Родион Мирошник: Киев использует в политических целях страдания детей во время войны

Все новости — Происшествия

2025-09-13T12:44:32Z

В Кузнецке задержан мужчина, обворовавший пенсионерку под предлогом помощи по хозяйству

2025-09-13T12:44:23Z

В Мурино мальчика нашли мертвым после того, как мать решила продать его ноутбук

2025-09-13T12:40:44Z

В Оренбуржье отец борется за право видеться с детьми

2025-09-13T12:38:00Z

Тимати заявил, что неизвестные с украинских номеров просят его «захейтить» MAX

2025-09-13T12:32:47Z

Питбайки и китайские производители: Автоэксперты объяснили рост числа ДТП с мотоциклами

2025-09-13T12:31:06Z

Умер французский актер и музыкант Эммануэль Карсен, звезда "Горца"

2025-09-13T12:28:38Z

В Уфе на крыльцо магазина заползла змея

2025-09-13T12:26:10Z

В 56 лет умер знаменитый британский телеведущий Джей Уинн

2025-09-13T12:21:00Z

В аварии с «Тойотой» пострадал 10-летний велосипедист

2025-09-13T12:19:47Z

«Корабль уже на старте»: На видео сняли гигантский смерч в Каспийском море

2025-09-13T12:18:28Z

Четверо человек пострадали при ДТП с лосем в Удмуртии

2025-09-13T12:17:42Z

В Волгоградской области захоронили останки 274 защитников Сталинграда

2025-09-13T12:11:22Z

Арестованный за избиение дочери в США российский бизнесмен признал вину

2025-09-13T12:07:41Z

Известный фанат «Ак Барса» пропал без вести при аварии с катером в Татарстане

2025-09-13T12:00:00Z

В Челнах начато расследование дела о мошенничестве при строительстве домов

Родион Мирошник: Киев использует в политических целях страдания детей во время войны

2025-09-13T09:28:13Z — Посол по особым поручениям МИД РФ по преступлениям киевского режима Родион Мирошник о вопросе "похищения украинских детей" и инструментах, которые есть у Запада, чтобы заставить Украину соблюдать международные правовые нормы.


Родион Валерьевич, на Западе сейчас много говорят о детях с Украины, которых Россия якобы похитила из зоны военных действий. Пишут о 20 тысячах детей, а некоторые доводят их количество до 200 тысяч. Это что-то за гранью. Неужели они действительно не понимают, что Украина бросила детей в приютах на линии огня, а российские военные их просто вывезли в безопасное место и возвращают родственникам, если таковые находятся и делают соответствующий запрос? Впрочем, это дети из детдомов, их либо забрали у родителей, либо у них их просто нет. Что происходит?

— Происходит то, что на Украине понятие политической целесообразности стало важнее закона и здравого смысла. Так называемый детский трек тоже возник в рамках политической целесообразности. Причина простая — в конвенции о геноциде есть норма об изъятии детей одной национальности и передаче другой, по которой страну можно обвинить в геноциде. Это является одним из четырёх признаков геноцида.

И лишение их национальной идентичности путём перевоспитания.

— Да, это уже развитие темы, а главное — сам факт, что детей изымают и передают другим. То есть это является таким признаком, на основании которого можно было бы начать расследование по геноциду. Это правовая основа, на которую они пытаются опереться, но, вообще-то, опираться там не на что.

Подавляющее большинство заявлений об украденных и депортированных детях — это откровенные фейки и манипуляции. Я вам больше скажу, когда принималось решение в Международном уголовном суде, к которому мы не имеем никакого отношения, о выдаче ордера на арест президента Путина и нашего детского омбудсмена Марии Львовой-Беловой, там в объяснениях фигурировали цифры от 300 до 700 тысяч детей.

Немаленький разбег.

— Во-первых, разбег сам по себе впечатляет, а во-вторых, эти цифры совершенно ничем не подтверждены. Никто себя не утруждал тем, чтобы собрать какие-то верифицированные данные. Просто говорят: по нашим оценкам, вы что, нам не верите? Потом с 300–700 тысяч количество упало до 20 тысяч, и эта цифра теперь активно циркулирует в разных заявлениях и докладах как нечто "общеизвестное", нечто, о чём все и так знают. Если вы тысячу раз повторили одну и ту же ложь, она не перестаёт быть ложью, но она вживляется в сознание, перетекает из одного доклада в другой, на неё ссылаются и на её основании даже вводят должность специального представителя Евросоюза по украденным детям.

