2025-08-08T17:22:45Z
Большую средневековую дискотеку проведут в российском городе
2025-08-08T17:16:09Z
Аудитория аниме в России выросла на 60% за первые полгода 2025 года
2025-08-08T17:14:04Z
"Вельвет Фест" украсит музыкальное лето в Москве
2025-08-08T17:12:35Z
РНО откроет свой 35-й сезон фестивалем в Зале Чайковского
2025-08-08T16:50:25Z
Фонд кино профинансирует фильмы "Холоп 3", "Буратино" и "Аленький цветочек"
2025-08-08T16:45:26Z
Советский режиссер-документалист Мищенко умер на 82-м году жизни
2025-08-08T16:26:06Z
МХТ имени Чехова открыл в Пекине серию показов спектакля «Чайка»
2025-08-08T16:25:32Z
Умер снявший "Алису в стране чудес" кинооператор Александр Мухин
2025-08-08T16:21:36Z
Эмили Ратаковски сняли в бикини во время отдыха с полуголым возлюбленным
2025-08-08T16:00:00Z
Актер из Саратова назвал способ Олега Табакова пережить стресс
2025-08-08T15:44:29Z
Марьяна Ро показала откровенные фото из ванной
2025-08-08T15:22:54Z
Памела Андерсон назвала любимый непристойный наряд для свиданий
2025-08-08T15:20:00Z
В Камешкирском районе благоустроили памятник воинам Великой Отечественной войны
2025-08-08T15:19:00Z
Аграрную выставку в Саратове посетят участники из 26 регионов России
2025-08-08T15:17:58Z
Сергей Соседов: солистка АBBA Лингстад захотела петь «Белую дверь» Пугачевой
2025-08-08T14:07:33Z — Михаил Афанасьевич Булгаков — один из наиболее выдающихся отечественных писателей ХХ века, драматург, автор романов, повестей, рассказов, фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев и оперных либретто, из которых наиболее известными считаются роман «Мастер и Маргарита» и повесть «Собачье сердце».
Михаил Афанасьевич Булгаков — выдающийся русский писатель ХХ века, драматург, автор романов, повестей, рассказов, фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев и оперных либретто, из которых наиболее известными считаются роман «Мастер и Маргарита» и повесть «Собачье сердце». Особенностью литературного стиля Булгакова стала необычность и даже парадоксальность ситуаций, в которых оказываются его персонажи, что вкупе с высокой художественностью и сатирическим характером роднит его произведения с творчеством Николая Гоголя и Михаила Салтыкова-Щедрина. «Лента.ру» рассказывает о творческом и жизненном пути Михаила Булгакова.
Михаил Булгаков родился 15 мая 1891 года в Киеве в семье доцента, а затем профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова (1859-1907) и его жены, преподавательницы женской гимназии Варвары Михайловны Покровской (1869-1922). Михаил был старшим из семи детей.
Михаил Булгаков в гимназические годы. Фото: ТАССВ 1901-1909 годах Миша учился в Первой киевской гимназии.
Учившийся в той же гимназии писатель Константин Паустовский вспоминал:
Семья Булгаковых была хорошо известна в Киеве — огромная, разветвленная, насквозь интеллигентная семья. За окнами их квартиры постоянно слышались звуки рояля, голоса молодежи, беготня, смех, споры и пение. Булгаков был переполнен шутками, выдумками, мистификациями. Все это шло свободно, легко, возникало по любому поводу. В этом была удивительная щедрость, сила воображения, талант импровизатора
В доме была большая библиотека, и Миша рано пристрастился к чтению, любимыми писателями у него были Николай Гоголь, Михаил Салтыков-Щедрин и Антон Чехов. В семь лет Булгаков написал рассказ «Похождения Светлана», в пятом классе гимназии сочинил фельетон «День главного врача».
27 марта 1907 года скончался отец Булгакова, он тяжело болел нефритом почек и практически ослеп. Желая помочь матери, которая одна воспитывала семерых детей, 18-летний Булгаков решил выбрать профессию врача, по примеру братьев матери — Николая (ставшего прообразом профессора Преображенского в повести «Собачье сердце») и Михаила Покровских — и поступил в 1909 году на медицинский факультет Киевского университета.
