2025-08-10T14:24:11Z
Объясняем.рф: Надо ли студентам регистрироваться по месту учебы
2025-08-10T14:24:00Z
Депутат Метелев предложил новые форматы домашнего задания для школьников
2025-08-10T14:23:37Z
Пензенские школьники демонстрируют осознанный подход к выбору профессии
2025-08-10T14:02:30Z
«Современно и адекватно»: Эксперт по стилю поддержал предложение Буцкой о школьной форме от дизайнеров РФ
2025-08-10T13:25:03Z
Депутат Слуцкий предложил ввести нулевую ставку по образовательным кредитам
2025-08-10T12:25:18Z
Нижегородские ученые займутся изучением гена умственной отсталости
2025-08-10T12:18:08Z
Председатель Госдумы Володин опубликовал на своем канале в соцсети опрос об отмене домашнего задания
2025-08-10T12:12:17Z
Детей в детских садах собираются проверять на репродуктивность
2025-08-10T11:30:00Z
В Германии TikTok заменит модераторов на ИИ
2025-08-10T11:07:49Z
Родителям разъяснили порядок перевода детей из старого корпуса СОШ № 1
2025-08-10T10:42:00Z
В Татарстане открыли молодежный центр «Импульс» — место, где идеи превращаются в творчество
2025-08-10T10:42:00Z
В Йошкар-Оле откроется летняя школа комплектатора
2025-08-10T10:35:15Z
Артемий Лебедев назвал интеллектуально неполноценными одну категорию людей
2025-08-10T10:24:47Z
Учителя рассказали, почему не нужно убирать домашнее задание в школах
2025-08-10T10:21:03Z
Абитуриенты подали в вузы Башкирии 206,5 тыс. заявлений
2025-08-09T16:05:06Z — Накануне нового учебного года снова топе новостей история с отменой домашних заданий для школьников. Тема учебной нагрузки обсуждается на самом высоком уровне. Как сообщил в своем Telegram-канале председатель Госдумы Вячеслав Володин, в сентябре Госдума вернется к теме чрезмерной нагрузки на школьников и, в частности, обсудит вопрос об отмене домашних заданий, выполнение которых в нынешних условиях превращается в пустую трату времени.
Накануне нового учебного года снова топе новостей история с отменой домашних заданий для школьников. Тема учебной нагрузки обсуждается на самом высоком уровне. Как сообщил в своем Telegram-канале председатель Госдумы Вячеслав Володин, в сентябре Госдума вернется к теме чрезмерной нагрузки на школьников и, в частности, обсудит вопрос об отмене домашних заданий, выполнение которых в нынешних условиях превращается в пустую трату времени.
В Telegram-канале Вячеслав Володин попросил подписчиков ответить на несколько вопросов: насколько эффективно выполнение домашнего задания в текущем виде, по каким предметам оно действительно необходимо, и в какой форме и где его нужно делать: в школе после уроков или дома?
"РГ" задала эти вопросы учителям и экспертам в образовании.
МнениеВиктория Балаклеец, учитель школы N 1, город Токмак Запорожской области:
- Сейчас, когда дети часто устают, испытывают стресс и не всегда имеют стабильные условия дома, тема домашних заданий стала особенно чувствительной для нас. В нынешнем виде домашние задания часто выполняют лишь роль контроля знаний, а не развития умений. Так как у всех есть сегодня доступ в интернет, то выполнение "домашки" нередко превращается в механический поиск ответов в интернете или использование ИИ. Наша задача - сохранить смысл домашней работы как процесса обучения, а не получения готового решения.
Такие предметы как математика, русский язык, иностранные языки требуют регулярной практики. Но домашние задания по ним должны быть короткими и направленными на закрепление ключевых навыков: 15-30 минут для тренировки конкретной темы. А вот естественные науки, обществознание, история лучше работают через исследования и проекты. Тут больше подойдут форматы мини‑исследований, коротких эссе, наблюдений. Литература и чтение - обязательны как привычка. Домашняя работа может быть чтением с краткой рефлексией или обсуждением в классе. Творческие предметы и технология - проекты и портфолио. И оценивать надо процесс, а не только готовый продукт. Общее правило для домашней работы - ставить цель. Если задача развивает мышление, умение планировать, анализировать, то она оправдана. Если только проверяет, кто быстрее списал, - нет.
Кроме того, я сейчас стараюсь научить детей пользоваться технологиями разумно. Даю им задания, где искусственный интеллект и поиск в интернете - инструмент для анализа, а не способ получить готовый ответ: "оживить" писателя на урок литературы, правильно написать запрос для нейросети, проанализировать ответ, доработать и воплотить в жизнь.
Анастасия Кощеева, учитель химии лицея N 2, город Пермь:
- Вопрос о нагрузке на школьников и роли домашних заданий - это та тема, которая требует пристального внимания и ответственного подхода. Наши дети проводят значительную часть дня за учебой, и наша задача - создать условия, при которых образовательный процесс был бы эффективным, но не изнуряющим.
Важно отметить, что в рамках создания единого образовательного пространства уже учтены нормы домашнего задания. Это значит, что при разработке новых стандартов и программ уделяется внимание тому, чтобы нагрузка была адекватной и соответствовала возрасту и возможностям учащихся. Этот аспект - ключевой для формирования гармоничной системы образования.
