2025-08-10T02:18:41Z
Девелоперы в День строителя назвали профессии, которые исчезнут со строек
2025-08-10T01:44:08Z
Бизнесмена обвинили в хищении денег с "Пушкинских карт"
2025-08-09T23:30:00Z
Никогда не забываю купить обычные бахилы, беру их с запасом: делюсь лучшими трюками для применения в быту
2025-08-09T22:36:50Z
Биография Александра Артемовича Адабашьяна
2025-08-09T22:12:00Z
РИА «Новости»: прощание с Иваном Краско состоится 13 августа
2025-08-09T21:57:11Z
Биография Вениамина Смехова
2025-08-09T21:30:00Z
Праздник Смоленской иконы Божией Матери: что можно и нельзя делать 10 августа
2025-08-09T21:11:00Z
Рэпер Akon устроил шоу с раздеванием и селфи с фанатами в Москве
2025-08-09T21:10:11Z
Открытки с Днем строителя: 50+ картинок и поздравлений
2025-08-09T21:05:00Z
10 августа: какой праздник отмечают в России и мире
2025-08-09T21:04:13Z
Кто родился 10 августа
2025-08-09T21:01:00Z
День строителя отмечают в России
2025-08-09T21:01:00Z
На разрыв аорты. Александр Адабашьян рассказал о потерях и приобретениях
2025-08-09T21:00:01Z
В Совфеде поддержали открытие памятника фронтовым актерским бригадам
2025-08-09T21:00:01Z
10 августа Александру Адабашьяну исполняется 80 лет
2025-08-09T22:36:50Z — Российский сценарист, художник, актер и режиссер Александр Артемович Адабашьян родился 10 августа 1945 года в Москве.
Российский сценарист, художник, актер и режиссер Александр Артемович Адабашьян родился 10 августа 1945 года в Москве.
В школьные годы занимался в театральной студии, рисовал. Тогда же познакомился с Никитой Михалковым, позже ставшим известным актером и кинорежиссером.
В 1971 году Адабашьян окончил факультет художественной обработки металлов Московского высшего художественно-промышленного училища (ныне – Российский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова).
В 1964-1967 годах, прервав учебу, Адабашьян проходил службу в Вооруженных силах СССР.
В кино начал работать в 1970 году художником-декоратором в дипломном фильме Никиты Михалкова "Спокойный день в конце войны". Затем в качестве художника-постановщика (совместно с Алексеем Родионовым) Адабашьян работал на картине "Петрухина фамилия" (1971) Сергея Никоненко, а в 1972 году с оператором Павлом Лебешевым участвовал в съемках документального фильма о промышленной кооперации, где освоил специальность ассистента оператора.
В 1973 году режиссер и сценарист Андрей Михалков-Кончаловский пригласил Адабашьяна помочь ему в работе над сценарием картины "Дело важнее, чем жизнь" ("Поклонник").
В 1977 году Александр Адабашьян совместно с Никитой Михалковым написал сценарий к ставшему популярным фильму "Неоконченная пьеса для механического пианино".
Позже вместе с Михалковым он создал сценарии картин "Пять вечеров" (1978), "Несколько дней из жизни И.И. Обломова" (1980), "Мой любимый клоун" (1986), "Очи черные" (1987), "Одинокий охотник" (1989).
Александр Адабашьян – сценарист кинолент "Рецепт ее молодости" (1983), "Выигрыш одинокого коммерсанта" (1984), "История одной бильярдной команды" (1988), "Испанская актриса для русского министра" (1990), "Настя" (1993), "Дом" (1995), "Время любви" (1999), "Сосед" (2004) и др.
Он также написал сценарии к французскому фильму "Домби и сын" (Dombais et fils, 2007), детективу "Смерть в пенсне, или Наш Чехов" (2010), драме "Косухи" (2013), семейному фильму "Собачий рай" (2013), а также вместе с Никитой Михалковым и Владимиром Моисеенко стал сценаристом драмы "Солнечный удар" (2014) по одноименному рассказу и дневникам Ивана Бунина "Окаянные дни".
Вместе с Игорем Ахмедовым, Георгием Данелией и Андреем Усачевым написал сценарий к мультфильму "Ку! Кин-дза-дза" (2013).
В 2016 году по мотивам повести Александра Адабашьяна и Анны Чернаковой "Хрустальный ключ" был снят детский фильм "Жили-были мы", в котором он одновременно выступил как художник и сыграл одну из ролей.
В 2018 году принимал участие в написании сценария к военной драме Константина Хабенского "Собибор".
В 2019 году по сценарию Адабашьяна вышла российско-чилийская трагикомедия "Оппозиционер".
