Чего не хватает в Стратегии развития Арктической зоны России

Все новости — Оборона и безопасность

2025-07-30T05:02:39Z

Беспилотник ВСУ врезался в многоэтажку в российском городе

2025-07-30T05:00:11Z

Первым советским офицером звание Героя в Афганистане получил Сергей Козлов

2025-07-30T05:00:00Z

«В прошлом году решал задачу топорно — теперь будем действовать тоньше». Федорищев — о новых «Крыльях», агентах и коррупции

2025-07-30T05:00:00Z

Расим Баксиков отметил достижения Татарстана в приближении нашей победы

2025-07-30T04:57:05Z

ТАСС: на Украине растёт сопротивление мобилизации — 1252-й день СВО

2025-07-30T04:55:00Z

Саратовцы отправили на фронт газовые плиты и обезболивающее

2025-07-30T04:45:00Z

«Серая зона» наливается кровью. В Кременских лесах идет отстрел бандеровцев

2025-07-30T04:42:00Z

Губернатор встретится с участниками СВО и их близкими

2025-07-30T04:39:26Z

МВД Румынии опровергло сведения о решении вступить в военные действия на Украине

2025-07-30T04:36:38Z

ВСУ практически прекратили попытки контратаковать российские границы

2025-07-30T04:34:07Z

На заводе топливной компании в американском штате Небраска прогремел взрыв

2025-07-30T04:27:28Z

Котенок: российские бойцы заходят на шахту имени Стаханова в Мирнограде

2025-07-30T04:20:35Z

Саперные дозоры расчистили от взрывчаток ВСУ пути на харьковском направлении

2025-07-30T04:17:43Z

IO: мексиканских наемники идут в ВСУ для работы с БПЛА

2025-07-30T04:11:24Z

Котенок: войска РФ заняли большую часть села Суворово в ДНР

Чего не хватает в Стратегии развития Арктической зоны России

Чего не хватает в Стратегии развития Арктической зоны России

2025-07-29T14:47:02Z — Федеральные власти начали работу по актуализации Стратегии развития Арктики. В планах - определить векторы до 2035 года и заложить ориентиры до 2050-го, чтобы укрепить транспортный, технологический и оборонный потенциал региона, сообщил министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков во время недавней встречи с губернатором Мурманской области Андреем Чибисом.


Эксперты отмечают огромную важность этой работы, поскольку в документе все же имеются белые пятна. По словам директора консультационной компании "Гекон", члена научного совета Российской Академии наук по изучению Арктики и Антарктики Михаила Григорьева, в тексте стратегии приводятся данные 2023 года, тогда как было бы желательно использовать более свежую информацию 2024 года. Есть в документе и неточности - в частности, для проекта нефтедобычи "Восток Ойл" указаны запасы 6,6 миллиарда тонн, тогда как в государственном балансе отражены гораздо меньшие запасы - 2,6 миллиарда тонн.

Напомним, "Восток Ойл" - флагманский проект "Роснефти", включающий в себя 54 лицензионных участка и 13 месторождений, который на пике добычи должен давать 130 миллионов тонн нефти в год. На показатель 100 миллионов тонн в год планируется выйти к 2030 году, сейчас ряд месторождений эксплуатируется в промышленном и опытно-промышленном режиме.

Есть и другие неточности: газовый конденсат измеряется в кубических метрах (хотя это не газ, а смесь жидких углеводородов, и его количество исчисляется в тоннах), а сжижение природного газа именуется "глубокой переработкой", хотя это, безусловно, не так.

- Еще один момент касается Северного морского пути. Во втором разделе документа и далее говорится, что СМП является частью Трансарктического транспортного коридора (ТТК). Я считаю, что здесь мы должны рассматривать транспортный коридор в целом. Более того, я считаю, что необходимо дать точное определение ТТК, потому что сегодня его многие трактуют по-разному. Декларируется развитие добычных проектов на шельфе, но в настоящее время ни один из инвесторов не проявляет к ним интереса. В 2024-2025 годы в Минприроды РФ не поступило ни одной заявки на освоение шельфовых месторождений. Хотелось бы иметь более ясное представление о том, как предполагается реализовывать шельфовые проекты, - подчеркивает эксперт.

Также, по словам Михаила Григорьева, в Стратегии развития Арктики ничего не говорится о противодействии санкционным ограничениям, и здесь необходимо обозначить хотя бы ключевой вектор. Не отражено в документе и то, какие страны и по каким направлениям заинтересованы в сотрудничестве с Россией в освоении Арктической зоны. Есть определенные декларации в отношении Индии, но они носят весьма неопределенный характер. Анализ перевозок по Северному морскому пути ведется с 2014 года, и из более 14 тысяч осуществленных перевозок нет ни в Индию, ни в обратном направлении. Та же самая ситуация со странами Юго-Восточной Азии. Из этого следует вывод, что на данный момент Северный морской путь является ключевым транспортным коридором только для Восточной Азии.

