2025-09-24T12:21:54Z
Россиянам рассказали о способах накопить деньги
2025-09-24T12:17:51Z
С 2026 года Минфин намерен изменить порядок уплаты страховых взносов для малых и средних предприятий
2025-09-24T12:15:03Z
«Это убийство»: Букмекеров «добил» новый налог в 5% от ставок
2025-09-24T12:12:30Z
Рост на 21,5%: сеть «Музторг» подвела итоги «сентябрьского бума» продаж
2025-09-24T12:10:33Z
Минэк дал новый прогноз по курсу рубля, инфляции, росту ВВП и зарплатам россиян
2025-09-24T12:08:00Z
Перенос на 2028 год валютных расчетов через казначейство одобрен в I чтении
2025-09-24T12:07:09Z
Акции Lithium Americas подскочили более чем на 70%
2025-09-24T12:02:28Z
Топ-10 иномарок, которым не грозит повышение утильсбора
2025-09-24T12:02:00Z
Эксперт Бунина: небольшим АЗС сейчас невыгодно торговать топливом
2025-09-24T12:00:00Z
Эксперт Юшков: независимые АЗС не хотят торговать бензином в убыток
2025-09-24T11:56:56Z
ВТБ приободрил инвесторов, но негатив от НДС и Трампа пока не отыгран
2025-09-24T11:53:00Z
Минфин РФ досрочно выполнил квартальный план размещения ОФЗ
2025-09-24T11:52:00Z
Социалка, нацпроекты и "обеление" экономики. Что предложил Минфин
2025-09-24T11:50:00Z
Вышедшая 15 лет назад Windows внезапно стала популярной
2025-09-24T11:47:23Z
«Бумажных медведей не бывает». Главное из интервью Пескова радио РБК
2025-09-23T13:57:11Z — По официальным оценкам, за последние три года российским производителям одежды удалось почти полностью заместить ушедшие иностранные бренды. Тем не менее себестоимость швейной продукции, произведенной в РФ, высока, дополнительной нагрузкой являются налоги, затраты на маркировку и сертификацию продукции. Еще одно осложняющее бизнес обстоятельство - высокие процентные ставки по кредитам. При этом в отечественном легпроме немало успешных производителей, рассказали "РГ" эксперты.
По официальным оценкам, за последние три года российским производителям одежды удалось почти полностью заместить ушедшие иностранные бренды. Тем не менее себестоимость швейной продукции, произведенной в РФ, высока, дополнительной нагрузкой являются налоги, затраты на маркировку и сертификацию продукции. Еще одно осложняющее бизнес обстоятельство - высокие процентные ставки по кредитам. При этом в отечественном легпроме немало успешных производителей, рассказали "РГ" эксперты.
Как ранее заявлял министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов, с 2022 года, когда российский рынок покинул ряд зарубежных компаний, число отечественных брендов одежды выросло на 18%.
По его словам, за три года - достаточно короткий период - производителям в легкой промышленности удалось практически полностью заместить ушедшие иностранные компании.
Тем не менее сегодня шить одежду в России - дорогое удовольствие, и этому есть ряд причин.
В первую очередь, как пояснила "РГ" директор Центра развития компетенций в индустрии моды РЭУ имени Г.В. Плеханова Светлана Костенко, себестоимость швейной продукции, произведенной в России, в этом году высока.
"Влияют сразу несколько факторов: стоимость тканей, которые в большинстве случаев приходится привозить из-за рубежа, фурнитуры и прикладных материалов - их также крайне мало производится внутри страны", - перечисляет эксперт.
Кроме того, по ее словам, с начала года выросло налоговое бремя и стоимость сертификации продукции; дополнительным грузом легла обязательная маркировка.
Среди других осложняющих ведение бизнеса моментов - невозможность перекредитоваться из-за высоких процентных ставок, необходимость увеличения заработных плат сотрудникам.
Дороже и сложнее для предпринимателей стало и участие в госконтрактах, добавляет Светлана Костенко.
"В результате - падение продаж одежды российского производства на 30-50%. Не выдерживает эта продукция конкуренции с китайским товаром, которым наполнены маркетплейсы. Закрываются швейные предприятия, работавшие по 20-25 лет", - констатирует эксперт.
И все-таки российские бренды одежды развиваются, периодически на рынок выходят новые компании. "Лавировать" в меняющихся условиях помогают опыт, стратегическое мышление, трудолюбие и, конечно, смекалка.
Так, при формировании стратегии продаж производители прежде всего оценивают рынок: потребности аудитории, уровень спроса на ту или иную продукцию, текущие тренды, возможную конкуренцию и так далее. Правильное планирование - залог будущего успеха. "Семь раз отмерь, один раз отрежь" - это как раз про швейную промышленность.
