватели московских музыкальных вузов, музыковеды, композиторы и исполнители, меломаны. Все ждали главное — премьеру, хор «Благослови, душе моя, Господа» из хорового цикла «Песнопения и молитвы» — самая главная его часть, кульминация. Так сложилось, что самое важное долгие годы не исполняли вовсе… Почему? История почти детективная! За музыкальное «расследование» взялись племянник композитора, музыковед Александр Белоненко и хормейстер Самарского театра оперы и балета Максим Пожидаев.
Говорить, что это произведение было совсем неизвестно или что его вдруг обнаружили, все же некорректно. Еще в 2001 году племянник выпустил справочник, в котором описаны все сочинения Георгия Васильевича — изданные, неопубликованные, архивные. Но другой вопрос, что не все они записаны на бумаге… Ключ к разгадке лежит в методике работы композитора: он работал прямо за роялем. Хотя и на бумаге потом продолжал совершенствовать свои сочинения.
Цикл «Песнопения и молитвы» вышел в свет в 2002 году, к изданию его подготовил еще сам композитор при жизни. Но когда в руки Александру Белоненко попал архив, оказалось, что цикл — лишь малая часть огромной оратории из более чем пяти десятков номеров. Ораторию композитор не завершил, но был ее большой фрагмент из 27 хоров без сопровождения. Почти все были записаны на бумаге в нотах, композиционно они были упакованы автором в четыре раздела. Георгий Васильевич озаглавил получившийся цикл «Песнопения и молитвы».
К изданию были готовы 19 номеров. В рукописях были номера, причем в нескольких редакциях, и еще один хор не зафиксирован на бумаге целиком — «Благослови, душе моя, Господа». Его пришлось восстанавливать… на слух! По аудиозаписи. На бумаге были только эскизы начала и финала, а на аудиокассете сохранилась запись, где Георгий Васильевич поет одну партию, а остальные голоса играет на рояле — расшифровывать пришлось почти по принципу музыкального многоголосного диктанта — на слух. Таких рабочих записей Свиридова сохранилось более двух сотен.
Сложность этого хора заключалась еще и в том, что постоянно менялось количество голосов, и их было не три и не четыре, как это часто бывает, их количество варьировалось от двух до 12! В расшифровке Александру Белоненко помогал хормейстер Максим Пожидаев. Благодаря двум сильным музыкантам мы получили возможность услышать финальный, четвертый раздел цикла целиком. На концерте впервые представили сочинение «Мастера хорового пения» под управлением Льва Конторовича и хора мальчиков и юношей Сantus.
2025-09-27T06:17:03Z
В московском зале "Зарядье" 2 октября впервые прозвучит оратория Георгия Свиридова "Семь песен о России" - сочинение, над которым композитор начинал работать еще в середине семидесятых, но завершить не успел. Однако, как это часто случается с гениями, - даже незавершенные сочинения у них перегоняют время и являются свету ровно тогда, когда свет оказывается к ним готов. Так случилось и в этот раз.
2025-09-24T21:14:39Z
В исполнении солистов, хора и симфонического оркестра театра на Исторической сцене прозвучит музыка к балетам "Свадебка", "Жар-птица" и опера-оратория "Царь Эдип"
2025-09-26T13:55:00Z
Денис Мацуев отметит День музыки в Кремлевском дворце
2025-09-27T09:05:00Z
2025-09-24T21:18:27Z
Важное место в концертных программах займут новые сочинения и редко звучащая музыка XX века