Чем грозит предложение исключить из школьной программы толстые книги

Все новости — Образование

2025-09-24T09:42:00Z

Сенатор Карелова: В 2026 году в модернизации детских лагерей примут участие 44 региона

2025-09-24T09:32:58Z

Госдума одобрила ограничения на списание средств за онлайн-подписки

2025-09-24T09:31:09Z

В Прикамье по решению суда школа заплатит миллион за травму ученика

2025-09-24T09:30:41Z

Минпросвещения: проект "Истоки патриотизма" поможет в воспитательной работе в школах

2025-09-24T09:30:00Z

В России может появиться профессия младшего вожатого

2025-09-24T09:27:26Z

В ГД рекомендовали кабмину доработать материалы для тестирования детей мигрантов

2025-09-24T09:26:40Z

В КЧР коневодство стало новым направлением "Школы фермера"

2025-09-24T09:24:05Z

Ректору Евразуниверситета Клименко присвоена иностранная степень профессора

2025-09-24T09:20:00Z

Пензенский педагог представила регион на Всероссийском управленческом форуме

2025-09-24T09:17:00Z

Понятие «стажировка» и «стажер» хотят закрепить в Трудовом кодексе

2025-09-24T09:09:00Z

В Саратовской области из «горящей» гимназии спаслись 7 человек

2025-09-24T09:07:56Z

Сокращение ин. яза, единое расписание и новые требования к учителям: реформы в школах

2025-09-24T09:02:00Z

Многодетные семьи Подмосковья подали 34 тысячи онлайн-заявки на выплаты с января

2025-09-24T09:00:56Z

В Яндекс Переводчике появились карачаево-балкарский и кабардино-черкесский языки

2025-09-24T09:00:00Z

Религиовед предложил РПЦ пересмотреть подход к образованию священников

Чем грозит предложение исключить из школьной программы толстые книги

Чем грозит предложение исключить из школьной программы толстые книги

2025-09-24T06:44:25Z — Предметная комиссия учителей Курганской области, проанализировав результаты ЕГЭ, предложила исключить из школьной программы слишком объемные произведения и заменить их на более доступные для детей тех же авторов.


Предметная комиссия учителей Курганской области, проанализировав результаты ЕГЭ, предложила исключить из школьной программы слишком объемные произведения и заменить их на более доступные для детей тех же авторов.

Педагоги поясняют: большие произведения в лучшем случае читают три-четыре человека из класса, то есть меньше 10 процентов.

"Разница в культуре, речи, обстановке, жизненных реалиях в литературе XIX века и современных людей, огромная, - подчеркивают учителя. - Изучая произведение со старшеклассниками, приходится много времени и сил уделять работе с лексикой, которая вышла из употребления. Читая "Евгения Онегина", многие дети не в состоянии "перевести" его на понятный им язык. Часов, выделяемых в школах на изучение литературы XIX века, явно недостаточно, и число изучаемых произведений, необходимых потом для сдачи на экзаменах, оказывается велико".

Владислава Лобанова - одна из тех 10 процентов учеников, которая читает все, что задают. Она учится в 11-м классе в небольшом городе Щучье. По ее словам, "Евгения Онегина", "Преступление и наказание" читать было легко, а вот с "Войной и миром" оказалось сложнее.

- Целых четыре тома и огромное количество сносок на французском языке! - призналась девушка. - Спасибо учителю Оксане Робертовне Беляевой. Мы подробно разбирали героев, их характеры, поступки, события. В итоге я прочитала весь роман от корки до корки. Правда, на это ушло три месяца, но произведение того стоит.

А вот учитель литературы Курганского областного лицея-интерната для одаренных детей, член Союза писателей России Александр Рухлов рассказал, что сам он в 15 лет не осилил "Войну и мир", прочитал только два с половиной тома.

- Ученикам в этом честно признаюсь, - говорит Александр. - На уроках изучаю с ними избранные фрагменты, стараясь составить общее представление о самом важном: смыслах, значении, героях.

По мнению учителя, дети сейчас читают, может быть, даже больше, чем в свое время читали их родители. Другой вопрос, что они читают? В основном это посты в соцсетях, блоги - то, что можно быстро пробежать глазами. Конечно, это проще. От больших произведений отказываться не стоит, считает он. Прикосновение к ним необходимо именно в юном возрасте. Это помогает подготовить почву для того, чтобы вернуться к этим текстам в будущем, разобраться и понять, открыть заново.

Из 10 процентов ребят, которые все же читают, и вырастают в итоге те, о ком потом пишут в учебниках

Молодой актер Курганского театра драмы Алексей Березовский уверен, что у каждого своя дорога к классике. Иногда нужно время, чтобы ее понять. На днях в театре состоялась премьера спектакля по роману Достоевского "Преступление и наказание". Алексей играет Раскольникова. Признался, что в школе он совсем не понял этот персонаж. Когда зашла речь о постановке спектакля, сел за роман. И понял, что... ничего не понял. Начал вдумчиво читать второй раз, третий...

