2025-07-17T00:32:15Z
Рост цен на обучение в крупных технических вузах РФ доходит до 26%
2025-07-17T00:25:00Z
Не только листовки. Куда пойти работать подростку и о чем нужно помнить
2025-07-17T00:00:37Z
АлтГПУ готовится к переходу на новую модель высшего образования
2025-07-16T22:38:19Z
В Хабаровске открыли полуфинал конкурса наставников «Быть, а не казаться! -2025»
2025-07-16T22:15:50Z
Миронов призвал ввести потолок стоимости обучения в вузах
2025-07-16T22:10:00Z
Мошенники стали разводить абитуриентов на оплату обучения до зачисления в вуз
2025-07-16T22:00:29Z
Стартовал приём заявок на всероссийский конкурс «Моя профессия — ИТ»
2025-07-16T20:48:42Z
Лукашенко назначил повышенную стипендию 20-летнему сыну Николаю
2025-07-16T18:48:47Z
В Челябинской области подрядчики введут пять новых школ в 2025 году
2025-07-16T18:45:00Z
Студентка колледжа «Подмосковье» примет участие в чемпионате «Абилимпикс»
2025-07-16T18:34:00Z
Дополнительное образование в Татарстане охватывает уже 83% школьников
2025-07-16T18:23:46Z
В Хабаровске стартовал полуфинал конкурса наставников «Быть, а не казаться!»
2025-07-16T18:04:00Z
Оранжевые iPhone 17 Pro, Pro Max и пастельные варианты для всех остальных. Стало известно, в каких цветах выйдут все новые iPhone 17
2025-07-16T18:01:37Z
В Челябинске межуниверситетский кампус мирового уровня начнет работать в 2027 году
2025-07-16T17:43:03Z
Всероссийский конкурс «Моя профессия – ИТ» начал прием заявок
2025-07-16T13:08:53Z — Решить проблему нехватки учителей взялась Государственная Дума
Авторство законопроекта принадлежит сразу двум комитетам: по науке и высшему образованию и по просвещению. Первое чтение документа прошло еще в мае этого года. 15 июля закон был принят сразу во втором и третьем чтениях.
Инициатива состоит в том, чтобы допустить к преподаванию в школах, а также в системе СПО – среднего профессионального образования - студентов. Уже сейчас работать на ниве образования могут обучающиеся в педагогических вузах, начиная с третьего курса. Парламентарии решили расширить этот круг. Теперь, по идеи нового закона, в школы и колледжи смогут прийти третьекурсники всех высших учебных заведений, но по профильным специальностям, разумеется. Главное – обучаться по образовательным программам высшего образования и успешно пройти не менее чем за три года обучения промежуточную аттестацию, говорится в законе.
В законопроекте указывается, что люди без педагогического образования могут работать, начиная с начальной школы и до программ СПО включительно. Очевидно, что если законопроект будет утвержден, потребуется разработать соответствующий механизм приема на работу лиц с непрофильным образование. Но уже сейчас смущает инициатива допускать непрофессионалов к работе в начальной школе. Ведь процесс погружения в систему образования очень тонкий и важный. Без профильных знаний по детской психологии, особенностям раннего развития и множества других тонких настроек шестилеток и семилеток сложно привить любовь к учебе и успешно социализировать ребенка в первое для него общество. Возможно, парламентарии имели в виду, что непрофессионалы будут обучать предметам, а не осуществлять общее классное руководство. И это еще будет уточнено в дополнительных инструкциях.
Что касается остальных уровней образования, то здесь думская инициатива скорее догоняет реальность, чем ее формирует. В школах давно существует практика, когда учителей-предметников берут без педагогического диплома. На вопросы родителей директора разводят руками: «А где я вам столько учителей-физиков возьму?» Вести этот предмет с огромным желанием принимают студентов физико-математических факультетов и даже выпускников тех же школ, поступивших в вузы по техническим направлениям обучения.
