2025-07-29T00:20:00Z
Раздел старушку-Европу. Путин предсказал неожиданный ход США
2025-07-29T00:15:11Z
Мерц признал, что ставшие условием сделки с США тарифы в 15% губительны для ФРГ
2025-07-29T00:15:00Z
Землетрясение магнитудой 6,9 произошло у берегов австралийского острова Маккуори
2025-07-28T23:39:55Z
Наперекор ЕС: В Индии заявили, что не откажутся от покупок российской нефти
2025-07-28T23:30:01Z
В КНДР заявили, что США для переговоров стоит признать Пхеньян как обладателя ядерного оружия
2025-07-28T23:22:47Z
Кнайсль: Россия сохраняет право вето на присоединение Австрии к блоку НАТО
2025-07-28T23:12:26Z
Сестра Ким Чен Ына: США должны отказаться от идеи денуклеаризации КНДР
2025-07-28T23:03:44Z
Политолог Маркелов: Трамп сократил срок ультиматума из-за падения рейтинга
2025-07-28T23:02:00Z
Скорпионам предстоит откладывать встречи, Рыбы могут столкнуться с апатией, а Ракам следует проявить больше гибкости
2025-07-28T23:01:36Z
СМИ: Гарвард готов заплатить для урегулирования спора с Белым домом
2025-07-28T23:00:26Z
Зеленский: Париж обещал помочь с поиском решений на пути евроинтеграции Украины
2025-07-28T22:58:37Z
Израильские правозащитники сочли, что события в Газе имеют признаки геноцида
2025-07-28T22:50:33Z
Умирают, борясь за еду: с чем столкнулись палестинцы в секторе Газа
2025-07-28T22:37:03Z
Financial Times: власти США запретили главе Тайваня Лаю Циндэ останавливаться в Нью-Йорке
2025-07-28T22:20:00Z
Сенатор Джабаров заявил о готовности России преодолеть санкции и тарифы Трампа
2025-07-28T15:20:00Z — Алена Лисенкова — о том, какие цели преследует Лондон и какова в них роль России и США
Великобритания активно заключает военные соглашения вне НАТО, но при этом со странами — участницами альянса. Это вызывает ряд вопросов: для чего это, НАТО недостаточно? Метит ли Лондон выше своего нынешнего положения? Может ли Великобритания составить конкуренцию США?
17 июля 2025 года премьер-министр Великобритании Кир Стармер и канцлер Германии Фридрих Мерц подписали Договор о дружбе и двустороннем сотрудничестве. Несмотря на комплексный характер соглашения, особый акцент в тексте поставлен на вопросах безопасности и обороны.
Немногим ранее, 10 июля, также Стармер и уже президент Франции Эмманюэль Макрон — между прочим, представители единственных ядерных держав "коллективного Запада" в Европе — подписали декларацию "Ланкастер-хаус 2.0", обновив профильные документы 2010 года. Текст посвящен как координации сил ядерного сдерживания в частности, так и проблемам безопасности и обороны в целом.
Наконец, еще в январе текущего года Кир Стармер условился заключить профильное соглашение с премьер-министром Польши Дональдом Туском и президентом Анджеем Дудой — представителями также одного из самых крупных государств — членов ЕС. Здесь наиболее острыми вопросами были обозначены "российская угроза", торговля людьми, энергетические поставки и так далее.
Активность Великобритании можно трактовать как некий новый этап "перезапуска" отношений с лидерами Европейского союза и с самим объединением, которое она сама покинула еще в 2020 году. Однако все не совсем так.
19 мая 2025 года стороны провели первый двусторонний саммит после Brexit. ЕС на нем представили главы Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен и Европейского совета Антониу Кошта, а Великобританию — все тот же Стармер. В рамках встречи были достигнуты договоренности о расширении военного взаимодействия. Было заключено Партнерство ЕС и Великобритании в области безопасности и обороны, включающее в себя такие направления, как обмен информацией, изучение возможности участия в оборонных инициативах друг друга, повышение военной мобильности и тому подобное.
В соответствии с оборонной концепцией "Стратегический компас" 2022 года Евросоюз как раз нацелен на укрепление способности взаимовыгодно работать с партнерами на двусторонней основе. Великобритания является не единственным примером. В частности, на 20-м саммите ЕС 24 июня было заключено Партнерство в области безопасности и обороны с другим членом НАТО — Канадой (фон дер Ляйен, Кошта и премьер-министр Марк Карни).
Однако, говоря о Великобритании, стоит вспомнить, что еще со времен саммита в Сен-Мало (Франция, Тони Блэр и Жак Ширак) 1998 года представители британской стороны активно стремились играть ведущую роль в европейских делах в целом — в частности в определении курса и в контроле развития Общей политики безопасности и обороны (ранее Европейской политики безопасности и обороны). При этом про НАТО страна никогда не забывала, отдавая организации ведущую роль, говоря о недопустимости дублирования ее функций и подрыва авторитета.
По сути, в этом ключе Brexit лишил ЕС наиболее влиятельного сторонника атлантизма. В то время как сама Великобритания потеряла возможность контролировать в былых масштабах проблемы безопасности и обороны в Европе.