- Это очень христианское произведение. Там много отсылок к Богу, - говорит актер. - Чтобы во всем разобраться, пришлось открыть Библию, сходил даже в церковь, поговорил с батюшкой. Жаль, что в школе этому мало уделяется внимания.

- Я категорически против исключения больших произведений из программы, - поделился мнением с "РГ" ректор Шадринского государственного педуниверситета Артур Дзиов. - Важнейшая задача школы - восстановление культуры чтения. В моей библиотеке десятки изданий русских классиков XIX-XX веков. В 60-80-е годы XX века они выходили тиражом 100 000 - 500 000 экземпляров, и у них находились читатели.

Доктор философских наук Борис Шалютин, услышав об инициативе педагогов исключить из программы "толстые" книги, откровенно заметил: "Пусть почитают "Планету обезьян" Пьера Буля, там описано подготовляемое ими будущее". Программа должна включать несколько крупных разнотипных романов, считает он, чтобы помочь школьнику осмыслить сам жанр и выработать вкус к нему.

В объемных произведениях и таится культурный код нации. Фото: sommersby / iStock

- Из 10 процентов ребят, которые все же читают, и вырастают в итоге те, о ком потом пишут в учебниках, - говорит Борис Шалютин. - И они более всех нуждаются в площадке для дискуссий, предоставляемой сложной литературой. У одного великого и очень непростого поэта есть строчки:

Нужные книги простыми не бывают.

Комментарий

Ирина Добротина, заведующая Центром филологического общего образования ИСМО им. В.С. Леднева:

- "У меня в голове опилки и длинные слова меня только расстраивают", - говорил Винни-Пух. Именно эту цитату вспоминаю, когда слышу предложения заменить длинные глубокие тексты в программе по литературе на произведения покороче.

И действительно, чего это Лев Николаевич расписался аж на 4 тома с "Войной и миром"! Можно же было покороче!

Но тогда вопрос: покороче - это как? Четыре тома - много, а сколько не много? Так, чтобы выпускник школы, которому скоро предстоит читать не только букварь, решать не только школьные задачки, не устал? Почему-то мы постоянно хотим наших детей от чего-то разгрузить, хотим не огорчить, не расстроить. Я говорю это как учитель-практик с почти 30-летним стажем. Представьте: "ребенок" выходит за порог школы - и сразу огорчается. В послешкольной жизни и конфликты возникают между "отцами" и "детьми", и семейная лодка может разбиться о быт, и в поисках счастья и смысла жизни пройдешь и испытаешь поболее некрасовских мужичков или Пьера Безухова.

Но посчитаем. "Тарас Бульба" - около 250 страниц, "Капитанская дочка" - примерно 150 страниц, "Отцы и дети" - около 300 страниц. Что решают эти числа? Ничего. Отечественная литература - часть культурного кода русского народа, и никогда ее величие и роль в становлении личности не измерялось количеством страниц. А вот количество (и качество) прочитанных книг может о многом сказать.

Выдающиеся произведения русской и советской классики должны изучаться на уроках литературы в полном объеме, где-то - в избранных главах. И если учитель предлагает посмотреть, например, спектакль Ярославского государственного театра юного зрителя им. В.С. Розова "Капитанская дочка" или художественный фильм по этому роману Пушкина, то это ни в коей мере не замещает чтение, а дает возможность увидеть, как замысел автора раскрывается с помощью других видов искусств. Ну а если сам учитель предлагает краткий пересказ - вопрос к учителю. Надеюсь, что это единичные случаи.

Каждый выбирает для себя, как известно: что читать, сколько читать, зачем читать. Просто Винни-Пух никак не выходит из головы...

Подготовила Мария Агранович

Читайте также:

2025-09-23T18:54:21Z

В Екатеринбурге осудили учителя физики, который проработал в школе всего неделю

Честь, достоинство и доходы педагогов — вечная тема

2025-09-23T12:01:12Z

На Урале начали рассматривать иск о компенсации из-за отравления учеников лицея

В Екатеринбурге суд начал рассматривать первый иск о компенсации морального вреда из-за отравления учеников лицея при вузе.

2025-09-23T12:32:07Z

Депутаты Госдумы предложили разрешить пересдачу ЕГЭ сразу по нескольким предметам

2025-09-24T04:52:14Z

Как в Свердловской области развивают новые форматы профориентации школьников

В Свердловской области развивают новые форматы профориентации школьников

2025-09-24T04:00:01Z

Кризис текста: почему молодые поколения меньше читают

Константин Фрумкин — о том, с какими сложностями сталкиваются образование и культура в условиях избытка информации