2025-09-26T11:20:39Z
Адвокат Сарбаев: мастера-мошенники хотят, чтобы ремонт продолжался вечно
2025-09-26T11:18:00Z
В Пензенской области пройдут учения по гражданской обороне
2025-09-26T11:16:48Z
ВС РФ уничтожили технику ВСУ для возведения фортификаций
2025-09-26T11:16:08Z
Выдачу разрешений на охоту в особо охраняемых зонах предложили оптимизировать
2025-09-26T11:16:00Z
В Крыму задержан пособник украинских мошенников, обманывавших жителей Татарстана
2025-09-26T11:15:29Z
В Дагестане 19 Героев России посетили "Вахту Героев Отечества"
2025-09-26T11:14:14Z
Командир: ВСУ два месяца не могли обнаружить хорошо замаскированный танк
2025-09-26T11:13:50Z
Руководителя дочерней компании "Облкоммунэнерго" освободили из-под стражи
2025-09-26T11:13:19Z
Армия России заняла важный логистический хаб ВСУ — село Юнаковку. Как это повлияет на следующие бои?
2025-09-26T11:12:20Z
В Чернигове прогремели взрывы
2025-09-26T11:11:41Z
МО РФ предложило установить срок выплат мобилизованным при увольнении
2025-09-26T11:08:04Z
Воронежская область стала первой в РФ в конкурсе по мобилизационной подготовке
2025-09-26T11:08:00Z
Раскрыт секрет тактики Трампа. Путин готовит славянский захват в ответ
2025-09-26T11:04:36Z
Для единой базы с паспортами на оружие призвали сделать тройную систему защиты
2025-09-26T11:04:14Z
Американист раскрыл значение для России тайного совещания генералов США в Пентагоне
2025-09-26T07:38:00Z — Спойлеры отсутствуют | Рейтинг: всем, кто когда-либо зачитывался работой группы капитана Алёхина, и тем, кто впервые о ней слышит | 16+
Спойлеры отсутствуют | Рейтинг: всем, кто когда-либо зачитывался работой группы капитана Алёхина, и тем, кто впервые о ней слышит | 16+ С 25 сентября в прокате фильм «Август» (16+) — это уже третья попытка экранизировать знаменитый роман Владимира Богомолова «Момент истины», он же «В августе 44-го…». Фильм фактически создан Первым каналом, главные роли исполняют знаменитые артисты, медийная компания у картины очень серьезная. О том, почему роман Богомолова на самом деле невозможно нормально экранизировать, но раз за разом киношники пытаются это сделать, о прошлых фильмах по «Моменту истины» и о том, какой всё-таки получилась новая экранизация рассказывает Григорий Ноговицын. Оперативные документы Август 1944-го года. На лесной полянке где-то в освобожденной Беларуси у троих советских офицеров комендантский патруль проверяет документы. Но это лишь прикрытие. Командиром патруля притворяется офицер контрразведки СМЕРШ, старший оперативно-розыскной группы капитан Павел Алёхин. Рядом в засаде страхуют бойцы его группы — резвый и матерый «чистильщик-волкодав», старший лейтенант Евгений Таманцев по прозвищу «Скорохват», и стажёр, бывший сапёр, направленный в СМЕРШ после контузии, гвардии лейтенант Андрей Блинов, он же «Малыш». Возможно, трое офицеров, остановленных для проверки документов — это немецкая разведгруппа с позывным «КАО», информация от которой может сорвать стратегическую операцию по наступлению двух фронтов на Прибалтику. Группа СМЕРШовцев долго и усердно выслеживала этих «паршей» (от слова парашютист), и вот теперь от того, насколько точны оказались их выводы, сумеет ли Алёхин «прокачать» подозреваемых, и спровоцировать вероятных диверсантов на нападение, от умения Таманцева «качать маятник» стреляя по-македонски, и от того, смогут ли контрразведчики получить «момент истины», то есть нужную информацию от «экстренно выпотрошенных» шпионов, зависят судьбы десятков тысяч человек. Многие зависят от немногих. Эта сцена — кульминация знаменитого романа бывшего контрразведчика Владимира Богомолова «Момент истины», он же «В августе 44-го», вышедшего в 1974 году. Это одна из самых популярных, и при этом самых необычных книг о Великой Отечественной войне. Ведь, с одной стороны, это остросюжетный и захватывающий шпионский детектив. С другой, большая часть книги описывает довольно тяжкую и нудную работу контрразведки в прифронтовой полосе. «Контрразведка — это не загадочные красотки, рестораны, джаз и всезнающие фраера, как показывают в фильмах и романах. Военная контрразведка — это огромная, тяжелая работа…», — рассуждал в книге капитан Алёхин. Но при этом, «Момент истины» — ещё и невероятно сложноустроенное с точки зрения литературы произведение. В той самой финальной сцене проверки