Что происходит с ростом цен на бензин и почему власть бездействует

Все новости — Экономика

2025-07-23T01:46:32Z

Госдума приняла закон об ограничении рассрочки до 6 месяцев

2025-07-23T01:41:20Z

Китайские продавцы наводнили рынок подделками российских автобрендов

2025-07-23T01:37:55Z

Майнерам биткоинов осталось добыть около 5% монет

2025-07-23T01:22:46Z

Богачев: в течение нескольких лет сохранится риск мощных вспышек на Солнце

2025-07-23T01:12:00Z

Bild сообщила о спрятанном от воров кофе из-за роста его кражи в Берлине

2025-07-23T01:09:51Z

Россия резко нарастила поставки одного вида продукции в две страны

2025-07-23T00:27:27Z

Стоимость фьючерса на золото поднялась выше $3 450 за тройскую унцию

2025-07-23T00:07:09Z

Ученые: Афтершоки после камчатского землетрясения будут длиться до двух месяцев

2025-07-23T00:02:02Z

Глава Минэнерго США не исключил введения вторичных санкций на российскую нефть

2025-07-22T23:20:29Z

Трамп объявил о крупнейшей торговой сделке с Японией на 550 миллиардов долларов

2025-07-22T23:02:00Z

Эксперт рассказала, как уберечься от мошенников при обмене денег за рубежом

2025-07-22T22:19:18Z

Пушков: после замораживания российских активов многие страны усвоили урок

2025-07-22T22:06:02Z

В Госдуме хотят увеличить минимальный размер оплаты труда до 50 тысяч рублей

2025-07-22T21:50:00Z

Китайские продавцы начали подделывать бренды автозапчастей из РФ

2025-07-22T21:45:00Z

Карты UnionPay лишь одного российского банка работают в Европе

Что происходит с ростом цен на бензин и почему власть бездействует

Что происходит с ростом цен на бензин и почему власть бездействует

2025-07-22T14:30:43Z — Тихо и незаметно биржевая стоимость бензина вот-вот установит абсолютный рекорд за всю историю России. На заправках в регионах топливо уже отреагировало: рост цен ускорился. Стоит ли надеяться на вмешательство властей?


Мария Соколова

На Петербургской бирже цены на бензин вернулись к росту и достигли 66 481 рубля за тонну АИ-92. Это ровно на 60% больше, чем было в начале января 2024 года, и уже очень близко к абсолютному рекорду.

Топливные котировки на бирже регулярно скачут то вверх, то вниз в зависимости от спроса и объемов производства. Но настолько дорогим бензин был только два дня в сентябре 2023-го.

Но между июлем 2025-го и сентябрем 2023-го есть большая разница, которая больно ударит по карману автовладельцев. Два года назад цены на бензин резко взлетели в два раза из-за его дефицита на внутреннем рынке: топливо кто угодно мог продавать за границу, где оно дороже.

Тогда Минэнерго решительно отреагировало и ввело полный запрет на экспорт топлива. В результате уже к середине декабря котировки на 92-й бензин упали почти в два раза.

Быстрый взлет и падение биржевых цен еще можно пережить. За 9,5 месяца 2023 года АИ-92 в рознице подорожал только на 9,4%, а после запрета на экспорт даже подешевел на 3% — уникальная для России ситуация.

Сейчас все иначе. Бензин дорожает медленнее — нет шока, а значит, и у правительства нет повода принимать экстренные меры. Хотя потенциал для сдерживания цен еще имеется.

С осени 2023 года отечественная нефтянка живет в условиях постоянного ограничения на экспорт топлива. Но полный запрет просуществовал недолго: спустя два месяца экспортировать его разрешили производителям — их проще контролировать.

Сейчас у правительства есть возможность запретить крупным нефтяным компаниям заниматься экспортом топлива. Но недавно Минэнерго отвергло эту идею: раз нет резких скачков котировок, значит, не о чем переживать и нет поводов лишать нефтяников прибыли.

