2025-07-30T08:57:02Z
Графики движения поездов четырех направлений МЖД и трех МЦД изменятся в августе
2025-07-30T08:52:25Z
Белозеров: РЖД готовятся к выходу полностью беспилотного поезда на МЦК
2025-07-30T08:46:11Z
Курганский суд отменил заперт аэропорта не пускать встречающих в здание
2025-07-30T08:46:03Z
Самолет с собакой-штурманом по кличке Флаперон на борту приближается к Омску
2025-07-30T08:37:29Z
«Аэрофлот» полностью стабилизировал расписание полетов после сбоя информсистем
2025-07-30T08:36:00Z
Трижды осужденного директора АЗС заставили обустроить безопасный въезд на заправку в РТ
2025-07-30T08:35:00Z
Мособлдума ввела штрафы за навязчивое предложение такси в аэропортах
2025-07-30T08:32:00Z
Новый российский вездеход Terranica Expedition предложит запас хода более 1000 км
2025-07-30T08:30:36Z
В КЧР ожидаются сильные дожди и ветер до 25 м/с
2025-07-30T08:30:00Z
Ночью разбудили и потребовали освободить полку: чем люди думают, когда просят поменяться
2025-07-30T08:23:26Z
"Аэрофлот" полностью стабилизировал расписание полетов после сбоя информистем
2025-07-30T08:23:03Z
В Петербурге с 8 августа вырастут цены на проезд в общественном транспорте
2025-07-30T08:19:41Z
Жители Ижевска больше года пытаются добиться от властей восстановления остановки
2025-07-30T08:16:19Z
Россиянам рассказали, как подготовиться к длительной поездке на автомобиле
2025-07-30T08:10:14Z
Росстандарт сообщил о запрете выпуска на авторынок РФ китайских грузовиков четырех марок
2025-07-25T06:00:39Z — За 2022-2024 годы наблюдается общее увеличение среднего пробега автомобилей в РФ. Об этом "Российской газете" рассказали в компании "Рольф".
Основное внимание было уделено тому, как менялся средний пробег по ключевым маркам, какие бренды сохраняют низкий пробег (например, новые китайские), у каких марок пробег вырос (например, из-за прекращения поставок новых авто), а также какие бренды исчезли из сервиса либо, наоборот, появились за этот период. Ниже представлены выводы по каждой группе марок, подкрепленные данными и общерыночными тенденциями.
Общие тенденции пробега 2022-2024
В целом за 2022-2024 годы парк обслуживаемых автомобилей в "Рольф" заметно постарел, что привело к росту среднего пробега. Доля совсем новых машин в сервисе снизилась, а доля старых автомобилей с большим километражом, напротив, выросла. Например, количество обслуженных автомобилей с пробегом менее 50 тыс. км сократилось к 2024 году примерно на одну треть по сравнению с 2022-м, тогда как парк машин с пробегом свыше 150-200 тыс. км стал занимать большую долю. Это отражает общероссийскую тенденцию: средний возраст легкового автомобиля в России увеличился к началу 2025 года до 15,5 лет, причём 70,5% машин старше 10 лет. Владельцы реже обновляют автомобили - в основном из-за отсутствия доступных новых иномарок и нежелания пересаживаться на отечественные или модели китайских производителей. Таким образом, средний пробег сервисного автопарка растёт по всем основным брендам, кроме самых новых игроков.
Новые бренды китайских производителей: низкий пробег и быстрый рост парка
Марки автомобилей из КНР к 2022 году занимали совсем незначительную долю в сервисе, но в 2023-2024 гг. их присутствие резко возросло. Chery, Haval, Geely, Exeed, Omoda, Changan и другие китайские бренды массово вышли на рынок после ухода многих конкурентов, благодаря чему количество автомобилей этих марок, приходящих на сервис, увеличилось в разы.