документов, Богомолов потрясающе совмещает несколько пластов действия: саму проверку, внутренний монолог, или скорее поток сознания Алёхина, что пытается «прокачать» подозреваемых, и множество внутренних документов и отчётов (как реальных, так и вымышленных) контрразведки, что сопровождают готовящуюся масштабную общевойсковую операцию по поимке диверсантов. Через это странную конструкцию Владимир Богомолов очень наглядно масштабировал действия своих героев, показывая, какие силы стоят за ними, и как много зависит от того, насколько точны и эффективны будут офицеры СМЕРШ. Вся эта сложная, но безупречная, как часовой механизм, литературная конструкция не подлежит никакой экранизации. Её просто невозможно адекватно снять. Но, при этом, ни один классический роман о войне не пытались снять столько же раз, сколько «Момент истины». И всё время выходило что-то не то. «Учтите: в этом лесу убили Басоса» Первый фильм по «Моменту истины» снимал в 1975 году выдающийся литовский режиссер Витаутас Жалакявичюс. Алёхина там играл молодой Сергей Шакуров. Картина была почти готова, но на финальном этапе её уничтожил сам Владимир Богомолов. Характер у писателя был прескверный, работа литовского режиссёра ему не понравилась, и он добился через суд прекращения съёмок. Всё пленки были смыты, так что каким был «Момент истины» Жалакявичюса мы никогда не узнаем. Уже в 2000 году белорусский режиссёр Михаил Пташук снял известный многим фильм «В августе 44-го…» (18+) с Евгением Мироновым в роли Алёхина и Владиславом Галкиным в роли Таманцева. Богомолову, предсказуемо, фильм тоже не понравился, хотя работу Миронова он оценил очень высоко. И правда, хоть это была очень компетентная картина, она оказалась слишком старомодной и скомканной. За действиями героев не чувствовался масштаб происходящего, хотя Пташук явно старался его показать. Но понять радость от того почему «бабушка приехала» (кодовая фраза для радиоэфира, обозначающая поимку шпионов) в этом фильме было трудно. Уже в наши дни, в 2023 году вышел сериал режиссера Сергея Виноградова «Операция „Неман“ (18+), снятый по мотивам „Момента истины“. Сильно по мотивам, ведь получалась такая несусветная и подлая дрянь, лишь эксплуатирующая название известного романа, что ее вспоминать не хочется. И даже страшно подумать, что про этот кинопродукт сказал бы суровый Владимир Богомолов, доживи он до наших дней… «Качание маятника „вразножку“ И вот, в год 80-летия Великой Победы, на наших экранах новая версия «Момента истины». На этот раз она называется «Август» (18+). Продюсеры проекта — Константин Эрнст и Анатолий Максимов, сценарист — именитый режиссер Сергей Снежкин, режиссеры — Никита Высоцкий и Илья Лебедев. Этот коллектив тяжеловесов отечественного киноцеха причастен к созданию таких, прямо скажем спорных блокбастеров как «Союз спасения» (12+) и «Любовь Советского Союза» (18+). Кроме сомнительных художественных достоинств оба проекта несли в себе самых главный смертных грех российского кино — это были сериалы, которые в урезанном виде пускали в прокат как фильмы, а потом уже в полном объёме крутили по Первому каналу. К счастью, если у «Августа» и есть сериальная версия, это не портит его как фильм. Он выглядит цельным и законченным произведением, хотя, пара «хвостов» от вырезанного контента всё же торчит, но не сильно. Более того, в удобоваримые два часа, помещаются те части «Момента истины», которые даже не пытались затрагивать прошлые экранизации. И это, в первую очередь, личные истории героев-контрразведчиков, которые из простых советских супергероев превращают их в живых людей. Так фильм всё-таки сообщает, что Алёхин до войны был агрономом, а дома у него больная дочь, и он не может попроситься к ней в отпуск из-за того, что для него немыслимо бросить ответственное задание. А Таманцев оказывается из приморцев-южан, отсюда и такой бойкий характер, и у него явно есть какая-то загадочная история, связанная с мамой и теми кошмарами, что мучают Скорохвата во сне. А вот Блинову его книжную линию с письмами матери урезали, хотя, может именно она и всплывёт в сериале. Понятно, что имея возможность показывать такие предыстории артистам, легче играть и раскрывать свои образы. Сергей Безруков, хоть и давно перерос не то, что погоны капитанов, а полковников, более чем уместен в роли Алёхина. Неутомимого