Экономист Холод: Уменьшение веса и объема продуктов производителями разгоняет инфляцию

Все новости — Экономика

2025-07-18T12:15:06Z

В России появится новый вид льготных кредитов для малого бизнеса

2025-07-18T12:14:00Z

Экономист Дудчак: в России у самозанятости есть право на существование

2025-07-18T12:13:39Z

Рублевый штиль. Эксперт Абелев спрогнозировал курсы валют на август

2025-07-18T12:12:00Z

«Ценозавр»: водка, коньяк и ром подорожали больше, чем на 12% с начала года

2025-07-18T12:09:00Z

Банкам предложили разрешить увольнять недобросовестных сотрудников

2025-07-18T12:04:31Z

SCMP: ЕС включил в 18-й пакет санкций против России китайские банки

2025-07-18T12:03:29Z

Кусок Марса продали за 413 миллионов рублей

2025-07-18T12:00:00Z

Вице-президент Гильдии риэлторов РТ предупредил о рисках наличных расчетов

2025-07-18T11:59:28Z

Экономист Кричевский: США не будут слушать призывы прибалтийских стран-карликов

2025-07-18T11:56:33Z

ОСК получила высший кредитный рейтинг от агентства НКР

2025-07-18T11:56:00Z

Тариф на услуги оператора страховой АИС предложили увеличить до 1% из-за киберугроз

2025-07-18T11:54:00Z

Доля Ирана в экспорте кукурузы из РФ в 2024/25 сельхозсезоне выросла до 64%

2025-07-18T11:53:22Z

"Колебания в воздухе". Аксаков о новом пакете санкций ЕС

2025-07-18T11:51:33Z

Эксперт Севостьянов: РФ имеет шансы войти в тройку ведущих экономик мира по ППС

2025-07-18T11:49:22Z

Евросоюз вводит автоматический механизм для изменения потолка цены на нефть

Экономист Холод: Уменьшение веса и объема продуктов производителями разгоняет инфляцию

2025-07-10T12:35:10Z — Шринкфляция, то есть уменьшение веса и объема продуктов при сохранении прежней цены — это не самая честная, хоть и легальная практика, которая не сдерживает подорожание товаров, а лишь маскирует и даже ускоряет его, говорит доктор экономических наук, бывший заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Леонид Холод. Главный стимул такого поведения производителей — это инфляционные процессы… Сообщение Экономист Холод: Уменьшение веса и объема продуктов производителями разгоняет инфляцию появились сначала на Общественная служба новостей.


Шринкфляция, то есть уменьшение веса и объема продуктов при сохранении прежней цены — это не самая честная, хоть и легальная практика, которая не сдерживает подорожание товаров, а лишь маскирует и даже ускоряет его, говорит доктор экономических наук, бывший заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Леонид Холод. Главный стимул такого поведения производителей — это инфляционные процессы в экономике, указал он. Соответственно, чтобы прекратить шринкфляцию и обратить ее вспять, необходимо серьезное понижение уровня инфляции. Такой оценкой эксперт поделился с Общественной службой новостей.

Собственно, в России в последние годы шринкфляция приняла практически повсеместный характер. Из классических примеров: молоко в бутылках объемом 900 миллилитров вместо литра и пиво по 0,45 л вместо традиционных «ноль-пять». Не так давно к ним начали присоединяться и другие товары. Так, покупатели регулярно замечают, что, например, в магазинах «похудело» сливочное масло — теперь стандартная пачка может весить 160 грамм вместо 200, хотя цена осталась неизменной. То же самое — с мороженым, шоколадом и многими другими продуктами.

«Это только скрывает инфляцию, но не сдерживает рост цен»

«Игра с упаковкой, с моей точки зрения — это маркетинговый прием на грани обмана. Почему? Потому что человек приходит и видит знакомую упаковку, покупает этот товар. Вес при этом часто указан где-то с задней стороны, еще и не очень крупным шрифтом. Поэтому, я считаю, это нехорошо. Тем более что удерживать цены это совершенно не позволяет, — говорит Леонид Холод. — Условно говоря, вы покупаете сахар. Позавчера упаковка весила килограмм, а сегодня 900 грамм по той же цене. Но ведь один грамм сахара для вас все равно подорожал. То же самое, когда мороженое раньше весило 100 грамм, а теперь 70, или масло было по 200 грамм, а сейчас по 160. Это только скрывает инфляцию, но не сдерживает рост цен. Более того — наоборот, ускоряет. Потому что 160-граммовая упаковка масла от одного производителя дорожает ровно так же, как и двухсотграммовая от другого. Добавьте потерянные 40 грамм, и будет акселерация инфляции по отношению к тем немногим, кто продолжают выпускать масло по 200 грамм».

