2025-07-16T18:48:47Z
В Челябинской области подрядчики введут пять новых школ в 2025 году
2025-07-16T18:45:00Z
Студентка колледжа «Подмосковье» примет участие в чемпионате «Абилимпикс»
2025-07-16T18:34:00Z
Дополнительное образование в Татарстане охватывает уже 83% школьников
2025-07-16T18:23:46Z
В Хабаровске стартовал полуфинал конкурса наставников «Быть, а не казаться!»
2025-07-16T18:04:00Z
Оранжевые iPhone 17 Pro, Pro Max и пастельные варианты для всех остальных. Стало известно, в каких цветах выйдут все новые iPhone 17
2025-07-16T18:01:37Z
В Челябинске межуниверситетский кампус мирового уровня начнет работать в 2027 году
2025-07-16T17:43:03Z
Всероссийский конкурс «Моя профессия – ИТ» начал прием заявок
2025-07-16T17:30:46Z
Как защитить молодёжь от киберугроз: лекция в лагере «Берёзка»
2025-07-16T17:01:00Z
В Саратове откроется Школа креативных индустрий для детей
2025-07-16T16:49:29Z
В Северной Осетии детсады и школы обеспечат литературой на осетинском языке
2025-07-16T16:46:43Z
Озвучивавший «Поттера» актер усомнился в успехе сериала о Гарри Поттере от HBO
2025-07-16T16:46:00Z
Итоги профориентационного проекта «Билет в будущее» подвели в Подмосковье
2025-07-16T16:42:05Z
Валиева о новых правилах в интернете в России: «Разумные ограничения, которые защищают всех нас от реальной угрозы»
2025-07-16T16:20:11Z
В Воронежской области выросло число целевиков, желающих поступить в педвуз
2025-07-16T16:04:21Z
ИРПО и МФТИ будут сотрудничать в сфере математической и естественно-научной подготовки
2025-07-16T15:39:25Z — 16 июля 1943 года в СССР было принято решение о введении раздельного обучения в средних школах. О природе данного эксперимента спорят и по сей день.
В середине июля 1943 года все внимание советских граждан было приковано к сражению на Курской дуге. Последняя отчаянная попытка гитлеровцев изменить ход войны разбивалась о стойкость солдат и опыт военачальников.
Бои были в самом разгаре, когда 16 июля было утверждено постановлением Совета Народных Комиссаров СССР «О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в 1943/1944 учебном году в неполных средних и средних школах областных, краевых городов, столичных центров союзных и автономных республик и крупных промышленных городов».
Согласно ему, с нового учебного года мальчиков и девочек должны были разделить по мужским и женским школам.
Этот внезапный поворот в советском образовании до сих пор вызывает разные трактовки. Некоторые считают, что товарищ Сталин так «реставрировал» Российскую империю, возвращаясь к ее традициям. Ведь в том же 1943 году в Красной Армии вернули погоны, отмененные после революции.
Но с образованием дело обстоит сложнее.
В Российской империи образование действительно было полностью раздельным, за исключением коммерческих училищ и некоторых частных учебных заведений. В женских учебных заведениях программы были проще, знаний давали меньше — так проявлялся патриархальный характер общества.
Неудивительно, что одним из первых принципиальных шагов советской власти стал переход к совместному обучению. Это демонстрировало прекращение неравенства между мужчинами и женщинами в Советской республике с юных лет.
Образование в 1920-х — начале 1930-х годов в Советском Союзе было полем экспериментов, многие из которых затем были отвергнуты.
Но к середине 1930-х годов стали звучать иные мнения. Равноправие полов в Советском Союзе достигнуто, а раз так, то можно на новом этапе вернуться к положительному опыту царских школ.
Апологеты раздельного образования писали: «Правильная организация учебно-воспитательной работы требует учёта особенностей физической природы и развития девушек, в соответствии с которыми должна осуществляться подготовка мальчиков и девочек к труду и практической деятельности. Введение раздельного обучения будет содействовать укреплению дисциплины и устранит не всегда здоровые взаимоотношения между противоположными полами».
Что авторы подразумевали под «не всегда здоровыми отношениями» — дерганье за косички или ранние половые связи?
И еще один интересный пункт: «Нововведение может обеспечить более широкий охват девочек школой в национальных республиках и областях, где ещё не преодолены окончательно старые бытовые предрассудки».
Через четверть века после установления советской власти всё еще не удавалось обеспечить девочкам доступ к образованию. В регионах, скажем так, с фундаментальными традициями, их попросту удерживали взаперти.