В годы Первой мировой войны студент Булгаков дежурил в лазарете Красного Креста. В 1915 году он попытался записаться добровольцем в армию, но его признали негодным к военной службе из-за наследственной болезни почек. Весной 1916-го Булгаков окончил с отличием университет и, получив диплом врача, работал в военных госпиталях летом 1916 года, во время Брусиловского прорыва Юго-Западного фронта.
В сентябре 1916 года Булгакова отозвали в тыл — в сельских больницах из-за мобилизации критически не хватало докторов. Недавний выпускник медицинского факультета был направлен в село Никольское Смоленской губернии заведующим (и единственным врачом) местной земской больницы.
Михаил Булгаков в университете. Фото: WikimediaМихаилу Булгакову приходилось делать все: принимать роды, лечить нарывы, ампутировать конечности. За год работы молодой врач принял 15 361 пациента. В сентябре 1917 года Булгакова по его просьбе перевели из сельской глуши в Вяземскую городскую земскую больницу, где он стал заведующим инфекционным и венерическим отделением.
Он вспоминал:
Я увидел вновь обольстительные электрические лампочки! В будке торговали вчерашними московскими газетами, содержащими в себе потрясающие известия, невдалеке призывно пересвистывались московские поезда. Словом, это была цивилизация, Вавилон, Невский проспект!
После приемов Булгаков по вечерам начал писать рассказы о своей работе, которые позже вошли в цикл «Записки юного врача». В этом цикле был автобиографический рассказ «Морфий».
В 1917 году, после операции, проведенной маленькому мальчику, больному дифтеритом, опасаясь заразиться, Булгаков стал принимать антидифтерийный препарат, который вызвал у него сильную аллергическую реакцию. Чтобы облегчить аллергию, Булгаков начал принимать морфий и с великим трудом избавился от пагубного пристрастия лишь к весне 1918 года.
В октябре 1917 года к власти в России пришли большевики, и Булгаков решил вернуться в Киев. В декабре того же года он поехал за разрешением в Москву, но получил отказ.
Первая жена Булгакова Татьяна Лаппа на даче, 1913 год. Фото: Bulgakov MuseumТо, что он увидел в первопрестольной, навсегда сформировало его отношение к революции:
Мне пришлось видеть воочию то, что больше я не хотел бы видеть. Я видел, как толпы бьют стекла в поездах, видел, как бьют людей. Видел разрушенные и обгоревшие дома в Москве. Видел голодные хвосты у лавок, затравленных и жалких офицеров
11 февраля 1918-го комиссия в Москве освободила Булгакова от военной службы, а 22 февраля он получил удостоверение, что в Вяземской больнице «выполнил свои обязанности безупречно». Весной 1918 года Булгаков вернулся в Киев, где открыл частную практику как врач-венеролог.
Во время Гражданской войны, в декабре 1918 года Булгаков записался в офицерскую дружину, чтобы защищать Киев от наступавших петлюровцев. В феврале 1919-го доктор Булгаков был мобилизован в армию Украинской народной республики, но вскоре оттуда сбежал.
После взятия Киева Добровольческой армией генерала Антона Деникина в августе 1919 года Булгаков был мобилизован как военный врач в армию Деникина, получил назначение в 3-й Терский казачий полк, в рядах которого принимал участие в боевых действиях на Северном Кавказе против восставших горцев. Позднее он посвятил этому рассказ «Необыкновенные приключения доктора».
