Ничего людского: мошенники атакуют жителей ДНР под предлогом оказания соцуслуг

Все новости — Происшествия

2025-09-25T22:59:00Z

Потерявшийся уралец неделю выживал в лесу, питаясь грибами и отбиваясь от волков

2025-09-25T22:58:02Z

Экс-главу ФБР Коми обвинили в даче ложных показаний

2025-09-25T22:55:42Z

Охотовед объяснил агрессивное поведение медведя, напавшего на людей на Камчатке

2025-09-25T22:52:13Z

Эстонец попал в тюрьму за якобы шпионаж в пользу России

2025-09-25T22:45:00Z

«Обидно, ну!» Юрист Васильев раскрыл срок за похищение невесты

2025-09-25T22:35:00Z

Джигурда обвинил мафию в потере наследства

2025-09-25T22:30:00Z

Передвигали мебель в квартире и нашли нечто. Про эту тайну не знала даже хозяйка

2025-09-25T22:22:10Z

Датская обжаловала приговор россиянину Иконникову по делу о взрывчатке

2025-09-25T22:00:00Z

Мошенники атакуют жителей Донбасса под видом соцуслуг

2025-09-25T21:45:00Z

Взятки, расправы, мятеж. Президенты, которые попали за решетку, как Саркози

2025-09-25T21:45:00Z

На бразильской стройке нашли тело 16-летней «королевы красоты»

2025-09-25T21:39:00Z

В Японии после множества смертельных нападений на людей упростили отстрел медведей

2025-09-25T21:19:07Z

Берл Лазар выразил соболезнования в связи со смертью партизана Арона Бельского

2025-09-25T21:10:00Z

Народные приметы на 26 сентября: что можно и нельзя делать

2025-09-25T21:05:46Z

Трамп подписал указ о высшей мере наказания за убийства в Вашингтоне

Ничего людского: мошенники атакуют жителей ДНР под предлогом оказания соцуслуг

2025-09-25T21:00:01Z — В одной из последних схем преступники сулят бесплатную доставку воды


Хакеры активно атакуют население Донбасса, рассказали «Известиям» местные жители и компании по кибербезопасности. Одной из последних стала тема перебоев с водой — мошенники создают сайты, где необходимо зарегистрироваться желающим получить доставку воды, оставив свои персональные данные. Также злоумышленники используют схемы, по которым предлагается помощь в смене документов или банковских карт и счетов. О том, на чем пытаются наживаться аферисты в новых российских регионах и как с ними борются, — в материале «Известий».

Мошенники атаковали жителей Донецкой Народной Республики, создавая фейковые сайты заявок на получение воды, сообщили «Известиям» в центре мониторинга внешних цифровых угроз Solar AURA, ГК «Солар». В конце августа 2025 года во время Всероссийского форума «Развитие малых городов и исторических поселений» о перебоях с водой в регионе заявили глава ДНР Денис Пушилин и глава Минстроя Ирек Файзуллин.

— Сегодня самая большая проблема у нас на одной территории из четырех новых регионов — это вода. У нас сложности в Донецкой Народной Республике, — сказал министр.

В сентябре 2025 года в республике компании по кибербезопасности обнаружили фишинговый сайт по сбору персональных данных, использующий тему новостей о проблемах с водоснабжением в Донецке. Жертве обмана предлагали заполнить форму заявки на получение воды, указав паспортные данные с ФИО и адресом проживания.

— Эта информация в дальнейшем может быть продана или использована злоумышленникам для кражи денежных средств, — отметил директор по развитию центра мониторинга внешних цифровых Александр Вураско.

Кроме того, владелец этого же домена создал еще один фейковый онлайн-ресурс — для передачи показаний и оплаты услуг ЖКХ. Сервис требует подключения к боту в Telegram, для чего нужны не только ФИО, телефон и адрес, но и номер паспорта, ИНН или СНИЛС.

— Все эти данные и возможные денежные переводы тут же достанутся мошенникам, — предупредил Александр Вураско.

Переходный период на территории ДНР и ЛНР, осложняющийся инфраструктурными проблемами, стал удобным для работы мошенников, подтвердили «Известиям» местные жители.

— Перерегистрация всех видов собственности и одновременное переоформление личных документов осложняется тем, что общероссийские сервисы не так давно начали работать на территории республик и подавляющее большинство населения пока не умеет ими пользоваться, — сказал один из собеседников редакции. — Еще одним важным фактором стало то, что на территории ДНР до последнего времени работал только один мобильный оператор.

И поскольку долгое время на территории работал лишь один банк, который остается основным и сейчас, телефонные мошенники сразу называют эту кредитную организацию, добавил житель ДНР.

В итоге распространенными формами мошенничества стали звонки с предложением помощи в регистрации чего-либо или оформлении документов.

— Мошенники следят за актуальными проблемами. Например, когда процесс онлайн-перерегистрации номеров телефонов еще не был отработан, а офисы оператора не справлялись с потоком желающих, использовались звонки якобы от имени оператора с предложением пройти регистрацию по СМС, — отметил местный житель.

Сейчас, по его словам, одним из самых главных вопросов в ДНР стало водоснабжение.

— Вода поступает к абонентам нерегулярно, — добавил собеседник «Известий». — Одновременно, как и с остальными операторами ЖКХ, проходит перерегистрация абонентов и смена юридических лиц. Соответственно, мошенники звонят жителям, создают фишинговые сайты, ссылки на которые размещают в местных пабликах.

