Эксперт: Дроны — не вундерваффе, но русские выделывают немыслимые кульбиты

Все новости — Оборона и безопасность

2025-07-13T00:50:31Z

СВ: атаки боевиков ВСУ под Харьковом захлебнулись в огне

2025-07-13T00:49:17Z

ТАСС: боевики ВСУ начали паниковать из-за ударов ВС России по зданиям ТЦК

2025-07-13T00:40:19Z

В Мордовии объявили беспилотную опасность

2025-07-13T00:34:29Z

На Украине повторно мобилизуют вернувшихся из плена солдат

2025-07-13T00:32:01Z

У стен Кремля караульный протер лицо сослуживца во время службы в жару

2025-07-13T00:30:47Z

В Новосибирске ветеранов СВО начнут обучать работе на агродронах

2025-07-13T00:30:39Z

Подполковник Дэвис призвал Запад понять, что воздействовать на Россию невозможно

2025-07-13T00:17:36Z

В Ивановской области объявили опасность атаки БПЛА

2025-07-13T00:15:24Z

Депутат Бессараб рассказала, как увеличить пенсию в два раза

2025-07-13T00:11:46Z

Угрозу атаки БПЛА объявили в Самарской области

2025-07-13T00:10:49Z

Нацразведка рассекретит документы администрации Байдена о внутреннем экстремизме

2025-07-12T23:29:34Z

Военкор Рожин: Боец РФ нашел солдата ВСУ по восковой свече

2025-07-12T23:29:26Z

В Белгороде ввели новый алгоритм оповещения об опасности атак БПЛА

2025-07-12T23:08:00Z

Два мирных жителя пострадали в результате атаки БПЛА в Белгородской области

2025-07-12T23:02:50Z

Марочко: ВС России почти на 3 км вклинились в оборону ВСУ в Днепропетровской области

Эксперт: Дроны — не вундерваффе, но русские выделывают немыслимые кульбиты

2025-07-10T21:18:00Z — Русские давно поняли, что будущее за массовым применением беспилотников, говорит в интервью Defence24 эксперт по БПЛА Томаш Дармолинский. Они действуют, учатся, адаптируются, их дроны совершенствуется. Сейчас они создали на фронте 10-километровую зону смерти, где уничтожается все, что движется.


Defence24: Насколько изменился российско-украинский конфликт?

Томаш Дармолинский: Очень изменился. В 2022 году, когда начались полномасштабные боевые действия, стороны конфликта начали массово применять беспилотные летательные аппараты. Это были в основном коммерческие дроны. Украина уже имела опыт работы с ними во время АТО, то есть еще с 2014 года. В 2022 году беспилотники использовались для наблюдения, например, при обороне Киева. Было создано специальное приложение, чтобы сообщать о передвижениях войск Российской Федерации. Солдат начали обучать управлять дронами, причем курс длился всего 3 дня. задача заключалась в том, чтобы оперативно получать информацию о местонахождении российских подразделений. Затем последовал ответ Российской Федерации, которая начала делать то же самое. Россия еще до СВО имела свой определенный опыт в данной сфере, например, при наведении артиллерийского огня, но это не была массовая практика. Началась гонка беспилотных вооружений. Коммерческие беспилотные летательные аппараты все больше адаптировались к боевым задачам, свой звездный час переживал Bayraktar, с самого начала конфликта на Украине летали польские FlyEye. Но именно 2023 год, год наступления ВСУ на Запорожье, стал прорывным.

— Почему?

— Украинцы массово применяли беспилотники, а россияне отвечали им наращиванием средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Украинцы ответили на это повышением уровня подготовки операторов беспилотников. Русские глушили сигнал GPS, коммерческие беспилотники с этими "глушилками" справиться не могли. Кроме того, коммерческие дроны производились по гражданским стандартам — и, следовательно, имели ограничения по геолокации и разрешенной зоне полета. Беспилотник с GPS не мог летать в запрещенные зоны. Российская Федерация методом спуфинга создавала запретные для полетов зоны, и украинские беспилотники сходили с ума. Им подавали фальшивый сигнал. Эти проблемы послужили толчком к развитию того, что мы имеем сегодня. Если раньше, в 2022 году, трех дней обучения для подготовки оператора вполне хватало, в 2023 году для этого требовалось уже семь дней. Началась война новых частот, появились дополнительные аспекты, новые области знаний, которые пилоты должны получить и научиться использовать их на практике. Речь идет уже не только об умении сбрасывать груз, но и о знании физики волн. В настоящий момент базовая подготовка оператора беспилотных летательных аппаратов длится от 10 до 14 дней.