13 ноября 1919 года в газете «Грозный» был напечатан фельетон «Грядущие перспективы», в котором Булгаков писал:
Мы будем драться. Ибо нет никакой силы, которая могла бы изменить это. Мы будем завоевывать собственные столицы. И мы завоюем их. Англичане, помня, как мы покрывали поля кровавой росой, били Германию, оттаскивая ее от Парижа, дадут нам в долг еще шинелей и ботинок, чтобы мы могли скорее добраться до Москвы. И мы доберемся. Негодяи и безумцы будут изгнаны, рассеяны, уничтожены. И война кончится. Тогда страна окровавленная, разрушенная начнет вставать
При отступлении Добровольческой армии с Северного Кавказа Булгаков, который находился во Владикавказе, заболел тифом, а когда выздоровел весной 1920 года, в городе уже воцарилась советская власть. Чтобы избежать мобилизации врачом еще и в Красную армию, Булгаков решил сменить профессию. Он писал двоюродному брату:
Я запоздал на четыре года с тем, что должен был давно начать делать — писать
Во Владикавказе началась профессиональная литературная деятельность Булгакова. Служа заведующим литературной и театральной секцией во Владикавказском ревкоме, он написал и поставил на сцене местного театра ряд «конъюнктурных революционных пьес»: «Самооборона», «Братья Турбины», «Парижские коммунары», «Сыновья муллы». Эту страницу своей жизни писатель вспоминал в повести «Записки на манжетах».
Летом 1921 года Булгаков пытался покинуть Советскую Россию, а когда не получилось, в сентябре того же года переехал в Москву, где стал работать газетчиком. Сначала трудился хроникером в «Торгово-промышленном вестнике», после его закрытия перешел в газету «Рабочий», а потом устроился обработчиком писем в газету железнодорожников «Гудок».
Михаил Булгаков. Фото: Fine Art Images / Heritage Images / Getty ImagesВ «Гудке» тогда работал блестящий коллектив фельетонистов и очеркистов: Илья Ильф, Евгений Петров, Валентин Катаев, Юрий Олеша. С газетой сотрудничали Михаил Зощенко и Константин Паустовский. Булгаков вскоре тоже стал писать для «Гудка» фельетоны и юмористические рассказы, высмеивающие лгунов, приспособленцев и мещан («Красная корона», «Похождения Чичикова», «Чаша жизни»). Параллельно он работал для эмигрантского просоветского издания «Накануне», выходившего в Берлине с 1922 по 1924 год.
В 1923-м Булгаков вступил во Всероссийский союз писателей — газетная рутина стала его тяготить. 5 января 1925 года Булгаков записал в своем дневнике:
Сегодня в «Гудке» первый раз с ужасом почувствовал, что я писать фельетонов больше не могу. Физически не могу
В том же 1925 году в ежемесячном общественно-литературном журнале «Россия» был напечатан роман «Белая гвардия» (первая и вторая части), в альманахе «Недра» появилась повесть «Роковые яйца», вышла первая отдельная книга «Дьяволиада. Рассказы». В 1926-м свет увидели вторая (сборник юмористических рассказов) и третья (сборник рассказов «Трактат о жилище») книги Булгакова. Больше книг при жизни писателя в СССР не печатали.
Михаил Булгаков. Фото: Fine Art Images / Heritage Images / Getty ImagesВ мае 1926 года ОГПУ провело у Булгакова дома обыск, изъяв личный дневник и машинописные экземпляры повести «Собачье сердце». На допросе в ОГПУ 22 сентября 1926 года писатель не скрывал своих политических взглядов:
В своих произведениях я проявлял критическое и неприязненное отношение к Советской России, мои симпатии были всецело на стороне белых
Осенью 1926-го Булгаков дебютировал как драматург: 5 октября во МХАТе состоялась премьера его пьесы «Дни Турбиных», а 28 октября в театре имени Е. Б. Вахтангова — премьера «Зойкиной квартиры».
Обе пьесы ругали в прессе. Фельетонист Михаил Левидов, в частности, писал:
Стройна и убедительна композиция его прозы — и бедны, трафаретны, искусственны его драматургические приемы; ведь прекрасен, сочен язык булгаковских рассказов, — и как бледен язык его пьесы, уснащенный остроумием среднего пошиба, дешевого качества
Критиков смущало то, что основные действующие лица «Дней Турбиных» — офицеры, что шло вразрез с тогдашними представлениями о положительных героях эпохи. Однако генеральному секретарю ЦК ВКП(б) Иосифу Сталину пьеса нравилась, и он неоднократно смотрел ее во МХАТе, единственном театре СССР, где она была разрешена к показу.
16 марта 1928 года Булгаков передал во МХАТ свою новую пьесу «Бег» (рабочее название «Рыцарь Серафимы»), которая понравилась Максиму Горькому, но была раскритикована Сталиным и при жизни автора не ставилась.
