2025-08-06T08:15:27Z
Россиянин нашел незаконное жилище мигрантов в подвале под Москвой и показал его на видео
2025-08-06T08:05:00Z
Психолог Шайдуллина назвала апатию и нехватку сил признаками «постотпускного стресса»
2025-08-06T08:04:15Z
Как экономить на всем без стресса: советы по разумному ведению семейного бюджета
2025-08-06T08:03:00Z
В Саратове вандалы разбили облицовку фонтана
2025-08-06T07:53:11Z
Артемий Лебедев пожелал живущему на Украине старому знакомому «выбраться из концлагеря»
2025-08-06T07:46:00Z
Психолог Дугенцова указала на минусы законопроекта о совместном воспитании детей
2025-08-06T07:45:21Z
Многодетную семью из Красноярского края наградили орденом "Родительская слава"
2025-08-06T07:31:10Z
Популярность транквилизаторов объяснили ростом напряжения в обществе
2025-08-06T07:23:00Z
Глава Ступина проверил благоустройство двора на ул Андропова
2025-08-06T07:19:00Z
Саратовские пенсионерки вяжут шерстяные носки бойцам на фронт
2025-08-06T07:18:01Z
Звезда «Земли Санникова» раскрыл размер своей пенсии
2025-08-06T07:15:00Z
В рамках московского конкурса «Лица района» запущен образовательный трек «ПРО людей»
2025-08-06T07:03:53Z
Бабушки и стендап: Клоун опроверг опасения о кризисе цирка
2025-08-06T06:57:48Z
Инвалид-колясочник из Перми запустил телеграм-канал о родном городе
2025-08-06T06:43:47Z
В Китае толпы людей вышли на улицу после избиения девочки тинейджерами
2025-08-05T12:42:40Z
5 августа стало известно о смерти театрального режиссера, худрука «Электротеатра Станиславский» Бориса Юхананова. Он был представителем артхауса, которому удалось создать респектабельный экспериментальный театр на государственные деньги. Карьера постановщика — в материале РБК
На фото: Юхананов (крайний справа) на съемках фильма «Аквариумные рыбы этого мира» режиссера Игоря Алейникова, 1 июля 1989 года.
Борис Юхананов родился 30 сентября 1957 года в Москве, в роддоме на Арбате. Детство провел в дореволюционном доме на улице Пушкинская (современная Большая Дмитровка), которая примыкала к Театральной площади, где стоят Большой и Малый театры. «Нашими соседями были актеры Малого театра, а еще дрессировщики, и по нашему внутреннему дворику бегал лев», — вспоминал режиссер.
В столице прошла вся жизнь Юхананова. Москву он называл «пещерой своего обитания», где неизменны только изменения, и говорил: «Живу в режиме постоянных метаморфоз, которыми переливается этот город».
Премьера спектакля Юхананова «Фауст» по поэме Гете на сцене Московского драмтеатра им. Станиславского, 2001 год.
В 1986 году Юхананов окончил в ГИТИСе режиссерский курс под руководством Анатолия Эфроса и Анатолия Васильева (первый был последовательно главой «Ленкома», режиссером Театра на Малой Бронной и главным режиссером Театра на Таганке, второй — создателем московского театра «Школа драматического искусства»).
До получения должности худрука «Электротеатра», Юхананов был заметной фигурой российского андеграунда и успел побывать театральным и кинорежиссером, художником, графиком, поэтом, писателем, педагогом и теоретиком искусства. Он был соучредителем первой независимой балетной компании в Ленинграде, первого в СССР независимого драмтеатра «Театр-Театр» (1985), одним из основателей российского движения «Параллельное кино». С 1980-х Юхананов преподавал режиссуру, а в 1988 году открыл первую в стране независимую театральную школу «МИР» (Мастерская индивидуальной режиссуры).
Его работы значительно отличались от классических театральных постановок. Например, второй спектакль группы «Театр-Театр» «Мон Репо», поставленный в 1986 году, был создаан на основе текстов Владимира Набокова и Иосифа Бродского и представлял собой пешую экскурсию, во время которой зрители ходили за актером-проводником по заброшенному ленинградскому особняку. Поднявшись в конце концов на крышу, публика наблюдала, как актер, читая «Рождественский романс», прыгает с крыши, а потом оказывается невредимым на земле, откуда машет им рукой. Выбираться из здания гости должны были самостоятельно, зато на улице их приветствовали актеры и ждали накрытые столы.
В 2013 году Юхананов выиграл творческий конкурс Департамента культуры Москвы и возглавил бывший Московский драмтеатр им. Станиславского. Придя на новое место, Юхананов закрыл учреждение и снял весь репертуар, но при этом не уволил ни одного человека из старой труппы. После масштабной реконструкции театр возобновил работу 26 января 2015 года под новым названием «Электротеатр Станиславский» (на фото Юхананов во время открытия). Хотя он является государственным и финансировался из бюджета города, реставрация осуществлялась на деньги учрежденного Юханановым фонда, главным меценатом которого был основатель компании Yota Сергей Адоньев.
