2025-07-17T20:05:00Z
Астрономы наблюдают как рентгеновское излучение от звезды выдувает атмосферу экзопланеты TOI 1227 b с темпом, сравнимым с массой атмосферы Земли каждые 200 лет
2025-07-17T19:34:00Z
Новый детектор sPHENIX представил первые данные о «первоматерии»
2025-07-17T19:19:00Z
Через несколько лет Intel откажется от разделения на большие и малые ядра. Процессоры Titan Lake получат унифицированные ядра на основе малых
2025-07-17T19:17:59Z
Чупшева: российские бренды становятся узнаваемыми
2025-07-17T18:44:00Z
Intel может создать процессор с графическим ядром, которое мощнее самой старшей дискретной видеокарты компании на сегодня
2025-07-17T18:19:12Z
Путин наградил орденом Дружбы вице-директора Института ядерных исследований
2025-07-17T18:09:12Z
Победителями третьего сезона конкурса "Знай наших" стали 100 брендов
2025-07-17T17:49:00Z
На встрече в Серпухове обсудили развитие науки для молодежи
2025-07-17T17:40:00Z
В Индии анонсировали разработку собственного космического корабля
2025-07-17T17:37:00Z
На окраине Солнечной системы обнаружен объект, подрывающий гипотезу Девятой планеты
2025-07-17T16:56:49Z
На Украине создают Департамент поиска проблем, который будет отслеживать соцсети
2025-07-17T16:45:00Z
Нейросеть выбрала два самых необычных места в Саратовской области
2025-07-17T16:35:16Z
ИИ нашел эффективный метод борьбы с болезнью Альцгеймера
2025-07-17T16:25:41Z
Цифровая платформа повысит точность расшифровки анализов
2025-07-17T16:10:51Z
В недрах Млечного Пути ученые обнаружили гигантское «звездное гнездо»
2025-07-17T07:00:00Z — Открытие, которое переворачивает представления о летописи Северного морского пути и об истории Российского государства
Открытие, которое переворачивает представления о летописи Северного морского пути и об истории Российского государства
Москва. 17 июля. INTERFAX.RU - Таинственные, полумифические истории отважных путешественников, идущих порой на верную смерть, всегда захватывали умы и сердца людей, любителей географических открытий. Но эта история любопытна тем, что речь идет о реальной находке, которая вполне себе может оказаться сенсационной. Она проливает свет на события четырехвековой давности, связанные с эпохой Смуты и начала царствования династии Романовых.
Сообщает наш специальный корреспондент Борис Геворкян.
Речь идет о загадочной русской экспедиции в море Лаптевых начала XVII века, предположительно 1617 года, которой посвящена книга доктора исторических наук Елены Окладниковой "Таймырская находка", презентованная на днях в Москве. Этот феномен хорошо известен в научных кругах, но о нем мало что знает широкая общественность. Издателем монографии стал Виктор Наумов основатель и глава научно –исследовательского проекта "Сохраненная культура".
А началось все со случайной находки советских топографов и гидрографов, работавших в районе Таймыра и Крайнего Севера в 1940 году. Было обнаружено около 4 тысяч предметов и артефактов, которые до сих пор являются объектом исследований.
Начавшаяся война прервала работу археологов и историков, но сразу после ее окончания, в августе 1945 года, ученые вновь приступили к изучению уникальных находок и судьбы самой экспедиции. Возглавил эти работы тогда еще молодой 36-летний археолог Алексей Павлович Окладников – впоследствии крупный ученый, доктор исторических наук, академик АН СССР - отец Е. А. Окладниковой.
Так вот на острове Фаддея Северный в море Лаптевых нашли то, чего по сути там не должно было быть: безжизненное ледяное пространство, тысячи километров от Москвы, а тут именные ножи, остатки булавы, пищали, русские шахматы новгородского типа, московские и новгородские деньги-монеты, солнечные часы-компасы, а главное - человеческие останки. И возник вопрос: что делали русские люди начала XVII века на "краю света", почему они здесь оказались?
