2025-09-24T18:24:44Z
Карточки некоторых банков могут не работать ночью в пятницу
2025-09-24T18:05:28Z
Германия предложила принцип "покупай европейское" для перезапуска экономики ЕС
2025-09-24T17:57:00Z
Гузнов сообщил, что изменения в законе о штрафах для банков не обсуждаются
2025-09-24T17:56:34Z
«Не на тех рельсах»: Кризисную экономику ФРГ отказались хоронить
2025-09-24T17:47:11Z
Эксперт Егармин раскритиковал идею введения тарифа на невозвратные товары на маркетплейсах
2025-09-24T17:45:49Z
В Белоруссии объявили конкурс на новый графический знак белорусского рубля
2025-09-24T17:40:17Z
В Подмосковье стартовал крупнейший Российский интернет-форум
2025-09-24T17:37:00Z
Поступления в бюджет от акциза на сталь в 2026 году могут повыситься на 8,9%
2025-09-24T17:36:00Z
Рост доходов от услуг связи в РФ в 2026-28 гг. прогнозируется на уровне 2,6-2,9%
2025-09-24T17:22:00Z
ЦБ: Денежно-кредитные условия могут ужесточиться из-за снижения ключевой ставки
2025-09-24T17:13:54Z
Рынок пытается отыграть потери
2025-09-24T17:12:03Z
Unherd раскритиковал ЕС за закупку российской нефти через третьи страны
2025-09-24T17:07:00Z
ЦБ настаивает на повышении штрафов для банков за нарушение прав клиентов
2025-09-24T17:00:55Z
За год доля акционных товаров в магазинах сократилась на 6,4%
2025-09-24T17:00:20Z
Эксперт Потуремский: проект бюджета РФ подразумевает допсредства для образования
2025-09-23T03:25:00Z — Отсутствие инвестиций в добычу нефти приведет к исчезновению с мирового рынка объема сырья, эквивалентного совокупной добыче Бразилии и Норвегии ежегодно, считают в Международном энергетическом агентстве.
МЭА: мировой нефтяной баланс будет терять значительные объёмы предложения
Сокращение добычи на существующих нефтяных месторождениях набирает обороты, что сказывается на рынках и энергетической безопасности. К такому выводу пришло Международное энергетическое агентство (МЭА), представившее 16 сентября доклад "Последствия снижения темпов разработки нефтяных и газовых месторождений".
Новый доклад МЭА, основанный на данных по добыче на 15 тысячах нефтяных и газовых месторождений в мире (всего в мире их порядка 70 тысяч), показывает ряд тревожащих МЭА тенденций: ускоряющийся темп истощения запасов, растущая зависимость от нетрадиционных ресурсов, замедление инвестиционной активности. Без постоянных инвестиций в отрасль мировой нефтяной баланс ежегодно будет терять значительные объемы предложения, подчёркнуто в докладе.
"Лишь небольшая часть инвестиций в добычу нефти и газа используется для удовлетворения растущего спроса, в то время как почти 90% инвестиций в добычу ежегодно направляются на компенсацию потерь предложения на существующих месторождениях. В случае с нефтью отсутствие инвестиций в добычу приведет к вычеркиванию из баланса мирового рынка объема, эквивалентного совокупной добыче Бразилии и Норвегии ежегодно. Сложившаяся ситуация означает, что отрасль должна работать намного быстрее, чтобы просто стоять на месте", – заявил глава МЭА Фатих Бироль.
МЭА отмечает, что структура добычи нефти и газа ощутимо изменилась за последние четверть века, но по-прежнему завязана на традиционные месторождения. С одной стороны, сильно выросла доля добычи трудноизвлекаемой нефти и сланцевого газа: в 2000 году на долю традиционных нефтяных месторождений приходилось 97% от общего объема добычи нефти в мире, но к 2024-му эта доля упала до 77% в результате роста добычи на нетрадиционных месторождениях. С другой – даже с учётом "сланцевой революции" общая добыча нефти по-прежнему зависит от небольшого числа месторождений-гигантов на Ближнем Востоке, в Евразии и Северной Америке, на которые в совокупности приходилось почти 50% мировой добычи нефти и газа в 2024 году.