Хороши сезонные колебания до рекордных значений… Ограничивать экспорт Минэнерго не собирается, зато рассматривает вариант расширить возможности получения нефтяниками топливного демпфера. Это такие субсидии, которые государство платит нефтяным компаниям за отказ от поставок топлива на экспорт. Чем больше разница между ценами в России и за границей, тем больше размер этих субсидий.

Сейчас нефтеперерабатывающие предприятия могут получить демпферные выплаты, если продают бензин оптовикам по ценам, которые не превышают индикативные (их определяет правительство) более чем на 10%. Для дизеля это отклонение составляет 20%.

Но в начале июля 2025 года Минфин прислушался к требованию «Роснефти» увеличить допустимое отклонение. По словам замминистра Алексея Сазанова, допустимые отклонения увеличатся до 15% и 25% соответственно.

То есть крупные нефтяные компании, такие как «Роснефть», «Лукойл», «Газпром нефть», «Татнефть», несмотря на рекордно высокие цены на топливо, сохраняют возможность вывозить бензин из России, имеют право продавать топливо еще дороже и получают субсидии из федерального бюджета.

Топливный демпфер — это колоссальные суммы денег, которые так или иначе оплачивают налогоплательщики. По данным Минфина, в 2022-м нефтяники получили от государства 2,17 трлн рублей, в 2023-м — 1,59 трлн рублей, в 2024-м — 1,82 трлн рублей, а за первое полугодие 2025 года — 544,7 млрд рублей. Такими темпами к концу текущего года нефтяники на сдерживание цен получат более триллиона рублей!

При этом вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) и без этого не обанкротятся. Чистая прибыль «Роснефти» по МСФО за 2024 год составила 1,084 трлн рублей, «Лукойл» по МСФО заработал 848,5 млрд рублей, «Газпром нефть» получила чистыми 479,5 млрд рублей, а «Татнефть» — 306 млрд рублей.

Денег у нефтяников много. Очень много! И с нынешней политикой властей, которые защищают сырьевой бизнес, их станет еще больше. Разумеется, за счет автомобилистов, транспортных компаний, покупателей товаров в магазинах и других налогоплательщиков. То есть за счет всех граждан.

В 2023-м розничные цены на бензин менялись не сильно благодаря быстрому снижению котировок на бирже. В 2025-м нет никаких предпосылок для обвала котировок. А это значит, что подорожание топлива на оптовом рынке неизбежно скажется на розничном рынке.

С начала года бензин на бирже подорожал на 27%, а на заправках, по данным мониторинга «Петрол Плюс», — на 3,4%. Без перспектив снижения оптовых цен розница начнет догонять биржевые котировки. Повышение цен на АЗС даже на 25% приведет к тому, что литр АИ-92 в среднем по России будет стоить 72 рубля, а литр АИ-95 — почти 77 рублей.

Средний автовладелец с пробегом в 20 тыс. км в год со средним расходом топлива 10 л на 100 км из-за этого за год переплатит порядка 30 тыс. рублей.

Вот так в РФ выглядит «управляемая ситуация» на топливном рынке. И не поспоришь: Минэнерго ведь не уточняло, в какую сторону управляет ситуацией.

Читайте также:

2025-06-30T18:45:33Z

Самый дорогой и дешевый бензин в России. Почему везде разные цены на топливо

Бензин на бирже за июнь подорожал на 12%. Чего теперь ждать от цен на заправках?

2025-07-07T21:01:00Z

Топливный расклад: биржевые цены на бензин подскочили более чем на 10%

2025-06-26T10:31:56Z

Российские власти могут ограничить вывоз бензина ради стабилизации цен

Участники топливного рынка обсуждают вопрос о запрете экспорта бензина для производителей по октябрь текущего года включительно

2025-07-09T21:01:00Z

Обратный счет: кабмин дал нефтяникам неделю на снижение биржевых цен на бензин

2025-07-07T07:31:00Z

Рынок бензинов подает тревожные сигналы. Обзор

Лето в разгаре, сезон отпусков в России набирает обороты, внутренний туризм требует все больше бензина.