«Острова — это настоящая школа выживания»

Все новости — Общество

2025-07-15T00:30:31Z

Туристка сравнила быт жителей Латинской Америки и России словами «ну и кто из нас дурак?»

2025-07-15T00:00:23Z

Психолог Рейнталь: чрезмерное потакание родителей формирует у ребенка эгоизм

2025-07-15T00:00:00Z

"Живут бедно, но ходят в мехах" - вот что финны не понимают в русских

2025-07-14T23:20:46Z

Депутат Иванов призвал платить миллион рублей за заключение брака до 25 лет

2025-07-14T23:20:13Z

Член СПЧ рассказала, как спасти пожилых родственников от мошенников

2025-07-14T23:06:58Z

Каждый пятый россиянин скучает по работе в отпуске, показало исследование

2025-07-14T23:05:00Z

Скрывала возраст бойфренда. Как живет 13-летняя дочь Бони и миллиардера

2025-07-14T23:01:00Z

Побывала у подруги в Европе и осознала: не готова жить как европейские женщины - откровенный отзыв российской путешественницы

2025-07-14T23:00:56Z

В России предложили брать налог с мигрантов на образовательные программы для приезжих

2025-07-14T22:50:00Z

Врач назвал категорию подверженных риску игромании людей

2025-07-14T21:01:00Z

«Острова — это настоящая школа выживания»

2025-07-14T20:29:23Z

«Вкусно — и точка» уволила плевавшего в бургеры сотрудника в Каменске

2025-07-14T20:06:42Z

В Совфеде рассказали о повышении выплат двум категориям пенсионеров с 1 августа

2025-07-14T20:00:00Z

Эти привычки для россиян обыденность, но иностранцы впадают от них в культурный шок

2025-07-14T19:49:00Z

Путин соблюдает одно нерушимое правило перед сном: «Мама с папой всегда так делали»

«Острова — это настоящая школа выживания»

2025-07-14T21:01:00Z — Участники СВО на Херсонщине о боях в дельте Днепра


Переправы по «серой», забросы на полтора месяца, засады, непрекращающаяся угроза с неба, отсутствие любой возможности укрыться — операции в дельте Днепра считаются наиболее рискованными и сложными. Борьба за острова в Херсонской области идет третий год, большинство из них принадлежат нам, но противник непрестанно пытается захватить эти клочки земли. Специальный корреспондент «Известий» встретился с участниками противостояния на днепровском фронте и узнал, как приходится жить и воевать в условиях оторванности от материка, что такое спасение человека на воде и почему самым сложным в островных операциях является заброс и выход.

Михаил, позывной Филак, оператор БПЛА:

— Противостояние на островах идет острейшее, не затихает оно ни на сутки, ни на час. Кто владеет ими — тот имеет стратегическое преимущество, а именно — контролирует плацдарм для будущего наступления на противоположный берег. Специфика островов — большие открытые пространства, заросли камышей и кустарников, территория непригодна к прямым столкновениям, отсюда бои носят партизанский характер — налеты, засады, скрытые проникновения. На самих островах есть отдельные точки — посты, за которые и ведется борьба: кто забирает такую точку — тот контролирует весь остров.

Территория островов плотно заминирована

Русло реки плотно заминировано — и нами, и ВСУ. Любой заход, заброс боекомплекта или эвакуация очень опасны — только враг засек передвижение, на цель начинается охота. Бьет из минометов, АГС, артиллерии, танков, атакует дронами. РЭБ работает активно, за последний год это направление усилилось многократно, в том числе с украинской стороны. Если раньше мы могли беспрепятственно поражать цели на правом берегу, теперь это делать труднее. Тем не менее задачи выполняем.

Тунгус, военный медик:

— На Херсонское направление я попал почти сразу после перевода на Северный флот, в морскую пехоту. В части сидеть не захотел, попросился снова в зону СВО (до этого Тунгус воевал под Авдеевкой и Угледаром. — «Известия»). Мой основной профиль — фельдшер, плюс был назначен старшим эвакуационной группы. Выходил я на наиболее сложные задания в качестве усиления, чтобы, на случай ранений, оказать помощь пострадавшим.

Тунгус спас раненых на воде после обстрела

На первый выход я попросился добровольно, хотел понять — каково это? В боях в посадках ведь участвовал, в жилом секторе тоже, на броне приходилось ездить, даже с вертолета десантироваться, а на воде — ни разу. Выход на остров всегда происходит по «серой» — или рано утром, или после заката. Когда я увидел масштаб Днепра, то, конечно, обомлел и вспомнил слова своей учительницы по русскому языку и литературе Ольги Алексеевны Енушкевич, кстати, уроженки Украины, которая цитировала Гоголя: «Редкая птица долетит до середины…» И как раз на половине пути я осознал, насколько это опасно, насколько ты уязвим и беспомощен посреди водной глади, без возможности куда-то укрыться, уползти, спрятаться.

Если ранен — шансы выжить равны почти нулю. И в этом смысле вода не терпит ошибок. Отмечу также такое наблюдение — каждый, кто принимал участие в боях на Днепре, при словах «острова» или «лодка» вздрагивает и меняется в лице.

Самый знаковый для меня выезд был, когда на нескольких лодках мы отправились на задание — нужно было совершить высадку в нужной точке, уничтожить противника и максимально быстро вернуться назад. Задачу мы выполнили, но на обратном пути, уже в темноте, нас атаковали вражеские БПЛА. Лодку впереди подорвал камикадзе. Моторист молодец — сумел отогнать ее за камыши, скрыть. После сообщил по рации, что все — «триста» (ранены), он уже терял сознание. Инструкция предписывает остальным расчетам не останавливаться в таком случае, двигаться дальше. Но мы с ребятами единогласно приняли решение спасать, даже вразрез предписанию.

