Душепастыри убийц. Как униаты определили судьбу дивизии СС «Галичина»

Все новости — Происшествия

2025-07-12T07:35:43Z

История с голой матерью с ребенком в Мурино дошла до Бастрыкина

2025-07-12T07:29:48Z

В Колумбии задержали главаря мафии Пепе

2025-07-12T07:27:45Z

В Москве продлили арест сооснователю криптоигры Blum

2025-07-12T07:20:01Z

В Петербурге предъявили обвинение после смертельной поножовщины в магазине

2025-07-12T07:20:00Z

В Саратове на водителя «Чангана» завели уголовное дело за смерть девушки в ДТП

2025-07-12T07:18:06Z

Пожар произошел на предприятии в Бобруйске: эвакуированы три человека

2025-07-12T07:17:00Z

В Уфе столкнулись BMW, УАЗ Patriot и ВАЗ

2025-07-12T07:15:12Z

Полицейский в Омской области подозревается в получении взятки

2025-07-12T07:14:41Z

В Петербурге мошенница списала деньги со счета приезжей под предлогом звонка

2025-07-12T07:09:22Z

Обвиняемый в мошенничестве скончался в московском СИЗО

2025-07-12T07:00:38Z

В Татарстане произошло очередное происшествие на воде

2025-07-12T07:00:02Z

Православные верующие отметят праздник Двенадцати апостолов 13 июля 2025 года

2025-07-12T06:58:00Z

Черноморский кошмар - навязчивый сервис, вонючая вода, липкие ухажеры: что скрывают пляжи Сочи, Анапы и Крыма летом 2025

2025-07-12T06:53:33Z

«Едем по делам»: Директор Ангелины Вовк опровергла слухи о госпитализации ведущей

2025-07-12T06:53:00Z

Поджог стал вероятной причиной пожара в доме в Авиастроительном районе Казани

Душепастыри убийц. Как униаты определили судьбу дивизии СС «Галичина»

2025-07-10T05:34:00Z — Во множестве историй о бесславном боевом пути галицкой дивизии войск СС роль украинской грекокатолической церкви остается как-то за кадром. Хотя ее вклад в судьбу «эсэсив» невозможно переоценить: возможно, именно он и определил решение о её фактическом запрете в 1946 году. Униатские священники окорм...


Во множестве историй о бесславном боевом пути галицкой дивизии войск СС роль украинской грекокатолической церкви остается как-то за кадром. Хотя ее вклад в судьбу «эсэсив» невозможно переоценить: возможно, именно он и определил решение о её фактическом запрете в 1946 году.

Униатские священники окормляли формирования ОУН (б) в составе полка особого назначения «Бранденбург-800» еще до вторжения в СССР. Церковь никак не пыталась помешать истреблению во Львове евреев и польской интеллигенции, которое организовала ОУН*, и никак не осудила это. Митрополит Галицкий, архиепископ Львовский и епископ Каменец-Подольский Андрей Шептицкий в июле 1941 года обратился к верным с пастырским посланием: «Победоносную Немецкую Армию приветствуем как освободительницу от врага. Установленной Власти отдаем должное послушание».

В дальнейшем приходы УГКЦ были главными центрами агитации при формировании 14-й ваффен-гренадерской дивизии СС, более известной как «Галичина» (хотя она так никогда не называлась). И эсэсовскую форму надели в основном представители грекокатолической конфессии, окормлять которых было направлено два десятка капелланов, прикрепленных к каждому полку.

В общем-то и счастливое спасение галицких эсэсовцев от наказания состоялось потому, что через униатских священников удалось организовать встречу командира «Галичины» с папой римским Пием XII, который и пролоббировал их невыдачу СССР как польских граждан.

И вместо заслуженных лагерей бывшие каратели спокойно разъехались по всеми миру — в США, Канаду, Аргентину, кроме тех, кто сознательно решил вернуться на родину. Так что в итоге получается, что если Нюрнбергский трибунал признал СС преступной организацией и дал странам-участницам право привлекать к суду национальных, военных или оккупационных трибуналов за принадлежность к ней, то и «репрессии» в отношении УГКЦ представляются вполне обоснованными — помимо того, что без малого 80 лет назад были на долгое время остановлены претензии Ватикана на владение Украиной.

