2025-08-13T21:25:34Z
«Коалиция желающих» выступила против ограничения на численность ВСУ
2025-08-13T21:07:00Z
Пошлины Трампа добили Европу. Немецкая промышленность вконец загнулась
2025-08-13T21:05:51Z
Риттер: Европа без США не потянет продолжение украинского конфликта
2025-08-13T21:01:06Z
Аракчи и спецпредставитель МИД России обсудили события на Ближнем Востоке
2025-08-13T21:01:00Z
Встреча Путина и Трампа на Аляске 15 августа: главное. Обновляется
2025-08-13T21:01:00Z
ЕС ли знать: Европа продолжает посылать неконструктивные сигналы перед саммитом на Аляске
2025-08-13T20:55:41Z
ЕС готовит новые санкции против РФ по итогам переговоров с Трампом
2025-08-13T20:54:26Z
Трамп пообещал внести вклад в гарантии безопасности для Украины
2025-08-13T20:54:00Z
Россия усиливает натиск: Трамп смягчил риторику перед встречей на Аляске
2025-08-13T20:46:52Z
Сенатор Грэм* назвал странную причину нежелания ехать на саммит Россия-США
2025-08-13T20:41:22Z
Guardian: Зеленский отправился в Берлин на онлайн-встречу из-за риска новой ссоры с Трампом
2025-08-13T20:40:25Z
Telegraph узнал, что Трамп готов предложить Путину на Аляске
2025-08-13T20:40:00Z
Аналитик заявил об утрате влияния Европы на процесс решения конфликта на Украине
2025-08-13T20:34:57Z
Президент Финляндии назвал ближайшие дни и недели решающими для Украины
2025-08-13T20:29:00Z
Сийярто обвинил Украину в атаке на нефтепровод «Дружба»
2025-08-13T07:00:00Z — Эксперты и парламентарии оценили риски вооруженной эскалации на Ближнем Востоке до конца 2025 года
Военное обострение между Ираном и Израилем в июне с последующими бомбардировками Вашингтоном иранской территории и ответным ударом Тегерана по американской базе в Катаре заставили сегодня политиков говорить об угрозах большой войны на Ближнем Востоке с вовлечением в нее ядерных держав. Кто-то считает, что ближневосточную бомбу под мир во всем мире подложили 35 лет назад США, когда в августе 1990 года направили в район Персидского залива свои вооруженные силы для свержения власти Саддама Хусейна в Ираке. А нынешняя ситуация вокруг Ирана — еще один поход Запада на Ближний Восток. О том, сбываются ли на наших глазах прогнозы Владимира Жириновского о начале новой мировой войны в результате ирано-израильского конфликта или ближневосточный котел на этот раз все-таки не взорвется, читайте в нашем материале.
Право сильногоОперация «Буря в пустыне» стала одним из символов установления мировой гегемонии Запада на рубеже ХХ и XXI веков. Когда в начале августа 1990 года Ирак напал на Кувейт и буквально в два дня оккупировал его территорию, Совбез ООН единогласно принял резолюцию, осуждавшую действия Багдада, и потребовал от Саддама Хусейна вывести свои войска. Вот только Вашингтон, который до этого спускал Хусейну с рук жестокие расправы с внутренней оппозицией и поставлял оружие Багдаду для войны с Ираном (ирано-иракская война продолжалась с 1980 по 1988 год. — Прим. ред.), решает вести свою игру.
В январе 1991 года США начинают воздушно-наземную операцию (та самая «Буря в пустыне») — американцы наносят авиаудары по стратегическим военным объектам Ирака с последующим наступлением сухопутных войск, в котором вместе с американскими военными принимали участие французские и британские войска.
Операция не завершается даже после того, как обескураженный агрессией своих бывших партнеров Саддам Хусейн заявил, что готов пойти на вывод войск из Кувейта. Но это уже не помогло. В итоге за время проведения «Бури в пустыне» (длилась 41 день) с иракской стороны погибло около 25 тысяч военнослужащих, 71 тысяча была взята в плен. А вот со стороны коалиции погибло всего 400 человек. Главной причиной такого разрыва в потерях стало то, что американцы применяли в Ираке самые современные образцы своего вооружения.
