Катастрофа «Дримлайнера» в Индии: какие русские пилоты допускали такие же ошибки

Все новости — Происшествия

2025-07-13T15:28:00Z

Румынские спасатели вызволили с гор Марамуреша гражданина Украины

2025-07-13T15:22:44Z

Нацполиция Украины: убийцами полковника СБУ Воронича были иностранные граждане

2025-07-13T15:22:02Z

В Китае арестован трансвестит за тайную съемку интимных встреч

2025-07-13T15:21:54Z

Пензенских геймеров предупреждают о новых схемах мошенничества в игровой среде

2025-07-13T15:10:56Z

Верховный суд решил судьбу квартиры, купленной до развода

2025-07-13T15:06:06Z

Опубликованы кадры «армагеддона» в Ростовской области

2025-07-13T15:03:43Z

В Оренбурге участились случаи утопления детей и взрослых, но местные все равно идут на несанкционированный пляж

2025-07-13T14:59:00Z

На козырьке многоэтажки под Саратовом нашли гнилостный труп

2025-07-13T14:50:00Z

Число погибших из-за наводнений в Техасе возросло до 129

2025-07-13T14:49:00Z

Таинственная капсула с предупреждением о гибели Земли найдена в Нью-Йорке

2025-07-13T14:46:00Z

48-летняя жительница Оричевского района ушла в лес и не вернулась

2025-07-13T14:45:00Z

В поселке Залесный спасли мужчину, который отравился канализационными газами

2025-07-13T14:40:00Z

Незаконно переводил мигрантов. Арестован начальник отдела полиции нижегородского аэропорта

2025-07-13T14:38:48Z

Редкий секс увеличивает риск ранней смерти, выяснили учёные

2025-07-13T14:38:00Z

Bild узнала об изъятии полицией в ФРГ партии наркотиков на сумму свыше €20 млн

Катастрофа «Дримлайнера» в Индии: какие русские пилоты допускали такие же ошибки

Катастрофа «Дримлайнера» в Индии: какие русские пилоты допускали такие же ошибки

2025-07-13T09:04:55Z — Расшифровка черных ящиков разбившегося 12 июня через минуту после отрыва от земли Boeing 787 авиакомпании Air India показала, что один из пилотов случайно отключил подачу топлива в двигатели. В итоге лайнер упал на студенческое общежитие, убив 274 человека. Чудом выжил один пассажир…


Виктор Левин

Как сказано в первом отчете о крушении самолета, лайнер достиг пиковой зафиксированной скорости в полете, составившей 180 узлов (по приборной скорости), около 08:08:42 UTC. Сразу после этого, с разницей в одну секунду, топливные краны двигателей №1 и №2 были переведены из рабочего положения в положение «выключено». В результате прекращения подачи топлива обороты двигателей N1 и N2 начали падать относительно взлетных значений.

Запись переговоров в кабине зафиксировала вопрос одного из пилотов к другому о причине отключения двигателя. Последовал ответ второго пилота, отрицавшего свою причастность к этому действию.

— Ты зачем подачу топлива отключил? — спрашивает один летчик второго.

— Я не отключал подачу топлива, — ответил тот.

Известно, что во время взлета самолетом управлял второй пилот, а капитан следил за полетом. В отчете не уточняется, кто из пилотов задавал вопрос, а кто ему отвечал. 56-летний командир экипажа имел более 10 000 часов налета на широкофюзеляжных самолетах, сообщили в Air India. Второй пилот возрастом 32 года имел опыт более 3400 часов полетов.

Ошибку оного из летчиков попытался исправить сам самолет. Аварийная турбина (RAT) активировалась и начала подачу гидравлической энергии примерно в 08:08:47 UTC.

Около 08:08:52 UTC топливный кран двигателя №1 был переключен обратно в рабочее положение. Примерно в 08:08:54 UTC открылась входная створка вспомогательной силовой установки (ВСУ), что соответствует логике автоматического запуска ВСУ. Затем, в 08:08:56 UTC, топливный кран двигателя №2 также был переведен в рабочее состояние. При переключении топливных кранов из положения «выключено» в положение «работа» во время полета, система FADEC (цифровая система управления двигателем) автоматически управляла перезапуском и восстановлением тяги путем подачи топлива и зажигания.