Я перебрался в подбитую лодку, стал оказывать первую помощь «трехсотым», мои ребята поплыли дальше. Всех пережгутовал, парни были в сознании. В это время начался прицельный артобстрел. И тут стало ясно — история очень плохая, критический момент. Выручило то, что наши передали сигнал бедствия, рядом в это время с боевого задания возвращалась группа смежников — на большой лодке. Они не побоялись подойти и забрали всех нас. Раненых удалось эвакуировать, они выжили. Я был удостоен самой важной для медика награды — «За спасение погибавших».

Евпат, командир группы БАРС-33 им. В. Маргелова, автор песен «Островная» и «Днепровский рубеж»:

— Нам была поставлена задача десантироваться на один из островов и там держать оборону. Провели мы на острове 48 дней. Чтобы добраться до точки, нужно было пройти 18 км в выкладке: 30 кг снаряжение, 20 — продукты, БК, средства для очистки воды, резиновая лодка для переправ через протоки, которую несем по очереди. Всего по пути предстояло преодолеть пять водных преград. Чаще всего доброволец вплавь переправляется на тот берег, натягивает канат и остальные, держась за него, перебираются на лодке, грести невозможно — течение. Весь путь туда занял около полутора суток.

На острове мы держали оборону на случай десантирования ДРГ противника. Дежурства несли в неглубоких лёжках — 50–60 см, больше не выроешь — вода. Выстилаешь дно целлофаном, ковриками, ветками, если есть возможность — накат из бревен. Ночью и в дождь накрываешься антидроновым одеялом, но, чтобы не создавать тепловую точку, видимую с воздуха из тепловизоров, приоткрываешь полог и оставляешь воздушную подушку.

Евпат вместе с группой на острове провел более 1,5 месяца

Продукты использовали только те, что взяли с собой, — воздушный мост наладить крайне затруднительно. Где-то рыбачили, питались древесными грибами. Вообще острова — это настоящая школа выживания. Однажды противник обстрелял нашу территорию зажигательными снарядами — загорелась трава, за ней деревья, сгорел наш наблюдательный пункт, в том числе часть продуктов. И если раньше у нас расчет был — одна банка тушенки в сутки на человека, то после пришлось делить банку на четверых.

Тактика действий у ВСУ разная. Один из примеров — малые мобильные группы по четыре-восемь человек. Они заходят налегке, провоцируют на бой, тем самым обнаруживая нас, и далее включают беспилотную авиацию. Про действия наших войск скажу, что артиллерия утюжит правобережье очень тщательно, результат есть, если раньше они до нас доставали из АГС или 82-миллиметровых минометов, то теперь уже практически нет.

Роман Слай, доброволец, участник группы Евпата:

— Самое опасное на островах — это вход и выход. Сверху тебя постоянно выслеживают БПЛА. Нет гарантии, что лодка не застопорится: при нас был случай, когда у ребят мотор заглох, их вычислили и начали долбить — один получил ранение. Сама лодка идет медленно, потому что каждый раз перегруз. Во время переправы я лично всегда расстегиваю ремни — на бронике, шлеме, чтобы, если что, успеть всё сбросить и постараться выгрести. Шансов мало, особенно если «триста», но были случаи, когда раненые ребята доплывали до берега.

Позывной — Слай. На островах

На острове от смерти однажды нас с товарищем спас случай. Мы шли по тропе, свернули, увидев щавель. И спустя одну-две секунды на тропу прилетела мина, товарищ получил ранение. В другой раз зацепило меня. Удар, почувствовал укол, мы залегли, задрал брючину — кровоточит, напарник помог сделать перевязку. Я подумал — сечка мягких тканей, но после эвакуации и обращения к врачам выяснилось — внутри осколок. От загноения спасла своевременная обработка.

После того как сгорел наш НП (наблюдательный пункт. — Ред.) и пришлось строить новый, мы, исследуя остров, нашли необходимые материалы, оставшиеся как от предшественников, так и от ВСУ: брошенную пленку, коврики-карематы, газовые баллоны, хлорные таблетки для обеззараживания воды ирландского производства, антидроновые накидки, удалось решить вопрос. За 48 дней я похудел на 12 кг, но не жалею, мы выполняли приказ. Оставаться на фронте планирую до конца, до победы.

Читайте также:

2025-07-09T07:00:01Z

Путь Ронина: как разведгруппа провела два месяца в тылу врага

Российские войска не пустили врага в Курскую область

2025-06-27T05:43:21Z

Огненная атака. Армия России нанесла 333 удара возмездия по Украине

«Элитность» украинской армии теряется в боях.

2025-06-24T12:07:43Z

Военный эксперт Линин раскрыл смысл массированных ударов по объектам на Украине

Второй день подряд ВС РФ наносят удары по учебным военным центрам Украины

2025-07-10T07:19:06Z

«Ловите, суки». Российские морпехи начали мстить за смерть мальчика, закрывшего собой мать при атаке ВСУ

2025-07-13T13:47:28Z

Новости из зоны боев за 13 июля. В Тёткино боевики ВСУ пошли за смертью

На сумском направлении разгромлены пять бригад и элитный штурмовой полк ВСУ