Главнокомандующий Личного подсобного хозяйства

Все новости — Оборона и безопасность

2025-07-17T19:24:46Z

НАТО определила Россию в качестве противника, заявили в Приднестровье

2025-07-17T19:22:10Z

В Ростовской области локализовали угрожавший поселку Задонский природный пожар

2025-07-17T19:21:26Z

Меркурис усомнился в способности ФРГ покупать у США оружие для Украины

2025-07-17T19:17:36Z

Киев пытается торговать памятью и историей, заявили в Госдуме

2025-07-17T19:08:28Z

FPV-дрон атаковал гражданский автомобиль на Курщине, пострадала женщина

2025-07-17T19:01:55Z

Дмитрук назвал разместившего производство БПЛА в Киеве Зеленского преступником

2025-07-17T19:01:38Z

НАТО разработала план быстрого уничтожения Калининградской области

2025-07-17T19:00:41Z

Миронов призвал осудить действия Киева в отношении советских захоронений

2025-07-17T18:57:00Z

Около трети владельцев флагманских смартфонов Samsung Galaxy S25 полностью игнорируют все ИИ-функции

2025-07-17T18:56:35Z

Военные медики предстанут перед судом за взятки с раненных бойцов СВО

2025-07-17T18:55:00Z

Минпром Белоруссии и Минпромторг России обсудили вопросы сотрудничества

2025-07-17T18:51:30Z

В ГД внесли проект об электронном паспорте на гражданское оружие

2025-07-17T18:41:53Z

Украина готовит меры против Венгрии из-за санкций против трех военачальников

2025-07-17T18:41:51Z

Глава ЛНР наградил бойцов спецназа "Ахмат"

2025-07-17T18:41:47Z

Трое сотрудников МЧС России пострадали при ударе ВСУ в Горловке

Главнокомандующий Личного подсобного хозяйства

Главнокомандующий Личного подсобного хозяйства

2025-07-17T14:01:14Z — Посмотришь на Викторию Кузнецову, и тебе покажется, что эта женщина способна остановить даже не одного, а сразу нескольких коней на скаку


- У меня замечательный муж, мы все делаем вместе. Ведь мы всегда смотрели в одном направлении. Хотя мы – разные. Я – очень шустрая. А он – медленный и вдумчивый. Так и притянулись две противоположности, – рассказывает Виктория. – Вы не поверите, раньше мы жили в «двушке» в столице. Сергей работал инкассатором, а я трудилась в известной энергетической компании ведущим инженером – почти 20 лет отработала в генеральной дирекции Мосэнерго. В какой-то момент жизни мы поняли, что нашей многодетной семье, где семь «Я» (мы с мужем и пятеро детей), тесно в городе. Вообще, считаю, что Москва для больших семей маловата. Мы решились на переезд в сельскую местность в деревню Амшарево Гагаринского района Смоленской области. Вот так я и стала главнокомандующей Личного подсобного хозяйства (ЛПХ). Мы официально зарегистрировали ЛПХ в администрации района. В моём подчинении следующий личный состав: коровы, индейки, куры. Всё это располагается на земле в 38 соток, где мы сеем и пашем. Управляться с хозяйством обязательно помогают наши дети. А как иначе?

«Главное – ввязаться в бой, а там – посмотрим»

Переезд Кузнецовых в сельскую местность случился больше 10 лет назад, в 2015 году.

- Не страшно было так круто менять жизнь?

- Было страшно интересно. Я же по своей природе – авантюрная. Во-первых, все своё детство я провела в деревне. И знаю, что это такое – иметь свой дом и хозяйство. Я всегда бабушке помогала: грядки полоть, за живностью глядеть и вообще. Люблю труд на земле, меня всегда тянуло к этому. Моя бабушка – большая труженица была: до 80 лет в подмосковном совхозе проработала. Я в неё пошла. А в Москве нас особо ничего не держало. Квартира маленькая, французская школа, в которой учились дети, была очень сложной для них. А мы ж авантюристы, и были готовы попробовать что-то новое. А мой Сергей ребенком ездил в деревню к своему отцу, который там работал. Помогал ему. Потом служил в армии: строил БАМ, жил 2 года в палатке. Поэтому мы были уже стреляными воробьями.

- В момент переезда сколько лет было детям?

- Младшим 2,5 и 5, средним 8 и 9 лет, а старшей – 22 года. Она училась на тот момент в вузе. Поэтому осталась в столице. Зато сейчас она часто приезжает нам помогать. В прошлом году, когда я заболела, она три дня без отдыха на хозяйстве была: кормила, доила, молола, навоз убирала и т. п. В общем, взяла на себя все мои обязанности. Хотя её основная столичная работа – в офисе.