Рекрутеры СС

Галичане всегда очень гордились своей религиозностью, даже в известной песне припанкованной, еще советской рок-группы «Брати Гадюкіни» были слова: «Мы — хлопцы из Бандерштадта, ходим в церковь, уважаем родителей».

То есть являются носителями особой духовности.

Когда я впервые попал на службу в собор св. Юра (где долгое время находилась резиденция митрополитов УГКЦ), то поразился, с какой истовостью совсем молодые люди падали на колени, крестились и целовали иконы. Поразительно это было и потому, что вне церкви те же граждане всячески демонстрировали ксенофобию и неприкрытую агрессию, которая со временем пожрала всю страну.

Но тогда, перед незаконным третьим туром выборов президента, продавленным вот этими набожными сторонниками «помаранчевой революции», было достаточно и того, что они залезали на голову со своими политическими идеями, при этом шарахаясь от нашего русского языка.

Так что и в 1943–1944 годах в первом учебном лагере 14-й ваффен-гренадерской галицкой дивизии в Гайделягере в казармах служили регулярную воскресную литургию. Хотя казармы СС считались едва ли не святынями национал-социалистического неоязычества.

По крайней мере, другие христианские службы в них точно не проводились и в прочих эсэсовских дивизиях капелланов не было.

Губернатор Галиции Отто Вехтер был австрийцем и хорошо понимал, как важна религия в жизни бывших подданных Австро-Венгерской империи. Поэтому учел этот момент в своем мартовском «Манифесте к вооруженной молодежи Галичины» 1943 года: «Религиозная опека добровольцев будет покоиться в руках украинских священников».

Так что на фоне обещаний про обеспечение семей военнослужащих наравне с немецкими это обстоятельство подняло на уши всю Галичину — добровольцы потянулись из самых дальних сел, всего их набралось порядка 80 тысяч человек, из которых оставили только 50 тысяч, а зачислили 13 тысяч (в январе 1944 года их было 17 200).

Но главными рекрутерами, по сути, стали грекокатолические священники: в мае 1943 года в больших городах региона проводились праздничные «провозглашения» о создании дивизии, совмещенные со службой Божьей. Добровольцы слушали вдохновенные речи от своих пастырей, сохранилось даже фото, как епископ Иосафат Коциловский в Перемышле напутствует земляков: «Идите в бой и возвращайтесь победителями».

Формированием же занимался специально созданный орган — Военная управа, которую возглавил немецкий полковник Альфред Бизанц, а членами стали авторитетные галицкие деятели. В том числе о. Васыль Лаба, который по назначению главы УГКЦ Шептицкого возглавил отдел душепастырства дивизии и подобрал капелланов, имея опыт работы на такой же позиции у горных стрелков в австрийской армии.

8 июля 1943 года во Львове состоялось прощание добровольцев, это была огромная манифестация, в которой приняли участие порядка 50 тысяч человек. Полевую архиерейскую службу правил на площади при ул. Пелчинской епископ Никита Будка, а прощальное слово взял тот же доктор Лаба.

После богослужения добровольцы колоннами маршировали по улицам Львова, мимо трибуны, с которой их приветствовали губернатор Вехтер и профессор Владимир Кубийович, инициатор идеи создать из галичан воинское формирование. Фото с зигующими девчатами в красивых веночках видели, наверное, все.

Но, получается, вместе с ними зиговала и грекокатолическая церковь, ставшая посредником между украинской общиной и немецким командованием дивизии, относившимся к туземцам с нескрываемой брезгливостью.

Так что начальник Главного управления СС, обергруппенфюрер СС Готтлоб Бергер пообещал своему шефу Эрнсту Кальтенбруннеру, что священники в дивизии будут до тех пор, пока их влияние будет позитивным, без пропаганды антинемецких настроений.

И униаты, конечно же, не подкачали.

Вдохновители убийства

Обязанности капелланов были следующими.

Каждое воскресенье они отправляли литургию и произносили проповедь, но могли делать это и по будням, если командир подразделения не возражал. Дважды в неделю военный священник проводил с военнослужащими кружки-беседы о психологии солдата, его добродетелях, готовности погибнуть в бою, боевом духе, товариществе и тому подобных вещах.