Появились также дроны FPV, у которых нет таких систем стабилизации, они не так просты, именно их появление привело к тому, что наступил так называемый game-сhanger (переломный момент). Повторю: они являются тем самым game-сhanger, потому что это не просто дроны, а новый вид вооружения. Специально для них была изменена доктрина боевых действий. Это уже не коммерческие беспилотники, они изначально предназначены для использования на поле боя. Обучение работе с ними длится 6 недель. Изучаются аспекты электронного боя, новые типы антенн, операторы учатся использовать нестандартные частоты — пилот дрона FPV должен приобретать новые компетенции, кроме того, он не только управляет БПЛА, но и является одновременно сапером, водителем, оператором сложной многофункциональной системы. Кроме того, мы должны иметь эффективную систему передачи информации. Как я уже сказал, для этого было создано специальное приложение. Это очень важно, потому что мы должны видеть, за каким объектом дрон наблюдает, куда летит, как совершает сброс, должны иметь подтверждение попадания по цели. Вместе с дронами развивались и приложения. На манипуляторах для управления дронами устанавливалось приложение Oczy. А затем его встроили в общую систему армейского программного обеспечения, которое имеется как у украинцев, так и у русских. Такие программы разрабатывают обе стороны. Пилотирование дронов без стриминга просто не имеет смысла.

— Насколько Российская Федерация догнала Украину в войне беспилотников?

— Русские в значительной степени наверстали упущенное. Это не только мое мнение, так считают и другие эксперты. Использую "железнодорожную" метафору: в 2014 году поезд тронулся и поехал — то быстрее, то медленнее, Россия тогда наблюдала за тем, что происходит на Ближнем Востоке, как "Исламское государство"* использовало беспилотники, адаптировало некоторые вещи, но без каких-то прорывных идей. С 2022 по 2023 год это уже был скоростной поезд. Украинец в этом поезде работает главным машинистом, а русский просто стоит за его спиной, но иногда тоже берется за управление. Остальной мир едет соответственно в первом или втором классе — в первом едут Китай, который поставляет технологии, Западная Европа вместе с США едут во втором и даже третьем классе, а Польша едет в дрезине вслед за этим поездом.

— Неужели все так плохо?

— Даже хуже. Мы даже не на дрезине, а бежим за поездом. Наши дроны отлично справлялись со своими задачами, у нас были успехи в технологиях, но время уходит. Мы отстаем от России и Украины года на два. А в беспилотных технологиях это очень большой срок.

— Сколько дронов сейчас используется на фронте?

— Эффективность беспилотников в конфликте России с Украиной составляет от 40% до 50%. В день мы имеем примерно 8 тысяч подтвержденных попаданий. Допустим, что это поражение наносит каждый второй дрон, таким образом, получаем цифру от 16 тысяч до 20 тысяч беспилотных летательных аппараты в сутки.

— В 2024 году официально говорилось о 10 тысячах... в месяц

— В прошлом году Российская Федерация производила 40 тысяч разных типов дронов в месяц. В настоящее время эту цифру нужно умножить как минимум на три, если не больше. Это подтверждают последние атаки "Гераней". Каждые 2-3 дня русские атакуют Украину пятью сотнями этих беспилотников. Такой регулярности в прошлом году не было. Украинцы не отстают. В этом году на фронт уже доставлено 1,5 миллиона беспилотников, а всего их будет 2,5 миллиона. Киев хочет, чтобы 30% из них были дронами нового поколения, совершенно отличными от нынешних. Это уже новый класс дронов.

— Но такое насыщение беспилотниками войск требует большого количества пилотов. Стало ли уже стандартом, что в каждой роте есть свой оператор беспилотника?

— Учитывая, что обе стороны в настоящее время имеют специализированные полки операторов дронов, то к тому же в каждом даже не взводе, а в отделении имеется минимум один оператор дронов. Но нужно учитывать, что за так называемую линию беспилотников отвечают специализированные отряды. Именно они устраивают "карусели", то есть 24 часа 7 дней в неделю контролируют фронт и готовы немедленно поднять в воздух свои дроны и начать бой. У русских батальонная боевая группа держит в зоне своей ответственности в воздухе в среднем 300 беспилотников. Время с момента обнаружения до момента поражения составляет по нормативу не более 60 секунд.

(...) Русские поняли, что будущее за массовым применением беспилотников. Когда они видят очередное изменение тактики Вооруженных сил Украины, то делают самые немыслимые кульбиты, чтобы к ней приспособиться, и им это удается. Официальная структура российской роты на Украине в настоящее время включает как минимум 10 операторов беспилотников. Из-за дронов также была изменена тактика боя: теперь применяются так называемые боевые тройки и рассеивание пехоты. Русские действуют, учатся, адаптируются — иногда успешно, иногда не очень, но, к сожалению, российская армия совершенствуется. В ответ на насыщение беспилотниками обе стороны разрабатывают средства пассивной защиты. На фронте можно увидеть глубокие траншеи с навесом против сбросов, тепловую маскировку, макеты транспортных средств, предназначенные для обмана операторов, и даже ложные позиции с фальшивыми радиостанциями и антенны, чтобы заманить дроны в ловушку.