Согласно докладу, общемировой среднегодовой уровень наблюдаемого снижения добычи на традиционных месторождениях, прошедших пик добычи, составляет 56% для традиционной нефти. Этот показатель широко варьируется в зависимости от типа месторождения: запасы сверхгигантских месторождений нефти сокращаются в среднем на 27%в год, в то время как средний показатель для небольших месторождений больше, а запасы нефти на суше сокращаются медленнее (в среднем на 42% в год), чем на глубоководных месторождениях. Как бы там ни было нефтяным компаниям приходится прилагать гораздо больше усилий, чем раньше, просто чтобы поддерживать добычу на нынешнем уровне.
Новый доклад МЭА, в котором организация бьёт тревогу в связи с падением инвестиций в нефтегазовый сектор, идет вразрез с традиционно декларируемыми агентством тезисами об исчерпании перспектив ископаемого топлива. Такие заявления МЭА делало регулярно, по крайней мере, до последнего времени. Среди наиболее ярких из них: спрос на нефть ограничивается слабым экономическим ростом, вызванным напряженностью в мировой торговле и бюджетными дисбалансами, а также ускоряющимся отказом от нефти в транспортном и энергетическом секторах; в сегменте электроэнергетики нефть будет вытесняться природным газом и возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ).
Был и прямой призыв к прекращению инвестиций в новые нефтегазовые проекты – в 2021 году МЭА представило план по достижению к 2050-му углеродной нейтральности. "Для выхода на нулевую эмиссию СО2 к 2050 году нужно сократить до нуля объем инвестиций в новые проекты по добыче ископаемого топлива, мировые компании энергетического сектора должны немедленно отказаться от разведки и разработки новых месторождений нефти и газа, открытия новых угольных шахт и расширения существующих", – было сказано в этом документе.
На новый доклад МЭА отреагировали в Организации стран-экспортёров нефти (ОПЕК), которая много лет ведёт с агентством "войну прогнозов". "МЭА не упомянуло, каким образом его собственная пропаганда сценария с нулевым уровнем выбросов или прогноз пикового спроса на нефть препятствовали инвестициям и способствовали неопределенности в отношении долгосрочного спроса на нефть. В отличие от МЭА, которое изменило свою позицию по этому важному вопросу, ОПЕК последовательно выступает за своевременные инвестиции в нефтяную промышленность, чтобы компенсировать темпы снижения добычи и удовлетворить растущий спрос", – сказано в заявлении организации. Там также напомнили слова Фатиха Бироля в интервью изданию The Guardian в мае 2021 года: "Если правительства серьёзно относятся к проблеме климатического кризиса, то с этого года не может быть никаких новых инвестиций в нефть, газ и уголь".
Аналитики отмечают, что до последнего времени политика МЭА воспринималась США благосклонно, поскольку соответствовала "зелёному курсу" президента Джо Байдена. Но сразу после избрания Дональда Трампа, ещё в ноябре 2024 года, появилась информация о том, что команда нового президента намерена пересмотреть роль США в отношении МЭА и урезать финансирование организации из-за его "зелёного" уклона. И уже в мае 2025 года Фатих Бироль начал говорить о том, что для поддержания глобальной энергобезопасности необходимы инвестиции в нефтяные и газовые месторождения. Сейчас же эти призывы МЭА сформулировало в виде отдельного доклада.
Румынский проект по замене российского газа оказался под угрозой
Сокращение зарплат сотрудникам государственного производителя природного газа в Румынии Romgaz может поставить под угрозу разработку крупнейшего газового месторождения Neptun Deep на шельфе Черного моря, сообщили 20 сентября агентство Europa Press RO и телеканал ProTV со ссылкой на внутренние документы компании.
Поводом для опасений стал одобренный правительством Румынии в августе 2025 года проект закона о корпоративном управлении, который предусматривает ограничения суммы вознаграждения в госкомпаниях. Представители Romgaz, которая на 70% является собственностью румынского государства, утверждают, что "опытные профессионалы" больше не смогут выполнять ключевые функции. Причина – "вознаграждение руководителей станет сопоставимым с вознаграждением специалистов на средних или даже более низких должностях в конкурирующих компаниях". В связи с этим Romgaz не сможет привлекать или удерживать у себя профессионалов с опытом выполнения ключевых функций.
"Непосредственный риск заключается в том, что нынешнее исполнительное руководство не примет новые условия вознаграждения, и поэтому будет уволено не из-за невыполнения критериев исполнения, а из-за законодательных ограничений", – говорится в документе компании.