По словам экономиста, шринкфляция позволяет производителям «протаскивать» на рынок повышение цен. Об уменьшении объема и веса товаров покупателям никто не сообщает, поэтому когда 200 грамм продукта превращаются в 150 грамм по той же стоимости — то есть фактически происходит подорожание, — те неосознанно на это соглашаются. Таким образом, производитель устанавливает новую цену, приемлемую для него и кажущуюся приемлемой для потребителя, в обход мнения самого потребителя.

«Но уголовного ничего в этом нет, насколько я понимаю. Формально никто никого не обманывает, как, например, в случае фальсифицированного масла. Там понятно — мошенничество. А здесь — ну сам дурак, надо было посмотреть внимательно, вес ведь указан, — отметил собеседник издания. — Но вообще сейчас народ стал понимать, что, например, масло бывает не только по 200 грамм, но и меньше, что мороженое уменьшается в объемах и так далее. Люди это видят и в своем акцепте [принятии] цены учитывают. Когда-то же вообще не понимали. Когда только начали уменьшать объемы привычных упаковок, люди на это ловились. Сейчас уже меньше ловятся. Пройдет еще какое-то время, просто привыкнут к разным типам размеров, и все».

Что касается пределов «похудения» товаров, то, заметил Холод, тут действия производителей относительно ограничены. Шринкфляция распространена во всем мире, и стандарты веса и объема продуктов уже устоялись — они дробные, например, 200, 150, 100 и 50 грамм, пояснил он. Изобрести новый формат «маркетинговых изощрений» и теневого повышения цен сложно, поэтому, вероятно, данный процесс завершится, когда производители перепробуют все возможные размеры продуктов, добавил эксперт.

В будущем все это приведет к тому, что на полках магазинов будут лежать по несколько весовых вариаций одного продукта, а покупатели будут четко понимать, что объем и вес товаров могут варьироваться, считает собеседник издания. Не исключено, что в этом многообразии окажутся и классические размеры: полный литр, «честные» ноль-пять, масло по 200 грамм и так далее.

«Ой, у меня падает рентабельность, подстрахуюсь и продам меньшее количество товара за ту же самую цену»

О том, что нужно для возвращения продуктов к привычным весам и объемам, Холод сказал:

«Главная вещь, которую всегда у нас почему-то недооценивают — конкуренция. Если конкуренты выпускают, допустим, пиво, и цена у них примерно одинаковая, и вдруг один из них решает в качестве преимущества установить объем 0,5 литра вместо 0,45, то, конечно, покупатель будет предпочитать именно это пиво при прочих равных условиях. Поэтому, во-первых, для этого нужна конкуренция. А во-вторых, должна успокоиться инфляция, потому что сейчас [шринкфляция со стороны производителей] часто продиктована подспудными маркетингово-экономическими соображениями: “Ой, у меня падает рентабельность, подстрахуюсь и продам меньшее количество товара за ту же самую цену”. Но если инфляции у вас нет, то и стимула этого нет».

Читайте также:

Читайте также:

2025-07-18T04:21:32Z

Эксперты предложили зафиксировать цены на продукты для сдерживания инфляции

Цены в России растут не так быстро, но это временно — считают эксперты Центра макроэкономического анализа. Чтобы избежать нового скачка инфляции, они предлагают на 3–4 месяца заморозить стоимость социально значимых продуктов. Как сообщает газета «Известия», в новом докладе Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) указано: текущее замедление инфляции связано с временными факторами, которые вскоре сойдут на нет.

2025-06-30T15:02:00Z

Эксперт: снижение НДС на еду сделает ее доступнее для населения

Группа депутатов Государственной Думы от партии "Справедливая Россия - За Правду", возглавляемая Сергеем Мироновым, инициировала внесение изменений в налоговую систему. Во внесенном в ГД законопроекте предложено сократить ставку налога на добавленную стоимость (НДС).

2025-07-01T07:14:00Z

Экономист Тимофеев указал на снижение стоимости некоторых продуктов с начала года

Инфляция с лета прошлого года составила 9,4%, а с начала 2025 года — лишь 3,6%. Экономист, кандидат экономических наук, доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Александр Тимофеев сообщил в беседе с Life.ru, что, несмотря на рост цен на коммунальные услуги и некоторые товары, стоимость продуктов демонстрирует не только замедление роста, но и снижение.

2025-07-08T17:10:53Z

Депутат Оглоблина: для регулирования цен на продукты питания необходима «вилка»

Депутат Оглоблина: для регулирования цен на продукты питания необходима «вилка»

2025-07-16T17:39:00Z

Опрос ЦБ показал, что охлаждение внутреннего спроса сдерживает аппетит компаний к импорту

Сложности с расчетами и логистикой, с которыми российские импортеры столкнулись из-за санкций, удается постепенно преодолевать, однако рост внешних поставок ограничивают не только они: важным сдерживающим фактором является слабеющий внутренний спрос, свидетельствуют итоги проведенного Банком России опроса предприятий.В среду ЦБ опубликовал свой традиционный обзор "Региональная экономика.