— На каких дистанциях действуют эти дроны?

— 10 километров от линии фронта — зона смерти. К этому следует добавить 20 километров зоны глубокой разведки. В настоящее время ситуация еще хуже, потому что русские проводят беспилотную разведку на 50 км вглубь Украины, а их дроны транслируют изображение в высоком качестве в режиме реального времени, в Full HD. Это обеспечивает дрон ZALА 20-Z. У них есть "Ланцеты" нового поколения. Кроме того, очень опасна "Герань-2" с модифицированными камерами наблюдения. Они, учитывая их способность очень долго оставаться в воздухе, эти дроны могут вести постоянное наблюдение на глубине 150 километров.

— Я видел фотографии поврежденного российского беспилотника — одни говорят, что видят там "кубики" с ИИ, другие, что никакого ИИ там нет. Мнения разделились. Что вы об этом думаете?

— Мы знаем, что русские внедрили беспилотники с машинным обучением и используют их на Украине. Они распознают цель и поражают то, что соответствует алгоритму. Эти компоненты русские получили с Запада. Российская Федерация экспериментирует с этой технологией и, к сожалению, уже имеет в этой сфере успехи. Российский ИИ — это тема для отдельного разговора. Эта технология рождается в бою.

— Вернемся к так называемой зоне смерти, потому что это звучит очень драматично. Значит, беспилотник теоретически может уничтожить любое транспортное средство с экипажем?

— Да, русские перенимают и адаптируют тактику украинцев. Москва копирует украинские методы борьбы с беспилотниками. Ответом на польские FlyEye, используемые украинцами, стали Орланы и Zala. Когда украинцы начали сбивать российские дроны своими БПЛА, русские стали поступать так же. Речь идет о специальных дронах FPV — обычный дрон для этих целей не подойдет.

— То есть можно говорить о существовании на современном поле боя еще одной категории вооружения —антидронов?

— Русские используют их на Украине уже два месяца. Это антидроны FPV.

А как сейчас с беспилотниками борется пехота?

— Поразить беспилотник из огнестрельного оружия непросто. В Польше много говорили о применении на Украине дробовиков. На эту тему появилось множество мифов. Дробовик поможет солдату, если он заметит дрон на оптоволокне. Они летают на малой скорости, поэтому тут ружье может быть эффективным. Но когда дрон летит на вас со скоростью 70 км в час, то вероятность сбить его невелика.

Законы физики не обмануть. Разогнанная масса будет двигаться силой инерции вперед. Но и та, и другая сторона насытили пехотные подразделения гладкоствольным оружием. В настоящее время применяются специальные боеприпасы для сбивания дронов. При подготовке пехотинцев отрабатывается стрельба по дронам. Под Курском мы видели, как это делают, например, северокорейские солдаты.

— Украинская разведка даже опубликовала корейскую инструкцию на этот счет. Один солдат играет роль приманки для дрона, а его товарищи открывают по этому БПЛА огонь. Его судьба незавидна. Я имею в виду этого солдата-приманку.

— Как это ни парадоксально, если огонь по дрону открывает группа солдат, то это может быть эффективно. Мы знаем, что все участвующие в конфликте стороны отрабатывают этот прием. Более того, иногда это единственный способ спастись от дронов.

— А "глушилки", так называемые РЭБы?

— Они могут оказаться неэффективными. Это бывает. Внедрение беспилотных летательных аппаратов следующего поколения делает старое поколение РЭБ неактуальными. Эти системы тоже должны развиваться.

— Не являемся ли мы уже свидетелями битвы операторов дронов? Не получается ли так, что по обе стороны так называемой серой зоны сражаются просто две команды операторов беспилотников, которые ищут машины противника, наблюдают, атакуют, летают, а пехота в бой включается в самом конце, когда противник уже подходит к ее окопам? Не превратился ли это конфликт исключительно в битву беспилотников?

— Нужно помнить, что мы имеем дело с фронтом протяженностью более тысячи километров. Несмотря на плотное насыщение территории Украины беспилотниками, все участки прикрыть не получается. Но вернемся к 10-километровой зоне смерти за первой линией фронта. Вопрос, прилетит ли дрон, тут не стоит, единственный вопрос — когда именно это произойдет. Любые транспортные средства в серой зоне гарантированно уничтожались, поэтому грузы стали доставляться вьючными животными или теми же беспилотниками.

(...)

— Что в этой ситуации должна делать Польша?

