2025-09-13T12:44:32Z
В Кузнецке задержан мужчина, обворовавший пенсионерку под предлогом помощи по хозяйству
2025-09-13T12:44:23Z
В Мурино мальчика нашли мертвым после того, как мать решила продать его ноутбук
2025-09-13T12:40:44Z
В Оренбуржье отец борется за право видеться с детьми
2025-09-13T12:38:00Z
Тимати заявил, что неизвестные с украинских номеров просят его «захейтить» MAX
2025-09-13T12:32:47Z
Питбайки и китайские производители: Автоэксперты объяснили рост числа ДТП с мотоциклами
2025-09-13T12:31:06Z
Умер французский актер и музыкант Эммануэль Карсен, звезда "Горца"
2025-09-13T12:28:38Z
В Уфе на крыльцо магазина заползла змея
2025-09-13T12:26:10Z
В 56 лет умер знаменитый британский телеведущий Джей Уинн
2025-09-13T12:21:00Z
В аварии с «Тойотой» пострадал 10-летний велосипедист
2025-09-13T12:19:47Z
«Корабль уже на старте»: На видео сняли гигантский смерч в Каспийском море
2025-09-13T12:18:28Z
Четверо человек пострадали при ДТП с лосем в Удмуртии
2025-09-13T12:17:42Z
В Волгоградской области захоронили останки 274 защитников Сталинграда
2025-09-13T12:11:22Z
Арестованный за избиение дочери в США российский бизнесмен признал вину
2025-09-13T12:07:41Z
Известный фанат «Ак Барса» пропал без вести при аварии с катером в Татарстане
2025-09-13T12:00:00Z
В Челнах начато расследование дела о мошенничестве при строительстве домов
2025-09-12T21:01:17Z
Ранним утром 13 сентября 1980 года, ровно 45 лет назад, под Москвой произошла одна из крупнейших железнодорожных катастроф эпохи застоя. Скорый поезд сообщением Нальчик — Москва на подходе к станции Ока южнее Серпухова протаранил состав, следовавший в столицу из Баку. Вагоны сошли с рельсов и разворотили платформу, электровоз нальчикского поезда развернуло поперек путей. Жертвами столкновения стали 30 пассажиров, еще 58 человек получили серьезные ранения. Виновниками ЧП признали машиниста поезда Баку — Москва Валерия Кузьменко и его помощника, которые уснули в кабине: в результате вверенный им состав потерял скорость, остановился на подъеме и покатился назад, навстречу второму поезду, который уже не мог затормозить. Как произошло крушение на станции Ока — в материале «Ленты.ру».
Пассажиры скорого поезда Нальчик — Москва еще спали, когда их покой нарушил страшный удар. Люди падали с верхних полок, словно яблоки с дерева, растерянно потирали ушибленные места и спросонья никак не могли понять, что произошло. Проводница поспешила успокоить: мол, волноваться не стоит, видимо, кто-то дернул стоп-кран. Но свет не включали, пострадавшие осматривали ушибы и ссадины в темноте, пока не рассвело. И тогда им предстала ужасная картина.
Ей повезло: спавший на верхней полке брат при падении успел сгруппироваться и не задел коляску со спящим ребенком, стоявшую в середине купе. «Многие получили травмы от падения, сломали ребра», — говорит Елена.
Вскоре к станции Ока Серпуховской дистанции пути Московской железной дороги подогнали автобусы, часть пострадавших доставили в Серпуховскую городскую больницу имени Семашко, других — на вокзал, где можно было перевести дух. Пассажиры поезда Нальчик — Москва тогда так и не узнали, что их состав врезался в хвост поезда, следовавшего из Баку. Катастрофа стала одной из крупнейших для того времени и произошла исключительно по вине одного человека.
Этот участок железной дороги — место историческое. 100 лет назад казалось, что оно опаснее леса с разбойниками. 5 октября 1925 года на перегоне Серпухов — Ока семь вооруженных бандитов ворвались в вагон поезда, следовавшего из Москвы в Туапсе. Схватив начальника состава и проводника, они потребовали, чтобы пассажиры отдали все имеющиеся деньги.
При подъезде к станции Ока поезд замедлил ход, что насторожило стоявшего на платформе начальника дорожной охраны. Внезапно один из грабителей выпрыгнул из окна вагона и бросился наутек. Его примеру последовали подельники.
Налет на поезд 100 лет назад вызвал немалый резонанс: о нем писали в газетах, а нарком внутренних дел РСФСР Александр Белобородов клятвенно обещал найти преступников. Политический окрас скандалу придавало то, что среди ограбленных пассажиров оказался видный деятель Крестьянского интернационала Томаш Домбаль.