При этом искать реальных детей, которые пострадали в рамках конфликта, никто не собирается, хотя дети, к моему глубочайшему сожалению, в рамках конфликта действительно страдают. Дети гибнут, дети попадают по разные стороны линии соприкосновения, и любые нормальные цивилизованные государства стремятся максимально снять эту проблему с ребёнка, не делать его заложником конфликта. По крайней мере, это точно позиция России.

Россия уже отдала порядка полутора тысяч детей, которых запросили родители из Украины официально.

— Официальная статистика — более ста детей, которые были обменены в рамках программы воссоединения семей.

Это программа Красного Креста?

— Это программа, которая реализуется при участии Красного Креста и международных посредников. Но главный участник этой программы, конечно, это уполномоченный по правам детей России. Через него проходят все эти люди. Порядка 30 детей, которые оказались на той стороне, вернули на территорию России, и более ста детей передали украинской стороне.

Да, почему-то никто не говорит о российских детях, которых вывозят на территорию Украины.

— Такие абсолютно точно есть. Но есть ещё и вопрос о детях, которым Украина сомнительно приписывает украинское происхождение и их стремление жить на Украине.

У нас есть факты о детях, которых вывезли с конституционных территорий России. Причём часто бывало так, что ребёнку подделывали документы, представляли сиротой ребёнка, у которого есть родители, и таким образом передавали опеку над ним руководителю некоего украинского бюджетного учреждения. А затем ребёнка отправляли куда-то в Евросоюз, где его след терялся. Но следы начали всплывать, и несколько сотен детей в Европе нашли. Тем не менее, украинский список почему-то не уменьшается.

В сухом остатке после всех рассказов о десятках и сотнях тысяч остаётся один документ — Украина в рамках Стамбульского процесса передаёт нам список из 339 детей, среди которых только по первым прикидкам более 50 детей на территории России вообще никогда не были. Если Украина не смогла собрать и достоверно подтвердить данные даже нескольких сотен детей, хотя бы для иллюстрации тех десятков тысяч, которые фигурируют на международных площадках, это говорит о беспочвенности обвинений, которые выдвигаются со стороны Украины.

Мне кажется, что такая риторика со стороны Украины не способствует возвращению детей, сколько бы их ни было.

— Я абсолютно уверен, что, если бы было хоть малейшее стремление со стороны Украины заниматься судьбой пострадавших детей, то мы бы решили эту проблему, если таковая есть, уже давным-давно. Я даже не исключаю, что она есть, потому что война — это страшная вещь, у ребёнка могут погибнуть родители, они могут остаться по разные стороны линии фронта, или ребёнок может остаться где-то без родителей. Вернуть ребёнка в семью — это святое дело. Россия исповедует именно такой подход. А Украина пытается использовать это всё в политических целях, как основание для навешивания ярлыков.

Вы сейчас найдёте мало международных докладов, в которых бы среди обвинений в сторону России не числился вопрос о депортированных и украденных детях, которых, правда, никто не может найти. Если вы послушаете высказывания Каи Каллас, Урсулы фон дер Ляйен и других деятелей из этой когорты, то ничего, кроме ярлыков, не услышите. Они не приводят даже примеров, а просто кидаются обвинениями, не имея под ними никаких оснований. И они прекрасно понимают, что никакая система принудить их отвечать за свои слова на данный момент не способна. Так сформирована конъюнктура, поэтому их не интересует судьба детей, их интересует только навешивание на Россию политических ярлыков. Мы занимаемся правами детей, защитой детей, на это настроены все соответствующие российские органы, а Украина занимается политизацией проблемы. Эти треки не пересекаются.

Ещё про ярлыки и происхождение детей. А кто сказал, что попавшие в Россию дети — украинцы? Кому известна их национальность и каков их родной язык? Россия их "перепрошивает" или, наоборот, они попали в своё родное культурное пространство и спасены от насильственной украинизации? Кто сказал, что внутри международно признанных границ Украины живут только украинцы?

— Давайте будем немного аккуратнее подходить к терминологии. По сути дела, у Украины нет международно-признанных границ. Сейчас это скорее фигура речи для выступлений в ООН. Согласно международному праву, границы должны быть демаркированы (проведены на местности — прим. ред.) и делимитированы (зафиксированы в договоре и изображены на картах по результату переговоров между сопредельными государствами — прим. ред.). Полная процедура делимитации и демаркации по большинству границ Украины не прошла.