В письме к драматургу Владимиру Биллю-Белоцерковскому в феврале 1929-го Сталин писал:
Почему так часто ставят на сцене пьесы Булгакова? Потому, должно быть, что своих пьес, годных для постановки, не хватает
Вождь пояснял, чем ему нравятся «Дни Турбиных»: «Основное впечатление, остающееся у зрителя от этой пьесы, есть впечатление, благоприятное для большевиков: если даже такие люди, как Турбины, вынуждены сложить оружие и покориться воле народа, признав свое дело окончательно проигранным, — значит, большевики непобедимы, с ними, большевиками, ничего не поделаешь».
Генеральный секретарь ЦК ВКП (б) Иосиф Сталин на II Всесоюзном съезде колхозников-ударников, февраль 1935 года. Фото: Иван Шагин / РИА НовостиВ январе 1932-го, когда «Дни Турбиных» были запрещены, Сталин велел вернуть пьесу в репертуар МХАТа и до начала Великой Отечественной войны спектакль был сыгран 987 раз.
В отношении «Бега» Сталин написал следующее:
Я бы не имел ничего против постановки «Бега», если бы Булгаков прибавил к своим восьми снам еще один или два сна, где бы он изобразил внутренние социальные пружины Гражданской войны в СССР, чтобы зритель мог понять, что все эти по-своему «честные» Серафимы и всякие приват-доценты оказались вышибленными из России не по капризу большевиков, а потому, что они сидели на шее у народа (несмотря на свою «честность»), что большевики, изгоняя вон этих «честных» сторонников эксплуатации, осуществляли волю рабочих и крестьян и поступали поэтому совершенно правильно
Запрет «Бега» совпал в 1928 году с премьерой пьесы Булгакова «Багровый остров», поставленной в Камерном театре. До запрета в июне 1929-го зрители увидели спектакль более 60 раз.
В это же время Булгаков начал писать фантасмагорический роман о визите дьявола в Москву (окончательное название утвердилось в 1937 году — «Мастер и Маргарита»), над которым работал до самой смерти.
Михаил Булгаков со второй женой Любовью Белозерской. Фото: Ullstein Bild / Getty ImagesОсенью 1929-го Булгаков написал пьесу о французском драматурге ХVII Мольере «Кабала святош», которую Главрепертком запретил 18 марта 1930 года: по мнению чиновников, автор провел возмутительную аналогию между бесправным положением писателя при тирании монарха и при диктатуре пролетариата.
К 1930 году произведения Булгакова вообще перестали печатать, а пьесы — ставить, и писатель остался без средств к существованию.
28 марта 1930 года он написал письмо в Совет народных комиссаров СССР, в котором отмечал:
Произведя анализ моих альбомов вырезок, я обнаружил в прессе СССР за десять лет моей литературной работы 301 отзыв обо мне. Из них: похвальных было 3, враждебно-ругательных — 298
Булгаков просил либо срочно разрешить ему выезд за границу (поскольку всякий сатирик в СССР посягает на его социальный строй), либо предоставить работу во МХАТе, потому что денег в семье не осталось: «Нынче я уничтожен. Я обращаюсь к гуманности советской власти и прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя, в отечестве, великодушно отпустить на свободу».
Он подчеркивал:
Если же и то, что я написал, неубедительно, и меня обрекут на пожизненное молчание в СССР, я прошу советское правительство дать мне работу по специальности и командировать меня в театр на работу в качестве штатного режиссера
Максим Горький писал Сталину: «Булгаков мне "не брат и не сват", защищать его я не имею ни малейшей охоты. Но он талантливый литератор, а таких у нас не очень много. Нет смысла делать из них "мучеников за идею". Врага надобно или уничтожить, или перевоспитать. В данном случае я за то, чтоб перевоспитать. Это — легко. Жалобы Булгакова сводятся к простому мотиву: жить нечем».
18 апреля 1930 года Сталин позвонил Булгакову, и между ними произошел короткий телефонный разговор:
«Вы где хотите работать? В Художественном театре?» — «Да, я хотел бы. Но я говорил об этом, мне отказали». — «А вы подайте заявление туда. Мне кажется, что они согласятся»
В мае 1930 года Булгакова зачислили на должность ассистента режиссера во МХАТ, параллельно он до марта 1931 года работал в Центральном театре рабочей молодежи (ТРАМ) в качестве рецензента пьес.