После референдума 2016 года концептуальное видение внешней политики Великобритании было оформлено консерваторами — традиционными конкурентами находящихся с 2024 года у власти лейбористов — в виде программы "Глобальная Британия" (к 2021 году). Там заявлялось об интересах Лондона в Индо-Тихоокеанском регионе, Юго-Восточной Азии, Африке, Латинской Америке и так далее. Таким образом это свидетельствовало о большей вовлеченности в дела за пределами Европы. В тексте также говорилось о "конструктивных и продуктивных отношениях с нашими соседями по Европейскому союзу, основанных на взаимном уважении суверенитета и права Великобритании действовать по-другому, экономически и политически, там, где это соответствует нашим интересам".
Думаю, было бы странно ожидать формулировки другого толка сразу после выхода страны из объединения. Однако с тех пор прошло несколько лет, поменялось правительство (даже несколько раз) и стало более понятно, что на реализацию столь амбициозных планов нет экономических возможностей времен колониализма (особенно в условиях череды международных кризисов) и внешнеполитического влияния.
На современном этапе явно прослеживается стремление как ЕС (и его ведущих членов), так и Великобритании заручиться более прочными союзническими отношениями в европейском регионе. Помимо подписанных соглашений активность Великобритании, Германии и Франции также сводится к новому стратегическому альянсу, известному как Е3.
Хотя недавно подписанные документы (в том числе между Германией и Францией) содержат ссылки на обязательства в рамках ЕС и НАТО, формулировка о намерении "усилить европейский вклад в собственную безопасность" может трактоваться по-разному. С одной стороны, речь может идти о вкладе в деятельность самого НАТО — такие обязательства по взаимопомощи заложены, например, в статье 5 устава альянса. С другой — в этих формулировках можно увидеть стремление к большей автономии Европы в вопросах безопасности. Ссылки на ведущую роль НАТО выглядят как стремление не обострять отношения с США, но в долгосрочной перспективе европейские страны могут надеяться и на более самостоятельный внешнеполитический курс.
В этом контексте стоит вспомнить Ахенский договор, подписанный Германией и Францией в 2019 году — почти через 60 лет после Елисейского договора 1963 года. Он символизировал примирение и начало тесного сотрудничества двух стран. Ахенское соглашение не акцентирует внимание на вопросах безопасности, но подчеркивает важную мысль: даже будучи членами ЕС и НАТО, страны могут развивать двусторонние отношения и заявлять о своей внешнеполитической самостоятельности. Это показывает, что стремление к суверенитету и независимости в принятии решений остается актуальным, несмотря на участие в крупных международных союзах.
Так что в сегодняшней международной ситуации можно выделить два ключевых пункта, влияющих на подобного рода сближение.
Они касаются отношений с Россией и США.
После начала острой фазы конфликта на Украине многие европейские государства последовательно начали отстаивать позицию, что им необходим ответ на "российскую угрозу". В мае 2025 года Кир Стармер, Фридрих Мерц и Эмманюэль Макрон даже совместно посетили Киев, где к ним присоединился и Дональд Туск. Тем временем Урсула фон дер Ляйен в контексте саммита Евросоюза и Великобритании обозначила необходимость сплочения перед "величайшей угрозой".
В этом ключе Великобритания — географически и культурно европейское государство, имеющее тесные экономические и исторические связи с континентальной Европой, — (ожидаемо) стремится к стратегическому сближению с былыми партнерами по ЕС.
В то же время смена власти в США создала новый вызов для европейских держав. С приходом Дональда Трампа былое стратегическое и ценностное понимание, как это было с администрацией демократа Джо Байдена, исчезло. Текущая политика республиканцев зачастую непоследовательна и непредсказуема — ярким примером тому служит тарифная война Вашингтона против практически всех стран мира, в том числе и союзников.
27 июля Трамп все-таки заявил о заключении торговой сделки с ЕС: будут введены 15-процентные тарифы на европейский экспорт в США. Но, на фоне череды противоречий, на Западе не могли не появиться опасения — гарантий, что США придут на помощь Европе в случае реального вооруженного конфликта, нет.
С одной стороны, это ставит вопрос не только о двусторонних отношениях по линии каждого государства и/или Европейского союза и США, но и снова возрождает дискуссии о самостоятельной европейской армии и эффективности Североатлантического альянса.
С другой — несмотря на это, какое-либо подобие полноценной независимости этих стран — участниц НАТО по-прежнему выглядит нереалистичным. Правда, конечно, это не исключает возможность шагов по увеличению хотя бы своей активности в региональных делах в области безопасности и обороны.
Не стоит к тому же забывать, что страны — члены НАТО все-таки согласовали увеличение расходов на оборону до 5% от ВВП к 2035 году. В конце концов, именно на этом и настаивал Дональд Трамп, чтобы продолжать сотрудничество в рамках Североатлантического альянса.
Хотя, конечно, маловероятно, что политик всерьез собирался выходить из блока до этого, ослабив тем самым контроль над европейскими делами.
Источник:
2025-07-03T12:28:50Z
2025-07-28T14:46:03Z
2025-06-27T11:13:02Z
На площадке Международного дискуссионного клуба «Валдай» обсудили итоги встречи глав государств НАТО в Нидерландах
2025-06-26T15:02:34Z
Форум НАТО в Гааге официально закрепил достигнутые ранее договоренности о милитаризации Европы перед лицом якобы российской угрозы. Президент США Дональд Трамп вдохнул жизнь в Североатлантический альянс
2025-07-09T17:57:38Z
В Берлине отмечают 70-летие членства ФРГ в НАТО, тем временем страна готовится к реформе бундесвера. Что она подразумевает и может ли помочь альянсу заместить вклад США в оборону Европы, разбирался РБК