Именно вторжение в Ирак, как отмечают эксперты, открыло путь США к тому, чтобы подмять под себя страны Персидского залива. Тогда Вашингтон показал сколь яркий, столь и дурной пример, как, используя формально легитимный повод (решение Совбеза ООН, осуждающее действия властей Ирака), можно грубо нарушить международное право и уничтожить с помощью внешней агрессии любую более слабую, чем агрессор, страну.
С тех пор «право сильного» во внешней политике Запада становится доминирующим — последующие после Ирака насильственные свержения власти в Ливии, Сирии лишь подтверждают это. Однако главной целью Вашингтона оставался Иран — страна, которой в ходе исламской революции конца 1970-х годов удалось сбросить с себя американский и британский протекторат. И сегодня, как полагают некоторые наблюдатели, США с помощью крепко связанного с ними Израиля, пытаются сделать то, что не удавалось им раньше. А именно — обеспечить свержение власти в Иране.
Тени большой войныРазвитие событий на Ближнем Востоке может привести к глобальному противостоянию и даже стать началом мировой войны. Об этом еще в 2019 году предупреждал известный российский политик, лидер ЛДПР Владимир Жириновский, который утверждал, что ирано-израильский конфликт будет куда шире, чем прежние локальные войны и будет влиять на весь мир. В то время подобные прогнозы казались эксцентричными — в наши дни, на фоне ракетных ударов между Ираном и Израилем с частичным подключением к конфликту американцев, слова Жириновского в медиапространстве уже называют пророческими.
Могут ли сегодня события в регионе рассматриваться в качестве катализатора новой мировой войны? Как рассказал «Парламентской газете» директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров, большая война между Ираном и Израилем-США возможна, но только в региональном масштабе.
«Мировой войны быть не может. Главная цель Израиля, о чем в том или ином виде не раз заявлял премьер Нетаньяху, это смена режима аятолл в Иране, чтобы привести к власти наследного принца дома Пехлеви», — считает он.
Так, по словам Багдасарова, США, а вместе с ними Израиль, хотят привести дружественную себе власть в Иран — это в свою очередь принесет радикальное изменение ситуации на Ближнем Востоке в пользу Вашингтона и Тель-Авива. Кроме того, считает он, такие же изменения могут произойти даже, если удастся разжечь гражданскую войну в Иране — тогда исламская республика будет отключена от ключевых процессов на Ближнем Востоке.
Поэтому политолог убежден, что следующая война между Тель-Авивом и Тегераном не за горами и начаться может уже 29 октября 2025 года. В этот день в Иране неофициально празднуется день входа в древний Вавилон персидского царя Кира II Великого — вокруг этого события в республике идет сплочение монархических сил, которые были свергнуты исламской революцией и являются последовательными и давними противниками режима аятолл. Не случайно, в прошлые года, напомнил Багдасаров, такие празднования завершались массовыми и долгими беспорядками — чем не повод для врагов Ирана начать атаки на страну?
Политолог также дал предположительный сценарий, как Тель-Авив на пару с Вашингтоном будет вести новую войну с Тегераном. Багдасаров считает, что в течение двух-трех недель накопивший к этому времени военные силы Израиль будет наносить удары не только по ядерным объектам, но и по системе госуправления Ирана, чтобы ослабить там власть и поднять на восстание различные оппозиционные структуры, включая упомянутых выше иранских монархистов и организацию моджахедов иранского народа.
Такая война теоретически может обернуться коллапсом для мировой экономики — это произойдет, считает Багдасаров, если Иран по тем или иным причинам закроет-таки Ормузский пролив, через который идет до 25 процентов мировых поставок углеводородов. Но вот к мировому военному конфликту с участием ядерных держав это не приведет, уверен Семен Багдасаров.
Гегемон не угомонилсяЦель — свергнуть власть в Иране у Израиля и США, вероятнее всего, существует, но едва ли она является реалистичной. Об этом «РФ сегодня» заявил вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев.
«Иран как суверенное государство не допускает вмешательства в свои дела организаторов «цветных революций». А менять режим с помощью вооруженной агрессии извне — занятие в случае с Ираном мало перспективное. Шансы сменить таким образом власть в исламской республике, с моей точки зрения минимальны», — считает Косачев.