Однако для «Дримлайнера» эти действия носили запоздалый характер. Машина рухнула на общежитие медицинского колледжа.

Эксперты отмечают, что следствие продолжается, и причины остановки двигателей — ошибка пилотов, техническая проблема или иное — пока точно не установлены. Окончательные результаты расследования авиакатастрофы планируется обнародовать в течение нескольких месяцев. Но с наибольшей вероятностью можно предположить, что причина аварии — в человеческом факторе.

Второй пилот, которому доверили взлет машины, мог чрезмерно нервничать и совершать нелогичные действия, тогда как более опытный контролер по какой-то причине не увидел фатального отключения топлива.

К сожалению, «детские» ошибки летчиков — отнюдь не редкость, в том числе и в истории российской авиации.

7 сентября 2011 года останется трагической датой в истории мирового хоккея — в этот день стало известно о страшной авиакатастрофе, унесшей жизни игроков ярославского «Локомотива». Самолет, перевозивший команду в Минск на матч, потерпел крушение сразу после взлета из аэропорта «Туношна». Авиалайнер ЯК-42 упал на землю, что привело к гибели 44 человек: 36 пассажиров, включая хоккеистов и тренеров, и 8 членов экипажа. Единственным выжившим в этой ужасной трагедии оказался бортинженер Александр Сизов.

Тем не менее картина происшествия понятна, и онатпоказывает полную несогласованность действий обоих летчиков.

Первоначально ими была допущена ошибка в определении скорости, необходимой для принятия решения о взлете. Затем, в процессе разгона, пилоты применяли тормоза с непостоянной силой. По мнению экспертов, далее командир отклонил штурвал от себя, что привело к дополнительному прижатию носа самолета к земле. Бортинженер, заметив это, уменьшил тягу двигателей. Реакцией второго пилота на это действие стала фраза недоумения: «Что ты делаешь?». После этого командир экипажа немедленно взял управление на себя, а бортинженер, получив команду «Взлетный», вновь установил двигатели на полную мощность.

В дальнейшем пилоты столкнулись с приближающимся концом взлетной полосы, самолет начал вибрировать, и возникла паника, поскольку необходимая для отрыва скорость так и не была достигнута.

Командир принял решение продолжить взлет, выехав за пределы взлетной полосы на грунт. Пилоты установили стабилизатор и рули высоты в крайние положения, значительно превышающие необходимые, и с огромным усилием начали тянуть штурвал на себя, одновременно нажимая на педали тормоза. Это привело к отрыву самолета от земли, резкому подъему носа, подъему на высоту 5-6 метров, мгновенному крену влево и последующему крушению.

Главной причиной катастрофы признана та, по которой летчики, привыкшие летать на ЯК-40, почему-то не переучились управлять самолетом ЯК-42, у которого управление газом и тормозами сделаны по другой схеме.

Вечером 23 декабря 1984 года на борту самолета, следовавшего рейсом SU-3519 «Красноярск-Иркутск», произошло возгорание одного из трех двигателей.

Первоначально ошибочно предположили, что воспламенился центральный двигатель (№2). 27-летний бортинженер Ресницкий получил приказ его заглушить и запросил у диспетчерской службы аэропорта разрешение на экстренную посадку. Вскоре Ресницкий обнаружил неточность и доложил о реальном положении дел: левый двигатель (№1) функционирует нормально, центральный (№2) выключен (хотя фактически работал на минимальной мощности), а правый (№3) охвачен пламенем. Инженер активировал систему пожаротушения в ручном режиме и отключил горящий двигатель, но по невнимательности не перекрыл подачу топлива. В результате все три очереди пожаротушения оказались неэффективными: топливо продолжало поступать к горящему мотору, и огонь перекинулся на еще исправный двигатель №2. Тогда было принято решение… его запустить.

