2025-09-24T09:32:58Z
Госдума одобрила ограничения на списание средств за онлайн-подписки
2025-09-24T09:31:09Z
В Прикамье по решению суда школа заплатит миллион за травму ученика
2025-09-24T09:30:41Z
Минпросвещения: проект "Истоки патриотизма" поможет в воспитательной работе в школах
2025-09-24T09:30:00Z
В России может появиться профессия младшего вожатого
2025-09-24T09:27:26Z
В ГД рекомендовали кабмину доработать материалы для тестирования детей мигрантов
2025-09-24T09:26:40Z
В КЧР коневодство стало новым направлением "Школы фермера"
2025-09-24T09:24:05Z
Ректору Евразуниверситета Клименко присвоена иностранная степень профессора
2025-09-24T09:20:00Z
Пензенский педагог представила регион на Всероссийском управленческом форуме
2025-09-24T09:17:00Z
Понятие «стажировка» и «стажер» хотят закрепить в Трудовом кодексе
2025-09-24T09:09:00Z
В Саратовской области из «горящей» гимназии спаслись 7 человек
2025-09-24T09:07:56Z
Сокращение ин. яза, единое расписание и новые требования к учителям: реформы в школах
2025-09-24T09:02:00Z
Многодетные семьи Подмосковья подали 34 тысячи онлайн-заявки на выплаты с января
2025-09-24T09:00:56Z
В Яндекс Переводчике появились карачаево-балкарский и кабардино-черкесский языки
2025-09-24T09:00:00Z
Религиовед предложил РПЦ пересмотреть подход к образованию священников
2025-09-24T08:55:00Z
В Комитете Госдумы по молодежной политике подвели итоги весенней сессии
2025-09-23T11:49:31Z — Глава Совета по правам человека Фадеев предлагает Министерству просвещения пересмотреть нагрузку на детей в государственных школах. По мнению правозащитника, дети в школах сегодня «работают» больше взрослых, а вместо знаний детей зачастую нагружают нужными чиновникам мероприятиями.
Глава Совета по правам человека Фадеев предлагает Министерству просвещения пересмотреть нагрузку на детей в государственных школах. По мнению правозащитника, дети в школах сегодня «работают» больше взрослых, а вместо знаний детей зачастую нагружают нужными чиновникам мероприятиями. Наталия Казакова Нагрузкой на российских школьников озадачился Совет по развитию гражданского общества и правам человека при президенте Российской Федерации (СПЧ). По его данным, пятиклассники проводят за учебой по 44 астрономических часа в неделю, а старшеклассники — до 56, что превышает трудовую норму (40 часов в неделю) даже для взрослого человека. Занятия в школе, домашние задания и внеурочная деятельность не оставляют юным россиянам времени на общение с семьей и друзьями, занятия спортом и прогулки на свежем воздухе. Глава СПЧ Валерий Фадеев заявил, что Минпросвещения стоит пересмотреть учебные программы по целому ряду предметов, а также перестать снимать школьников с уроков на мероприятия, не имеющие отношения к учебе. На что уходит «рабочее время» школьника? С советником президента в ведомстве не согласились. «Объем нагрузки в 5-6-х классах не превышает 30 часов, а в 7-11-х классах — 35 часов», следует из комментария министерства изданию «Коммерсант». Причина — разные методики подсчета. Объем же внеурочной деятельности действительно может достигать десяти часов в неделю. Но чиновники считают, что посещение музеев, участие в спартакиадах или театральных постановках сравнивать с офисной или производственной нагрузкой взрослых некорректно. Действующими санитарными нормами установлена предельная учебная нагрузка на школьников. Для первоклашек она составляет 21 час в пятидневку. Пятиклассникам на постижение гранита наук отведено уже 29 часов, ученикам 8-9-х классов — 33 часа. И на час больше — учащимся 10-11-х классов. Кроме того, методические рекомендации отводят по часу на «Разговоры о важном» и профориентацию, два часа — на творчество и физкультуру и по три — на развитие интеллекта и социально важные проекты. С этого года в российских школах дополнительно ввели ограничения по времени выполнения домашних заданий. Первоклассники должны решать примеры и выводить крючки в прописях не более часа, второклашки и третьеклашки — не более полутора