По данным рынка, продажи новых машин китайских брендов в 2024 году выросли на 68% и достигли около 906 тыс. штук - это порядка 58% всех проданных новых автомобилей в России. Соответственно, парк китайских авто в стране сильно "омолодился" - их средний возраст составляет всего ~4,9 года (самый низкий показатель среди всех происхождений). В сервисных центрах "РОЛЬФ" это проявляется в том, что подавляющее большинство китайских машин - новые или почти новые экземпляры с небольшим пробегом (часто менее 50 тыс. км). Многие из этих автомобилей были проданы в 2022-2023 годах, поэтому к 2024 году они имели ограниченный километраж. В частности, заметно выросло число совсем свежих машин 2023 года выпуска, пришедших на первое ТО. Таким образом, китайские бренды сохраняют низкий средний пробег своих автомобилей благодаря тому, что они лишь недавно начали массово эксплуатироваться в России. Их появление в статистике сервиса можно назвать стремительным - марки, почти отсутствовавшие до 2022 года, к 2023-2024 гг. стали занимать значимую долю посетителей сервиса.
Европейские премиум-бренды: рост пробега на фоне отсутствия новых поставок
Европейские марки - прежде всего немецкий премиум и популярные массовые модели - продемонстрировали обратную динамику. Mercedes-Benz, BMW, Audi, Volkswagen, Škoda, Porsche и др. столкнулись с прекращением официальных поставок новых автомобилей после начала санкций в 2022 году. В результате владельцы этих иномарок стали дольше удерживать свои машины, что привело к увеличению среднего пробега обслуживаемых автомобилей европейских брендов. Количество относительно новых машин европейского происхождения в сервисе к 2024 году резко сократилось по сравнению с 2022-м, тогда как в обороте остались в основном автомобили старше нескольких лет. Средний возраст парка европейских марок в России вырос и достиг ~13,6 года - это значительно больше, чем у китайских конкурентов.
По данным "Автостата", средний возраст машин увеличился по всем брендам, кроме китайских, что означает: у европейских марок пробег заметно возрос, так как новых авто почти не прибавилось, а в сервис продолжают приезжать машины, купленные до 2022 года. Например, владельцы Mercedes или BMW теперь вынуждены обслуживать автомобили 2017-2018 годов и старше, которые накопили больше километров, вместо того чтобы менять их на новые. Аналогичная ситуация и у массовых европейских моделей (VW, Škoda, Renault): после ухода этих брендов с рынка последние проданные экземпляры постепенно стареют и набирают пробег. Таким образом, европейские бренды перешли в разряд "стареющих" - их средний пробег в сервисе растёт, поскольку притока новых машин нет, а существующие автомобили эксплуатируются дольше обычного.
Японские и корейские марки: ограниченное обновление и увеличение пробега
Схожие тенденции наблюдаются для большинства японских и корейских марок, хотя у них ситуация несколько разнонаправленная. Многие японские автопроизводители (например, Toyota, Lexus, Nissan, Mazda, Mitsubishi) в 2022-2023 годах приостановили продажи новых автомобилей в России. Официальных поставок практически не было, за исключением ограниченного параллельного импорта. Поэтому средний пробег японских автомобилей в сервисе "РОЛЬФ" также стал увеличиваться - новые машины почти не поступают, а продолжают обслуживаться в основном модели, купленные до 2022 года.
Например, Nissan закрыл местное производство еще в 2022 году, и к 2024-му в сервис приезжают уже только подержанные Nissan, средний возраст которых растёт. В среднем по стране японские бренды одни из самых "возрастных" - средний возраст таких авто превысил 17 лет, уступая только отечественным, что свидетельствует о долгой эксплуатации старых машин. В условиях отсутствия новых поставок это напрямую отражается на пробеге: многие Toyota и Nissan продолжают ездить много лет и набирают существенный километраж, вместо того чтобы быть заменёнными на новые.
