"РГ" объяснила, куда обращаться, если банк заблокировал денежный перевод

Все новости — Экономика

2025-08-10T18:59:00Z

В России до сих пор распродают Lada Vesta 2023 года выпуска — в июле на учет поставили 62 такие машины

2025-08-10T18:57:46Z

Премиальный бензин в Татарстане за год подорожал почти на 20%

2025-08-10T18:48:59Z

«Утром король, в обед на поле»: Рустам Минниханов посетил три района Татарстана

2025-08-10T18:13:35Z

В Иране одобрили проект об удалении четырех нулей с банкнот

2025-08-10T18:11:18Z

FT: лидеры ЕС рассматривают использование активов РФ для восстановления Украины

2025-08-10T17:43:00Z

Haval Jolion вошел в число пяти самых дешевых кроссоверов в России в августе 2025 года: опубликован топ-5 моделей ценой до 2 млн рублей

2025-08-10T17:06:17Z

Акции «Газпрома» сохранили сильную динамику на «СПБ Бирже» по итогам воскресных торгов

2025-08-10T17:03:04Z

Россиянам напомнили, чем ПДС отличается от банковского вклада

2025-08-10T17:00:00Z

Цены на рыбу в РФ увеличились на 30%. Что будет дальше, на сколько подорожали креветки и кальмары

2025-08-10T16:48:28Z

Что такое ретроградный Меркурий и как он влияет на человека

2025-08-10T16:46:06Z

Как встать на биржу труда в 2025 году: пошаговая инструкция

2025-08-10T16:27:46Z

Зампред ЦБ Заботкин: Запрет на снятие депозитов невозможен

2025-08-10T16:21:15Z

РФ к 2030 году может войти в топ-5 лидеров производства редкоземельных металлов

2025-08-10T16:19:32Z

Банкротство физических лиц в 2025 году: порядок, стоимость и последствия

2025-08-10T16:00:00Z

5 этих изменений в поведении точно предсказывают скорое богатство — у вас есть такие?

"РГ" объяснила, куда обращаться, если банк заблокировал денежный перевод

"РГ" объяснила, куда обращаться, если банк заблокировал денежный перевод

2025-08-10T15:44:54Z — Россияне начали жаловаться на блокировки безналичных денежных переводов банками под предлогом защиты от мошенников. Особенное возмущение вызывают случаи заморозки переводов самому себе в другой банк, из-за чего люди временно лишаются возможности распоряжаться своими деньгами. Банк России, Росфинмониторинг и финансовый уполномоченный называют обоснованные жалобы единичными, но с готовностью объясняют причины, по которым банки блокируют переводы, и куда жаловаться, если это произошло.


Россияне начали жаловаться на блокировки безналичных денежных переводов банками под предлогом защиты от мошенников. Особенное возмущение вызывают случаи заморозки переводов самому себе в другой банк, из-за чего люди временно лишаются возможности распоряжаться своими деньгами. Банк России, Росфинмониторинг и финансовый уполномоченный называют обоснованные жалобы единичными, но с готовностью объясняют причины, по которым банки блокируют переводы, и куда жаловаться, если это произошло.

В редакцию "Российской газеты" обратились читатели с жалобами на работу банковских антифрод-систем, предназначенных для противодействия телефонным мошенникам. В одном случае один из крупнейших банков без объяснения причин заблокировал пенсионерке перевод на 1 млн рублей в другой банк, где она намеревалась открыть вклад по более выгодной ставке.

Длительное общение по телефону со службой поддержки банка не дало результата, а деньги были разморожены только после личного визита пенсионерки с паспортом в банковское отделение в рабочий день. Компенсировать упущенную клиентом выгоду из-за заморозки денег и начислить проценты за время блокировки банк отказался.

В неофициальном комментарии для "РГ" представитель этого банка позже пояснил, что сначала антифрод-система автоматически заблокировала перевод, потому что деньги пришли со счета другого клиента в том же банке, а поручение клиента вывести средства в другой банк пришло через слишком короткий срок. Согласно внутренним правилам финансовой организации, такая операция считается подозрительной. Объяснения пенсионерки о том, что миллион рублей она получила от своего мужа с такой же фамилией, не убедили оператора службы поддержки. Вдобавок его подозрения усилились из-за того, что пожилая женщина говорила с банком по громкой связи и неуверенно отвечала на вопросы о своих паспортных данных.