Для серии «Жизнь замечательных людей» в марте 1933-го Булгаковым был закончен и сдан роман «Мольер» («Жизнь господина де Мольера»), не понравившийся редактору «ЖЗЛ» писателю Александру Тихонову. Он высказал ряд замечаний, среди которых были развязность главного рассказчика и немарксистская позиция произведения.
Михаил Булгаков в роли президента суда в спектакле МХАТа «Пиквикский клуб» по роману Чарльза Диккенса. Премьера инсценировки состоялась 1 декабря 1934 года. Фото: Музей МХАТВ 1934-м Булгакова приняли в Союз писателей СССР. Он написал несколько пьес, которые при жизни автора не ставились (в том числе «Последние дни» об Александре Пушкине, «Иван Васильевич» о Иване Грозном).
Булгаков был трижды женат. Первой его женой стала Татьяна Лаппа (1892-1982), с которой писатель прожил с 1913 по 1925 год. Вторая жена — Любовь Белозерская (1895-1987), брак с ней продлился с 1925 по 1932 год. В 1932 году Булгаков женился на Елене Шиловской (1893-1970), с которой не разлучался до самой смерти. Считается, что именно она стала прообразом Маргариты в романе «Мастер и Маргарита».
28 января 1936 года в главной газете страны «Правда» появилась редакционная статья «Сумбур вместо музыки», в которой опера Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» подверглась резкой критике за «формалистический» и «антинародный» характер.
Статья стала началом мощной пропагандистской кампании против «легковесности» во всех видах советского искусства. Дошла очередь и до пьесы Булгакова о Мольере, которая с большим успехом была сыграна во МХАТе семь раз — после почти пяти лет репетиций.
Михаил Булгаков с третьей женой Еленой Шиловской, 1939 год. Фото: B. Shaposhnikov / Legion-media9 марта 1936 года в редакционной статье в «Правде» под названием «Внешний блеск и фальшивое содержание» сообщалось:
В основу сюжета пьесы о Мольере Булгаков взял не писателя Мольера, не борца и автора произведений, которые создали эпоху в истории театра и драматургии, а сугубо личную, семейную жизнь Мольера. Этим самым вся пьеса принижена до заурядной семейной драмы
Подчеркивалось: «Эта фальшивая, негодная пьеса идет решительно вразрез со всей творческой линией театра и ставит его в ложное положение перед зрителями, относящимся к МХАТ с заслуженным доверием».
Редакционные статьи «Правды» в СССР обжалованию не подлежали, однако 10 марта Булгаков съездил в театр и заявил, что категорически отказывается писать покаянное письмо. 22 марта 1936 года мхатовская газета «Горьковец» вынуждена была сообщить:
Руководство театра признало критику советской печати, особенно газеты «Правда», постановки «Мольер» правильной и сняло эту пьесу с репертуара
После этого Булгаков ушел из МХАТа в Большой театр, где трудился либреттистом и переводчиком («Петр I», «Минин и Пожарский», «Рашель»). Обида на руководство МХАТа вылилась в незаконченный «Театральный роман» («Записки покойника») о нравах, царящих в театральном и писательском мире Москвы.
В 1939 году Булгаков написал к грядущему 60-летию вождя пьесу о молодом Сталине «Батум», на которую возлагал большие надежды. 14 августа 1939 года Булгаков узнал, что его произведение не утверждено: в разговоре с одним из основателей МХАТа Владимиром Немировичем-Данченко Сталин сказал, что пьесу «Батум» он считает очень хорошей, но ставить ее нельзя.
Для Булгакова это стало настоящим ударом: тут же дала о себе знать болезнь почек, перешедшая осенью 1939-го в тяжелый нефрит. К концу года драматург, как когда-то его отец, начал слепнуть.
Михаил Булгаков в санатории «Барвиха», декабрь 1939 года. Фото: Музей Михаила БулгаковаСтрадающий от недуга и теряющий зрение Булгаков сосредоточился на своем главном произведении — «Мастере и Маргарите», диктуя правки седьмой редакции романа жене Елене.