А в 1928 году здесь с большой помпой открывали 534-метровый железнодорожный мост через Оку, позволивший вдвое увеличить пропускную способность участка. Обошедшийся госказне в 5,5 миллиона рублей, он стал самым грандиозным объектом такого рода в недолгой еще истории Советского Союза. На торжественную церемонию открытия из Москвы приезжали друг Ленина Глеб Кржижановский и приятель набиравшего силу Сталина Авель Енукидзе.
«Ни отдельные группы людей, изуверившихся в нашем строительстве, ни козни иностранцев не смогут парализовать нашей энергии», — заявил с трибуны Енукидзе, вызвав громкие аплодисменты серпуховских рабочих.
Много чего пережил железнодорожный мост через Оку до 13 сентября 1980 года, когда ранним утром по нему проехал поезд № 94 Баку — Москва.
Сегодня Ока — уже даже не станция, а полузаброшенный остановочный пункт Курского направления МЖД с крохотной платформой: сойти на нее можно только из первых четырех вагонов электрички. Сюда добираются лишь редкие дачники да рыбаки, благо река в этих местах по-прежнему богата окунем, щукой и судаком. В последние годы стрелку рек Ока и Нара облюбовали любители пляжного отдыха (за белый песок это место величают серпуховскими Мальдивами), приезжающие из Серпухова и даже из Москвы.
А когда-то здесь кипела жизнь, с близлежащего карьера шли в Москву эшелоны с песком для строек социализма, а на станции делали остановку поезда дальнего следования. Туристы могли подкрепиться в буфете вокзала и пересаживались на пароходы, чтобы продолжить путешествие по Оке. Теперь же от смотровой площадки, загаженной окурками и битыми бутылками, отдает хтонью. Ротонда, вроде бы призванная украшать вид на реку, вся исписана безграмотными посланиями.
Впрочем, он признается, что немного нагнетает, и криминала здесь не больше, чем где-либо еще.
Скорый поезд № 94 сообщением Баку — Москва вез в столицу курортников из санаториев необъятного юга и предприимчивых деятелей торговли, у которых в разгаре был фруктово-овощной сезон. В 15 вагонах было 540 человек, они под завязку забили багажные полки.
Пока пассажиры наслаждались последними часами отпуска, разглядывая в окно вечерние пейзажи Черноземья, куда еще не успела по-настоящему прийти осень, локомотивная бригада готовилась передать смену своим коллегам — они должны были набраться сил для заключительного марш-броска в доме отдыха железнодорожников на станции Скуратово в Тульской области.
В нарушение инструкций они разбили колоду, поэтому в 3 часа 2 минуты утра заступили на работу порядком уставшими. Как показали дальнейшие события, страсть железнодорожников к азартным играм имела роковые последствия.
В 4 часа 15 минут поезд № 94 проехал станцию Приокская, пересек границу Тульской и Московской областей и забрался на мост через Оку. После прохода станции Ока на 104-м километре дороги Кузьменко, реагируя на предупреждение об ограничении скорости, притормозил до 42 километров в час.
В направлении Серпухова дорога уходит в подъем, поэтому состав стал замедляться, и на сотом километре, в 4:26, его скорость упала до нуля. Постояв на горке около минуты, поезд медленно покатился назад.
Между тем с разницей всего в четыре минуты в столицу спешил пассажирский поезд № 62 из Нальчика под управлением Николая Андросова. Он вез 612 пассажиров, размещенных в 17 вагонах. В 4:19 на локомотивном светофоре появился желтый сигнал, и машинист снизил скорость поезда до 30 километров в час.
Чуть позже сигнал сменился на красно-желтый, а когда до светофора Ч2 станции Ока оставалось порядка 450 метров, — на красный. Иных вариантов не оставалось, и на скорости 38 километров в час Андросов применил экстренное торможение.
В это время в кабине локомотива поезда № 94 проснулся Кузьменко. Бегло оценив ситуацию, он сделал то же самое (состав, бесконтрольно катившийся с горки, успел разогнаться до 32 километров в час). В тот момент между поездами оставалось еще примерно 200 метров. Учитывая тормозной путь (около 100 метров), избежать столкновения было уже невозможно.
За секунды до удара машинист Андросов и его помощник Андрей Руднев успели выскочить из кабины.
В 4 часа 30 минут два поезда столкнулись.
«В то утро я рыбачил на озере Резерв, услышал сильнейший грохот и лязг железа, — рассказывал житель Серпухова Валерий. — Я взобрался на насыпь, увидел поезд и повалившиеся вагоны. Скорая и милиция приехали быстро. Было страшно, я понимал, что жертвы точно есть».