Через год после переезда наша семья стала еще больше. Из приюта мы взяли нашего старшего сына. Он большой молодец и первый мой помощник. Недавно сказал мне, что после 18 лет у него тоже будет свое хозяйство.

Как оказалось, место для переезда Кузнецовы выбрали неслучайно.

- В Амшарево, где мы обосновались, жили мои бабушка и дедушка. Позже мои родители купили на другом конце деревни участок. Вот он мне и достался по наследству. Вначале все мы разместились в бытовке. Потом очень дёшево купили лошадь в Белоруссии, завели кур. Вскоре нам предложили козу. Расширились. Однажды я увидела объявление о продаже телки по очень низкой цене. Муж поехал за ней в Тверскую область, а ему предложили дойную корову. Чуть подороже. Он звонит мне посоветоваться, ну я ему и сказала: «Бери!» Я не знаю, чем я руководствовалась. Я ведь ни разу не доила коров на тот момент. Но я из породы людей-пчёл. Ничего не боюсь. Для меня главное – ввязаться в бой, а там – посмотрим! Вот так у нас появилась корова, которую мы доили вдвоём. Садились на стульчики с мужем: он с одной стороны за соски дёргает, а я – с другой. Мы доили, болтали о наших планах, о нашей в жизни и чувствовали себя очень счастливыми. А как мы были рады своему молоку, словами не передать. Потом тот продавец коровы предложил нам обмен: он нам – плохую корову, а мы ему – хорошую лошадь. Ударили по рукам. Потом эти коровы принесли потомство. Так наше стадо и разрослось. У меня два кота и кошка. Когда мы доим, они сидят рядом и ждут молока.

Еще у нас есть отличный пес: помесь алабая и овчарки. Я привезла его щенком из Владимирской области. Он наш защитник: переловил множество диких зверей, которые посягают на наш курятник. Не зря ест свой хлеб.

О людях-пчелах

Вам, наверное, будет интересно узнать, чем обычный день сельского жителя отличается от городских будней.

- Обычный наш день начинается с гимнастики. Далее мы пьем наш утренний кофе и идем на скотный двор. Задаем коровам концентраты, наливаем всем воду, а это литров 50–60. Затем убираем коровник – это не менее 4 тачек с навозом. Потом насыпаем скотинке сенаж и идем за доильным аппаратом. Дети пока могут помолоть зерновые на следующее кормление. Если нужно, они кормят и птицу – кур и цесарок.

Потом мы приносим аппарат, доим. В процессе я люблю поболтать с нашими рогатками. Почесать их за рожком, угостить бараночкой. Мы ведь очень любим наших животных. Итак, первая дойка закончена.

С этого момента наша многодетная доярка – в прямом и переносном смысле – приступает к следующим важным этапам.

- Я оцениваю, сколько у меня свежего молока, сколько вчерашнего, какое количество заказов поступило на молоко. Разливаю по ёмкостям, остальное перерабатываю – делаю сыр или пропускаю через сепаратор, – поясняет хозяйка. – Теперь мне нужно наших кормильцев отправить на прогулку часа на 3. Вообще, у нас с мужем к коровам разные подходу. Я своих «девочек» пасти люблю, чтобы они побегали, порезвились. Слежу, чтобы никакую гадость они в рот не взяли, например, новогоднюю мишуру с ёлки. За ними же глаз да глаз нужен. А супруг к этому проще относится: скот он и есть скот. В эту зиму у нас было 5 коров – это тяжелое испытание для 4 рук. Пришлось одну продать. Жила у нас когда-то и лошадь, списанная с ипподрома, – красивый орловский русачок. Большую часть жизни лошадка отработала в спортивной детской школе. Мы жалели её, ухаживали, но тяжело стало всех содержать. Поэтому мы подарили лошадку своим знакомым. Ну так вот, после выгула мы опять наполняем кормушки коровкам, наполняем огромную бочку для воды, которая стоит в коровнике. Кормлю-пою подопечных, чищу коровник и обычно собираюсь в город за покупками: зерном, мелкими предметами для хозяйства.  К 19 часам я должна опять успеть покормить коров и готовиться к вечерней дойке. Сейчас (на сене) за день мы доим около 30 литров в день. После дойки я разливаю молоко в ведра и ставлю в холодильник.  Мою доильный аппарат, сепаратор и множество разной молочной посуды. Обычно рабочий день заканчивается в 1–2 ночи. Все помыто, убрано и можно на отдых. А наутро всё повторяется – у нас же нет выходных. В определённые дни либо я, либо муж ездим в Москву – там нас ждут благодарные покупатели, которые очень любят нашу продукцию. Обычно это наши друзья и друзья друзей. Везем на обычной телеге, которая не всегда выдерживает груз в 25–30 кг. А уж как болят наши руки. Но делать нечего – содержание хозяйства очень недешево.