Оргбюро ЦК ВПБ (б) должно было рассмотреть вопрос еще в мае 1941 года, но тут началась война. В итоге решение ввести раздельное обучение приняли на два года позже.
Уверенности, однако, не было никакой. Постановление изначально на не было нацелено на повсеместную реформу. На это попросту не было ни материальных, ни человеческих ресурсов.
Как водится у нас, порой все и вовсе выливалось в откровенную фикцию — ввиду отсутствия помещении и учителей мальчики и девочки по-прежнему зачастую учились в одном здании, но в разных школьных классах.
Для значительного количества учеников 1940-х — 1950-х раздельное обучение так и осталось тем, что было где-то далеко.
Те, кто попал под эксперимент, тоже хлебнули лиха. Например, в первые годы программ для раздельного обучения просто не было, их нужно было писать с нуля. Содержать две школы вместо одной оказалось чрезвычайно накладно. Из-за нехватки учителей количество учеников в одном классе доходило до 45, а директора жаловались на текучку кадров из-за непомерной нагрузки.
К началу 1950-х годов ситуация устаканилась, а сторонники реформы указывали на двукратный рост золотых медалистов как в мужских, так и в женских школах.
Считается, что свертывание реформы были связано со смертью Сталина. На самом деле это не так. Еще в 1950 году в советской прессе началась невероятно свободная для того времени дискуссия о том, какой вид обучения успешнее.
Противники реформы указывали — выяснилось, что теряется социализация. Мальчики и девочки при раздельной системе обучения потеряли навык общения друг с другом. Эту проблему пытались решать путем организации танцевальных вечеров, но, как шутили современники, «у девочек после этого возникало впечатление, что мальчишки нужны исключительно для танцев».
Еще момент: оказалось, что нравы в мужских школах жестче, а старшие ученики активнее втягиваются в криминальную деятельность. Циркуляры об ужесточении дисциплины никак не помогали.
В 1953 году писатель Константин Симонов, главный редактор «Литературной газеты», передал материалы читательской дискуссии в ЦК партии.
В конце учебного года-1953/54 почти в 600 школах Москвы были проведены родительские собрания на тему того, как именно дальше проводить учебный процесс. Хотя голоса раздавались разные, 1 июля 1954 года вышло постановление Совета Министров СССР № 1342 «О введении совместного обучения в школах Москвы, Ленинграда и других городов».
Эксперимент заканчивался, причем также спешно, как и начинался — вернуть все на круги своя предписывалось за два месяца. Единственные, кому разрешалось доучиться прежним порядком, были ученики и ученицы выпускных классов.
Обратная встряска длилась около года. Если ученики младших классов привыкали быстрее, то тем, кто раздельным порядком прошел почти весь курс средней школы, пришлось труднее. Но дальше все стабилизировалось.
А споры не прекратились, и даже сегодня порой звучат голоса о необходимости вернуться к раздельному обучению. Правда, до новых больших проб и ошибок дело пока не дошло.
Источник:
2025-07-14T11:24:20Z
Иерей Лукьянов напомнил, что в СССР до 1954 года в школах существовало раздельное образование.
2025-07-02T12:32:00Z
Сообщения об утверждении ГОСТа к школьной форме привели к появлению слухов о строгом формате одежды для детей и подростков в учебных заведениях, напоминающей школьную форму из Советского Союза. Но сам стандарт носит рекомендательный характер и касается только ткани и фурнитуры.
2025-07-13T13:00:00Z
Еще задолго до разгрома фашистов в стране стали строже хранить гостайну и создали суворовские училища
2025-06-29T11:08:40Z
С 1 июля 2025 года в России начинает действовать новый национальный стандарт школьной формы. Этот ГОСТ на одежду для учеников утвержден впервые.
2025-07-02T06:03:52Z
Июнь 1941 года, выпускной в Епифанском педагогическом училище. Но вместо того, чтобы заняться самой мирной профессией - учить детей начальных классов, - все отправились на фронт. В списке фронтовиков 28 фамилий выпускников и 15 преподавателей - тех, кто после экзаменов оказался в окопах. Я листаю эти списки: погиб, пропал без вести, и снова - погиб, погиб, пропал. Так и не стали учителями 17 выпускников. В августе 1942-го умер от ран завуч училища, преподаватель истории Геннадий Борисов, в 1943-м погиб учитель математики Федор Федосеев. Остальные с ранениями, но остались живы. Все награждены орденами и медалями. Среди студентов - Герой Советского Союза Владимир Васильевич Ваничкин. После войны большинство из тех, кто выжил, все-таки продолжили педагогическую работу.