— Вернемся к моей метафоре о поезде. Мы должны быть в первом классе, хотя бы в последнем купе вагона, но в первом классе. У нас технологический провал, потому что фронтовые технологии на полных парах движутся вперед. Цикл жизни беспилотных технологий на Украине составляет 6 недель. От 3 до 4 недель — это время разработки нового решения, в общей сложности 6 недель занимает подготовка нового дрона к дебюту на поле боя. Через 3 дня противник узнает, что к чему, что это такое, и копирует удачное решение. Если посмотреть на масштабы применения беспилотников на Украине, то они находятся на шестом уровне технологической готовности. Напомню, максимальный уровень — девятый. (...)

Что нас сдерживает, так это то, что наша бюрократия функционирует по алгоритмам мирного времени, когда прототип использовать нельзя. Нам нужно достичь уровня 9, между тем, украинцы уже сражаются с беспилотниками шестого уровня, то есть такими, которые формально не могут состоять на вооружении польской армии. Там, как только дрон попадает на фронт и получает положительный отзыв от украинского оператора, он формально уже выходит на 9 уровень и передается в массовое производство. Путь от 6 до 9 уровня — это быстрый и естественный процесс. А у нас, естественно, длительные тесты и испытания. Такие у нас, увы, процедуры, их надо максимально упростить, потому что наши дроны участвуют в реальных боях.

— Коль скоро мы создали ПЗРК Piorun и БМП Borsuk, то, наверное, мы должны быть лидером в дронах. У нас есть сильный ВПК, так что база у нас отличная. Инновации в области дронов, похоже, вполне нам доступны. Дроны, наверное, не так сложны в изготовлении, как другие виды вооружения. Или я ошибаюсь, и это не так просто?

— Нет, все не так просто, как кажется. Дроны — это война частот, низкоэнергетические системы связи и т. д. У русских есть нестандартные частоты для передачи видео, основанные на китайских решениях. Последние два года я занимался производством дронов в Польше, и поверьте мне, у нас есть проблемы. Производственные мощности для выпуска электроники, к сожалению, находятся в Китае, а не в Польше. Мы должны это изменить. (...)

— Напоследок хотелось бы спросить об общей оперативной ситуации на Днепре

— Во время последних налетов на Киев украинская противовоздушная оборона не работала, это очень плохой знак. Ракетным ударам предшествует атака роев дронов. Русские постепенно идут вперед, на Украине наблюдается нехватка новобранцев. На мой взгляд, мира не будет — в том смысле, в каком мы его хотели бы видеть. (...) Украинские солдаты полны решимости сражаться, но они устали, потому что нет ротации. Русские готовятся к наступлению. Июль будет очень сложным. Земля твердая, так что погода благоприятствует наступлению. Дроны осложняют наступательные операции, но не могут их предотвратить. Дроны — это не вундерваффе. Это всего лишь один из элементов вооружений. Как авиация в начале Первой мировой войны и танки в конце, как бронетанковое оружие во Второй мировой войне. Мы будем свидетелями дальнейшей эволюции дронов в этом конфликте.

— Спасибо за беседу.

* запрещенная в РФ террористическая организация, прим. ред.

Читайте также:

2025-07-03T20:20:00Z

Дроны-невидимки: почему украинские беспилотники прорывают оборону — объяснение историка ПВО

Украинские беспилотники типа "Лютый" способны преодолевать более 1000 км и поражать цели в глубине российской территории благодаря особой конструкции и тактике применения Об этом в интервью изданию Украина.ру рассказал военный эксперт, историк войск ПВО Юрий Кнутов

2025-07-08T15:05:00Z

Традиционные БПЛА уходят в прошлое: украинский фронт разрывает новое оружие

Оптоволоконные беспилотники неуязвимы для средств радиоэлектронной борьбы и могут поражать противника даже на хорошо замаскированных позициях, пишет WSJ. Россия первой разработала этот вид БПЛА и успешно применила их прошлой осенью. Украина тут же устремилась в погоню за технологией.

2025-07-06T07:46:10Z

Россияне восхищают смекалкой: на линии фронта замечен БПЛА нового поколения

Журналист Дэвид Хэмблинг заявил, что российские военные совершили очередной прорыв в области дроностроения.

2025-06-30T08:57:14Z

Военный эксперт Кнутов: ослепляющие дроны ВСУ лазеры оказались точнее винтовок

Telegram-канал Mash опубликовал кадры работы новой российской системы ПВО с боевым лучом.

2025-06-29T21:06:00Z

Россия пошла на хитрости: новая тактика беспилотных ударов обескуражила ВСУ

Россия постоянно дорабатывает свои беспилотники технически и внедряет новую тактику их применения, пишет Forbes. "Герани" и "Ланцеты" всё легче преодолевают украинскую оборону, бьют тревогу в Киеве. Хитрости российских дроноводов ВСУшникам и в голову не приходили.