Деньги не пахнут: Кремниевая долина решила зарабатывать на крови

Все новости — Экономика

2025-08-07T20:25:48Z

Российским туристам в Китае советуют полагаться на наличные

2025-08-07T19:36:20Z

На Камчатке произошли два землетрясения магнитудой 5.0

2025-08-07T19:35:37Z

В России стали продавать новый VW Tiguan дешевле Lada Aura

2025-08-07T19:31:31Z

Bloomberg: отказавшиеся от российской нефти НПЗ Индии закупают ее в других странах // Bloomberg: НПЗ Индии отказываться от закупок российской нефти

2025-08-07T18:59:13Z

Нацбанк Украины: валютные резервы страны в июле сократились на 4,5%

2025-08-07T18:53:46Z

МАРТ проверил некоторые магазины сети "Санта" – почти везде нашли нарушения

2025-08-07T18:27:14Z

Bloomberg: В ФРГ из-за противостояния с США начался промышленный кризис

2025-08-07T18:25:00Z

ЕС увеличил выпуск пива на 0,6% в 2024 году

2025-08-07T18:10:35Z

Российский рынок воодушевлен предстоящей встречей президентов России и США

2025-08-07T18:00:00Z

Сравнил белорусскую варёную колбасу с российской: цена одна, а качество разное - вот в чем различия

2025-08-07T17:44:00Z

Деньги не пахнут: Кремниевая долина решила зарабатывать на крови

2025-08-07T17:42:34Z

Интимный момент Джеффа Безоса и его новой жены в ночном клубе попал на фото

2025-08-07T17:42:00Z

ФАС подготовила проект о мерах антимонопольного контроля в сфере интеллектуальной собственности

2025-08-07T17:30:00Z

Почему мы неправильно варим бульон - получается не прозрачный и не вкусный. 3 скрытые ошибки часто принимают за правила

2025-08-07T17:28:00Z

В ЕК считают, что угроза Трампа обложить пошлиной в 100% покупателей нефти РФ не касается ЕС

Деньги не пахнут: Кремниевая долина решила зарабатывать на крови

2025-08-07T17:44:00Z — В Кремниевой долине произошел серьезный сдвиг, в результате которого технологические гиганты стали охотнее принимать участие в разработках для американского ВПК, пишет NYT. Во многом эти изменения связаны с приходом в Белый дом Дональда Трампа, который издал указ о выделении целого триллиона долларов на оборону в 2026 году.


В результате серьезного сдвига Google, OpenAI, Meta* и венчурные капиталисты, многие из которых когда-то отреклись от вовлечения в военные действия, теперь поддерживают военно-промышленный комплекс.

"Трамп выполнит требования": нужно было сразу играть по правилам России

В июне на церемонии на Объединенной базе Майер-Хендерсон-Холл в Арлингтоне, штат Вирджиния, четыре нынешних и бывших руководителя Meta*, OpenAI и Palantir выстроились на сцене, чтобы принести клятву поддерживать и защищать Соединенные Штаты.

Армия США только что создала подразделение технических инноваций для этих руководителей, которые были одеты в военную форму и ботинки. На мероприятии они были объявлены подполковниками нового подразделения "Отряд 201", которое будет консультировать армию по новым технологиям для потенциальных боевых действий.

"Нам отчаянно нужны их знания и навыки", — заявил министр армии Дэниел Дрисколл о руководителях технологических компаний, которые прошли базовую подготовку. "Не выразить словами, насколько мы благодарны им за то, что они пошли на такой риск и решили присоединиться к нам".

Военные не просто заигрывают с технологическими компаниями Кремниевой долины. В эпоху президенства Трампа им удалось привлечь их на свою сторону.

За последние два года лидеры и инвесторы Кремниевой долины, многие из которых когда-то отреклись от сотрудничества с оружейной и военной промышленностью, с головой окунулись в военно-промышленный комплекс. Meta*, Google и OpenAI, которые когда-то включали в свою корпоративную политику положения, запрещающие использование искусственного интеллекта в вооружениях, удалили эти формулировки. OpenAI разрабатывает технологию противодействия дронам, а Meta* — очки виртуальной реальности для обучения солдат боевым навыкам.

В то же время стартапы в сфере вооружений и обороны переживают бурный рост. В венчурной компании Andreessen Horowitz в 2023 году заявили, что инвестируют 500 миллионов долларов в оборонные технологии и другие компании, которые помогут Америке "двигаться вперед". Y Combinator, инкубатор стартапов, известный такими компаниями, как Airbnb и DoorDash, в августе 2024 года профинансировал первый стартап в сфере обороны. По данным McKinsey, в прошлом году венчурные инвестиции в компании, связанные с обороной, выросли на 33% до 31 миллиарда долларов.