С рельсов сошли три последних вагона поезда № 94. Хвостовой выбросило на первый путь, а предпоследний вагон протаранил платформу станции Ока в сторону Москвы, разбив ее на части. Локомотив второго поезда развернуло поперек путей, он получил максимальные повреждения.
По словам железнодорожника Александра, в производстве вагонов для поездов дальнего следования изначально заложен коэффициент прочности, какие-то дополнительные меры защиты при этом не предусмотрены.
«После изготовления вагонов происходит, как говорится, приемка, — отмечает он в беседе с «Лентой.ру». — То есть по определенным пунктам проверяют вагон на прочность, жесткость и так далее. В итоге комиссия принимает решение, можно ли выпускать его на линию».
Как подчеркнул Александр, теоретически локомотивная бригада действительно может уснуть — на это способны повлиять разные факторы.
«Например, машинисту может стать плохо, а помощник в этот момент спит, — рассуждает железнодорожник. — Тем более это 1980-й год. Однако сейчас все помощники и машинисты [выходят на работу] со специальными браслетами, их состояние контролируется дистанционно. Это как футболисты бегают по полю с датчиками».
Он признался «Ленте.ру», что, отработав на железной дороге 20 лет, не верит в официальную версию катастрофы.
Жертвами столкновения стали 30 пассажиров, еще 58 человек получили сильнейшие ранения. В то утро в больницу имени Семашко мобилизовали всех имевшихся в Серпухове медиков. За не работавшими в тот день присылали машину на дом — требовалось экстренно оперировать и спасать людей.
По словам очевидцев, для разбора завалов привезли зэков — они раздвигали раскуроченные фрагменты вагонов, вытаскивали трупы и грузили их в машину.
Александр Р. в то время проходил срочную службу в воинской части в поселке Львовский (ныне микрорайон Подольска). Утром он на машине с водителем приехал в Серпухов по заданию своего командира и, узнав о катастрофе, поспешил к станции Ока. Он запомнил, что около восьми часов утра место было оцеплено милицией и военными, над раскуроченными вагонами еще стоял едкий дым, что могло быть следствием пожара.
«Запомнился эпизод, как какой-то генерал помогал разгибать листы вырезанного металла, — вспоминал Александр в соцсетях. — В момент столкновения кто-то находился в туалете. Извлекли окровавленного мужчину, он еще был живой».
Традиционно нашлись и те, кто пытался нажиться на чужом горе: мародеры тащили разбросанные по железнодорожной насыпи чемоданы, не брезгуя чужой одеждой и детскими игрушками, присваивали имущество Министерства путей сообщения. В конце концов их разогнали милиционеры.
Когда железную дорогу очистили, искореженные вагоны перетащили на запасной путь в карьер — они лежали там многие годы, притягивая любопытных окрестных ребятишек. То ли в 1990-е, а может уже в 2000-е их распилили и сдали на чермет. Части конструкций старой платформы Ока остаются на месте и сегодня, новую платформу соорудили чуть в стороне.
Рыбаки, кстати, тоже пострадали из-за крушения: при реконструкции железнодорожного полотна часть озера Резерв, где в изобилии водилась плотва, засыпали землей.
На взгляд собеседника «Ленты.ру» из местных рыбаков, для Серпухова эта трагедия не стала своей, поскольку никак не затронула жителей города, — погибли и пострадали люди, которые должны были пронестись мимо города за несколько минут, следуя в свои пункты назначения. Возможно, поэтому не появился на месте катастрофы мемориальный знак в память о ее жертвах.
2025-09-13T08:25:07Z
Ровно 45 лет назад, 13 сентября 1980 года, в Серпуховском районе Подмосковья столкнулись два пассажирских поезда. Погибли 30 человек, еще 58 серьезно пострадали. Виновными в трагедии признали машиниста и его помощника, которые уснули в кабине. Рано утром на подходе к станции Ока к югу от Серпухова с...
2025-09-11T03:00:00Z
Города-призраки на территории бывшего СССР привлекают любителей тайн и острых ощущений. Некогда процветающие места теперь пустуют, но хранят уникальные истории своих трагических судеб.
2025-09-12T21:30:00Z
Российские поезда — это особая вселенная, микромодель общества в замкнутом пространстве. На несколько суток десятки незнакомых людей вынуждены делить квадратные метры, один санузел и общий воздух.
2025-09-11T16:45:00Z
Эти женщины вошли в историю, забравшись на пик Ленина без помощи мужчин, но заплатили за это жизнями. РИА Новости Спорт рассказывает о трагедии, долгое время считавшейся самой страшной в истории альпинизма.
2025-09-13T10:35:28Z
Ученые предупреждают, что в ближайшее время можно ожидать ощутимые афтершоки.