В другом случае банк, входящий в экосистему одного из ведущих маркетплейсов, заблокировал попытку молодого человека вывести 500 тысяч рублей на свой счет в другом банке. При этом клиент несколько часов безрезультатно убеждал представителей банка, что действует по собственной воле, а не под влиянием мошенников. Перевод был разблокирован только после того, как человек пригрозил написать жалобу в Службу по защите прав потребителей Центробанка и обратиться в суд за компенсацией.

Из анализа отзывов и жалоб на случаи заморозки денежных переводов самому себе в другой банк, которые опубликованы на сайтах финансовых маркетплейсов, следует, что риск столкнуться с необоснованной блокировкой есть практически в любом банке, независимо от его величины. Чаще люди жалуются на те организации, которые занимают высокие позиции в ренкинге Банка России. А это, считай, все крупные банки страны.

Столкнуться с блокировкой теперь может любой человек, даже если просто переводит деньги между своими собственными банковскими счетами

Основными причинами блокировок денежных переводов могут быть требования сразу двух законов, а также общий тренд на усиление борьбы банков с мошенничеством. Во-первых, речь идет о соблюдении закона N115-ФЗ о противодействии легализации доходов и финансированию терроризма. Во-вторых, об исполнении банками требований N161-ФЗ "О национальной платежной системе", который регулирует денежные переводы в России.

Кроме того, банки обязаны самостоятельно разрабатывать и применять собственные антифрод-системы, опираясь на методические рекомендации Центробанка. В зависимости от настроек этих систем и внутренних правил банка денежные переводы могут попадать под блокировку и проверки реже или чаще. Также у сотрудников банков есть право запрашивать у клиентов документы по операции для проведения проверки законности перевода или платежа.

Практика показывает, что лучше пойти банкирам навстречу, хотя, строго говоря, закон не предусматривает обязанности клиента давать отчет о своих денежных переводах. В противном случае разморозка денег может затянуться. То же самое касается и личного визита в отделение банка с паспортом. При этом сотрудники банка обязаны строго соблюдать банковскую тайну и не разглашать полученные от клиентов сведения.

"Банки обязаны проверять переводы на признаки мошенничества и при наличии таких признаков приостанавливать операции, это предусмотрено законом: частями 3.1 и 3.4 статьи 8 N161-ФЗ. В этом случае банк должен предупредить клиента, что платеж может быть совершен на реквизиты злоумышленников. Но если человек подтверждает перевод, то банк исполнит его при отсутствии сведений о получателе денег в базе данных Банка России о мошеннических операциях", - рассказали "РГ" в пресс-службе Центробанка.

Если информация о получателе денег содержится в специальной базе данных Банка России о мошеннических операциях, перевод приостанавливается даже в том случае, когда клиент настаивает на нем или пытается совершить повторную операцию во время двухдневного периода охлаждения, подчеркнули в ЦБ.

"При этом банк сообщит человеку тем способом уведомления, который предусмотрен договором, что операция не прошла, укажет причину и срок приостановки. Но если спустя два дня клиент все-таки решит сделать перевод на этот же подозрительный счет, то банк обязан незамедлительно исполнить такое поручение и финансовую ответственность за это нести не будет", - пояснил представитель регулятора.

Заблокировать клиенту перевод при малейшем подозрении способен любой банк России, потому что они все обязаны бороться с мошенниками

В Банке России обратили внимание россиян, что банк обязан проводить антифрод-мероприятия даже в тех случаях, когда клиент переводит деньги на свой счет, открытый в другом банке. "При появлении обоснованных подозрений о мошеннической операции для ее предотвращения банк обязан принимать предусмотренные законом меры. При возникновении споров с банком гражданин может прибегнуть к услугам финансового омбудсмена или обратиться в суд", - добавили в ЦБ.

Со своей стороны в Росфинмониторинге разъяснили "РГ", что с 1 июня 2025 года ведомство получило более широкие полномочия приостанавливать денежные переводы. Это произошло на основании изменений, внесенных в текст закона N115-ФЗ от 7 августа 2001 года. Главное основание блокировки в этом случае - это "наличие достаточных оснований, свидетельствующих о приобретении денежных средств или иного имущества в результате совершения преступления и об их использовании в целях легализации (отмывания) доходов".

"В рамках реализации нового полномочия могут быть приостановлены исключительно операции с денежными средствами и иным имуществом, в отношении которых есть достаточные и предварительно подтвержденные основания полагать преступный характер их происхождения. Таким образом, подавляющая часть ежедневно совершаемых операций граждан и организаций никак не будет затронута и продолжится в обычном режиме", - отметили в Росфинмониторинге.