Такая же ситуация давно сложилась с иностранными языками. На работу берут всех, кто им хорошо владеет и прошел соответствующие тестирования. Столь же много студентов и непрофессионалов преподают информатику. Правда, их часто сманивают IT-компании, где зарплаты несравнимо выше. Поэтому если в школе захочет подработать студент-айтишник, то его заберут и без соответствующего разрешения депутатов.
Как выяснил «МК», не всегда этот опыт бывает удачным. Но результат достигается упражнением, как говорил штабс-капитан Мышлаевский в пьесе «Дни Турбиных». Правда, по другому поводу..
- Моя дочь училась в физико-математическом лицее из топа-10 московских школ. И там была достаточно распространена практика приглашать учителями студентов из физмата МГУ. Что и говорить, они прекрасные специалисты, с золотыми мозгами, но вот с детьми наладить контакт не могут. Я так понимаю, что они их сами немного боятся. Ведь разница в возрасте всего каких-то три-пять лет, - рассказывает «МК» мама школьницы.
Студент, по словам мамы, просто задавал читать параграф на дом, а в классе решали задачи. Практика, конечно, хорошая, но предмет все-таки надо объяснить. Вот с объяснением как раз и выходила проблема. Ну не мог студент без педагогических навыков донести до ребят законы физики. Ребята хоть и имели способности к точным наукам выше среднего, поэтому и поступили в физмат лицей, но они все-таки еще школьники. Поэтому не могут, как студенты, обучаться самостоятельно или записывать лекции за учителем. Им тоже требовались объяснения, соответствующие их уровню подготовки.
- И что касается поведения, «держать» класс студент тоже не мог. Ребята отвлекались, он в ответ обижался и замыкался еще больше. А ведь мы пришли изучать физику. С ней собирались поступать в вуз, - рассказывает мама ученицы. – Поэтому решили бороться с проблемой.
Родители пошли с заявлением к директору школы, в котором потребовали отстранить студента от занятий. Но директор не удовлетворил обращение. Его аргумент был в том, что учителя-физики на дороге не валяются и у его кабинета с заявлением о приеме на работу не стоят. И им, родителям, радоваться бы надо, что такой умный парень их детям преподает.
Решали вопрос в четырехстороннем порядке: школьники, учитель, родители и директор. Всем вместе удалось найти подходящий метод обучения. Этот опыт оказался полезен всем, и молодому учителю особенно. Он остался в школе. Дети его обожают и считают своим. Но, согласитесь, не все третьекурсники готовы пройти такой тест на выживание в школе.
Законопроект ждет окончательное утверждение. Но, как показывает практика, он будет способен изменить ситуацию в школе, если студентам-непедагогам будут платить не часть небольшой ставки, которая положена молодым учителям без стажа, а фиксированный оклад. Иначе игра для молодых специалистов не будет стоить свеч, как считают опрошенные «МК» студенты. Ведь предлагаемые деньги настолько малы, что студенты «с мозгами» предпочитают заниматься репетиторством.
Кстати, в Москве для подтверждения квалификации школьного учителя, кандидаты проходят тест МЦКО (Московский центр контроля образования). Который, по сути, аналог ЕГЭ. То есть каждый педагог должен по своему предмету сдать ЕГЭ хотя бы на 60-75 баллов. Как показывает практика, госэкзамен настолько специфичен, что даже кандидаты наук его сразу не пишут, что уж о студентах говорить.
Достоверные новости всегда под рукой — в канале МК в MAX
2025-07-15T12:58:49Z
2025-07-15T11:24:32Z
Госдума приняла во втором и третьем чтениях законопроект о возможности привлекать к преподаванию в школах студентов из непедагогических вузов.
2025-07-10T21:00:00Z
Какой будет новая Стратегия развития образования в России.
2025-07-09T11:10:43Z
Желание уменьшить нагрузку на школьников приведет к еще большей перегруженности учителей, заявил НСН член профсоюза «Учитель» Дмитрий Казаков.
2025-07-15T18:01:50Z
Сократить срок обучения в школе до десяти лет предложили в Общественной палате РФ