После 2014 года Пётр Порошенко* даже вынужден был создать комиссию по демаркации границ с Белоруссией, но эта работа не закончена. Поэтому нет оснований говорить, что у Украины есть полностью международно-признанные государственные границы. Да, украинские деятели постоянно апеллируют к международно-признанным границам, чтобы зафиксировать это в сознании, но, вообще-то, есть правовые процедуры, которые не были осуществлены, поэтому юридических оснований оперировать данным понятием нет.

Это очень важно, потому что мало кто об этом знает. Но всё же, если говорить о "перепрошивке" населения, на каком основании нужно считать, что все граждане Украины являются украинцами?

— Если мне не изменяет память, на Украине проживает более 130 народностей и национальностей. И Украина при её формировании, при основании в 1991 году брала на себя обязательство уважать национальную идентичность, языки, культуру всех, кто оказался в созданном в тот момент государстве.

Эти обязательства всё ещё есть в Конституции Украины.

— Да, есть, но к ним относятся так, как будто их нет. Как будто нет статьи 10 о свободном функционировании русского языка. Украина игнорирует свою Конституцию, потому что все принятые за последние годы законодательные нормы направлены на дискриминацию, притеснение использования русского языка даже в частной жизни.

А теперь застрельщик насильственной украинизации, Институт национальной памяти, из консультативного органа новым законом превращается в орган исполнительной власти.

— Скажем так, определённый функционал у него был и до этого, но теперь его наделили дополнительными полномочиями. Стратегия рассказывать людям, какая у них должна быть национальная память, очень показательна. Соответствовать этой памяти означает называть бандеровцев не коллаборационистами и не пособниками фашистов, а борцами за украинскую независимость. Если вы считаете иначе, то вам грозит уголовная ответственность. А если в течение года не срежете с памятников георгиевские ленточки, изображения советских орденов и фамилии захороненных, написанные на русском языке…

Что, кстати, законом о декоммунизации 2014 года было разрешено, то есть два закона вступают друг с другом в противоречие.

— Вся эта ситуация — ни что иное, как глумление над памятью, наступление на политические права, на право каждого человека на свободу совести, на свою память, на свою культуру, на свои традиции. Это откровенное зомбирование, закреплённое в законодательном акте. И вот, возвращаясь к вашему посылу, стремление украинских националистов "перепрошить" мозги детей, находящихся на территории Украины, должно вызывать больше внимания на международном уровне, чем обвинения России в том, что пострадавшие от войны дети были эвакуированы из зоны боевых действий и оказались в российском обществе и, о боже, начали говорить на русском языке и учить в школе историю России. Просто ужасное преступление. Если без шуток, то это трактовки от лукавого, попытки найти преступление в тех действиях, которые на самом деле нужно поощрять.

Большинство детей, которые были эвакуированы из Донбасса, — это дети, спасённые русским воином. У меня собрана масса свидетельств о том, как детей, рискуя своей жизнью, русский солдат просто выносил на себе, закрывал их своим телом, спасал из запертых подвалов или домов, подожжённых уходящими украинскими подразделениями.

И никто не проверял сначала, на каком языке ребёнок говорит.

— Это уж точно. Поэтому обвинение России в похищении детей — это часть украинской стратегии доведения своей страны и своего народа до абсурдного восприятия мира и попытка навязать это восприятие на международных площадках.

Ну и финал насильственной гомогенизации исторически разнообразных языковых, национальных, религиозных идентичностей на Украине — преследование Украинской Православной Церкви. Под уже готовый закон о запрете "связанных с Россией" религиозных организаций недавно получена экспертиза соответствующей комиссии о том, что таковая связь у УПЦ есть, и подан иск о запрете. Но, в отличие от обычных граждан, церковь — это достаточно сильная и сплочённая организация, имеющая в том числе финансовые возможности. Соответственно, она защищается. У неё есть представительство в ООН, ей помогает известный американский адвокат, вхожий в окружение Трампа. Не просчитались ли киевские власти, начав преследования тех, кто имеет голос и может ответить?