Сенатор считает, что сегодня в регионе руками команды израильского премьера Нетаньяху «западниками» отрабатывается конструкция «миропорядка, основанного на правилах» (Rules-Based Order), подразумевающего агрессивную гегемонию Запада в мире. По его словам, действия Израиля в отношении и Палестины, и Ирана, вне всяких сомнений, вписываются в это клише, грубо нарушая международное право. Показательно в данном контексте наличие у Израиля ядерного оружия — это является явным нарушением режима нераспространения, но Тель-Авиву все сходит с рук.
«Тем самым новое мировое правило Западом выписывается по принципу «что позволено Юпитеру, не позволено быку». То есть то, что позволено Израилю, не будет позволено никому, кто посягает на гегемонию Запада. Израиль, как известно, на нее не посягает», — пояснил Косачев.
Опасность ситуации, считает вице-спикер, состоит в том, что утверждение в каком-то регионе такого миропорядка де-факто приведет к попыткам Запада применять его повсеместно. Именно поэтому, отметил Косачев, Россия с единомышленниками проводят последовательную линию, чтобы международное сообщество не принимало подобную западную концепцию.
Воевать хочет только ИзраильСегодня Ближний Восток — далеко не единственная точка напряжения в мире. А сложившаяся геополитическая ситуация показывает, что в военном плане полыхнуть по-крупному может где угодно — от Лондона и Нью-Йорка до Тайваня и Баку. Так считает политолог Алексей Мухин. В этом, по его словам, заключается особенность ведения войн в нынешнее время, и современный Ближний Восток, отмечает Мухин, явно не является зоной стабильности, защищенной от глобальных провокаций.
Между тем именно на Ближнем Востоке к большой войне не готова ни одна страна, кроме Израиля. На это обращает внимание сенатор Алексей Пушков. По его словам, развалившаяся на глазах Сирия «выбыла из уравнения», Ирак только выбрался из гражданской разрухи, Саудовская Аравия не обладает армией, Египет и Иордания также транслируют желание оставаться вне военных конфликтов.
«Остается только Иран, но он готов лишь к ограниченной войне с Израилем. Да, он поразил ряд целей на израильской территории, показав уязвимость противника, но ввязываться в большой военный конфликт Исламская Республика явно не желает», — считает он.
Более того, Пушков убежден, что и в США сегодня не готовы полномасштабно воевать с Ираном — реальных приготовлений к такой войне администрация Трампа сегодня не ведет.
«Это означает, что нет никого, кроме Израиля, кто был бы заинтересован в войне на Ближнем Востоке. Но вести ее Израиль способен только при поддержке США», — пояснил он.
Не случайно, считает Алексей Пушков, Трамп резко и жестко отреагировал на возобновившиеся удары Израиля по Ирану, после того, как Вашингтон отбомбился по иранским ядреными объектам.
«Глава Белого дома заявил тогда, что эти удары надо немедленно остановить. Не исключаю, что именно он предложил Нетаньяху на время прекратить военную кампанию против Ирана», — полагает парламентарий.
Источник:
2025-08-10T17:54:24Z
Корпус стражей исламской революции открыто пригрозил Баку и Еревану, намекнув, что их может ждать судьба Украины
2025-08-11T05:32:02Z
Готовящаяся встреча президентов России и США на Аляске – одна из самых обсуждаемых тем в мировой прессе
2025-08-10T05:18:49Z
Посол РФ в Албании Алексей Зайцев в интервью ТАСС рассказал о растущей инфраструктуре НАТО и стремлении балканской страны стать членом ЕС к 2030 году, ответил на вопросы о масштабах ее помощи Киеву и дал оценку перспективам отношений Тираны с Москвой
2025-08-13T14:57:42Z
Глава Белого дома готовится предъявить ультиматум западной партии войны.
2025-08-12T21:35:52Z
Секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани в среду отправится в Бейрут для проведения переговоров, посвящённых урегулированию конфликта, связанного с вооружёнными формированиями шиитского движения «Хезболла»