Это изменение является частью серьезного культурного сдвига в Кремниевой долине. Десять лет назад технологические компании провозглашали лозунги "соединяем мир" и "не делай зла" и обещали, что их технологии не будут использоваться в военных целях. Сотрудничество с правительством США было настолько непопулярным, что контракты на поставку программного обеспечения и облачных вычислений с министерством обороны вызвали протесты сотрудников технологических компаний.

Теперь "ветер дует в другую сторону", — заявил Эндрю Босворт, технический директор Meta* и один из новых подполковников "Отряда 201", на технологической конференции в Сан-Франциско в июне. "Патриотизм здесь гораздо сильнее, чем люди думают о Кремниевой долине". Он будет ежегодно нести службу в армии в качестве резервиста.

Милитаризация технологической столицы страны вызвана изменением политического климата, конкуренцией с Китаем за лидерство в сфере технологий и конфликтами на Украине и в Газе, где беспилотные летательные аппараты и системы вооружения на базе искусственного интеллекта стали играть решающую роль в боевых действиях. Эти конфликты подтолкнули Пентагон к началу модернизации арсенала вооружений США, что поддержал Трамп.

В апреле Трамп издал указ, призывающий военных обновить систему, которую они используют для приобретения новых технологий. Его законопроект о внутренней политике выделил рекордную сумму в один триллион долларов на оборону в 2026 году, в том числе на такие технологии, как автономные беспилотные летательные аппараты. Руководители компаний Кремниевой долины и венчурные капиталисты с нетерпением ждут этой золотой жилы.

"Защита демократии важна, — говорит Радж Шах, управляющий партнер Shield Capital, венчурной компании из Сан-Франциско, инвестирующей в технологии обороны и безопасности. — Мир полон плохих авторитарных лидеров, которые не верят в границы".

Однако некоторые руководители и инженеры в сфере высоких технологий борются с потенциальным вредом, который может принести этот сдвиг. Ведь как только они разработают автономные дроны и оружие с искусственным интеллектом для военных, они практически не смогут контролировать, как будет использоваться эта технология. Это вызвало дискуссии о том, будет ли от этих современных видов оружия погибать больше людей, чем от традиционных, по словам трех инженеров из Google и Meta*.

"Эти компании из Кремниевой долины чрезвычайно конкурентоспособны, и в своем стремлении проникнуть в оборонный сектор они не задумываются о последствиях", — говорит Маргарет О’Мара, историк технологий из Вашингтонского университета.

Корни в обороне

Милитаризация Кремниевой долины во многом является возвращением к истокам этого региона.

До того, как этот район стал технологическим центром, он был идиллической местностью с фруктовыми садами. В 1950-х годах министерство обороны начало инвестировать в технологические компании региона с целью конкурировать с технологическими преимуществами России в холодной войне. Это сделало федеральное правительство первым крупным спонсором Кремниевой долины.

Агентство передовых оборонных исследовательских проектов, подразделение министерства обороны, позже разработало технологии, такие как Интернет, которые стали основой для крупнейших компаний Кремниевой долины. В 1998 году выпускники Стэнфордского университета Сергей Брин и Ларри Пейдж получили финансирование от DARPA и других государственных агентств для создания Google.

Однако в конце 1990-х и 2000-х годах технологические компании обратились к потребительским технологиям, таким как электронная коммерция и социальные сети. Они позиционировали себя как компании, делающие добро и демократизирующие технологии для масс, привлекая в основном либерально настроенных сотрудников, которые были против работы с оборонным ведомством.

В 2018 году более 4000 сотрудников Google протестовали против контракта пентагона под названием Project Maven, в рамках которого искусственный интеллект компании должен был использоваться для анализа данных с беспилотных летательных аппаратов. В письме руководству сотрудники заявили, что Google "не должен заниматься военным делом".

Вскоре в Google заявили, что не будут продлевать контракт с Пентагоном, и вышли из гонки за контракт на облачные вычисления для министерства обороны США стоимостью 10 миллиардов долларов под названием JEDI.

В том же году Google опубликовал руководящие принципы для будущих проектов в области искусственного интеллекта, запрещающие использование ИИ для "оружия или других технологий, основной целью или применением которых является причинение вреда людям или непосредственное содействие этому". Другие компании последовали их примеру.