Корейские марки Hyundai и Kia, имевшие в России местное производство, частично продолжали присутствовать на рынке, но тоже столкнулись с перебоями. После 2022 года производство и официальные продажи резко сократились. Тем не менее, на фоне массовости парка корейских авто 2018-2021 годов выпуска, их доля в сервисе оставалась значительной. К 2024 году большинство Hyundai/Kia на обслуживании - это машины 3-5-летнего возраста, которые уже не такие новые, как раньше, и потому их средний пробег вырос по сравнению с 2022 годом. Стоит отметить, что корейские модели в среднем моложе европейских (средний возраст около 11,5 года по стране) и долгое время занимали лидирующие позиции на рынке. Однако без регулярного притока новых автомобилей даже у них парк начал стареть (средний возраст корейских авто за 2024 год вырос на 7,5% - больше, чем у европейских).
Это означает, что пробег корейских машин также повышается: например, многие владельцы Kia Rio или Hyundai Creta продолжают ездить на них с прежних лет, накапливая километраж, поскольку замена на новое поколение откладывается. В целом японские и корейские бренды сохраняют чуть более умеренный рост пробега по сравнению с европейскими: их автомобили относительно моложе, отчасти благодаря локальным запасам и возобновлению выпуска отдельных моделей (в случае корейцев). Но тренд единый - без стабильных продаж новых машин и эти марки неуклонно наращивают средний пробег обслуживаемых авто.
Российские марки: новые авто с низким пробегом
Отечественные бренды, прежде всего Lada (АвтоВАЗ), за рассматриваемый период напротив обновили свой парк и тем самым влияют на статистику пробега в сторону снижения. После ухода ряда иностранных конкурентов производство российских автомобилей активно нарастало: продажи Lada в 2023 году значительно выросли (например, в отдельных регионах рост +57% по сравнению с предыдущим годом). К 2024 году в сервис "Рольф" стало приходить больше машин отечественных марок - как новых, так и поддержанных.
Многие новые Lada 2022-2023 годов выпуска имеют небольшой пробег и находятся на гарантийном сервисном обслуживании (первые 10-20 тыс. км). За счет притока таких автомобилей средний пробег по российским брендам остается низким. Данные по парку показывают, что отечественные машины сейчас самые "старые" по среднему возрасту - около 18,7 года, однако это обусловлено большим количеством старой техники на отдаленных рынках. В сегменте же клиентов "Рольф" картина иная: сюда чаще попадают более новые Lada Granta, Vesta и др., купленные в последние 1-2 года, с минимальным пробегом. Таким образом, российские бренды в 2023-2024 гг. увеличили свое присутствие в сервисе и при этом демонстрируют невысокий средний пробег, поскольку значительная часть этих машин - новые автомобили, появившиеся взамен дефицитных иномарок.
Исчезновение и появление марок
Анализ данных по брендам в сервисе "Рольф" за 2022-2024 годы позволяет отметить смену состава марок. Новые бренды явно появились: помимо роста доли китайских марок, фактически дебютировали на сервисном рынке такие имена, как Omoda, Tank, "Москвич", Evolute и другие, которых не было в статистике 2022 года. Эти марки либо созданы заново (как "Москвич"), либо ранее не были представлены в России. Все они представлены исключительно современными автомобилями, поэтому их пробег на момент обслуживания минимален (как правило, первые тысячи или десятки тысяч километров). Резкий выход новых игроков заметно "омолодил" состав автопарка в некоторых категориях.