Уже через минуту экипаж осознал, что горят оба двигателя. Была предпринята попытка повторно выключить двигатель №2, но Ресницкий снова забыл перекрыть топливный кран. Остановить распространение огня не удалось. Пилоты попытались совершить посадку, используя только двигатель №1, но из-за воздействия пламени вышли из строя системы управления. Самолет потерял управление, резко накренился и упал в нескольких километрах от взлетно-посадочной полосы. В катастрофе погибли 110 человек, включая 7 членов экипажа. Одному из пассажиров удалось выжить.

14 сентября недалеко от пермского аэропорта потерпел крушение самолет Boeing 737-505, следовавший из Москвы. Изначально «Аэрофлот-Норд» подчеркивала высокую квалификацию экипажа, однако расследование обнаружило серьезные упущения как со стороны авиакомпании, так и со стороны пилотов.

Еще до взлета пассажиры почувствовали неладное. Одна из пассажирок, находившихся на борту, отправила сообщение своему знакомому, в котором говорилось, что речь командира звучала как речь «абсолютно пьяного человека». Выяснилось также, что пилот не имел полноценного отдыха в течение трех предыдущих дней и не успел восстановить летную форму. Анализ переговоров и данных бортовых самописцев показал, что командир воздушного судна Родион Медведев, находился в неадекватном состоянии, допускал ошибки в названиях эшелонов, употреблял нецензурную лексику, а на высоте всего 1200 метров совершил «бочку». Этот маневр оказался критическим для гражданского самолета, и вскоре он упал.

В первые годы после катастрофы рассматривались различные версии произошедшего. Были обнаружены некоторые технические неисправности самолета, а пилотов даже хвалили за то, что они отвели падающий самолет от жилой зоны. Однако со временем становилось все более очевидным, что ответственность за гибель всех 87 человек, находившихся на борту, лежит на командире воздушного судна. Против него неоднократно возбуждались уголовные дела, которые закрывались в связи со смертью подозреваемого. В конце 2012 года, через четыре года после трагедии, следствие окончательно завершило расследование, признав пилота единственным виновником.

Кстати, на борту «Боинга» был герой чеченских войн генерал Геннадий Трошев…

В 1994 году на борту Airbus A310, летевшего из Москвы в Гонконг, в пилотской кабине, оказались двое детей одного из пилотов, а также его коллега, тоже пилот. Тринадцатилетней девочке и пятнадцатилетнему мальчику разрешили по очереди управлять самолетом.

Экипаж считал, что при активированном автопилоте опасности нет, однако автопилот внезапно деактивировался. Самолет начал наклоняться набок, и подросток сообщил об этом отцу. Выяснилось, что пилоты недостаточно хорошо знали особенности этого типа самолета, и поэтому некоторое время не могли понять причину происходящего, пока не возникли критические перегрузки. Все это время юноша находился в кресле пилота, пытаясь исполнять указания, которые ему давали одновременно три пилота. В решающий момент, когда ситуация стала критической, самолет все же удалось вывести из штопора и выровнять. Командир воздушного судна наконец вернулся на свое место, и все почувствовали облегчение. Но рано: выяснилось, что самолет сильно потерял высоту, и через несколько секунд он столкнулся с возвышенностью, задев кроны деревьев, а затем разбился рядом с поселением недалеко от Междуреченска. Все 75 человек, находившихся на борту, погибли.

Список простейших ошибок экипажей, в результате которых падают самолеты, можно продолжать десятками других примеров со всего света. Что лишний раз показывает важность человеческого фактора и готовности летчиков выполнять свою работу. А в том, что она может быть безаварийной и без человеческих жертв, говорит опыт 10 авиакомпаний, которые никогда не роняли свои лайнеры:

Известная британская компания, основанная неординарным предпринимателем Ричардом Брэнсоном. С 1982 года специализируется на дальних рейсах, соединяющих Великобританию с Северной Америкой, Азией, Африкой, Карибским бассейном, Австралией и Ближним Востоком. Несмотря на несколько вынужденных посадок, за время своей деятельности авиакомпания не допустила ни одной жертвы. Полеты с ними не только безопасны, но и увлекательны: пассажирам предлагаются развлечения и даже массаж. Оригинальное расположение кресел в салоне — лицом к лицу и по диагонали — добавляет комфорта.

