2025-08-03T04:10:00Z
“Одна нога здесь, другая там”. Ветеран СВО Дмитрий Кристя о том, как сохранить оптимизм на войне
2025-08-03T04:04:28Z
Адвокат Добровинский подтвердил участие в деле о разводе Дмитрия Диброва
2025-08-03T04:00:00Z
Кому из татарстанцев назначат минимальное пособие по безработице
2025-08-03T03:01:00Z
Россиянам назвали 4 группы пенсионеров, которым повысили выплаты с августа
2025-08-03T03:00:00Z
Советские привычки в отпуске и путешествиях, за которые сегодня стыдно: некоторые продолжают так делать
2025-08-03T02:32:49Z
В Госдуме рассказали о возможных ограничениях на алкомаркеты в жилых районах
2025-08-03T02:06:11Z
Росстат: средний размер пенсий инвалидов за год вырос на более чем 2 тысячи рублей
2025-08-03T01:44:55Z
В Башкирии из окна таунхауса выпал восьмилетний мальчик
2025-08-03T01:42:00Z
Люди с этими числами в дате рождения обречены на бедность – несчастья преследуют их всю жизнь
2025-08-03T01:01:00Z
В августе пенсионеры могут остаться без пенсий: виной всему одно SMS
2025-08-03T00:30:00Z
Об этом умалчивают туристы, приехавшие на отдых в Абхазию. Рассказываю про свои ошибки
2025-08-03T00:13:00Z
Дом-развалина без коммуникаций не продавался 2 года — мы купили его ради секрета, который не заметили другие
2025-08-03T00:00:00Z
Названы города Европы, где можно хорошо жить на российскую пенсию
2025-08-02T23:12:54Z
Депутат ГД Миронов предложил перенести часть новогодних праздников на май
2025-08-02T22:02:00Z
Психолог Кольцова: чтобы не жалеть об упущенном лете, нужен фокус на настоящем
2025-08-02T21:02:00Z — Почему мертвых выносят ногами вперед
Тематику новой книги медиевиста и антрополога Владимира Петрухина вполне можно охарактеризовать как «инфернальную» — именно этот эпитет автор использует, вспоминая тему своей кандидатской диссертации «Погребальный культ языческой Скандинавии», которую он защитил в 1975 году на кафедре археологии истфака МГУ. Критик Лидия Маслова представляет книгу недели — специально для «Известий».
Москва : МИФ, 2025. — 224 с.
Посвящая книгу памяти своих учителей и коллег, Петрухин во введении упоминает среди благословивших его старших товарищей знаменитого этнографа Сергея Токарева, чьи исследования погребального культа как ранней формы религии повлияли на подход Петрухина к интерпретации археологических находок. Так, Токареву принадлежит важная мысль о том, что всё разнообразие погребальных обрядов в истории человечества было связано с двумя противоположными тенденциями: «С одной стороны, это было стремление сохранить умершего предка вблизи коллектива, то есть законсервировать его тело в некрополе, могиле на стойбище и т.п. С другой — желание отправить мертвеца, а с ним и духов смерти в далекий загробный мир».
Это амбивалентное отношение к покойникам, которые, с одной стороны, пугают, а с другой — если правильно с ними обращаться, могут выступать помощниками и покровителями для живущих, — одна из сквозных тем книги. В ней описано множество ритуальных способов поддерживать хорошие отношения с умершими родственниками, от которых человек зависит не менее (а то и более), чем от живых. Именно таков смысл поминальных обрядов, имеющий сходные черты у разных народов. Петрухин прослеживает параллели между культом предков у славян и индоевропейскими традициями, например поклонением питарам («отцам») в Древней Индии, где считалось, что «жертвоприношение ради мертвого, выполненное родственниками, есть основа для счастья умершего» (это цитата из священного индуистского текста «Гаруда-пурана»). Не конфликтовать с покойниками старались и римляне, к которым в календарные праздники приходили духи умерших — маны: «Их имя подразумевало «добрых» предков, хотя эти выходцы с того света могли оказаться также злобными. <...> В дни календарной активности предков семейство собиралось возле очага, а глава семьи ночью выходил из дома, чтобы бросить им горсть вареных бобов. Возможно, это «кормление» было в том числе оберегом от вторжения мертвецов, которым предстояло пересчитать рассыпавшиеся бобы».