Как режиссер снял мелодраму "Мадо, до востребования" (1990), участвовавшую в программе "Перспективы французского кино" Каннского фестиваля в 1990 году. В 1991 году картина выдвигалась на кинопремию "Сезар" (Франция) в номинации "Лучший дебют".
В 2002 году Адабашьян снял четырехсерийный детектив "Азазель".
В качестве художника-постановщика работал в известных картинах "Свой среди чужих, чужой среди своих" (1974), "Раба любви" (1975), "Пять вечеров" (1978), "Сибириада" (1978), "Несколько дней из жизни И.И. Обломова" (1979), "Родня" (1981), "Без свидетелей" (1983), "Очи черные" (1986), "Отцы и дети" (2008), "Смерть в пенсне, или Наш Чехов" (2010), "Собачий рай" (2013), "Жили-были мы" (2016), "Катя-Катя" (2022).
Как актер Александр Адабашьян снимался в небольших ролях в фильмах "Свой среди чужих, чужой среди своих", "Раба любви", "Пять вечеров", "Сибириада" и др. Зрителям он запомнился по ролям Бэрримора в "Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона" (1981), Берлиоза в сериале "Мастер и Маргарита" (2005). Среди главных ролей актера – работы к картинах "Два гусара" (1984), "Обвиняется свадьба" (1986), "Криминальные обстоятельства" (2011), сериале "Точки опоры" (2015), трагикомедии "Родители строго режима" (2022), мелодраме "Двое в одной жизни, не считая собаки" (2025).
В 2017 году Александр Адабашьян снялся в роликах серии "Революция 360" проекта RT, посвященных важным эпизодам революционных событий 1917 года.
Поставил оперы "Борис Годунов" в Мариинском театре в 1997 году (прошла в Санкт-Петербурге, Италии, Голландии, Англии, Франции, Аргентине, Чили), а также "Хованщину" в миланском театре "Ла Скала" (1998).
Александр Адабашьян преподает драматургию, а также изобразительное решение фильма на Высших курсах сценаристов и режиссеров им. Г.Н. Данелии. Является приглашенным мастером Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова.
Соавтор детской повести "Хрустальный ключ, или Жили были мы " (вместе с Анной Чернаковой).
Как дизайнер оформил несколько московских ресторанов.
Заслуженный художник РСФСР (1983).
Заслуженный деятель искусств РФ (2016).
Награжден орденом "За заслуги в культуре и искусстве" (2025).
Лауреат Государственной премии Казахской ССР (1978).
Награжден Призом молодежного жюри (1990) и премией имени Феллини (1993, за лучший европейский сценарий) МКФ "Европа Синема" в Равенне (Италия), премией имени Флайяно "Серебряный пегас" (1991, за лучший иностранный сценарий) МКФ в Римини, Италия). Удостоен приза Российского фестиваля кинокомедий "Улыбнись Россия!" (2006) – за вклад в комедию, специального приза жюри "За современный стиль киномышления" на кинофестивале "Окно в Европу" в Выборге (2013) за фильм "Собачий рай", приза имени Станислава и Андрея Ростоцких фестиваля "Окно в Европу" за фильм "Жили-были мы" (2016).
Адабашьян женат вторым браком на актрисе и художнице по костюмам Екатерине Шадриной. В семье две дочери.
2025-08-09T21:00:01Z
10 августа Александру Адабашьяну исполняется 80 лет. Актер, сценарист, режиссер и художник, он стал легендой советского и российского кино. Его работы с Никитой Михалковым вошли в золотой фонд кинематографа, а роль дворецкого Бэрримора в «Собаке Баскервилей» запомнилась миллионам зрителей.
2025-08-09T04:04:52Z
МОСКВА, 9 августа. /ТАСС/. Современный кинематограф все чаще определяется продюсерами, а не режиссерами, что влияет на содержание фильмов и их художественную ценность.
2025-08-08T04:09:04Z
Актер и режиссер Александр Адабашьян рассказал о тенденциях в современном кинематографе. Его цитирует ТАСС. По мнению специалиста, сегодня сложно отличить один фильм от другого. «Сейчас тренд на однотипное кино. Ты держишь в руке пульт, щелкаешь каналы на телевизоре и видишь похожие картинки. Начинаешь смотреть фильм и понимаешь, что будет дальше, какие выбраны герои, как они… Сообщение Режиссер Адабашьян: сейчас в моде однотипное кино появились сначала на Общественная служба новостей.
2025-08-09T16:30:46Z
Супруга кинодраматурга ушли из жизни в 27 лет.
2025-08-09T21:01:00Z
Художник, актёр, режиссёр и сценарист кинохитов Никиты Михалкова Александр Адабашьян, отмечающий 10 августа 80-летний юбилей, в беседе с aif.ru рассказал свою версию истоков пещерной русофобии, захлестнувшей Европу.