Как отмечает Е.А Окладникова в своей монографии, освоение русскими Арктики в XVI—XVII веках стало серьезным шагом в осуществлении государственного проекта по освоению Севера. И памятники "Таймырской находки", обнаруженные на острове Фаддея Северный и на берегу залива Симса, дают материальное свидетельство этого непростого процесса. При этом следует понимать, что полярные мореходы эпохи Московского царства и первых Романовых продолжали освоение побережья "Студеного моря", как тогда именовали Северный Ледовитый океан, начатое их предшественниками, предположительно новгородцами, еще в XI веке. Продвигаясь на север, землепроходцы оказались в новых для них суровых условиях лесных территорий, а затем вышли на просторы тундры.
Начиная с XVI века освоение северных территорий Азии становится одним из приоритетов государственной политики тогдашней России. Государевыми людьми на этих землях рубятся остроги, где размещаются постоянные военные отряды. Новые территории, включая побережье Северного Ледовитого океана, в XVII веке были объединены одним понятием "новоосвоенность". На этих землях, включая северо-восточное побережье полуострова Таймыр, русские промышленники ставили зимовья. Еще одной особенностью освоения северных территорий были события "меховой лихорадки", охватившей Арктику в XVII веке. Добыча пушнины пополняла важную статью государственного дохода, формируя "меховую казну".
Судя по составу вещей, обнаруженных на месте кораблекрушения торгово-промышленной экспедиции на острове Фаддея Северный и в зимовье в заливе Симса, считает Окладникова, члены этой команды были тесно связаны со "староосвоенными" территориями — тверской, суздальской и московской частями России.
Кроме того, отмечает автор, уникальность "Таймырской находки" определятся ее "торговым обликом". В числе обнаруженных артефактов много предметов, предназначавшихся для обмена с коренным населением приполярных областей. Арктические районы Северной Азии были хорошо известны русским задолго до политического присоединения этих территорий к Московскому царству и организации здесь местного воеводского управления. Полярные мореходы и охотники-поморы еще до возникновения города Мангазея (1601) осваивали районы рек Таз, Турухан, Енисей и низовья Оби.
"Сегодня, как и столетия назад, побережье Таймыра и акватория моря Лаптевых — это ледяная пустыня. Образно говоря, пространство "мирового холодильника", непригодное для жизни и хозяйственной деятельности человека", - подчеркивает Окладникова.
Автор на основе документальных данных смогла проследить подробно, шаг за шагом, путь к открытию северных находок. 12 сентября 1940 года отряд исследователей Крайнего Севера высадился с гидрографического судна "Норд" на западный берег острова Фаддея Северный и разбил там лагерь. Два дня спустя, в процессе рекогносцировки побережья члены отряда направились на северо-восток от своей палатки. На расстоянии 2 км от начала маршрута матрос П. Я. Кирин заметил на узком пространстве между разрушенными каменными глыбами и тундрой торчащие из земли медные котлы. Сначала на находку не обратили никакого внимания, предположив, что эти вещи оставлены членами экспедиции Амундсена в 1919 году. Отряд двинулся было дальше, но затем решили вернуться и обследовать находку внимательнее. Между камнями, около котлов, члены отряда обнаружили топор, сковородки, "сгнившие меха и кусок выделанной оленьей шкуры", а также "остатки от ножниц, колокольчик медный, 2—3 монисты голубые от бус, гребенку".
После первых исследований на берегу залива Симса и острова Фаддея были найдены части саней, обломки лодок, три пищали с боеприпасами, огромное количество предметов быта: от швейных игл до сковородок с тарелками. На расстоянии почти в 4 тысячи километров от Москвы, на безжизненном пространстве удалось собрать целую "денежную казну" из монет времен Ивана Грозного, Бориса Годунова, Смуты и Михаила Романова. Всего 3336 копеек и 143 деньги. Исследователь "фаддеевской коллекции", красноярский этнограф Борис Долгих пришел к выводу, что прибывшие на остров Фаддея Северный люди оказались здесь около 1617 года, пишет Окладникова.