часов. Ученикам 4-5-х классов на домашние занятия отвели по два часа, 2,5 часа должны заниматься дома ученики 6-7-х классов, а старшеклассникам установили предельное значение в 3,5 часа. От этого времени как от отправной точки в идеале должен зависеть и объем «домашки». В идеале, потому что кто-то щелкает сложные задачки за считаные минуты, а кому-то на закрепление материала требуется время. При этом Трудовой кодекс РФ устанавливает продолжительность рабочей недели взрослого человека — 40 часов, а для лиц, не достигших 16 лет, этот показатель равен 24 часам. Так давайте подсчитаем нагрузку, допустимую СанПиНом, для самого обычного российского пятиклассника. 29 часов учебы + 2,5 часа домашних заданий = 31,5. Прибавим внеурочную деятельность в полном объеме и получим 41,5 часа. Уже в 5-м классе объем школьной нагрузки превышает недельную трудовую норму взрослого человека! Фадеев: «Вместо уроков детей таскают куда попало» Регулярное отвлечение школьников всех возрастов для подготовки и проведения Всероссийских проверочных работ, олимпиад, субботников, праздничных мероприятий и митингов крадет из программы заметное количество уроков. Региональные и муниципальные власти, волонтерские организации и другие структуры набирают очки за счет участия детей в своих проектах, весьма условно связанных с образованием. Как отметил Валерий Фадеев, школьников «таскают куда попало», отвлекая от главного — учебы. При этом нагрузка на ребят только возрастает. Участие в патриотической акции не заменит собой лабораторную работу, к которой еще нужно подготовиться. И сочинение по литературе само себя не напишет. «Например, по сравнению с советским периодом учебный материал по физике вырос примерно на треть, а время, необходимое для его освоения, напротив, сократилось», — говорится в докладе СПЧ «Нагрузка на школьников: проблемы и решения». Рост интенсивности школьной программы по каждому предмету, вопреки ожидаемому, не приводит к росту заложенного в юные умы. Современные школьники все чаще проходят материал, а не изучают его. 1 сентября 2025 года вступил в силу приказ Минпросвещения РФ, в соответствии с которым скорректировано минимальное количество академических часов по образовательным программам: для общих — не менее 5338 академических часов (ранее — 5058) при 5-дневной учебной неделе, для специальных — не менее 2312 академических часов (ранее — 2170). Снова призовем на помощь царицу наук математику. Задачка проста. Дано: на геометрию в 8-м классе отведено 68 уроков (по два урока в неделю), из них шесть — контрольные. Праздники, спартакиады и дни благоустройства «съедят» еще около 10% от уроков. Вопрос: как же сжать учебную программу и вместить ее в оставшиеся часы, чтобы не пострадало качество? Вариантов ответа два. Первый заключается в том, чтобы натаскать детей на сдачу ОГЭ и ЕГЭ (напомним, основной курс по предмету сосредоточен именно в программе 8-го класса), а остальное пробежать в режиме ознакомления. Тех, кому без геометрии никак, отправить к репетиторам, что только увеличит нагрузку на ребенка. Второй вариант ответа: прихватить часы от других предметов, кажущихся на первый взгляд второстепенными. «Среди молодежи 18-24 лет только 18% знают, куда впадает река Волга и сколько на Земле океанов. Лишь 12% могут назвать самую длинную реку России или правильно ответить на вопрос, кого и когда свергли большевики. Всего 7% помнят сюжет „Мертвых душ“ и могут ответить на вопрос, кого убил Чичиков, и только 30% знают, в каком веке жил Пушкин. Особое беспокойство Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека вызывает тот факт, что перечисленные вопросы относятся к предметам, формирующим культурный код россиянина: географии, литературе, истории. Вместо них усилия старшеклассников сконцентрированы на предметах, необходимых для сдачи ЕГЭ. Выпускник даже с высокими результатам ЕГЭ, не знающий истории, географии и литературы родной страны, является хорошим объектом для манипуляции, дезинформации и пропаганды», — заявил