- Я полностью поддерживаю то, что временной период Стратегии должен быть расширен до 2050 года, тем более что, по оценке Росатома, круглогодичная навигация в восточной части СМП начнется после 2035 года и именно тогда он действительно сможет работать как международный транспортный коридор, - подчеркивает Михаил Григорьев.

В 2022 году транзитные перевозки по Северному морскому пути прекратились. Остались в основном экспортные перевозки и чуть-чуть импортных. В 1934 году Главсевморпуть ввел термин "сквозные рейсы по Севморпути" от восточной до западной границы. Имеет смысл использовать этот термин и не вводить в заблуждение ни себя, ни руководство страны, убежден аналитик. Транзита нет и не будет в обозримой перспективе, если учитывать позицию Евросоюза. Необходимо исходить из существующих реалий и создавать документ, который будет реально работать.

- Мы провели анализ развития грузопотока, связанного с минеральным сырьем, который составляет 84 процента всех грузоперевозок по Трансарктическому коридору. До 2035 года в этом отношении действительно предполагается рост грузопотока, но потом начнется его падение, поскольку месторождения нельзя эксплуатировать до бесконечности. За этим стоит следующее: необходимо уйти от абстрактных разговоров о геолого-разведочных работах и исходить из конкретных точек генерации грузовой базы. Следует либо сосредоточиться на поддержке действующих минерально-сырьевых центров, либо создавать новые с учетом развития транспортной инфраструктуры. Пока в этом нет определенности. После 2035 года у нас в Арктике наступает "терра инкогнита", и забывать об этом нельзя, - резюмирует эксперт.

Тем не менее число выданных разрешений на плавание по СМП продолжает расти. На середину июня оно превысило показатель прошлого года более чем на 10 процентов, сообщил специальный представитель по вопросам развития Арктики госкорпорации "Росатом" Владимир Панов на Петербургском международном экономическом форуме, состоявшемся с 18 по 21 июня. Рейсы компаний Safetrans и NewNew Shipping Line продемонстрировали, что самая северная транспортная магистраль может стать полноценным маршрутом для высокомаржинальных грузов.

Напомним, кабмину предложили ускорить актуализацию Стратегии развития Арктической зоны с учетом новых социальных и климатических вызовов. Об этом говорится в постановлении Госдумы об информации кабмина о социально-экономическом и инфраструктурном развитии Арктики, которое было принято на пленарном заседании 8 июля. Ранее представители правительства РФ выступили в Госдуме с докладом о развитии Арктики.

Депутаты приняли доклад к сведению и рекомендовали кабмину не позднее 1 ноября представить новый доклад, который будет посвящен тому, как исполняется на местах программа по социально-экономическому и инфраструктурному развитию Арктики с 2021 года. Кроме того, законотворцы предложили министрам утвердить планы развития опорных населенных пунктов в этом регионе, а также рассмотреть увеличение бюджета на 2026-2028 годы на развитие экономических центров в северных регионах. Также до 1 августа должна быть утверждена финансово-экономическая и организационная модель развития Трансарктического транспортного коридора, это поручено ВЭБ.РФ и Росатому. Предполагается, что данный документ даст ответ на многие вопросы развития Арктической зоны РФ.

Читайте также:

2025-07-09T17:18:29Z

Чекунков: нужно учесть геополитические риски в обновленной стратегии развития АЗРФ

Горизонты планирования в обновленной стратегии предложено расширить до 2050 года

2025-07-11T07:39:43Z

Патрушев: развитие Заполярья должно строиться с учетом современных рисков и угроз

Освоение и развитие российского Заполярья должно строиться на системной основе с учетом современных рисков и угроз, заявил помощник главы государства, председатель Морской коллегии РФ Николай Патрушев.

2025-07-08T12:47:00Z

Кабмину предложили ускорить реализацию Стратегии развития Арктики

Правительству предложили ускорить актуализацию Стратегии развития Арктической зоны с учетом новых социальных и климатических вызовов. Это следует из постановления Госдумы об информации кабмина о социально-экономическом и инфраструктурном развитии Арктики, принятого на пленарном заседании 8 июля.

2025-07-28T12:06:31Z

Югра продолжит развитие арктических территорий

Губернатор региона Руслан Кухарук сообщил, что на эти цели направят более 8 млрд рублей

2025-07-28T07:07:34Z

Трутнев: за арктические территории ведется серьезная борьба между странами

Заместитель председателя правительства РФ - полпред президента в ДФО заявил, что России нужно упрочить позиции в Арктике, сохранить и преумножить статус великой мировой арктической державы