В ножнах обнаруженного кортика удалось отыскать обрывки некоего документа. Бумага позеленела из-за контакта с медными деталями ножен, но вечная мерзлота и пропитка солями меди помогли ей уцелеть.
На сохранившихся фрагментах можно разобрать слова: "рубль", "деньги", "с товарыщи". Это наводит на мысль, что документ мог быть списком служилых людей, финансовой ведомостью или даже использованной записью из приходной книги, полагает автор.
Еще на острове Фаддея и в заливе Симса археологи обнаружили пять комплектов шахмат XVII века, вырезанных из моржовой кости и бивня мамонта, а также множество православных крестов.
Судьба членов экспедиции оказалась печальной. Неизвестно, что именно произошло, но их финал омрачен смертью. По словам Окладниковой, есть две противоположные версии.
Первая: экспедиция XVII века пережила кораблекрушение возле острова Фаддей Северный. Люди с вещами перебрались на остров, а с наступлением холодов ушли по льду в залив Симса, где соорудили зимовье. Затем двинулись вглубь Таймыра. В избушке остались трое ослабших членов экспедиции.
Вторая версия: экспедиция благополучно обогнула Таймыр по морю и построила зимовье в заливе Симса. Затем произошел раздел имущества. Ослабевшие участники экспедиции могли оставаться в избушке, а более сильные двинулись по морю к острову Фаддей Северный, где потерпели кораблекрушение
Автор уверена, что это была русская экспедиция, а среди участников могли быть казаки — служилые люди. Нет четкого ответа, куда и зачем двигались они. Одни исследователи считают, что первопроходцы на судне по берегу Ледовитого океана шли с запада на восток и как настоящие исследователи преследовали благородную цель: найти "Северный морской ход" и первыми обогнуть Таймыр.
Другие предполагают, что полярники XVII века наоборот следовали с востока на запад, из устья реки Лены, и их интересовала пушнина. Третьи же утверждают, что обнаруженные следы могут быть связаны с беглецами, которые скрывались от властей, обходя таможни, но, похоже, что-то пошло не по плану.
У самой Окладниковой другая версия — условные полярники шли не по морю, а по суше с юга на север водно-волоковыми путями при помощи переносных лодок. Интересовать же их мог путь на Новгород и далее выход на европейские рынки.
Кроме того, Окладникова предполагает, что часть членов полярной экспедиции XVII века могла состоять из выходцев из территории Северной Руси — поморов.
Это прямое вещественное свидетельство того, насколько далеко на Север заходили русские люди в начале бурного XVII века. До сих пор подобных археологических памятников больше не найдено в этих краях. Есть легендарные сведения о других аналогичных памятниках на побережье Ледовитого океана и в акватории моря Лаптевых, а на острове Фаддей Северный и в заливе Симса было найдено уникальное вещественное тому доказательство.
Кстати, бо́льшая часть находок сейчас хранится в фондах Российского государственного музея Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге, некоторые предметы — в музее Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН в Новосибирске, образцы тканей и фрагменты изделий из них — в Государственном историческом музее в Москве.
Спор о так называемой "Таймырской находке", ее значении и датировке ученые ведут и сегодня. После публикации результатов научного исследования Е. А. Окладниковой многое в трактовке знаменитых артефактов может измениться.
2025-07-13T07:00:00Z
Основатель проекта "Сохраненная культура" Виктор Наумов рассказал о новой книге, посвященной "Таймырской находке"
2025-07-10T08:35:04Z
2025-07-09T04:18:20Z
Сняли о Михаиле небольшой фильм
2025-07-02T06:31:27Z
Завершилась экспедиция ямальского отделения Русского географического общества (РГО) "Тайны Мангазеи. Наука". Первый русский город в сибирском Заполярье, основанный в 1601 году, признан археологическим памятником федерального значения. Проект, охвативший территорию Ямала и Красноярского края, поддержали газодобытчики.
2025-06-30T12:16:00Z
В материале РИАМО читайте интересные факты о небесном теле, которое оставило после себя много загадок.