Репертуар театра после открытия включал спектакли главных звезд нового европейского театра: в первые месяцы были показаны «Вакханки» Теодороса Терзопулоса, «Человеческое использование человеческих существ» Ромео Кастеллуччи и «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой» Хайнера Гёббельса.
Через пять лет после открытия в интервью РБК Стиль Юхананов рассказывал, что команде удалось «на территории государственного театра развернуть новую процессуальную стратегию». Большое внимание на посту худрука Юхананов уделял знакомству зрителей с новыми режиссерами. «Другого пути для развития театральной культуры вообще нет — только поддержка молодых режиссеров и предоставление им возможности постоянно тренировать собственное дарование, тем самым его развивая», — говорил он.
26 января 2025 года, незадолго до смерти Юхананова, «Электротеатр Станиславский» отпраздновал десятилетний юбилей.
Юхананов стал первым в России режиссером, который в 1990-х годах решил пригласить людей с синдромом Дауна на сцену. Такое решение было продиктовано не социальной ответственностью или жалостью, а художественной находкой: при встрече с ними Юхананов был поражен их искренностью, непосредственностью и струящейся из них любовью. «Я не нахожу в себе такой возможности — относиться к какому-либо человеку как к человеку с недостатками..., поэтому я просто представил себе, что они инопланетяне. Не люди с недостатками, а такие существа, которые созданы творцом «другими», с которыми я выхожу на контакт», — рассказывал режиссер.
Впервые Юхананов задействовал людей с синдромом Дауна в спектакле «Сад» в 1991 году, а потом создал с ними отдельный проект «Да, дауны, или Поход за золотыми птицами».
«Электротеатр», созданный Юханановым, стал театром для тех, кто интересуется новым искусством: для молодежи и тех, кто «молод душой». Сам худрук в интервью РБК говорил, что это место про «ультрасовременные тенденции в театральном искусстве» и «новый способ существования человека на сцене». А разговоре с Forbes он отмечал, что театр — это «талантливая, богатая и молодая культура, с которой надо очень бережно обращаться, без командных голосов и репрессий». Для Юхананова поход в театр был одной из фундаментальных человеческих потребностей, наряду с потребностью поплескаться в море или подышать воздухом.
Театральный критик Джон Фридман называл Юхананова «полиглотом художественных языков» и «философским противником всего мейнстрима».
Кинорежиссер Алексей Герман-младший сказал о режиссере, что тот «своей жизнью и своей работой создавал ощущение, что есть такой большой остров или континент по имени Борис Юрьевич», а «его наследие останется в спектаклях и в нашей памяти».
«Это великий театральный деятель, мыслитель, писатель, режиссер, организатор театра, который внес большой вклад в мировое театральное искусство. Он был подлинным создателем театра», — рассказал о Юхананове главный режиссер театра «Школа драматического искусства» Игорь Яцко.
В копилке премий Юхананова «Золотая маска» за спектакли «Октавия. Трепанация» и «Пиноккио», Московская арт-премия за оперу «Октавия. Трепанация» и фильм «Безумный ангел Пиноккио» (на фото во время вручения, 2024 год), премия Москвы и другие, в 2018 году он стал «Почетным деятелем искусств города Москвы».
Юхананов за время своей карьеры успел поставить более ста спектаклей в Москве, Санкт-Петербурге, Амстердаме и других городах.
Первым проектом режиссера на сцене «Электротеатра» стала «Синяя птица». Спектакль шел десять часов на протяжении трех дней и включал сцены, основанные на традициях японского театра и китайской оперы, советской поп-музыки, кукольного театра, документальной драмы, стендапа, музейных экскурсий и художественных инсталляций. При этом часть сцен игрались вокруг или внутри копии фюзеляжа Boeing 777, построенной в натуральную величину.
Также Юхананов создал проекты «Сад», основанный на «Вишневом саде» Чехова и переживший восемь «регенераций» (версий) с 1990-го по 2001 год, и «Фауст» (шесть регенераций с 1999 по 2009 год). В течение последних нескольких лет режиссер работал над новопроцессуальным проектом «МИР РИМ», включавшим 21 спектакль, и спектаклем-променадом «Книга висячих садов». Кроме того, он выпустил фильм-трилогию «Безумный ангел Пиноккио», кинодиптих «Интегральное исчисление» и одноименный сериал.
Борис Юхананов скончался 5 августа на 68-м году жизни. Причиной смерти стала сердечная недостаточность.
2025-08-05T13:22:27Z
2025-08-04T21:01:00Z
Почему ситуация усугубилась и кто чаще всего покидает рынок
2025-08-05T07:00:00Z
Правительство установит критерии лояльности для одумавшихся беглецов
2025-08-03T10:00:00Z
Приключения Игоря Беланова.
2025-08-04T07:00:00Z