Петрухин рассматривает множество мифов, окружающих смерть и погребальный обряд у разных народов, но как сотрудник Института славяноведения РАН отдельно учитывает славянскую фольклорную традицию с ее рассказами о живых мертвецах — вампирах или упырях. Из самых популярных культурных следов этой традиции исследователь прежде всего упоминает гоголевского Вия и графа Дракулу. На литературного Дракулу, прославившегося как обольститель женщин, похож упырь из сказки № 363 в знаменитом сборнике А.Н. Афанасьева. А в сказке № 367 обнаруживается аналогичный гоголевскому сюжет о находчивом солдате, которого оседлала ведьма, но все-таки была в итоге побеждена с помощью мудрого деда, раскрывшего секрет: чтобы одолеть выходца с того света, всё нужно делать наоборот, например пятиться от гроба задом.
Похожей магической логикой продиктован и обычай выносить покойника вперед ногами — чтобы ему не вздумалось вернуться в мир живых. Тем не менее о многочисленных подобных прецедентах идет речь в главе 9 «Выходцы с того света и встающие из могил», где Петрухин констатирует, что «бесчинства живых мертвецов» можно назвать повседневными реалиями всякого общества, верящего в загробную жизнь, несмотря на то что «беспокойный покойник», по выражению автора книги, такой же оксюморон, как «горячий лед». К счастью, в том, как успокоить беспокойных мертвецов, умилостивить усопших предков и уговорить их приносить пользу живым, человечество достигло изрядной изобретательности. Например, одним из эффективных способов сохранить рядом с собой благодетельного предка считалось создание для него нового, неразлагающегося тела — в виде урны или оссуария для костей: «Многие народы Средиземноморья и древней Европы часто придавали им антропоморфный вид или изготавливали в виде жилища. У многих народов вместилищами душ предков также считались специальные статуэтки — куклы».
Надежным вместилищем души в разных культурах всегда считалась голова, поэтому широко распространились обычаи ритуального хранения и использования черепов. «В Полинезии дух умершего вселяется в манекен, увенчанный его собственной высушенной головой, — рассказывает Петрухин. — После погребальных обрядов черепа помещают в домики мертвых и продолжают заботиться о них: приносят пищу, делятся с ними мечтами и планами и т.п.». Черепа с лицами, старательно восстановленными с помощью красок, глины, гипса и других подручных материалов, — один из древнейших известных археологам образцов портрета.
Бывает, что мертвые помогают рождению новых людей, например, суданские бокко имели обыкновение разрывать могилу предка через год после погребения, доставать череп и, помыв его, помещать в специальном домике, после чего к нему мог обратиться отец женщины, которая никак не может забеременеть: «Ты старый отец, ты уже давно умер. Ты родил меня до того, как умер. Теперь я родил дочь, она не имеет дитя. А ведь она замужем. Ты старый отец, и я прошу тебя, дай ей дитя». А в древнескандинавской «Саге об инглингах» рассказывается, как верховный бог Один пользовался забальзамированной головой невинноубиенного великана Мимира, беседуя с ней о судьбах грядущего, поскольку с того света покойный мог передавать ценные сведения, не известные другим богам.
«Кстати, здесь к месту будет вспомнить о судьбе лишившегося головы Берлиоза из знаменитого романа Михаила Афанасьевича Булгакова», — делится возникшей литературной ассоциацией Петрухин. Но кроме того, читая о культе черепов и его разнообразных, порой весьма изощренных вариациях, невольно вспоминаешь сленговое название родителей у советских подростков — «черепа». Эта забавная ассоциация ничуть не противоречит духу петрухинской книги, которая кому-то может показаться и инфернальной, и пугающей, но тем не менее заканчивается бодрой крылатой фразой из «Фауста» о сухой теории и вечно зеленеющем древе жизни.
2025-08-02T02:10:00Z
Священник РПЦ объяснил, что делать, если во сне является умерший и зовёт с собой. Главное — не бояться и молиться об упокоении души. Личная молитва имеет особую силу.
2025-07-31T08:47:00Z
Пациент чуть не погиб 418 раз.
2025-08-02T04:30:21Z
2025-08-01T03:00:00Z
Священники рассказали, как в православии понимается смерть и что ждет душу после ухода с Земли. Почему первые 40 дней считаются решающими, в чём суть Первого суда и как живые могут помочь умершему — объясняем.
2025-08-01T05:20:00Z