Анализ трендов и прошлых продаж позволяет более точно спрогнозировать спрос и формировать более устойчивый ассортимент, рассказывает президент и CEO FINN FLARE Ксения Рясова.
"Для нас ключевая стратегия при непредсказуемой погоде - это ставка на универсальность и многослойность. Например, через стилизованные образы в нашем каталоге на сайте или социальных сетях мы демонстрируем, как сочетать более легкие вещи с универсальной и технологичной верхней одеждой. Это позволяет нивелировать изменения в спросе и предлагать клиентам адаптивные решения", - отмечает она.
План производства на фабриках составляется за полгода на основе заказов от брендов одежды, подтверждает Наталья Бернадская, основатель бренда премиум-одежды BeR me с собственным вязальным производством из кашемира в России.
"Бренд рассчитывает заказы на основе продаж прошлого года. Нет определенной магии, лишь цифры", - делится опытом эксперт.
"Каждый производитель формирует свои бизнес-планы, исходя из возможностей, как финансовых (закупка материалов, пошив, логистика), так и дистрибьюторских - сколько реально сможет продать", - комментирует основатель бренда повседневной одежды CRESTA Елена Сваровская.
По ее словам, если спрос на продукцию большой, есть достаточно партнерских и своих мощностей, то выгоднее взять под тот или иной проект кредит (даже с учетом высоких процентных ставок), произвести и продать одежды больше.
Если же речь идет о начинающем бренде, то эксперт советует "не закапывать" в товаре живые деньги, лучше планировать количество продукции максимально точно и продавать все до начала сезонных скидок.
Как отмечает управляющий директор российского бренда мужской одежды ООО "ПАВИЛЬОН 25" Юлия Петрова, у каждой компании - своя стратегия по ассортиментной матрице и объемам производства. При оценке рынка, объясняет она, учитываются показатели продаж прошлых сезонов, остатки на складах, общий спрос, возможности производства (наличие команды, производственных мощностей, сырья), а также себестоимость продукта, на которую сильно влияют курсы валют.
Среди других факторов - стратегия компании по скорости роста (открытие новых площадок и каналов продаж, работа с дистрибьюторами) и наличие свободных инвестиций.
Несмотря на то что каждый производитель старается просчитать стратегию продаж как можно более тщательно, случаются и провалы.
"Нередко прогнозы бизнеса не оправдываются. Например, прошлая зима была теплой и некоторые производители одежды не распродали даже 50% зимнего ассортимента, остались с набитыми складами прошлогодних сезонов", - рассказывает основатель и совладелец рекламно-производственной компании AmadeyPrint Анастасия Шахова.
Досконально все просчитать невозможно, и предприниматели всегда работают в условиях высоких рисков, подчеркивает она.
Залог разумной цены на товар - правильный расчет его себестоимости.
По словам Елены Сваровской, себестоимость того или иного предмета одежды - платья или рубашки - складывается из четырех составляющих.
Во-первых, это материалы: ткань, нитки, фурнитура. "Тут зависимость цены и качества самая прямая. Чем лучше качество, тем будет дороже", - отмечает эксперт.
Второе - это затраты на пошив. Швейные цеха работают по разным системам, большие - линиями, когда пошив делится на этапы и каждая швея шьет в потоке только одну деталь.
"В этом есть свои преимущества - так человек отлично отрабатывает свою часть работы. Такие сотрудники чаще всего получают почасовую оплату", - продолжает собеседница.
Одновременно есть производства, где одну вещь шьет один человек и получает расчет уже за количество готовых изделий.
"Чем сложнее модель и качественнее вещь на выходе, тем больше будет стоимость производства", - указывает Сваровская.
Среди других составляющих себестоимости - расходы на упаковку и логистику.
Весомый вклад в общие затраты на производство вносят также зарплата работников, налоги, содержание производственных и административных зданий, обновление оборудования и закупка нового, информирует директор Фабрики Оренбургских пуховых платков Елена Курлаева.
"К себестоимости продукции мы относим комплекс затрат, где ключевыми статьями являются, например, материальные издержки: ткани и фурнитура, обеспечивающие долговечность наших изделий, а также затраты на заработные платы и труд швей и конструкторов, чья экспертиза гарантирует лучшую посадку и отделку", - перечисляет Ксения Рясова.
Подготовка кадров, социальное страхование, представительские и прочие расходы также входят в заложенную себестоимость продукции, добавляет она.
"Важная составляющая в себестоимости - расход на разработку, изменение производственных циклов и технологий: в моменты наладки нового процесса производственные мощности простаивают, а желаемый результат не гарантирован с первой попытки; некоторые разработки идут "в стол", - отмечает Наталья Бернадская.
Поэтому российские производства тяжело идут на разработку новых моделей, особенно при малых тиражах, подчеркивает она.