8 февраля 1940 года ведущие актеры МХАТа Василий Качалов, Николай Хмелев и Алла Тарасова направили помощнику Сталина Александру Поскребышеву письмо о катастрофическом состоянии Булгакова:
Врачи полагают, что дни его сочтены. Он испытывает невероятные физические страдания, страшно истощен и уже не может принимать никакой пищи. Трагической развязки можно ожидать буквально со дня на день
Артисты надеялись, что помощник передаст письмо главному адресату, подчеркивали, что разговор Сталина с Булгаковым в 1930-м окрылил писателя, и отмечали: «Единственное, что, по мнению врачей, могло бы дать надежду на спасение Булгакова, это сильнейшее радостное потрясение, которое дало бы ему новые силы для борьбы с болезнью — вернее, заставило бы его захотеть жить, чтобы работать, творить — увидеть свои будущие произведения на сцене».
Но в этот раз Сталин не позвонил Булгакову. Ему нанес визит руководитель Союза писателей СССР Александр Фадеев, который пообещал больному, что отправит его на юг Италии для выздоровления.
13 февраля 1940 года из-за резкого ухудшения состояния Булгаков прекратил работу над романом, оборвав правку в конце 19-й главы на диалоге Маргариты и Азазелло: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут? — Ну, натурально, они!»
Михаил Булгаков в последние дни жизни, 1940 год. Фото: Книга Бориса Соколова «Булгаковская энциклопедия»19 февраля его жена записала в дневник:
У Миши очень тяжелое состояние — третий день уже. Углублен в свои мысли, смотрит на окружающих отчужденными глазами: «Отчего ты нахмурился так?» — «Оттого, что умираю очень тяжело»
10 марта 1940 года Михаил Булгаков скончался в возрасте 48 лет, 12 марта его прах был захоронен на Новодевичьем кладбище Москвы. Впоследствии по ходатайству вдовы на могиле был установлен надгробный камень, ранее стоявший на могиле любимого писателя Булгакова — Николая Гоголя.
Всемирная слава пришла к Булгакову в 1960-х годах, когда начали публиковать ранее запрещенные его произведения (в том числе «Мастер и Маргарита») и переводить их на разные языки. В театрах ставили пьесы Булгакова, в кино экранизировали его сочинения.
Памятник Михаилу Булгакову в Москве на Большой Пироговской улице, рядом с домом 35А, где писатель жил с 1927 по 1934 год. Фото: Komsomolskaya Pravda / Globallookpress.comПри жизни писателя его современникам вряд ли пришло бы в голову назвать его классиком. В наше время Булгаков по праву находится в одном ряду с самыми известными русскими писателями — Толстым, Достоевским, Чеховым, Тургеневым, Салтыковым-Щедриным, Гоголем.
2025-08-07T17:00:00Z
С фамилией Скабичевский многие впервые знакомятся, читая роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», где Кот Бегемот, проникнув в писательский ресторан, называет себя Скабичевским.
2025-08-05T08:37:34Z
Актриса Алла Казакова поделилась воспоминаниями о покойном худруке "Электротеатра "Станиславский" Борисе Юхананове.
2025-08-06T21:05:00Z
«Слесарь, браковщик, дежурный мастер...» — всё это записи в трудовой книжке художника-самородка Владимира Зарубина до момента, как он начал работать на «Союзмультфильме».
2025-08-05T21:02:00Z
6 августа 2005 года умер Валентин Никулин – советский актёр театра и кино, который учился с Владимиром Высоцким, играл в «Современнике», а прославился после роли доктора Гаспара Арнери в «Трёх толстяках».
2025-08-06T05:00:00Z
Николай Бурляев — артист удивительной судьбы. Слава пришла к нему в юном возрасте, когда он сыграл главную роль в фильме Андрея Тарковского "Иваново детство". Затем были и "Герой нашего времени", и "Андрей Рублев", и "Мама вышла замуж" — не только актерские, но и режиссерские работы. Сейчас он занят в спектакле Никиты Михалкова "Двенадцать", преподает во ВГИКе. А в день своего рождения презентовал новую книгу "Близнецы" и документальный фильм "Никита".