2025-07-15T02:30:00Z
Эксперт Холгова: новый стиль Зеленского более уместен на похоронах и опере
2025-07-15T02:27:32Z
Япония намерена рассматривать в рамках G7 возможные новые санкции против РФ
2025-07-15T02:25:43Z
Кореевед Ким Ен Ун: корейцы и русские похожи своим нежеланием сдаваться
2025-07-15T02:20:00Z
Свой интерес: эксперты раскрыли, что скрывают США за поддержкой Украины
2025-07-15T02:13:24Z
Обвиненный в шпионаже на Россию британец заявил, что работал на Израиль
2025-07-15T02:10:07Z
Карлсон призвал экс-премьера Израиля рассказать о связи Эпштейна и Тель-Авива
2025-07-15T02:05:42Z
Посол Японии: Токио пока не планирует смягчать визовый режим для россиян
2025-07-15T01:53:14Z
Захарова назвала абракадаброй слова генсека НАТО о «несерьезности» Мединского
2025-07-15T01:52:55Z
Миршаймер: Зеленский боится признать поражение и надеется на чудо
2025-07-15T01:39:34Z
Журналист Раттанси: Миру требуется новая платежная альтернатива от БРИКС
2025-07-15T01:32:01Z
Япония поприветствует возможную встречу Путина и Трампа
2025-07-15T01:30:00Z
Сергей Караганов: Китай — следующая цель Запада после России
2025-07-15T01:15:14Z
Президент Кубы отметил преимущества БРИКС и ЕАЭС для продвижения экспорта
2025-07-15T01:13:34Z
Ответные пошлины ЕС против США затронут авиацию и бурбон, пишут СМИ
2025-07-15T01:06:19Z
Фицо назвал предложение ЕК по газу идиотским и указал на одержимость Брюсселя РФ
2025-07-14T21:02:00Z — После этой программы американские ракеты оказались более точно нацелены на объекты в СССР. Как, впрочем, и наоборот.
Когда разместились за столом для обеда, Леонов протянул астронавтам тюбики, на которых было написано «Столичная», «Русская» и «Пшеничная».
— Что это, Алексей? — спросил командир «Аполлона» Том Стаффорд.
— Как что? Водка! Надо выпить за встречу. Отказываться не принято — традиция.
Американцы недоумённо переглянулись: как так? Алкоголь в космосе — злостное нарушение. Но когда они открыли тюбики, оказалось, что внутри — борщ. Алексей Леонов, большой любитель розыгрышей, специально прихватил в полёт этикетки от водки и перед обедом наклеил их на тюбики с космическим питанием.
Астронавт Дик Слейтон, похоже, обиделся: «Слушай, зачем ты обманул? Лучше бы была водка!»
Шли 1970-е... Несмотря на то, что СССР и США соперничали в космосе, а успехи в его освоении были элементами геополитического противостояния, учёные двух стран находились в постоянном контакте. Он начался сразу же после запусков первых искусственных спутников Земли. Обывателям об этом известно не было, но дело в том, что сама специфика космической деятельности требовала сотрудничества и кое-каких договорённостей. А вдруг чей-то космонавт (астронавт) на орбите попадёт в беду, и спасти его смогут только представители другой, враждебной страны? Нельзя же в критической ситуации, когда речь идёт о жизни человека, выбирать, от кого принимать помощь, а от кого — нет.
Именно такие соображения излагал заместитель директора НАСА Томас Пейн в переписке с президентом Академии наук СССР Мстиславом Келдышем в октябре 1970 года. Инициаторами совместного полёта выступили как раз американцы, и что на самом деле ими двигало, сейчас сказать трудно. Можно предположить, что они хотели разузнать какие-то нюансы советской космической программы, секреты наших технологий, устройства кораблей и станций (СССР к тому времени создал первые в мире орбитальные станции «Салют»), либо просто усыпить бдительность в политическом плане.
Но и США к началу 1970-х было чем похвастать из космических достижений: они смогли высадить человека на Луну. Это был технологический рывок, для того времени невероятный, и неудивительно, что многие до сих пор сомневаются, ступали ли вообще американские астронавты на поверхность спутника Земли.
«Проект „Союз-Аполлон“ стал побочным результатом разрядки международной напряжённости, начавшейся в 1969 году. Его политической целью было продемонстрировать успешность этой разрядки, а технической целью стала отработка операции спасения на орбите, — говорит руководитель Института космической политики Иван Моисеев. — Что касается желания выведать нюансы советских технологий тех лет, вряд ли они могли всерьёз заинтересовать американцев. К тому времени для специалистов уже был очевиден технологический разрыв между США и Советским Союзом. Америка убегала вперёд.
Кстати, именно этот разрыв и стал причиной разрядки: в Политбюро ЦК КПСС понимали, что проигрывают гонку вооружений, и пошли на международные договоры об их сокращениях — договоры по ПРО и об ограничении стратегических вооружений».