Директор Центра развития компетенций в индустрии моды РЭУ имени Г.В. Плеханова Светлана Костенко отмечает, что даже с учетом логистики и таможенных сборов производить одежду в Юго-Восточной Азии дешевле, чем внутри России.
Крупные компании, такие как Melon Fashion Group, Ostin, Lime, отшивают свои коллекции в Китае, где в одном месте собраны все ткани, фурнитура и так далее, говорит она.
"Плюс крупным российским заказчикам китайские швейники дают рассрочку платежей до 90 дней", - продолжает собеседница.
"Все это делает перенос производства в Россию невыгодным и, по сути, даже невозможным", - считает она.
Если заглянуть на российские работные сайты, то можно увидеть, что сегодня в Москве швеям-портным предлагают зарплату в районе 80-100 тысяч рублей, в регионах - от 30 до 80-100 тысяч рублей, в зависимости от нагрузки и квалификации.
Для сравнения: среднерыночная зарплата швеи в Китае - около 600 долларов, во Вьетнаме - 400 долларов, в Индии - 300 долларов, а в Бангладеш - 200 долларов в месяц.
Поэтому производителям гораздо выгоднее отшивать свои коллекции за рубежом, в Китае или Средней Азии, где себестоимость швейных и других работ ниже.
"Если объемы большие, то выгодно шить в Китае, Бангладеш и Пакистане: себестоимость работы там низкая, поэтому и вещи даже при нормальном качестве будут намного дешевле, - замечает Елена Сваровская, - если говорить про крупные бренды одежды, то у них и специалисты, и финансы позволяют вести внешнеэкономическую деятельность и получать самые выгодные цены на больших объемах. Коллекции разрабатываются и производятся заранее, а значит, есть запас времени на то, чтобы отшить далеко за рубежом и привезти".
Между тем у среднего и малого бизнеса денег меньше и нет возможности ждать. "Нужен товар здесь и сейчас, поэтому шьют либо в Киргизии, Казахстане, Узбекистане, либо в России", - указывает Елена Сваровская.
Эксперт поделилась своим опытом: производственные мощности бренда находятся в Узбекистане, эта страна - мировой лидер по производству хлопка, там очень много швейных цехов.
Шить в Узбекистане умеют хорошо и быстро, однако от начала производства до получения товара в Москве проходит не менее двух месяцев. По словам эксперта, это связано с усложнением процедуры таможенной очистки и маркировкой товара в системе "Честный знак".
"Каждая футболка получает свой уникальный код, который проходит таможню и вводится в оборот. Вещи проходят проверку и получают сертификаты качества и декларации соответствия. Без них ввезти товар в Россию невозможно", - поясняет собеседница.
Рост интереса российских производителей к Киргизии, Казахстану и Узбекистану отмечает и Анастасия Шахова. Эти страны привлекают более низкими затратами на логистику и меньшими таможенными платежами, объясняет она. Например, та же Киргизия входит в Евразийский экономический союз, и импорт товаров оттуда обходится дешевле из-за сниженного уровня таможенных сборов.
То, что одежду для российского рынка отшивают в основном в азиатских странах, подтверждает и Юлия Петрова.
"В России, к сожалению, нет таких мощностей, оборудования, выбора тканей, зато есть проблемы с кадрами, отсутствует система и выстроенные бизнес-процессы", - отмечает она.
Но, хотя российская легкая промышленность медленно наращивает мощности, в нашей стране все же локализуется ряд производств. Одно из них - достаточно известная в стране и за рубежом Фабрика Оренбургских пуховых платков. Сегодня здесь создают трикотажные коллекции крупнейшие российские бренды.
"Сейчас, в условиях запредельных ставок на кредиты и лизинг, при существующем уровне рентабельности и кадровом голоде, вряд ли возможен резкий рост реального производства", - выражает мнение директор фабрики Елена Курлаева.
При этом она отмечает, что в отечественном легпроме сегодня есть успешные производители. На базе их компетенций можно постепенно увеличивать локализацию производства в России.
"Если государство обеспечит стратегическую и неизменную поддержку реальным производителям, легпром может значительно увеличить мощность и выпуск продукции", - подчеркивает Курлаева.
Ксения Рясова, в свою очередь, оценивает перспективы отечественных производителей одежды как весьма позитивные - этому способствует растущий потребительский интерес к локальным брендам. Среди ключевых факторов успеха - внедрение современных технологий, улучшение дизайна и развитие онлайн-продаж.
"Мы видим огромный потенциал в импортозамещении материалов и развитии собственных производственных цепочек, что снижает зависимость от внешних поставок. Однако не стоит отрицать уже существующие вызовы, такие как высокая себестоимость и необходимость инвестиций в инновации и маркетинг", - отмечает она.