мастера розыска оно показывает очень живым, рефлексирующим, но сильным и решительным человеком. У Андрея Блинова в этой версии «В августе 44-го…» роль скорее сюжетной функции, того самого типичного новичка, через которого зрителю рассказывают об особенностях оперативной работы контрразведки. Павел Табаков в этой роли сердечен, восприимчив и инициативен до нелепости, а большего от него и не требуется. Ну и конечно же Таманцев — самый колоритный боец группы Алёхина. Играет его скандальный Никита Кологривый, и естественно, в своей манере выкручивает на максимум дерзость и уверенность этого обычного советского Бэтмена. В «Августе» Таманцев чуть ли не центральный персонаж, из-за того, как сценарист и режиссёры решили те проблемы, с которыми сталкивались прошлые экранизации: во-первых, как показать на экране сложный и тяжелый процесс розыска шпионов, и во-вторых, как объяснить огромную важность того, что СМЕРШевцы на лесной тропинке «качают» подозрительных офицеров. Обе проблемы в фильме разрешены через экшен и стрельбу, которых тут на порядок больше, чем в книге. И это притом, что вообще, у «Августа» очень тягучая, но погружающая в себя атмосфера расплавленного солнцем летнего дня, в когда вся жизнь как будто замедленна, но в любой момент может взорваться резкими движениями. Идеальный ритм для параноидального детектива об охоте на оборотней в человечьих шкурах (так заявляют этот фильм продюсеры). Ритм «Август» после резкого начала очень медленно и планомерно, но очень затягивающее, идёт к финалу, в котором, в отличие от книги Богомолова, начинается сущий тарарам. Естественно, Таманцев, который под огнём, стреляя по-македонски «вразножку» (самая сложная и эффективная техника «качания маятника») способен сбить с головы человека пилотку или пулями «пощекотать уши» идеально подходит на звание центрального персонажа в такой заварухе. В этой же заварухе отлично себя проявляет генерал-лейтенант от контрразведки Егоров. Его сыграл Роман Мадянов, и это одна из последних ролей артиста. Показательно, что Мадянов, благодаря таким режиссерам как Николай Досталь и Никита Михалков стал буквально мемом о пьяных и жестоких советских командирах и комиссарах. Но под конец жизни Мадянов, наоборот, играл образцовых отцов-командиров, как в «Подольских курсантах» и, собственно, в «Августе». В общем, как военное кино «Август» удался. И стал бы просто прекрасным фильмом о войне, если бы не несколько досадных мелочей. Главная из них, некоторая глупость и нелогичность в сценарии (вроде того, что Блинов случайно оказался в СМЕРШе), и небольшое перебарщивание с образами. Так, в случае с Таманцевым режиссеры и артист явно путают дерзость опытного розыскника и хамство биндюжника. Сами по себе эти мелочи вроде не так страшны, но хорошую картину всё-таки портят. И особенно выпирают в сравнении с книгой. Оглупление героев известных произведений, или вообще любых персонажей картин о войне, честно говоря, уже утомили. Да из-за упора на экшен в финале, в «Августе» как-то теряется то самое ощущение «огромной соленой работы» контрразведки. Хотя, свой момент истины создатели «Августа» всё-таки получили, и смогли передать это ощущение зрителям. Поэтому, «Август» — пусть и неточная экранизация «Момента истины», но самая лучшая из тех, что есть. И это не самый лучший отечественный военный фильм. Он просто хороший и очень профессиональный. И тем не менее, после просмотра «Августа», так и тянет радостно сказать: «Бабушка приехала!».
Источник:
2025-09-24T18:05:33Z
Актёр Сергей Безруков рассказал о фильме «Август» — новой экранизации романа Владимира Богомолова «В августе сорок четвёртого», над которой работали режиссёр Никита Высоцкий и Илья Лебедев. Безруков сыграл в картине роль капитана Павла Алёхина.
2025-09-23T09:42:23Z
Команда фильма по мотивам романа Владимира Богомолова «В августе сорок четвертого» во главе с Константином Эрнстом представила картину, превратив кинотеатр «Октябрь» в настоящий лес.
2025-09-26T05:07:30Z
По мнению режиссера, картина является вольной интерпретацией, что "интересно и правильно"
2025-09-23T22:45:00Z
В прокат выходит «Август» — новая экранизация романа Владимира Богомолова «Момент истины». Но нужно ли было снова обращаться к этой книге или зрителям достаточно «В августе 44-го» Михаила Пташука?
2025-09-24T16:00:00Z