Вынужденная замена "создаст шок для стабильности компании" и может быть негативно воспринята инвесторами и рейтинговыми агентствами. Низкий рейтинг, в свою очередь, приведёт к увеличению расходов на финансирование, в том числе на программы привлечения средств через облигации, предупредили в Romgaz. "Если первый транш на сумму €500 млн окажется успешным, второй транш, необходимый для финансирования проекта Neptun Deep, станет получить гораздо сложнее или даже невозможно", – утверждают в компании.
В результате важнейший стратегический проект Romgaz и Румынии Neptun Deep может столкнуться с рисками обеспечения финансирования. Рост стоимости капитала способен снизить рентабельность инвестиций, а задержки – негативно отразиться на денежных потоках и подорвать доверие партнеров и инвесторов к компании.
Neptun Deep – крупнейший проект по разработке газоконденсатного месторождения на румынском шельфе Черного моря, являющийся ключевым стратегическим активом для Румынии и компании Romgaz. Месторождение расположено примерно в 160 км от побережья Румынии на глубинах моря около 1000 м с запасами газа порядка 100 млрд кубометров газа.
Реализация проекта ведется консорциумом Romgaz (50%) и "дочки" австрийской OMV – OMV Petrom (50%), совместно инвестируют в проект до €4 млрд. Проект ещё не запущен в эксплуатацию, но в марте 2025 года началось бурение первой из десяти скважин для добычи газа. Начало коммерческой добычи ожидается в 2027 году, сообщало ранее британское агентство Reuters. Проектный уровень добычи газа на Neptun Deep должен составить около 8 млрд кубометров газа в год, что может сделать Румынию одним из крупнейших производителей природного газа в Евросоюзе.
Хотя румынское правительство намерено использовать большую часть газа с проекта "Neptun Deep" внутри страны, существуют планы экспортировать черноморский газ в соседние страны, в первую очередь Венгрию и Австрию. В свою очередь, в OMV ранее отмечали особую роль газа с месторождения Neptun Deep как альтернативы российскому газу, такую же позицию занимают и в Евросоюзе. Хотя геологоразведка и бурение на проекте не получают непосредственного финансирования ЕС, на вспомогательную инфраструктуру, – а именно на трубопровод, соединяющий буровую установку с ГТС Румынии, без которой проект не может функционировать, – уже выделено более 230 миллионов евро через Фонд модернизации ЕС и Европейский Инвестиционный Банк.
Стоит отметить, что OMV Petrom совместно с израильской компанией NewMed Energy Balkan готовится к разработке блока Han Asparuh на шельфе в болгарском секторе Черного моря. Этот блок находится между месторождениями Neptune Deep в Румынии и Сакарья в Турции, глубина воды на участке недр составляет чуть менее 2 тысяч метров. Ранее сообщалось, что объем запасов блока может составлять от 210 до 510 млрд кубометров природного газа, а морские и наземные объекты оцениваются в €4-6 млрд за проект. Однако, в отличие от Neptune Deep, эти запасы пока не доказаны.
2025-09-24T17:31:14Z
Министр иностранных дел Словакии Бланар сообщил, что его страна не имеет доступной альтернативы российским энергоресурсам.
2025-09-24T17:08:35Z
По словам министра энергетики Криса Райта, США не могут позволить себе "закрыть все свои угольные электростанции", потому что в этом случае "цены на электричество в стране взлетят"
2025-09-23T14:45:58Z
Запорожская атомная электростанция в десятый раз с начала военного конфликта потеряла внешнее электроснабжение, эксперты устанавливают причину.
2025-09-23T02:05:00Z
Причиной перманентных ограничений экспорта редкоземельных металлов является борьба за ресурсы, которые сами по себе ограничены. Даже человеческие ресурсы в новых условиях необходимы определенные, квалифицированные, учитывая те технологические изменения, которые произошли за последние 10 лет в наиболее развитых экономиках. Что уж говорить о природных ресурсах, которые требуются абсолютно во всех процессах производства? А с привнесением нового технологического уклада их участие становится необходимым и в высокотехнологичном производстве, от которого зависит уровень конкурентоспособности той или иной экономики.
2025-09-24T12:17:04Z
Абсурдность санкций, вводимых Евросоюзом, особенно заметна в энергетическом секторе, пишет издание Unherd.