— Мне кажется, что даже это на Западе заметят только тогда, когда позволят заметить. Тогда Украине напомнят о том, что есть правовые нормы, которым нужно следовать. Сейчас же я не вижу, чтобы Запад и даже трампистские Соединённые Штаты жёстко стояли на позиции принуждения Украины к соблюдению норм международного права. Просто не вижу. Я не вижу окриков, я не вижу инициатив по созданию комиссий по расследованию тех или иных моментов. Прецедент удушения самой крупной религиозной конфессии на территории Украины просто фантастический, и Запад этого не видит. Когда к защите прав привлекаются значимые персоны, допустим, адвокаты, лидеры общественного мнения — это очень ценно. Но это не значит, что Запад каким-то образом поменял свои задачи и свои подходы. Это ничего не значит. Это риторика. К сожалению, повлиять на слом этой политики не под силу даже значимым людям. Они могут сформировать информационный фон, но повлиять на радикальные изменения они не смогут.

Возможно, действия этих людей станут основанием для будущего законного преследования ответственных?

— Ответственность украинское руководство за совершённые преступления обязательно понесёт. Но на сегодняшний день я реально не вижу никакой воли со стороны Запада для того, чтобы права человека распространялись на территории Украины. Им можно делать всё, что они захотят, в том числе преследовать людей по национальному признаку, по религиозному признаку. Как бы принято, что на этой территории это преступлением не является, и режим Зеленского по факту сейчас никакой ответственности не несёт. Однако, когда Западу нужно, он находит механизмы. Мы же видели, когда Зеленский попытался освободиться от поводка в виде НАБУ и антикоррупционной прокуратуры, Запад тут же вывел десятки тысяч на площади.

И оказалось, что можно проводить митинги в военное время.

— Да, оказалось, потому что полиция не имела права их задерживать, не имела права никого разгонять. И Зеленский вынужден был моментально отыграть эту историю. Значит, у Запада есть механизмы воздействия. Но они касаются механизма управления режимом, что Западу нужно. А если соблюдение прав человека, в том числе права на свободу вероисповедания, не интересно Западу, соответственно, никакие механизмы не включаются. Поэтому могут ли они повлиять? Могут. Влияют? Нет. То, что сейчас этот вопрос привлекает внимание лидеров общественного мнения, это хороший факт. Но количество должно перейти в качество для того, чтобы оказать давление уже на западные правительства, которые бы обратили внимание на правовой беспредел на территории Украины.

Вы считаете, что людям лучше уезжать с Украины, если есть возможность?

— Каждый человек сам принимает решение. Я не могу никому ничего навязывать. Но то, что режим, доминирующий сегодня на территории Украины, рассматривает людей просто как ресурс для реализации своих интересов, — это непреложный факт. Непреложный факт в том, что государство превращено в концентрационный лагерь, из которого не так-то просто сбежать. Это обо многом говорит. Но каждый человек должен сам решать, что ему делать: объединяться и выступать против режима или собирать вещи и спасать детей, пытаясь любыми правдами и неправдами покинуть эту территорию.

* внесен в перечень террористов и экстремистов

О политических убийствах, произвольных арестах гражданского населения и пытках в секретных тюрьмах на территории Украины — в материале "Родион Мирошник: Террор, пытки и издевательства – обычные методы Украины, которые не хотят замечать".

Читайте также:

2025-09-12T12:00:00Z

Родион Мирошник: Зеленский хочет продолжения военных действий

Посол по особым поручениям МИД РФ по вопросам преступлений киевского режима Родион Мирошник дал большое интервью ТАСС. В первой части беседы он рассказал о попытках Киева сорвать саммит на Аляске, раскрыл подробности применения ВСУ инфицированных боеприпасов и объяснил, почему Зеленский будет готов мобилизовать подростков для продолжения конфликта

2025-09-11T06:45:58Z

Мирошник: Киев хочет посеять ненависть на десятилетия, объявляя врагами детей

Мирошник обвинил Киев в попытках посеять ненависть на десятилетия через детей

2025-09-12T08:01:45Z

Мирошник: Украина пыталась сорвать российско-американский саммит на Аляске

Украина хочет, чтобы Россия отказалась от переговорного процесса. Об этом сказал в беседе с ТАСС посол по особым поручениям российского МИД по вопросам преступлений киевского режима Родион Мирошник.

2025-09-12T12:21:25Z

Мирошник заявил о попытках Украины спровоцировать РФ на отказ от диалога

Киев хочет, чтобы Российская Федерация отказалась от переговорного процесса, заявил в интервью ТАСС посол по особым поручениям МИД РФ по вопросам преступлений киевского режима Родион Мирошник

2025-09-11T09:31:27Z

Мирошник: Зеленский не проявил желания мирного урегулирования конфликта на Украине

Посол по особым поручениям МИД РФ по вопросам преступлений киевского режима назвал экоцидом воздействие Украины на природные возможности, создающее проблемы целым регионам