Мошенники регулярно создают фейковые сайты, на которых якобы можно оставить заявку на получение российского биометрического паспорта, добавил Александр Вураско. Эта схема атаки нацелена в том числе на жителей новых регионов — Луганской и Донецкой народных республик.

— Мошенники не брезгуют никакими методами для достижения своих целей, используя страх и доверчивость людей, — сказал он. — Это очередное напоминание о том, как важно быть бдительными: читать новости только из официальных источников и не доверять подозрительным сайтам.

В сентябре мошенники начали звонить людям от имени сотрудников МФЦ, пытаясь получить личные данные.

А в феврале и июне 2025 года управление республиканского Роспотребнадзора сообщало, что «неустановленные лица представляются сотрудниками Роспотребнадзора и совершают неправомерные действия в отношении граждан, убеждая их в необходимости оформления банковских карт, передачи денежных средств курьеру для новой банковской карты».

В местной прокуратуре в июне этого года предупреждали, что на территории ДНР зарегистрирован рост мошенничеств, совершенных в сфере информационно-телекоммуникационных технологий.

«При телефонном мошенничестве, как правило, мошенники от имени сотрудников банков России сообщают потенциальной жертве о несанкционированных списаниях денежных средств с банковских карт или говорят о необходимости блокировки банковской карты. Далее, войдя в доверие, просят предоставить определенные данные карты владельца или смс-код, поступивший на его телефон. После чего происходит списание денежных средств с банковского счета», — добавили там.

Злоумышленники также действуют от имени близких родственников, знакомых, коллег потерпевших и просят о передаче или перечислении электронным платежом определенной суммы денежных средств для разрешения сложившейся в их жизни неблагоприятной ситуации. ​​

Первый зампредседателя комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Артем Шейкин отметил, что телефонные мошенники используют темы, которые особенно чувствительны для жителей Донбасса: перебои с водоснабжением, замена документов, вопросы связи и банковских услуг.

— Однако, как известно, это инструмент давления, рассчитанный на сбор персональных данных и подрыв доверия к государственным структурам, — подчеркнул он. — Главная задача — обеспечить жителям Донбасса защиту и уверенность в том, что государство гарантирует им безопасность, в том числе и в цифровой среде.

В МВД ДНР подчеркнули, что полиция располагает современными методами противодействии IT-преступности и предупреждает об уголовной ответственности как за совершение, так и за пособничество.

«Рекомендуется воздержаться от совершения преступлений, не осуществлять никаких операций с найденными банковскими картами, не оформлять на свое имя сим-карты, организации, банковские карты и расчетные счета с целью их дальнейшей передачи третьим лицам. Помните, что действующие законодательство предусматривает наказание за IT-преступления вплоть до 10 лет лишения свободы», — говорится на официальном сайте ведомства.

В новых регионах мошенники проявляют себя крайне изобретательно, отметила управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева. Они используют специфические и неспецифические, то есть характерные для всех регионов, триггеры.

— Из специфических выделяется «забота о здоровье», — сказала она. — Представляются врачом из службы социальной помощи и под видом чудесных лекарств продают продукцию неизвестного происхождения. Как правило, для покупки жертву вынуждают оформить кредит. Огромный пласт — всевозможные мошенничества в области предложения услуг связи, ремонта электросетей, водопровода, банковских услуг и так далее. Так злоумышленники втираются в доверие, и дальше — классическая схема: срочные кредиты или кража ценных вещей или денег из дома.

Иногда мошенники представляются сотрудником российского банка из топ-10, который только заходит в новый регион, с «интересным» предложением для наработки базы. Например, открыть карту с российской платежной системой для поступления неких пособий. Далее следует либо ссылка на фишинговый сайт, либо «код из СМС».

— В последнее время, кстати, мошенники запрещают называть код сотрудникам, только роботам — якобы для усиления мер безопасности, — пояснила эксперт. —Также относительно новый вид мошенничества — перегон машин из Европы для личных нужд. Граждане новых регионов наиболее уязвимы к этой схеме. Как правило, злоумышленники используют Telegram. Далее они завладевают личными данными пользователей для своих целей и убеждают жертву оплатить относительно небольшую пошлину.

Для противодействия таким схемам необходим комплексный подход, подчеркнул сенатор Артем Шейкин.

— Важно наладить эффективный мониторинг и оперативное блокирование фишинговых ресурсов, — сказал он. — Необходимо развивать адресные программы цифровой грамотности именно для жителей новых регионов.

Также следует четко определить конкретные официальные каналы доступа к информации и услугам — веб-ресурсы, горячие линии, мобильные сервисы, через которые граждане могут получать помощь без риска стать жертвой мошенников, добавил парламентарий.

Читайте также:

2025-09-25T21:02:00Z

Издержки агрессии: мошенники крадут деньги под видом курьеров

Как еще преступники пытаются обмануть россиян

2025-09-25T22:00:00Z

Мошенники атакуют жителей Донбасса под видом соцуслуг

2025-09-24T16:25:48Z

Сводка СВО, 24 сентября. Возмездие за Новороссийск пришло — ВСУ взвыли

Трамп заявил, что поверил в способность Украины отвоевать потерянные территории. Дроны ВСУ ударили по Новороссийску. Главное о событиях вокруг военной операции

2025-09-25T08:15:03Z

«Война на море вышла на новый уровень». Бывший боец «Вагнера» рассказал, чего не хватает для защиты российских портов от атак ВСУ

2025-09-23T00:45:00Z

«Выплакал воду соседям». Как ветеран вернул воду в квартиры Донецка

В некоторые квартиры Донецка вода не поступает уже несколько месяцев.