Валерий Фадеев. Есть ли в школе место политике? Минпросвещения РФ разработало проект приказа, согласно которому с этого учебного года количество часов на изучение английского языка в 5-7-х классах сокращается до двух в неделю. Уменьшение количества уроков по немецкому языку планируется с 2026 года. Глава СПЧ считает, что для снижения нагрузки на школьников целесообразно пересмотреть наполнение курсов, а не сокращать количество часов по отдельным предметам, будь то английский или география. Более того, в сокращении программ сразу двух европейских языков на фоне сложных международных отношений России с Западом прослеживается политическая конъюнктура. Очередной камень преткновения — повторение пройденного дома. Инициативы об отмене домашних заданий и попытки ограничить время для их выполнения (в отсутствие действенных механизмов контроля) также свидетельствуют о проблемах с их объемом и содержанием. Ранее «Новые Известия» уже анализировали подходы к «домашкам». Интересно, что призывы к отмене все чаще звучат из уст родителей и… политиков, идущих на поводу у своих избирателей. Член Общественного совета при уполномоченном при президенте Российской Федерации по правам ребенка Анастасия Ковалева прямо назвала вопрос «электоральным». Учитель с 45-летним стажем, преподаватель русского языка и права московской школы «Интеллектуал», автор учебных и методических пособий по гуманитарным предметам Всеволод Луховицкий считает, что никакого компромисса в вопросах домашних заданий нет и быть не может. «Домашнее задание — часть общей методики и содержания преподавания конкретного предмета. Все эти заявления про то, что дети перегружены, это чистый популизм. Дети действительно могут быть перегружены, если в конкретных школах нерационально распределены задания», — пояснил Луковицкий. По его мнению, школа без домашних заданий возможна. Но для этого придется полностью перестроить всю существующую систему, включая сокращение каникул. К тому же выводу пришли и авторы доклада «Нагрузка на школьников: проблемы и решения». «Домашние задания необходимо сохранять, поскольку они выполняют дидактическую и воспитательную функции, мотивируют ученика к самостоятельному труду и формируют чувство ответственности. Однако необходима серьезная работа по модернизации содержания домашних заданий. В том числе следует принимать во внимание развитие современных информационных технологий (искусственного интеллекта и других)», — процитировал документ Валерий Фадеев. Искусственный интеллект — враг или помощник? Глава Совета по развитию гражданского общества и правам человека предложил вернуться к устным экзаменам в школах из-за доступа школьников к система искусственного интеллекта, таким как ChatGPT или DeepSeak. Даже российская «Алиса» из умной колонки Яндекса уже может решить за ребенка домашнее задание. Раз уж запретить использование технологий детям невозможно, то при проверке знаний стоит довериться старому доброму способу. «Опытному преподавателю за несколько минут станет понятно, разбирается ученик в теме или нет. Я считаю, что надо возвращать устные переводные экзамены в школе», — заявил Валерий Фадеев журналистам, презентуя доклад СПЧ. Отдельные способы применения информационных технологий в образовательной сфере, по мнению Фадеева, должны быть запрещены на законодательном уровне. Но какие именно, в докладе не уточнялось. Действительно, к 2025 году «Алиса» и GPT-чаты стали реальностью не только для узких специалистов, педагогов, но и для самих школьников. Такой же, как умение прочитать простейшую фразу на иностранном языке без словаря или бегло набрать текст на клавиатуре. Использование ИИ можно назвать новой базовой грамотностью. Не за горами внедрение в классы технологий виртуальной и дополненной реальности. Они сделают процесс обучения увлекательным: помогут воссоздавать научные эксперименты, проживать исторические события, а не просто получать текстовую информацию из учебников. Но объем домашних заданий в электронной