Охранная грамота. Реформа образования помогла СССР победить в войне

Все новости — Оборона и безопасность

2025-08-14T00:00:03Z

Россия ударила по одному из крупнейших учебных центров ВСУ

2025-08-13T23:57:43Z

Многие офицеры ВСУ не умеют работать с документами, заявил пленный

2025-08-13T23:48:00Z

Агроэксперт Березнюк рассказал о возможном меню Путина и Трампа на Аляске

2025-08-13T23:23:01Z

В Самарской области объявили угрозу атаки беспилотников

2025-08-13T23:20:42Z

Миронов предложил ввести 13-ю пенсию в России

2025-08-13T23:15:00Z

У ВСУ на «Тюльпаны» аллергия. Минометчики бьют по вражеским позициям

2025-08-13T23:05:00Z

Солдат ВСУ рассказал, что сдаться в российский плен ему посоветовали родители

2025-08-13T23:04:32Z

Стало известно о «выключенных» российскими С-400 ВВС Пакистана

2025-08-13T23:02:18Z

ТАСС: ВСУ назначают наемников из США и Британии на командные должности

2025-08-13T23:01:48Z

Боец Берич: сербы участвуют в СВО, несмотря на преследование за наемничество

2025-08-13T23:01:45Z

Украинца в Польше обвинили в подготовке диверсии по заданию России

2025-08-13T23:01:10Z

Азаров: Киев отказался продлевать контракт на транзит газа РФ по указке Запада

2025-08-13T22:46:52Z

The Telegraph сообщила об инициативе Трампа предложить РФ ресурсы Аляски

2025-08-13T22:32:12Z

Economist: моральный дух ВСУ падает, солдаты на передовой устали

2025-08-13T22:24:57Z

В Киеве объявили воздушную тревогу

Охранная грамота. Реформа образования помогла СССР победить в войне

Охранная грамота. Реформа образования помогла СССР победить в войне

2025-08-13T21:03:00Z — 14 августа 1930 года Центральный исполнительный комитет и Совнарком СССР приняли постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении», медлить с которым было уже никак нельзя, поскольку от него зависело выживание страны.


«Живём святым духом, так как зарплату на месте не выдают. Хлеба кооперация не отпускает. Квартиры нет. Живём в школьном помещении, потолок у которого обваливается... Если вы не поможете, у нас один выход – удрать» – такое коллективное письмо от подмосковных учителей было опубликовано в начале октября 1930 года в газете «Вечерняя Москва».

Оно было воспринято как вопиющее безобразие. Ведь только 14 августа 1930 года Центральный исполнительный комитет и Совнарком СССР приняли постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении», медлить с которым было уже никак нельзя, поскольку от него зависело выживание страны.

Если кому-то кажется, что ставить судьбу государства в прямую зависимость от уровня образования населения нелепо, то придётся напомнить слова Сталина, произнесённые ещё примерно через полгода: «Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы обязаны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».

Учиться, чтобы выжить

Речь шла об ускорении промышленного роста в рамках первой пятилетки. И все понимали – индустриализация и промышленный рывок без достаточного количества образованных людей попросту невозможны.

О том, что ровно через 10 лет, то есть в 1941 году, была совершена реальная попытка «смять» Советский Союз, известно всем. О том, что этого не вышло во многом благодаря созданной в кратчайшие сроки индустриальной базе, тоже говорится много. А вот о роли в этом деле обязательного образования – значительно меньше.

Между тем советские элиты того времени имели все основания бить тревогу, поскольку почти все предыдущие усилия по охвату населения хотя бы начальным образованием по-настоящему значительных результатов не дали. Так, согласно переписи 1926 года, грамотными в СССР были 51,1% населения (это 19-е место в тогдашней Европе, впереди были даже Турция и Португалия). В 1928 году начальную школу посещали 51,4% от всех детей в возрасте от 8 до 11 лет. Максимум, что давал такой расклад, – возможность какое-то время удерживаться на этом, явно недостаточном, уровне грамотности.

К тому же перед глазами советских лидеров маячил печальный пример Российской империи. Часто можно встретить утверждения, что всеобщее начальное образование было введено ещё в 1908 году. Это не просто опасная ложь. Это прямая фальсификация. Законопроект о всеобщем начальном образовании и впрямь рассматривался Государственной думой в январе 1908 года. Также рассматривался он и в 1909, и в 1910, и в 1911 годах... Наверное, его могли бы обсуждать до морковкина заговенья, но в 1912 году Госсовет отклонил документ под предлогом «внешней опасности» и необходимости вкладывать деньги в оборону страны. Насколько эффективно туда вливали финансы, стало ясно в 1915 году, когда русская армия, сражавшаяся в Первой мировой войне, испытала «снарядный голод».

Символично, что именно в те месяцы министр народного просвещения Павел Игнатьев совершил последнюю отчаянную попытку спасти положение. Он на свой страх и риск возобновил разработку реформы образования, не дожидаясь принятия соответствующего закона. И в 1916 году был отправлен в отставку.