"Все зависит от того, кто будет шить, как и для кого, - говорит Елена Сваровская. - Швейный бизнес зачастую держат люди старшего поколения. Они знают, как шить, но не всегда хорошо ориентируются в изменяющемся рынке, законодательстве, конкурентах. Им бы поучиться у турков или вьетнамцев. Если смогут адаптироваться и выдать выгодное предложение, то все будет хорошо".
В нашей стране одежда имеет по-настоящему стратегическое значение из-за холодного климата и долгой зимы на большей части территории.
При этом россияне обладают хорошим вкусом и хотят видеть на рынке широкий ассортимент не просто качественной, а еще и стильной одежды. Причем людям нужен выбор во всех ценовых категориях.
Как сопоставить эту потребность с возможностями отечественных производителей в существующих условиях?
Эксперты отмечают, что, несмотря на все сложности, российский рынок предлагает разнообразный ассортимент одежды как отечественных, так и иностранных брендов.
"В России сейчас невероятная конкуренция между производителями одежды. Соответственно, все компании заранее позаботились о поставках и на 100% готовы к встрече наступающего сезона", - комментирует основатель и совладелец рекламно-производственной компании AmadeyPrint Анастасия Шахова.
Почти все собеседники "РГ" обращают внимание на неплохой выбор вещей на маркетплейсах. По мнению Елены Сваровской, на онлайн-площадках увеличилось количество качественной одежды, так как перекупщики, торговавшие дешевым ширпотребом, уходят из-за повышения комиссий, логистики, рекламных расходов.
"Заходя на маркетплейсы, я вижу огромный выбор. А самое главное, что это все можно заказать в разные регионы, в том числе туда, где выбор в розничных магазинах обычно небольшой", - говорит эксперт.
Так где же все-таки лучше купить одежду к зиме?
Старший преподаватель кафедры "Финансовый контроль и казначейское дело" Финансового факультета Финансового университета при правительстве РФ Валентина Волкова советует россиянам покупать базовые и высококачественные вещи у российских производителей и в проверенных магазинах, где можно примерить одежду и быть уверенным в ее качестве.
"Маркетплейсы отлично подходят для поиска модных и сезонных вещей по более низким ценам, если внимательно читать отзывы и выбирать проверенных продавцов. Китайская одежда зачастую дешевле, но качество может значительно разниться, поэтому важно уделять внимание репутации продавца и описанию товара. В основном лучше сочетать оба подхода в зависимости от ваших целей и бюджета", - рекомендует эксперт.
Российский бизнес, несмотря на трудности, старается следовать модным тенденциям. В этом сезоне, информирует маркетолог, автор телеграмм канала @retail Юлия Джанибекова, в ассортимент отечественных брендов войдут такие новинки, как длинные приталенные пальто и тренчи макси, изделия с эко-мехом, пиджаки и свитеры с объемными плечами, кружевные блузки и кардиганы, бархатные брюки, функциональные аксессуары и многое другое.
Ставка делается на универсальные модели; также активно развиваются спортивные линии, внедряются капсульные коллекции.
Если говорить о цветовых решениях, то в осенних коллекциях - много вельвета, коричнево-терракотовых оттенков, отмечает управляющий директор бренда "ПАВИЛЬОН 25" Юлия Петрова.
Также будут доминировать такие цвета, как пыльный малахит и "кофе с молоком", сливочно-кремовые, лавандовые и изумрудные оттенки; из принтов - "горошек" и "леопард", добавляет Юлия Джанибекова.
У россиян есть большой выбор в плане одежды: в онлайн- и офлайн-магазинах представлены отечественные, турецкие, китайские бренды (а европейские можно найти в стоках), причем наши зачастую - качественней. Рынок растет и развивается, а при должной поддержке государства способен выйти на совершенно новый уровень, уверены эксперты.
Источник:
2025-09-24T10:26:41Z
Высокие показатели также фиксируют предприятия оборонно-промышленного комплекса
2025-09-23T09:08:09Z
2025-09-23T10:50:15Z
Рост промышленного производства в Санкт-Петербурге позитивно повлиял на рынок труда. Заинтересованная в квалифицированных кадрах отрасль захотела и смогла найти средства для того, чтобы зарплата рабочего стала конкурентоспособной. Вслед за промышленностью подтянулись зарплаты и в других отраслях, где востребован физический труд: строительство, ремонтные работы, сервис. Это неизбежно отразится на ситуации в сфере занятости в целом, отмечают HR-специалисты.
2025-09-23T08:28:29Z
В 2025 году номинальный прирост зарплат в российских компаниях составил 8,9–9%, однако реальный рост доходов оказался в четыре раза ниже, чем годом ранее. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на исследование консалтинговой фирмы Regroup.
2025-09-23T09:24:50Z