Были и исключения. Алекс Карп, генеральный директор Palantir, компании по аналитике технологических данных, основанной в 2003 году, был настолько увлечен идеей, что Кремниевая долина должна играть более важную роль в обороне, что в 2016 году подал в суд на армию, чтобы заставить ее рассмотреть возможность покупки программного обеспечения Palantir. В Palantir утверждали, что армия не рассматривает коммерческие варианты для своих нужд.

Компания Palantir выиграла суд. Другие технологические компании предоставили министерству обороны программное обеспечение, облачные вычисления и прочие услуги.

В 2015 году министр обороны Эштон Картер посетил Кремниевую долину, чтобы открыть Defense Innovation Unit, флагманскую военную программу по ускорению внедрения передовых технологий. Но в стартапах заявили, что бюрократический процесс подписания соглашений с пентагоном сделал программу нежизнеспособной.

"Мы не были столь гибкими, как того хотели люди, с которыми мы хотели сотрудничать", — признал Картер на технологической конференции в 2016 году.

Гордость за участие

После того как вооруженные конфликты на Украине и в Газе привели к появлению на полях сражений автономных дронов и программного обеспечения для распознавания лиц, инженеры и руководители компаний Кремниевой долины заявили, что поняли: победа в следующем конфликте будет за теми, кто обладает самыми передовыми технологиями, — это уже не теория.

Политический климат также изменился: некоторые руководители и венчурные капиталисты открыто поддержали правые взгляды и кандидатов. Конкуренция с Китаем за технологическое превосходство заставила многих технических специалистов склониться в сторону правительства США как союзника.

Palantir стала образцом для других технологических компаний. Благодаря контрактам с правительством и вооруженными силами США на поставку программного обеспечения для организации и анализа данных, рыночная стоимость компании в этом месяце выросла до более чем 375 миллиардов долларов, что превышает совокупную рыночную капитализацию таких традиционных оборонных подрядчиков, как Lockheed Martin, Northrop Grumman и General Dynamics.

В письме акционерам в мае г-н Карп сказал, что критики когда-то отвергали интерес Palantir к "вооружению Соединенных Штатов Америки", но "некоторые в Кремниевой долине изменили свое мнение и начали следовать нашему примеру".

В Palantir не ответили на запрос о комментарии.

Другие компании Кремниевой долины также обратились к оборонной сфере. В январе 2024 года компания OpenAI, разработчик чат-бота ChatGPT, удалила из своей политики пункт, запрещающий использование своей технологии для "разработки оружия" и "военных целей и ведения войны". В декабре того же года компания объявила о заключении соглашения с Anduril, стартапом в области оборонных технологий, о создании систем искусственного интеллекта для борьбы с дронами.

В ответ на просьбу прокомментировать ситуацию, представительница OpenAI сослалась на апрельскую беседу между Сэмом Альтманом, генеральным директором компании, и генералом Полом М. Накасоне, членом совета директоров OpenAI и бывшим главой Агентства национальной безопасности.

"Мы считаем своим долгом с гордостью и искренним желанием заниматься вопросами национальной безопасности", — сказал г-н Альтман, добавив, что OpenAI будет содействовать развитию ИИ, чтобы "поддерживать США и наших союзников в деле защиты демократических ценностей во всем мире и обеспечения нашей безопасности".

(The New York Times подала в суд на OpenAI и ее партнера, Microsoft, за нарушение авторских прав на новостной контент. Обе компании отрицают свою вину.)

В прошлом году Meta* изменила свою политику, разрешив использование технологий искусственного интеллекта в военных целях. В мае компания объявила о партнерстве с Anduril по разработке устройств виртуальной реальности для обучения солдат. В то время г-н Босворт заявил, что "национальная безопасность США получает огромную выгоду от того, что американская промышленность воплощает эти технологии в жизнь".

В феврале Google объявила, что также отказывается от добровольного запрета на использование ИИ в оружии. В своем блоге компания заявила, что "в условиях все более сложной геополитической обстановки идет глобальная борьба за лидерство в области ИИ. Мы считаем, что демократические страны должны лидировать в развитии ИИ".

Google и Meta* отказались от комментариев.

Одним из бенефициаров этого сдвига является компания Anduril, основанная в 2017 году Палмером Лакки, технологическим предпринимателем, разработавшим шлем виртуальной реальности Oculus. Anduril, которая разрабатывает оружие на базе ИИ, в марте подписала контракт на 642 миллиона долларов с Корпусом морской пехоты на поставку технологий противодействия дронам, а в октябре — контракт на 250 миллионов долларов на развитие технологий противовоздушной обороны для министерства обороны.

В июне Anduril объявила о привлечении 2,5 миллиарда долларов нового финансирования при оценке в 30,5 миллиарда долларов. Компания отказалась от комментариев.

