Авиахаос в России: как действовать при отмене или задержке рейса

Все новости — Транспорт

2025-08-02T08:10:46Z

Многокилометровая пробка из автомобилей возникла на КПП в пределах Военно-Грузинской дороги

2025-08-02T07:45:00Z

Бахчевые развалы начнут работать в Москве с 3 августа

2025-08-02T07:40:00Z

Honda представила компактный электромобиль N-One e с запасом хода более 245 км

2025-08-02T07:37:28Z

Туристам посоветовали выбирать маршруты в обход Крымского моста

2025-08-02T07:35:59Z

Блогеры из США рассказали о путешествии в Дагестан одним днем

2025-08-02T07:30:31Z

С Zoom взыскивают 300 млн рублей долгов по неоплаченным в России штрафам

2025-08-02T07:29:00Z

Пешеходный переход под путями МЦД-2 открыт в Щербинке

2025-08-02T07:25:44Z

Власти рассказали, когда начнется реконструкция Автозаводского парка

2025-08-02T07:23:12Z

В казанском поселке Салмачи на месяц ограничат движение транспорста

2025-08-02T07:15:00Z

После коллективного обращения жителей на улице Ярмарочной начали обустраивать дорогу

2025-08-02T07:08:00Z

Пензенский аэропорт работает в привычном режиме

2025-08-02T07:07:00Z

Исследование: шанс разбиться на электросамокате в три раза больше, чем на велосипеде

2025-08-02T07:06:00Z

Пивоварня «Афанасий» выложила последнее фото своего топ-менеджера до пропажи на Камчатке

2025-08-02T07:01:00Z

Леус: В субботу москвичей ожидают дожди и грозы

2025-08-02T07:00:00Z

В России продают уникальный Aston Martin Vanquish S 2004 года

Авиахаос в России: как действовать при отмене или задержке рейса

Авиахаос в России: как действовать при отмене или задержке рейса

2025-07-30T02:14:00Z — Тысячи пассажиров в России не улетели по расписанию — хакеры, дроны и сбои в системах поставили на паузу работу аэропортов. Что делать, если ваш рейс отменили? Разбираем по шагам с экспертами.


Олег Суворов

С начала июля российские авиаперевозки оказались в зоне турбулентности — и дело не в погоде. После введения ограничений, связанных с угрозами атак беспилотников, и на фоне масштабных кибератак, в том числе на систему бронирования «Аэрофлота», по всей стране начались массовые отмены рейсов. С 5 по 7 июля, по данным Росавиации, отменено 485 рейсов, еще 88 отправлены на запасные аэродромы. Только «Аэрофлот» в один день отменил 22 рейса из Шереметьево и 31 рейс в Москву, а накануне — более 50 рейсов из-за сбоя, вызванного хакерами.Пассажиры по всей стране оказались в неопределенности — без информации, компенсаций и с сорванными планами. Разбираемся, что делать при отмене или задержке рейса и какие законы встают на сторону пассажира. Помогают — Павел Авдеев, сооснователь сервиса «Дежурный по бизнесу» и председатель Комитета МТПП, а также Любовь Воронина, управляющий директор туроператора Let’s Fly.

Павел Авдеев уточняет читателям «Новых Известий»: задержкой считается перерыв в воздушной перевозке по вине перевозчика или по независящим от него обстоятельствам, если она препятствует своевременному отправлению или продолжению полета. При этом отсчет времени ожидания начинается с момента, указанного в билете, а не с момента регистрации или посадки (п. 99 Федеральных авиационных правил, утв. Приказом Минтранса №82 от 28.06.2007).

Ст. 108 Воздушного кодекса РФ, п. 2 — ключевая норма, защищающая пассажира. Если рейс задержан или отменен, вы вправе отказаться от перевозки, и авиакомпания обязана вернуть полную стоимость билета, даже если он был приобретен по невозвратному тарифу.

Это правило действует вне зависимости от причины задержки — виновата авиакомпания или нет.

Если из-за отмены или задержки вы понесли убытки — например, пропустили поезд, оплатили лишнюю ночь в гостинице или потеряли деньги за экскурсию — вы можете потребовать возмещение ущерба (п. 2 ст. 13, ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

При этом, согласно п. 4 ст. 124 и пп. 4 п. 1 ст. 126 ВК РФ, пассажир имеет до шести месяцев на подачу претензии к авиаперевозчику при внутренних перелетах.

Также можно потребовать компенсацию морального вреда — для этого нужно направить заявление в авиакомпанию с указанием причин, по которым вы считаете, что ваше эмоциональное состояние было нарушено.

