2025-07-28T09:10:00Z
Врач Устинова назвала одышку и отек век признаками аллергии на вейпы
2025-07-28T09:09:03Z
Москвичка проглотила щетку во время чистки зубов
2025-07-28T09:06:00Z
Врач Кашух: ревакцинация от гепатитов нужна не всем
2025-07-28T09:05:32Z
В Санкт-Петербурге провели трансплантацию сердца 50-летнему мужчине
2025-07-28T09:01:23Z
Актрису Сельму Блэр принимают за пьяную из-за рассеянного склероза
2025-07-28T08:57:00Z
Диетолог Дианова призвала людей с камнями в почках употреблять не больше одного яйца через день
2025-07-28T08:56:00Z
Инфекционист Лебедев рекомендовал хранить готовую еду в жару не больше трех часов
2025-07-28T08:49:10Z
Врач-патологоанатом Соловьева объяснила, в чем риск курения вейпов
2025-07-28T08:44:00Z
Более 300 недоношенных детей спасли нижегородские медики за три года
2025-07-28T08:43:00Z
Эксперт MDV Соколова предупредила о риске переохлаждения при неправильном использовании кондиционера в жару
2025-07-28T08:42:00Z
Остеопат Симкин призвал отказаться от регулярного ношения шлепок и балеток летом
2025-07-28T08:38:50Z
В теле проходившего лечение в Новосибирске ребенка нашли струну от катетера
2025-07-28T08:34:46Z
Врач дала советы по самостоятельному лечению вросшего ногтя
2025-07-28T08:31:14Z
Учёные бьют тревогу: бактерии-мутанты убили уже 600 тыс. человек
2025-07-28T08:30:00Z
Врач Баласанян предупредила об опасных веществах в очках с маркетплейсов
2025-07-23T21:01:00Z — По каким из них клиенты получили меньше всего выплат и чем это объясняется
Треть участников страхового рынка продают полисы с низкой клиентской ценностью, сообщили «Известиям» в Национальном рейтинговом агентстве (НРА). Неэффективность их продуктов подтверждает крайне скромный уровень выплат по отношению к сборам: у 40 игроков он составляет менее 10%. Средний же показатель по рынку — 50%. Причем 16 компаний не сделали ни одной выплаты. Иногда такие результаты объясняются характером работы фирмы — она может специализироваться на одном-двух видах защиты или же иметь малое число договоров, пояснили во Всероссийском союзе страховщиков. По каким полисам выплаты самые низкие — в материале «Известий».
У трети всех участников страхового рынка оказался крайне низкий показатель выплат по их продуктам. Это следует из данных НРА, с которыми ознакомились «Известия». Там сопоставили объем выплат у каждого из игроков к сборам за I квартал 2025 года по всем полисам, за исключением добровольного страхования жизни (там более сложная система взносов). У 40 участников рынка (27 страховщиков и 13 обществ взаимного страхования) из 131 этот показатель оказался ниже 10%.
Всего эти компании за три месяца собрали 22,8 млрд рублей, а выплатили всего 0,6 млрд. Более того, 16 игроков не осуществили ни одной выплаты за этот период. Собрали же они 37,4 млн рублей. Этот показатель говорит о низкой клиентской ценности их продуктов, сказали «Известиям» в НРА.
Такая низкая доля выплат действительно свидетельствует том, что участники рынка продают неэффективные для клиента продукты, согласились в «Народном фронте».
В целом же ситуация на рынке значительно лучше. Средний уровень выплат по отношению к сборам по всем компаниям составил 50% (а с учетом добровольного страхования жизни — 71%). Причем он увеличился по сравнению с предыдущими годами: в 2024-м показатель составлял 42%, а в 2023-м — только 34%. Такая динамика говорит о росте клиентской ценности страховых продуктов на рынке, отмечают в НРА.
Большая разница между сборами и выплатами может объясняться незрелостью портфеля, когда компания только начала работать в каком-то сегменте, сообщили во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС). Кроме того, низкий показатель встречается у обществ взаимного страхования, что обусловлено их бизнес-моделью, и компаний с малым количеством договоров, добавили там. Иногда такие организации специализируются лишь на одном-двух видах страхования.
Общество взаимного страхования (ОВС) — это некоммерческая организация, которая осуществляет страхование имущественных интересов своих членов на взаимной основе. Например, в туризме ОВС внедряются как инструмент обеспечения финансовой ответственности туроператоров. В отличие от коммерческих страховщиков, ОВС принадлежит и управляется его членами.
Для точной оценки эффективности нужно увеличить период для анализа данных, считают в ВСС. Крупные убытки раз в несколько лет могут нивелировать положительные финансовые результаты прошлых периодов.
Ситуация разнится и по видам страхования. Больше половины собранных денег выплачивали по КАСКО, ОСАГО и ДМС. Аутсайдерами же стали добровольное страхование имущества граждан (12%) и полисы от несчастных случаев и болезней (21%), подсчитали в НРА.