Британский бюджетный авиаперевозчик, основанный в 1995 году, является одним из лидеров в своем сегменте. Несмотря на доступные цены на билеты, компания обеспечивает высокий уровень подготовки пилотов и использует современный авиапарк. За время работы серьезных аварий не зафиксировано.

Еще один лоукостер, на этот раз из Ирландии, предлагающий билеты по цене от 6 евро. Компания ведет свою историю с 1984 года и, хотя и сталкивалась с некоторыми инцидентами, всегда обеспечивала безопасность пассажиров.

Успешно осуществляет перевозки с 1985 года, известна своим комфортом и высоким уровнем сервиса. Эта крупнейшая авиакомпания Ближнего Востока выполняет все полеты без каких-либо происшествий, повлекших человеческие жертвы.

Еще одна авиакомпания из ОАЭ, ориентированная на потребности клиентов (на борту даже предоставляется услуга «Летающие няни»). В одном из случаев пилот компании скончался во время полета, но успел успешно посадить самолет, сохранив жизнь всем находившимся на борту.

Быстро развивающаяся авиакомпания с Ближнего Востока, выполняющая рейсы из современного и удобного аэропорта в Дохе. С момента основания в 1993 году компания заботится о безопасной доставке пассажиров в пункты назначения.

Греция также может гордиться высоким уровнем безопасности полетов. С 1987 года авиакомпании удается избегать серьезных происшествий и жертв.

Одна из старейших авиакомпаний в мире: история полетов началась в 1929 году. Почти вековой опыт успешной перевозки пассажиров достоин восхищения!

Да, это тот самый российский лоукостер, которого критикуют за строгое соблюдение требований к габаритам багажа и перебои в работе сайта во время распродаж. Несмотря на некоторые неудобства, компания, работающая с 2014 года на новых самолетах, помогает экономить деньги, и, что самое главное, не имеет в своей истории катастроф.

Существует с 1993 года и, как и «Победа», является одной из самых безопасных отечественных авиакомпаний. В августе 2019 года пилоты компании продемонстрировали высочайшее мастерство, совершив экстренную посадку самолета на кукурузное поле под Москвой, подтвердив свой статус перевозчика без жертв.

Читайте также:

2025-07-11T21:20:38Z

Причину падения борта Air India связали с отключением подачи топлива в двигатели

2025-07-12T15:29:19Z

Пилоты рухнувшего в Индии пассажирского лайнера поругались перед катастрофой

Индийское управление гражданской авиации опубликовало первый отчет о катастрофе рейса AI171, унесшей жизни 260 человек

2025-07-12T07:11:48Z

Названа предварительная причина крушения пассажирского самолета «Air India» в Ахмадабаде

Причиной крушения в индийском Ахмедабаде самолета Boeing 787-8 Dreamliner авиакомпании Air India могло стать отключение подачи топлива в двигатели. Это следует из отчета бюро расследования авиационных происшествий страны. «Самолет достиг максимальной зарегистрированной скорости и сразу же после этог...

2025-07-11T00:30:15Z

WSJ узнала, что причиной крушения лайнера Air India могли стать действия пилотов

Расследование крушения самолета Boeing 787-8 Dreamliner, которое ведется американскими специалистами, пока не обнаружило проблем с техникой, при этом, скорее, указывает на ошибку пилотов, сообщает РИА Новости со ссылкой на газету Wall Street Journal.

2025-07-11T04:34:06Z

WSJ: расследование рассматривает как причину крушения Air India ошибку пилотов

Расследование крушения самолёта Boeing 787-8 Dreamliner авиакомпании Air India, которое ведут американские специалисты, пока не выявило проблем с техникой, а, скорее, указывает на ошибку пилотов, пишет газета Wall Street Journal со ссылкой на источники.