Если перевозчик по своей вине опоздал доставить пассажира, он обязан выплатить штраф в размере 100 рублей за каждый час просрочки, но не более 50% от стоимости билета (ст. 120 ВК РФ).

Однако если авиакомпания докажет, что задержка вызвана непреодолимой силой, устранением технических неисправностей, угрожающих жизни и здоровью, или другими независимыми от неё причинами, штраф может быть не начислен.

Если ваш рейс — международный, действуют положения Монреальской конвенции от 28.05.1999. В случае задержки или отмены:

Перевозчик несёт ответственность в пределах 5 346 специальных прав заимствования (СПЗ) — эквивалент в валюте определяется ежедневно.

Основные статьи: ст. 19, п. 1 ст. 22, п. 1 ст. 23, ст. 24, ст. 55 Монреальской конвенции, а также п. 1 ст. 1186 ГК РФ, ст. 3 ВК РФ, абз. 1 Закона от 03.04.2017 № 52-ФЗ.

Дополнительно, перевозчик может заключить индивидуальное соглашение о повышении ответственности (ст. 123 ВК РФ), например, при покупке дополнительных услуг или оформлении страхового пакета.

Согласно п. 99 Федеральных авиационных правил, при задержке рейса пассажир вправе на бесплатные дополнительные услуги от перевозчика:

Хранение багажа;

Комната матери и ребенка — для пассажиров с детьми до семи лет;

Прохладительные напитки, два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте — если задержка более двух часов;

Горячее питание — при задержке более четырех часов, далее — каждые шесть часов днем и восемь часов ночью;

Гостиница и трансфер до нее и обратно — если ожидание превышает восемь часов днем или шесть часов ночью.

Эксперт рекомендует: обязательно подтверждайте факт задержки — можно получить отметку на посадочном талоне или справку у представителя авиакомпании. Это пригодится при последующем оформлении претензии.

Любовь Воронина, управляющий директор Let’s Fly и руководитель международных проектов «Слетать.ру», в беседе с «Новыми Известиями» подтверждает: при задержке более семи часов пассажир может отказаться от полета и получить полный возврат денежных средств. При необходимости, перевозчик должен предоставить питание и временное размещение.

Однако она уточняет: в случае реализации плана «Ковер», связанного с обеспечением безопасности в связи с угрозами атак, авиакомпании могут быть освобождены от выплаты компенсаций, поскольку это считается форс-мажором. Такие решения принимаются на основании внутренних регламентов перевозчика.

«При сбоях в IT-системах, как в случае с „Аэрофлотом“, пассажиры могут оформить вынужденный возврат билетов и подобрать альтернативные рейсы — у той же или другой авиакомпании. Обязанность по информированию пассажиров лежит на авиаперевозчике. Но мы как туроператор стараемся максимально минимизировать дискомфорт: помогаем вернуть билеты, найти новые маршруты и быстро решать проблемы», — рассказала собеседница.

Зафиксируйте факт задержки. Получите отметку на билете или справку.

Уточните причину у представителя авиакомпании.

Проверьте, какие услуги положены вам — питание, проживание, трансфер.

Оформите возврат билета, если не готовы ждать.

Соберите все документы — это важно для подачи претензии.

Не бойтесь отстаивать свои права: если авиакомпания отказывает без законных оснований — обращайтесь в Роспотребнадзор или суд.

Читайте также:

2025-07-31T11:39:55Z

Британцы требуют отставки начальника службы воздушного движения из-за авиационного хаоса

Не только в московских воздушных гаванях пассажиры испытывают проблемы с вылетом

2025-08-01T04:45:00Z

Задержка авиарейса: права пассажиров и когда полагается компенсация

2025-07-31T15:20:12Z

В России ввели сбор с авиакомпаний для реконструкции аэропортов

Взимать деньги будут в конкретных аэропортах, список которых должно определить правительство

2025-08-01T08:42:00Z

Ситуация в московских аэропортах 1 августа: какие рейсы отменили

Обстановка в московских аэропортах после устранения массового сбоя в работе авиакомпании «Аэрофлот» спокойная, масштабных задержек и отмен рейсов не наблюдается.

2025-07-31T06:00:00Z

Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов

Крупнейший российский авиаперевозчик «Аэрофлот» на этой неделе пережил крупную кибератаку, в результате которой были задержаны и отменены десятки рейсов. Ущерб оценивается в десятки миллионов долларов. До этого сотни рейсов были отменены в российских аэропортах из-за атак беспилотников. Насколько такие инциденты затронут бизнес «Аэрофлота» и как они влияют на его акции?