Явно прослеживается устоявшийся тренд — самый низкий показатель выплат по вмененным страховкам. Фактически такие полисы относятся к добровольному виду страхования, однако покупка этой защиты необходима, чтобы, например, заниматься определенной деятельностью. Так, страховать свою ответственность должны те же нотариусы и туроператоры. В некоторых случаях вмененное страхование также направлено на защиту жизни и здоровья определенных групп населения (только 16 видов — для служащих органов госвласти). В отличие от вмененного, обязательные виды страхования четко регулируются законом, а участники рынка обязаны продавать полис при обращении клиента (например, ОСАГО).
Клиентская ценность во вмененных продуктах страдает, подчеркнули в НРА. Дело в том, что сам покупатель часто выбирает страховщика по цене полиса, а компании в погоне за клиентами снижают стоимость, но не улучшают сам продукт. К примеру, заемщики как правило оформляют полис исключительно по требованию банка, когда берут в ипотеку недвижимость на стадии котлована. Однако если выбирать наиболее дешевую защиту, то в ней часто совсем нет ценности. В целом лидер по доле отказов в выплате — это кредитное страхование жизни (36%).
Соотношение выплат и сборов не всегда служит критерием привлекательности страхового продукта для потребителя, уточнили в пресс-службе ЦБ. Например, после того, как регулятор устранил практику по навязыванию страхования от невылета или задержки рейса, этот продукт всё равно продолжил пользоваться спросом. Клиенты охотно и уже вполне осознанно покупали такую страховку даже тогда, когда задержка или отмена рейсов происходила не часто.
Сейчас в зону специального внимания ЦБ входят страховые продукты, продаваемые в связке с другими финансовыми продуктами (например, кредитами). По ряду из них Банк России фиксирует случаи более низких выплат. Этот вопрос находится в фокусе особого внимания регулятора, предполагающего, в том числе, возможность выработки дополнительных мер и рекомендаций для повышения клиентской ценности такого страхования.
Примером действительно фиктивной работы на этом рынке была деятельность СК «Респект», которая страховала ответственность застройщиков, но почти не выплачивала компенсаций, несмотря на большие сборы, отметил экономист Андрей Бархота. Уровень выплат относительно премий находился на минимальном уровне, а капитал по масштабам был значительно ниже принимаемых рисков. В итоге ЦБ отозвал у компании лицензию, как и у других страховщиков с аналогичной практикой.
По низкой клиентской ценности особенно стоит отметить страховки от мошенничества, которые фактически клиента не защищают, рассказала эксперт проекта «Народного фронта» «За права заемщиков» Александра Пожарская.
Такие продукты действуют, только если клиент сам не передавал данные злоумышленникам, не вводил коды и не переходил по ссылкам — то есть если вина полностью на банке, пояснила она. При этом с 2024 года, по 161-ФЗ, банки обязаны возвращать деньги даже в случае социальной инженерии. Несмотря на это, «страховки от мошенничества» продолжают продавать, вводя потребителей в заблуждение относительно их реальной пользы.
— В ситуациях, когда без оплаты страховки сложно получить кредит или воспользоваться другими финансовыми продуктами, принцип баланса интересов тоже фактически игнорируется, — уточнила Александра Пожарская.
Большинство «добровольных» страховок, продаваемых через банки, на деле приобретаются неосознанно и под давлением (кроме ипотечных и КАСКО), уточнила эксперт. Поэтому и появился период охлаждения, в течение которого клиент может отказаться от продукта. Однако навязанные продажи не исчезли: банки не хотят терять комиссии, а страховщики — доход. В ответ ЦБ начал разрабатывать нормы, фиксирующие общение с клиентом, чтобы стимулировать честные продажи.
В том числе за счет активной деятельности регулятора практики навязывания страховок постепенно уходят в прошлое, сообщили в ВСС. В кредитном страховании в последний год наблюдается изменение схемы, когда такие продукты замещаются банковскими, которые, по сути, выполняют ту же функцию.
Недобросовестные практики действительно существуют, добавил ведущий аналитик AMarkets Игорь Расторгуев. Часто при оформлении кредита или карты клиентам навязывают страховки, которые они не планировали использовать. Проблема здесь не в страховом продукте как таковом, а в способах его оформления — и это уже вопрос регулирования, прозрачности и ответственности продавца.
В то же время эффективность страховки измеряется не только количеством выплат — она в первую очередь служит защитой от рисков, уточнил Игорь Расторгуев. Ее цель не столько в возврате денег, сколько в создании чувства уверенности и поддержки в случае наступления страхового события. Например, добровольные страховые пакеты при ипотеке, поездках или кредитах важны не фактом выплат, а самим наличием защиты.
Страхование предполагает случайный характер события, подчеркнул экономист Андрей Бархота. В случае со страховкой жизни выплаты редко превышают взносы, но причина — в низкой вероятности событий. В то же время страхование от затопления мобильного телефона выглядит как навязанная практика.
2025-07-27T21:01:00Z
Почему растет стоимость страховки и какие схемы с полисами чаще всего применяют аферисты
2025-07-06T21:01:00Z
С чем это связано и чем грозит экономике в условиях высоких ставок
2025-07-23T21:20:00Z
2025-07-10T21:00:01Z
Врачи выписывали эвкалипт от кишечных инфекций и аир, ромашку и кору дуба от рака носоглотки
2025-06-30T08:16:00Z