Одновременно некоторые традиционные бренды практически исчезли из числа новых поступлений. Прежде всего это марки, ушедшие из страны: Renault, Nissan, Infiniti, Opel, Chevrolet, Jaguar Land Rover, Volvo, Genesis и ряд других. Начиная с 2022 года новые автомобили этих брендов официально не продаются, поэтому к 2024 году в сервис поступают лишь оставшиеся подержанные экземпляры. Полностью они не исчезли - владельцы продолжают обслуживать старые Renault Logan или Nissan X-Trail, но доля таких визитов сокращается, а средний пробег этих машин растет с возрастом. Например, Renault (после ухода которого заводы перешли АвтоВАЗу) присутствует теперь только в виде старых моделей, выпущенных до 2022 года; Infiniti и Opel ушли еще раньше и к 2024-му встречаются крайне редко. В результате общий "портрет" автопарка сильно изменился: если в 2022 году в сервисе доминировали свежие Kia/Hyundai и популярные иномарки, то к 2024 году стало меньше новых европейских и японских машин, зато возросла доля новых китайских и отечественных автомобилей. Таким образом, можно говорить о перетасовке брендов: часть марок фактически сошла на нет в обновлении парка, тогда как другие выросли с нуля до значимых позиций.
На основе рассмотренных данных можно сделать следующие выводы по основным автомобильным брендам и группам брендов:
Chery, Haval, Geely и другие китайские марки: Имеют низкий средний пробег, так как массово появились на дорогах лишь в 2022-2023 гг. Их парк стремительно вырос (к 2024 г. доля на рынке ~58% новых продаж), а средний возраст и пробег остаются минимальными. Эти бренды фактически заняли нишу новых автомобилей, вытеснив часть прежних лидеров.
Mercedes-Benz, BMW, Audi, Volkswagen (европейские бренды): Средний пробег существенно вырос. После прекращения поставок новые машины не добавляются, поэтому в сервисе остаются в основном автомобили 2010-х годов выпуска с возрастающим километражем. Владельцы премиум-иномарок сохраняют свои авто дольше, что повышает их пробеги.
Toyota, Nissan, Mitsubishi, Mazda (японские бренды): Прогрессирующее увеличение пробега из-за отсутствия новых поступлений. Большинство этих машин в сервисе - выпуски до 2022 г., которые продолжают эксплуатироваться. Средний возраст японских авто - один из самых высоких (≈17 лет по стране), поэтому и пробеги у сервисных машин велики и продолжают расти.
Hyundai и Kia (корейские бренды): Рост среднего пробега наблюдается, хотя и умеренный. Эти марки имели большое число относительно новых авто до 2022 г., однако после остановки локального производства парк начал стареть. К 2024 г. в сервис приходят в основном машины 3-5-летнего возраста, уже с немалым пробегом, а новых моделей поступает мало.
Lada (российский бренд): Средний пробег низкий благодаря притоку новых автомобилей. На фоне дефицита иномарок продажи Lada выросли, многие новые машины 2022-2023 гг. с небольшим километражем попадают на обслуживание. Это омолаживает парк Lada в сервисе "Рольф", хотя в целом по стране отечественные авто старые (что обусловлено старыми поколениями на отдаленных рынках).
2025-07-10T06:10:03Z
Эксперты прогнозируют стабилизацию авторынка России во втором полугодии 2025 года на уровне 1,1 млн новых автомобилей.
2025-07-29T09:37:40Z
Порядка 30% российских автовладельцев всех возрастов выразили мнение, что автомобиль даже при пробеге в 20 тыс. км можно считать новым, если он в отличном состоянии.
2025-07-09T09:15:29Z
Средняя цена нового легкового автомобиля в РФ по итогам первого полугодия 2025 года снизилась на 7% в годовом выражении и составила 3,12 миллиона рублей, это первое снижение в указанном периоде за 10 лет, следует из презентации ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД).
2025-07-14T07:01:05Z
По итогам первого полугодия в РФ было продано 144,8 тысячи новых легковых автомобилей, выпущенных в 2025 году, что составляет 27,3% от общего количества реализации, сообщает "Автостат".
2025-07-22T00:01:11Z
МОСКВА, 22 июля. /ТАСС/. Расходы россиян на приобретение новых легковых автомобилей первом полугодии 2025 года снизились на 26,4% и составили 1,67 трлн рублей, в июне финансовая емкость рынка также снизилась в годовом выражении на 21,7% и составила 287,7 млрд рублей.