То, что США технологически обгоняли СССР, разумеется, не значит, что американцы не рассчитывали усыпить бдительность советского руководства, притворившись на время друзьями. Одно другому не мешает. Но есть и совсем уж конспирологическая версия, и связана она всё с теми же сомнениями в полётах американцев на Луну.
Довод такой. Если высадка астронавтов на Луну была мифом (а осуществить такую миссию не позволяли характеристики ракеты «Сатурн-5», использовавшейся в программе), и об этом стали говорить всё громче (в США уже готовилась к выходу книга-разоблачение), то НАСА нужно было отвлечь внимание от своей аферы. Совместный полёт с «Союзом» стал для американцев частью пропагандистской кампании. Смотрите, корабль «Аполлон», который якобы уже свозил астронавтов на Луну и обратно, успешно взаимодействует с советским кораблём на орбите. СМИ широко освещают эту программу — и вот уже ни у кого не остаётся сомнений в предыдущих достижениях «Аполлонов» и в том, что США являются космической сверхдержавой. Наравне с СССР.
Для совместного полёта был разработан специальный стыковочный узел АПАС-75 — лепестковый, или, как его ещё называют, «андрогинный». Это заслуга советского конструктора, «отца космической стыковочной техники» Владимира Сыромятникова.
Идея была в том, чтобы сделать систему, где нет привычного разделения на «штырь» и «конус» (на жаргоне специалистов — «муж-жена», «папа-мама», «актив-пассив»), то есть симметричную, универсальную, позволяющую любому из двух кораблей брать на себя активную роль во время стыковки. Здесь опять же не обошлось без политической подоплёки (ни одна из сторон, дескать, не хотела выступать в роли «жены», или «пассива»), но на самом деле решение отвечало той самой гипотетической ситуации, когда на орбите пришлось бы проводить спасательную операцию. Нельзя заранее знать, окажется ли корабль, нуждающийся в помощи, со «штырём» или с «конусом». А это значит, что стыковку должен уметь произвести любой из них. Лепестковое соединение было одинаковым для обоих стыкующихся кораблей.
Универсальный стыковочный узел разработали в бывшем ОКБ-1 (ныне РКК «Энергия») и отправили одну из двух его частей в США. Вторую установили на «Союз-19», который готовили к этому полёту.
15 июля 1975 года в 15.20 по московскому времени с Байконура стартовал наш «Союз-19» с командиром Алексеем Леоновым и бортинженером Валерием Кубасовым. Через 7,5 часов с мыса Канавер взлетел американский «Аполлон». В его экипаже были астронавты Томас Стаффорд, Дональд Слейтон и Вэнс Бранд.
После устранения неисправностей, которые обнаружились и на советском, и на американском кораблях, «Союз» и «Аполлон» состыковались. Произошло это 17 июля в 19:09 по московскому времени. Через три часа командиры Леонов и Стаффорд пожали друг другу руки. По задумке, это должно было случиться в момент пролёта над Москвой. Но, как потом рассказывал Леонов, рукопожатие произошло над рекой Эльбой, что добавило символизма полёту.
В состыкованном состоянии корабли находились почти 44 часа. За это время были проведены некоторые эксперименты, кино- и фотосъёмки, обмен флагами, сувенирами и семенами елей, совместная пресс-конференция и обед, во время которого Леонов разыграл американцев, выдав им тюбики с водочными этикетками. Затем корабли разошлись и состыковались вновь, уже ненадолго.
Кто больше выиграл от этого проекта? Ведь сторонам пришлось много обмениваться информацией, в том числе той, которая раньше была засекречена.
«В частности, пришлось обменяться моделями геоида — математическим описанием формы Земли. В разных странах принята разная модель, а занимаются этим военные геодезисты, что позволяет рассчитывать траектории спутников и ракетных боеголовок. Это значит, что после программы „Союз — Аполлон“ американские ракеты более точно перенацелили на объекты в СССР, и наоборот, — объясняет Иван Моисеев. — Обе стороны остались довольны результатом, поэтому нельзя сказать, что кто-то выиграл больше. А накопленный опыт был позднее использован в совместных проектах „Мир — Шаттл“ и Международной космической станции, действующей по сей день».
2025-07-14T21:02:00Z
50 лет назад состоялся полет «Союз – Аполлон»
2025-07-14T21:00:00Z
50 лет назад с космодрома Байконур и космодрома на мысе Канаверал стартовали два корабля: советский «Союз-19» и американский «Аполлон». Через два дня они успешно состыковались на орбите, открыв новую эру в мирном освоении космоса. Встреча советских космонавтов и американских астронавтов стала символом партнёрства двух сверхдержав.
2025-07-14T21:02:01Z
2025-07-14T21:05:16Z
Ровно 50 лет назад стартовал первый в истории человечества совместный космический полет представителей разных стран "Союз-Аполлон".
2025-07-14T21:00:01Z
ТАСС-ДОСЬЕ. 50 лет назад, 15 июля 1975 года, на орбиту Земли стартовали пилотируемые космические корабли - советский "Союз-19" с Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым на борту; американский "Аполлон" (Apollo) с Томасом Стаффордом, Вэнсом Брандом и Дональдом Слейтоном.