Наказание для родителей

В 1930 году благодушно рассматривать проекты было никак нельзя. 25 июля Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило постановление, а уже 14 августа оно обрело статус закона. Причём закона весьма строгого. Вот ответственность народа: «Обязанность посылать в школу детей, для которых введено обязательное обучение, возлагается на их родителей. За неисполнение этой обязанности устанавливается ответственность в порядке законодательства». А вот ответственность чиновников: «Всеобщее начальное обучение является важнейшей политической задачей ближайшего времени».

Впрочем, с обычными людьми старались обходиться без особого нажима. Да, ответственность ввели. Но на каждый роток не накинешь платок. А в деревнях, согласно данным с мест, настроения по поводу нового закона были мрачные: «Не пускайте детей в школу, там, кроме хулиганства, они ничему не научатся. Если все будем грамотные и учёные, работать будет некому».

Понятно, что если наказывать каждого крестьянина, который не пустил ребёнка в школу, тогда и впрямь «работать будет некому». И потому решили действовать тоньше. Уже к 1932 году в полный рост и с поддержкой на самом верху развернулось то, что сейчас называют волонтёрским движением, а тогда – «привлечением населения к культурно-просветительской деятельности». Более 3 миллионов культармейцев – так назвали участников культпохода за всеобщее образование – ежегодно собирали на нужды школ до 10 миллионов рублей, шили для учащихся одежду и обувь, организовывали подвоз ребят к школам, даже готовили им горячие завтраки. Что в совокупности с разъяснительной работой дало неожиданно быстрые результаты. Потому что мало кто видит выгоду от образования – это дело дальней перспективы. А вот горячий завтрак или валенки для многодетной семьи были выгодой прямо здесь и сейчас.

«Учителей признали привилегированным классом»

Но чиновникам на культармейцев было плевать. А ведь именно они, игнорируя нужды учителей, ставили под удар «важнейшую политическую задачу ближайшего времени». Значит, надо было как-то приструнить зарвавшийся аппарат. Собственно, с кампании в прессе дело и началось – процитированное письмо в «Вечёрку» было одним из первых. А параллельно с открытым общественным обсуждением проблемы полным ходом шла законодательная поддержка учителя. В 1932 году вышло Постановление ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе», где значилось: «Приравнять учителя по снабжению продуктами и промтоварами к промышленному рабочему. Совнаркому СССР предусмотреть при всех вновь строящихся и расширяющихся предприятиях постройку специальных жилых домов под квартиры учителей. Обеспечить выдачу учителям путёвок в дома отдыха и санатории наравне с рабочими. Считать необходимым производить приём детей учительства в техникумы и вузы наравне с рабочими».

Это было уже серьёзно. Промышленные рабочие, особенно квалифицированные, в условиях первых пятилеток были реально привилегированным классом. Теперь к ним приравняли учителей – к 1936 году средняя зарплата педагога уже превышала среднюю зарплату в промышленном секторе. И приравняли со всеми вытекающими последствиями. Скажем, в 1932 году в городе Вичуге Ивановской области состоялась всеобщая стачка – в ней приняли участие до 10 тысяч рабочих. Как отреагировали «кровавые большевики»? Очень оригинально. Требования рабочих удовлетворили, а вот местные власти подверглись безжалостным репрессиям. Примерно та же схема стала работать и в отношении учителей. Письмо в прессу с жалобами на притеснения педагога – проверка – реальный срок местным чиновникам. Итог известен. Уже в 1932 году всеобщей начальной школой было охвачено 98% детей в возрасте от 8 до 11 лет. А к 1939 году практически всё население СССР было грамотным.

Читайте также:

2025-08-13T13:30:22Z

Как «восстановление прав жертв репрессий» подтолкнуло распад СССР

35 лет назад, 13 августа 1990 года президент СССР Михаил Горбачев подписал Указ «О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 1920-1950-х гг.». Этим он заложил юридическую основу для последующей волны реабилитаций жертв репрессий – и в какой-то мере попытался сдержать безудержный вал русофобской пропаганды, имевшей большие последствия для всего российского государства.

2025-08-10T14:40:00Z

УФСИН РФ по Республике Мордовия достойно занимается «перевоспитанием» осужденных

В начале 20-х годов прошлого века в глухих лесах Мордовии началось активное строительство железнодорожной ветки для обеспечения Москвы и Московской области лесоматериалом и топливом. Была построена железнодорожная ветка Потьма — Барашево. Создан Темлаг. Распоряжением ГУЛАГА от 25 мая 1931 года первым начальником управления Темниковского ИТЛ ОГПУ был назначен Э.И. Сенкевич.   С начала Великой Отечественной войны […]

2025-08-12T21:02:49Z

День 13 августа в истории

Международный день левшей

2025-08-12T08:39:34Z

Директор ФСБ Бортников: в России предотвратили 172 теракта в 2025 году

В России существенно выросло количество преступлений террористической направленности

2025-08-13T10:42:52Z

Ушел из жизни легендарный полковник КГБ СССР Владимир Зайцев. За что его прозвали «гроза шпионов»?

13 августа умер легендарный сотрудник КГБ СССР полковник Владимир Зайцев