О якутских коровах, плохом сене и сбыте молока

У Виктории в хозяйстве есть корова Турушка удивительной редкой породы.

- Такой коровы, как у нас, чистокровной якутской породы, сейчас вообще ни у кого нет: ни в Смоленской области, ни в Подмосковье. Я купила эту тёлку летом у известного фермера – Людмилы Анатольевны Павловой. А она когда-то приобрела таких коров на выставке. В силу возраста Людмила Анатольевна (а ей уже за 70 лет) всех своих коровушек продала в стадо в Пермскую область. Мне часто кажется, что Туруша до сих пор тоскует по своему стаду: у неё бывает очень грустный вид. К слову, её настоящее имя Кун Туруута, но жизнь внесла свои коррективы. У этой породы развита стадность, она привязывается и к человеку. А ещё она очень подвижная: легко берёт барьер высотой в полтора метра, гоняет кошек по двору. У моих коров, когда они её первый раз увидели, в буквальном смысле слова челюсть отвисла. Окрас у Туруши – черно-белый, необычный, и по комплекции она на бычка похожа. Эти коровы могут спать на снегу, у них очень высокий иммунитет. И ещё есть особенность: если телёнок рядом с ней, то она молоко даёт. Телёнка нет – перекрывает подачу. Такую якутку купить сегодня практически нереально. Она не отличается высокими надоями, но зато у нее необыкновенное молоко – очень полезное, – поясняет Виктория. –  Но на сегодня существует парадокс. Никто в районе фермерское молоко и продукцию покупать не хочет. Приходится всё возить в столицу. У наших жителей культура питания такая: они покупают всё в сетевых магазинах подешевле. Вообще, массовый сбыт фермерского молока – большая проблема. В таком состоянии находится большинство фермеров. По крайней мере обстановку по своему району я знаю вдоль и поперёк. Были страшные предыдущие года, когда из-за погодных условий хозяйства не смогли заготовить корма для скота. Массово резали коров везде: кормить же нечем. И сейчас на рынке купить нетель (нетелившуюся корову) очень тяжело. Существует также проблема и с качеством сена. Продают очень некачественное.  По сути крупные хозяйства в районе сеном не занимаются. Его, в основном, продают частники. А они что насобирали, то в рулон и положили. А от качества сена зависит напрямую качество молочной продукции. Вот такой замкнутый круг. А вчера, например, у нас кончился корм для коров. Я привезла на прицепе рулон сенажа. Скинула его за 300 м от сарая, потому что по грязи невозможно было проехать. Весна – дороги развезло. И мы с мужем не смогли его с места сдвинуть: он весит 500 килограммов. Позвали соседа. Вот так втроём путём невероятных усилий переместили его в сарай. А ещё у меня вчера напрочь сломался прицеп. Требует капитального ремонта. А через дней 5 сено закончится. На чем мне его везти?! Проблема. А на одну корову необходимо не менее 4 тонн сена в зимний сезон. На следующей неделе придётся ехать заправлять сосуд Дьюара, где сперма быков хранится, жидким азотом. Он почти на исходе. Мы купили 4 дозы для Турушки по 700 рублей за порцию. Она же ещё не телилась. Вообще, для осеменения к нам приезжает специалист, его услуги 4 тысячи рублей стоят. Но я, в принципе, уже готова сама этим заняться: ничего сложного в осеменительных манипуляциях нет. Одну порцию нужно ввести утром, а вторую – вечером. Но только через 3 месяца будет понятно, получилось или нет.

Дети уехали, но...обещали вернуться

Сейчас в семье Кузнецовых возникли трудности.

- Так получилось, что на семейном совете мы приняли решение: дети будут учиться в столице. В воскресенье муж из деревни уезжает с детьми, и я остаюсь совсем одна на хозяйстве. В среду он возвращается, и мы меняемся местами: он остаётся в деревне, а я со среды до пятницы – в Москве, с детьми. Сейчас муж болел две недели, и мне, конечно, досталось, – говорит Виктория. – На выходные и каникулы дети всегда с нами на хозяйстве. На самом деле они многому научились за время нашего проживания в деревне. Все умеют доить коров и коз, перерабатывать молоко, косить траву, работать на земле.

Многие фермерские хозяйства живут по принципу гармони. Например, когда обстоятельства благоприятные: погодные условия соответствуют календарю, много помощников, то «меха гармони раздуты» – хозяйство расширяется, работа спорится, есть прирост и прибавление. Но бывают периоды, например, как в позапрошлом году: ситуация с сеном была очень тяжёлая. Его не было вообще. То есть даже за деньги невозможно было купить. Поэтому во многих хозяйствах перерезали всех коров. В такие периоды «меха» фермерских хозяйств «сдуваются».