В июне четыре руководителя технологических компаний пополнили ряды новой армейской части, что стало ярким примером приверженности оборонной отрасли. Это были г-н Босворт из Meta*, технический директор Palantir Шьям Санкар, директор по продуктам OpenAI Кевин Вейл и Боб МакГрю, советник Thinking Machines Lab и бывший директор по исследованиям OpenAI. Военные позвонили г-ну Санкару и рассказали ему об этом подразделении, и он порекомендовал других руководителей, сообщил представитель армии.

"Цикл ажиотажа"

Когда Билли Талхаймер присутствовал на встрече в инкубаторе стартапов Y Combinator в Кремниевой долине в 2021 году, он считал себя чужаком.

Как генеральный директор Regent, компании, которая производит электрические морские глиссеры для военных и других целей, он сказал, что заметил "настоящее предубеждение против оборонных технологий". Другие стартапы в Y Combinator продвигали криптовалютные проекты, вспоминает г-н Талхаймер.

Сейчас, по его словам, существуют сотни стартапов, специализирующихся на оборонных технологиях. "Очевидно, что мы находимся в цикле ажиотажа", — сказал он.

С 2023 года Regent привлекла более 100 миллионов долларов от инвесторов, включая Марка Кьюбана и Питера Тиля. В марте компания заключила контракт на 15 миллионов долларов с Корпусом морской пехоты и строит завод в Род-Айленде.

В Хейворде, Калифорния, наращивается производство на заводе Skydio, компании, производящей автономные дроны. В июне стартап подписал контракт на 74 миллиона долларов с Государственным департаментом на поставку дронов для глобальной борьбы с наркотиками и охраны правопорядка.

Адам Брай, основавший Skydio в 2014 году, отметил, что в скорости, с которой военные удовлетворяют потребность в новых технологиях, произошел огромный сдвиг. На подписание первого контракта на поставку дронов для армии ушло три года, но новый контракт на продолжение поставок был заключен менее чем за месяц.

"Впервые мы видим действительно острую необходимость", — сказал г-н Брай. Компания Skydio, которая привлекла 230 миллионов долларов инвестиций, насчитывает более 800 сотрудников.

Более тесные отношения Силиконовой долины с оборонным комплексом проявились в марте, когда сотни людей собрались в Вашингтоне на саммит, организованный Andreessen Horowitz. Венчурная компания особо выделила свою программу "Американский динамизм", которая включает инвестиции в оборонные компании.

"Инвестиции в оборонные технологии необходимы и актуальны", — заявил Дэвид Улевич, генеральный партнер Andreessen Horowitz. "Технологическое превосходство — необходимое условие для прочной демократии"

Основным докладчиком был вице-президент Джей Ди Вэнс, бывший венчурный инвестор, который когда-то инвестировал в Anduril.

"Мы не должны бояться новых продуктивных технологий, наоборот, мы должны стремиться к их доминированию", — сказал г-н Вэнс. "Это, безусловно, то, чего хочет достичь нынешняя администрация".

*Компания признана экстремистской, ее деятельность запрещена на территории России

Читайте также:

2025-08-05T01:54:00Z

Редкоземельная война: как Китай сделал уязвимой оборонку США

Китай ограничил экспорт стратегических минералов, нанося удар по военной промышленности США и Европы, зависящей от редкоземельных элементов.

2025-08-06T03:57:00Z

Рынок акций США снизился из-за слабой статистики и торговой неопределенности

Американские фондовые индексы во вторник снизились из-за слабой статистики, торговой неопределенности и неоднозначной квартальной отчетности компаний.Президент США Дональд Трамп заявил, что планирует ввести дополнительные импортные пошлины на чипы в ближайшее время, поскольку хочет, чтобы они производились в США.

2025-08-05T06:18:45Z

Американская безысходность

Западные издания, не дождавшись за двое суток всплытия атомных подводных лодок США ни в Москве-реке, ни хотя бы в Днепре, обвинили Трампа в блефе. Но Трамп не блефовал, он совершил глупость – пытался испугать Россию ядерной войной.

2025-08-04T14:00:06Z

WSJ: КНР ограничивает поставки редких минералов западным оборонным предприятиям

Китай ограничивает поставки редкоземельных минералов западным оборонным фирмам, что приводит к задержкам в производстве и вынуждает их искать альтернативы в других странах. Об этом сообщила газета The Wall Street Journal со ссылкой на источники в компаниях.

2025-08-06T05:52:02Z

CNN: новые антироссийские санкции Трампа будут разрушительными для экономики США