форме уже сейчас беспокоит экспертов. «Вместо параграфов и задач в бумажных учебниках ученикам предлагается выполнить цифровые тесты или просмотреть учебные видео. От цифровых заданий они больше устают, но меньше усваивают, что приводит к дополнительной перегрузке. Об этой проблеме в ходе встреч с членами совета, состоявшихся в 2024 году, говорили даже студенты старших курсов педагогических вузов Хабаровского края и Иркутской области, прошедшие практику в школах», — рассказал Валерий Фадеев. Ключевой проблемой стало использование алгоритмов искусственного интеллекта для составления и проверки домашних заданий. «Осмысления учебного материала при этом не происходит, вместо него ученик механически копирует задания в чат-бот, а потом переносит обратно полученный ответ, даже не пытаясь его проверить. Кроме того, слабость современных моделей искусственного интеллекта не позволяет обеспечить релевантную оценку заданий, за исключением тестов с закрытыми вопросами. Любое нестандартное решение математической задачи может быть оценено алгоритмом как ошибочное, не говоря уже о проверке эссе и сочинений», — говорится в докладе. Однако преподаватели высшей школы настаивают на обратном. ИИ позволяет анализировать процесс усвоения материала: автоматизирует проверку заданий и экономит время преподавателей. Несколько месяцев назад автор этих строк беседовала на тему внедрения ИИ в образовательные процессы вузов с заместителем директора мегафакультета ТИнТ ИТМО, экспертом Национального центра когнитивных разработок и кандидатом технических наук Александрой Климовой и деканом факультета довузовского образования НИУ ВШЭ Николаем Пшеничным. Оба высказывались за перспективы применения ИИ в образовании, начиная от проверки работ до составления расписаний и планов уроков. «Главное — понимать, что ИИ — не замена преподавателя, а его поддержка», — сказала тогда Александра Климова. Если же говорить обо всей системе образования, то ее в ближайшем будущем ждет технологический раскол. Сегрегация учебных заведений на те, которые освоят ИИ и активно внедрят его, и те, которые какое-то время смогут оставаться за бортом прогресса, неизбежна. С этого ракурса возврат к устным экзаменам в средней школе лишь отсрочка. И преподавателям школ вслед за своими вузовскими коллегами стоит как можно быстрее обратить технологии себе на пользу. Декан факультета довузовского образования НИУ ВШЭ Николай Пшеничный предполагает, что опытный проверяющий в состоянии заметить некоторую монотонность предложений или особенности формулировок и оформления текста, сгенерированного ИИ. «То, что на нынешнем уровне образовательной коммуникации нейросеть уже заменяет собой работу ученика, на мой взгляд, не комплимент системе образования», — пояснил Николай Пшеничный. Время идет, а решение для школьников все еще нет О возросшей и неоправданной нагрузке на школьников стало известно «не вдруг» и «не только сейчас». Еще в феврале этого года, выступая в Госдуме, вице-премьер правительства России Дмитрий Чернышенко попросил Минпросвещения и Российскую академию образования заняться вопросом балансировки нагрузки, включая нормы домашних заданий. Экспертная аналитика будет учтена в Стратегии развития образования до 2036 года. Обнародованный же Валерием Фадеевым доклад — не истина в последней инстанции, а повод для «работы над ошибками». Вопрос — каким будет результат это работы для наших детей.
2025-09-23T11:58:39Z
Речь идет о преподавании основ права в школах и учреждениях СПО
2025-09-23T18:54:21Z
Честь, достоинство и доходы педагогов — вечная тема
2025-09-23T23:30:00Z
2025-09-23T07:04:16Z
Директор Национального родительского комитета Юрий Оболонский заявил НСН, что в России утверждена единая образовательная программа для всех, нарушение которой приведет к пробелам в знаниях детей.
2025-09-24T09:27:26Z
Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая обратила внимание, что некоторые аспекты проведения тестирования требуют "тонкой индивидуальной настройки"