Мы с мужем очень надеемся, что наши младшие дети поступят в местный колледж города Гагарин и продолжат свое обучение там.

Планов – много, но проблем – больше!

Кузнецовы поделились со мной планами на ближайшую пятилетку.

- Мы с удовольствием взяли бы два гектара земли для расширения. Вариантов её использования – море. Можно, например, выращивать агрокультуры для заготовки идеального корма для КРС (крупного рогатого скота). С сеном в нашей местности тяжело. Качество оставляет желать лучшего. А летом, в жару, нам приходится на нашем стареньком «Ларгусе» ездить по полям и подкашивать траву для наших подопечных. Мучение.

Отсутствие техники очень осложняет жизнь, а доход от хозяйства – мал. Не так давно мы узнали о Народной программе «Единой России», где нашлось место и развитию села. Это направление в программе так и называется «Развитие села». Если честно, очень рады, что самая крупная политическая партия в нашей стране обратила пристальное внимание на  развитие села. Ведь чтобы наше хозяйство «не заглохло», его же нужно вовремя «подпитать». А в Программу заложено перераспределение мер господдержки сельхозпроизводителей с крупных на небольшие хозяйства и фермеров. Это же про нас! И нам сейчас как воздух нужна поддержка государства, – говорит Виктория. – Мы давно мечтаем трактор купить. Уже присмотрела мини-вариант от Кировского тракторного завода. Он относительно недорогой.  Когда я обратилась в местный отдел соцзащиты, мне ответили, что мы по приписке – москвичи, поэтому – помощь не положена. Местные, и те в очереди стоят. Но мы же живём, трудимся уже 10 лет на родной Смоленской земле. Несправедливо это. В существующих условиях нашей семье сложно развиваться. А впрочем, пропишемся здесь в любой момент, если это будет необходимо. Ведь силы и желание у нас есть, «порох в пороховницах не отсырел». В этом году я индеек опять разводить буду, уже вовсю работает инкубатор. Собираемся с мужем заняться и разведением редких якутских коров, чтобы сохранить чистоту породы.

Есть у меня небольшая мастерская со швейной машинкой. Я там шила на продажу сумки – шопперы из гобелена. Но этот год выдался очень тяжёлый, работы со скотиной и молоком было много. Так и не получилось заняться швейными делами. Огорчаюсь, конечно, но, может, придет время и для шитья.

Виктория загрустила, вздохнула.

- От государства сегодня мы получаем только пособие – 7000 рублей на всех детей. Остальное – зарабатываем сами. Но, как вы поняли, бывают и очень тяжёлые времена, – говорит Главнокомандующий ЛПХ. – Бухгалтерия у нас простая: допустим, продали мы молока за неделю на 20 тысяч. А сейчас нам нужно 40 тысяч рублей отдать за сенаж (это 10 рулонов). А ещё – починить прицеп. Такой ремонт обойдётся в 30 тысяч. Вывод налицо: расходы превышают доходы.  Год назад муж устроился работать теплотехником: Сергей – мастеровой, рукодельный. Но я его попросила уволиться. Тяжело мне сейчас одной управляться со всем нашим хозяйством. Да и за детьми глаз да глаз нужен. Пятеро подростков – это нелегко, поэтому решаем проблемы по мере поступления. В общем, «воюем» на всех наших фронтах. В Народной программе «Единой России» предусмотрен ввод в сельских школах специализированных агроклассов. Планируется создание многофункциональных центров личностного и профессионального развития молодежи на селе. Если бы сейчас всё это функционировало, наши дети не отправились бы на учёбу в столицу. Развивались бы здесь в нужном направлении. Лично я готова этот проект поддерживать в нашем Амшарево.

Фото из архива героев истории

Смотрите фотогалерею по теме

Читайте также:

2025-07-12T00:45:00Z

«Генерал, бизнесмен». Расчлененная на 20 частей дама была влюблена в убийцу

Житель Электростали убил свою подругу, 67-летнюю спортсменку, ЗОЖ-ницу из Ногинска Викторию Корнилову. Родные жертвы рассказали об убийце.

2025-06-28T14:11:48Z

Кировский губернатор вручил ключи от машины победителю конных скачек на Сабантуе

В соревнованиях поучаствовали 48 наездников

2025-07-08T23:47:25Z

Встречавшаяся с женатым начальником женщина спустя годы решилась на неожиданный поступок

2025-07-02T08:15:00Z

«Каждый занимается своим делом: жена работает, я гоняюсь». Гонов — о победе на чемпионате России и дебюте в профессионалах

Интервью топового российского шоссейного велогонщика.

2025-07-08T14:35:00Z

«Мобильный сенатор»-2025 поедет по Золотому кольцу

О чем говорили парламентарии с бойцами и молодоженами во Владимире