Когда Росфинмониторинг приостанавливает какую-либо операцию, то обычно деньги замораживаются на срок не более 10 дней. Однако в случае, если решение принято на основании информации компетентного органа иностранного государства, срок увеличивается до 30 дней.

Если человек столкнулся с блокировкой перевода по N115-ФЗ, оспорить действия банка он сможет только обратившись в Росфинмониторинг либо через суд. Во всех остальных случаях, помимо жалобы в Службу ЦБ по защите прав потребителей, люди вправе обращаться за помощью в Службу финансового уполномоченного. Так можно защитить свои права без оплаты услуг юристов и в досудебном порядке, и в последние годы этот путь решения проблем набирает популярность.

"Закон N161-ФЗ "О национальной платежной системе" устанавливает порядок противодействия банков мошенникам и обязывает банки отказывать в совершении "подозрительной" операции. Поскольку законодательство, устанавливающее подобные ограничения, сравнительно новое (последние существенные изменения в этой части вступили в силу в июле прошлого года), практика его применения еще не вполне сложилась. Как и не вполне сформировалось понимание граждан о том, какие действия им нужно совершить, если банк перестраховался и отказал в совершении операции, которая никак не связана с мошенниками", - прокомментировал "РГ" сложившуюся ситуацию главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин.

По словам Воронина, в Службу финансового уполномоченного поступают единичные обращения, связанные с ситуациями, когда банк приостанавливает операцию или отказывает в ее совершении ввиду ее "подозрительности". "К примеру, в одном из недавних дел пенсионер требовал взыскать с банка проценты за пользование чужими денежными средствами в связи с тем, что банк приостановил его операцию по снятию 100 тысяч рублей наличными в банкомате и заблокировал карту. Финансовый уполномоченный счел, что банк обоснованно отнес операцию к "подозрительной" и отказал в ее проведении клиенту, в связи с чем требования заявителя не подлежат удовлетворению", - рассказал омбудсмен.

"Массовой эту проблему назвать нельзя, и я полагаю, что со временем она и вовсе исчезнет: банки донастроят свои антифрод-системы, проанализировав итоги их работы, а клиенты банков будут достаточно информированы о необходимом порядке действий в случае приостановки либо отказа в совершении операции, которая имеет признаки "подозрительности", но на самом деле не связана с действиями мошенников", - считает Юрий Воронин.

Опрошенные "РГ" банки разошлись в оценке частоты жалоб на необоснованные блокировки денежных переводов. Так, в Банке ДОМ.РФ говорят, что это редкость, тогда как Газпромбанк сообщил о возросшей частоте обращений недовольных людей, связав их с ростом полулярности цифровых каналов обслуживания. Но все банки сходятся на том, что проверки клиентов проводятся ради их же блага из-за высокой активности телефонных мошенников.

Читайте также:

2025-08-10T00:03:00Z

Эксперт Мамедова перечислила основания для заморозки банком переводов по карте

Российские банки начали активнее блокировать подозрительные переводы в рамках борьбы с мошенниками и отмыванием денег. Как пояснила агентству «Прайм» эксперт РУДН Ламия Мамедова, теперь любые нестандартные операции могут приостановить на срок до 10 дней, а в особых случаях — до месяца.

2025-08-09T03:06:00Z

Нацелились на ваши деньги: какие переводы заблокирует банк

Столкнуться с отказом в переводе денег и даже блокировкой счета может не только тот, кто занимается противоправной деятельностью, но и обычный гражданин, отправивший более или менее крупную сумму другому или расплатившийся за покупки. Последствия не заставят себя ждать, и разъяснять банку, что ты "не верблюд", придется довольно долго. Как обезопасить себя от этой ситуации и могут ли банковские ужесточения заставить граждан вернуться к наличным, читайте в материале "Прайм".

2025-08-10T13:23:32Z

Пензенцы узнали, за что банк может заблокировать карту

Финансовые организации активно используют системы мониторинга, которые автоматически задерживают переводы при обнаружении в комментариях определенных тревожных словосочетаний

2025-08-09T13:54:00Z

Россиянам пояснили, как не попасть под блокировку из-за «антиотмывочного» закона

В России по закону № 115-ФЗ все банки должны отслеживать подозрительные операции клиентов и при их выявлении приостанавливать транзакцию или полностью блокировать счет человека. Это нужно для борьбы с теневым бизнесом, коррупцией и спонсирование террористов, сообщает РБК.

2025-08-09T07:11:00Z

Мошенники представляются юристами и выманивают данные через обещания помощи в переезде

Мошенники начали использовать новую схему обмана, предлагая россиянам уехать из страны, передает РИА Новости.