Что касается самой отмены домашних заданий - это, конечно, радикальный шаг, и к нему нужно подходить очень взвешенно. Действительно, использование ИИ и готовых ответов из интернета может превратить "дз" в формальность. Однако, нельзя забывать и о том, что домашнее задание, выполненное творчески и с исследовательским подходом, прекрасно развивает критическое мышление, самостоятельность и углубляет понимание предмета.
Не надо отменять. Надо менять. Менять отношение к домашнему заданию, менять его суть. Чтобы оно было не бременем, а инструментом роста. Чтобы дети понимали: думать - это важно. Думать - это интересно. Думать - это и есть жизнь.
Где выполнять: в школе или дома? А вот это уже тонкий вопрос. Если школа - это место, где ребенок должен учиться, то, может, и часть этого "учения" стоит делать там? Под присмотром, с подсказкой, с возможностью обсудить, а не просто сделать.
Наталья Виноградова, заведующая центром начального общего образования Института содержания и методов обучения:
- Цель домашней работы - развитие самостоятельной деятельности: постановка себе учебной задачи, определение хода ее решения, самоконтроль процесса и результата своего учебного труда. Беда в том, что учитель редко ставит эту задачу! Главный принцип: запомни, как делаю я, и заучи! Лишнюю ложку дегтя вносят и родители, беря на себя функции помощников. Они просто подсказывают ему, как делать! Роль родителей должна быть принципиально другая: роль не "всезнайки", а "незнайки": "Расскажи, какая у нас задача? Как ты будешь ее решать? Я не знаю правил, где их найти? Помоги мне найти это слово в словаре". Если задание творческое - дайте ребенку полную свободу и самостоятельность. От родителей - только совет. Если же задание касается учебного предмета, то помощь только в планировании действий. Родительский контроль уступает место самоконтролю.
Карина Сижажева, учитель Республиканской многопрофильной гимназии Министерства просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики, г. Нальчик:
- Я категорически против полной отмены домашних заданий, так как они выполняют важнейшую функцию - закрепление материала, развитие самостоятельности и ответственности. Да, перегружать детей нельзя - и новые нормы, который вводятся с 1 сентября 2025 года, это учитывают. Но полная отмена - шаг назад: без домашней практики знания остаются поверхностными, а учитель теряет важный "индикатор" понимания класса.
Ключевая задача сейчас - обеспечить грамотную адаптацию школ к новым требованиям без формального подхода. Если все пройдет как задумано, мы получим сбалансированную систему, где учеба будет эффективной, а нагрузка - посильной. Первые результаты увидим уже в новом учебном году.
Владимир Соколов, доцент Московского государственного психолого-педагогического университета:
- Можно ли отменить домашние задания? Можно. Но какое качество образования мы получим в итоге? На уроке происходит изучение нового материала и первичное закрепление. Как правило, ученик уходит с урока с чувством, что понял объяснение. Однако если школьник, придя домой, не выполнит домашнее задание, которое должно обеспечить самостоятельное осмысление нового материала, закрепление освоенного на уроке нового умения, то к следующему занятию его просто нужно будет учить заново. Смысл качественного выполнения домашней работы в том, чтобы повторить и закрепить изученное. К сожалению, многие дети списывают домашнюю работу с многочисленных сайтов готовых домашних заданий. Это беда, так как учитель при идеально выполненном задании не получает сигналов о возникших у ученика трудностях, не имеет возможности помочь, дать дополнительные пояснения. Все это приводит к накоплению пробелов и дефицитов в умениях школьника.
Особый смысл домашнее задание имеет для старшеклассника. Для успешной сдачи экзаменов просто необходимо постоянно работать самостоятельно, учиться находить решения в новых ситуациях, поддерживать сформированные навыки.
Справка "РГ"С 1 сентября 2025 года согласно приказу Минпросвещения N 704 водится единое планирование по предметам, установлены нормы контрольных и проверочных работ - не более 10 процентов от общего количества уроков по программе. Особо прописаны и нормы для выполнения домашних заданий для учеников "началки".
Так, суммарный объем "домашки" по всем предметам не должен превышать: 1 час - для первоклассников, 1,5 часа - для учеников 2-го и 3-го классов, у четвероклассников должно уходить на домашнее задание не более двух часов.
Домашнее задание на следующий урок учитель задает на текущем занятии, а если используется электронный журнал, то задание дублируется туда не позднее времени окончания учебного дня. Внимание - учебного, а не рабочего. Как правило, учебные занятия в рамках обязательной программы заканчиваются не позднее 16 часов.
Источник:
2025-08-09T15:34:00Z
Большинство депутатов Госдумы считают, что российские школьники перегружены, проводя в среднем за учебой по 8-10 часов в день, и поэтому им стоить сделать поблажку.
2025-08-09T10:33:00Z
Для школьников стоит отменить домашние задания, заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин в своем телеграм-канале.
2025-08-10T10:24:47Z
9 августа 2025 года председатель Госдумы Вячеслав Володин предложил обсудить отмену домашних заданий для школьников
2025-08-10T04:06:08Z
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин предложил серьезно обсудить возможность отмены домашних заданий в российских школах. Причиной стала растущая обеспокоенность чрезмерной учебной нагрузкой на детей, пишет «РИА Новости». Володин отметил в своем телеграм-канале, что современные школьники проводят за учебой по восемь-десять часов в день, что сравнимо с полноценным рабочим днем взрослого человека. Большинство депутатов согласны с ... Подробнее
2025-08-09T15:27:55Z