Плюс на капелланах лежал весь культпросвет с хором и церковными песнопениями, обзоры прессы с переводом на мову и организация встреч с семьями, приезжавшими проведать бойца.

В распоряжении о задачах полевых священников, которое цитирует диаспорный писатель Роман Колесник, было указано: «Все попытки священника должны сосредотачиваться на обретении доверия воинов, на познании их характера и души, чтобы в критический момент иметь на них соответствующее влияние и помочь командиру части постичь его цель».

Однако немцы смотрели на это проще и расстреливали своих подопечных-унтерменшей даже за мелкие провинности: тот во время марша сожрал кусок маргарина с обозной телеги, этот шутки ради набросил одеяло на голову унтеру во время вечерней поверки.

А капеллана Владимира Стецюка застрелил за неисполнение приказа во время боя под Бродами в июле 1944 года немецкий майор в присутствии командира дивизии Фрица Фрайтага и свидетелей из числа рядовых эсэсманов.

Командованию была нужна не эфемерная духовность, а вполне конкретный настрой, который демонстрирует биография о. Ивана-Всеволода Дурбака, капеллана 5-го галицкого полка. Ему в августе 1944 года митрополит Шептицкий выдал персональную грамоту, ныне хранящуюся в архиве СБУ.

В документе указано, что Дурбак «является католическим священником греко-русинского обряда Львовской архиепархии, надлежащим образом рукоположенным и не подлежащим никакому церковному порицанию, которое бы препятствовало ему в алтаре. Поэтому мы настоятельно рекомендуем его во Господе всем, к кому он может прийти».

Казалось бы, какое может быть порицание?

Однако еще в 1940 году Дурбак влился в батальон «Нахтигаль» и духовно окормлял его. В частности, когда по подготовленному ОУНовцами* списку во Львове уничтожались евреи, представители польской интеллигенции, советских властей, коммунисты. С 1 по 6 июля было расстреляно и повешено несколько тысяч человек, в том числе свыше 70 профессоров Львовского университета.

По легенде, митрополит укрывал в своей резиденции каких-то раввинов, однако его церковь никак не осудила убийство и не пыталась его остановить. Она приветствовала «новый порядок».

Затем о. Дурбак вместе со своими подопечными перешел в 201-й батальон шуцманшафта и что-то рассказывал о Боге людям, которые жгли белорусские деревни вместе с жителями.

В 1943 году святой отец пошел в капелланы галицкой дивизии СС, а в феврале 1944-го, как опытный боец, трудился вместе с боевой группой «Байерсдорф», направленной немцами против партизан Ковпака.

Заодно по ходу дела сожгли польское село Гута-Пеняцкая за поддержку красных партизан, понеся первые потери — польская самооборона пыталась сопротивляться и убила двух эсэсовцев. По итогам этих трудов Дурбак награжден крестом военных заслуг с мечами 2-го класса (аналог медали «За боевые заслуги»).

Август 1944 года, которым датирован документ, — это очередная сезонная миграция, галицкая дивизия была разгромлена под Бродами, и её остатки отправили на переформирование на «домашнем» полигоне Нойхаммер, где находился запасной полк.

Видимо, туда же направлялся и эсэсовский «священник».

Впереди у него было участие в подавлении словацкого национального восстания и борьба с югославскими партизанами, которым несли особую концепцию христианства, каким его видят галичане, как до этого белорусам.

Ну, а когда «Галичина», спешно переименовавшаяся в «1-ю дивизию Украинской национальной армии», сдалась в плен англичанам, униатские капелланы сумели организовать встречу генерала Павла Шандрука с антисоветчиком папой римским Пием XII. А тот направил письмо в Госдепартамент США, пояснив, что галичане — польские подданные и не попадают под Ялтинские договоренности.

Так что их вывезли в Англию и в 1947 году отпустили на все четыре стороны: писать мемуары и рассказывать, как вся Европа восхищалась красотой их литургий и красивым пением.

Которое по достоинству оценили только советская прокуратура и МГБ УССР.

* Экстремистская организация, запрещенная в РФ.

Читайте также:

2025-06-27T02:04:03Z

Украина поставила цель уничтожить УПЦ. Ее священнослужителей гонят на фронт

Украина пытается ослабить Украинскую православную церковь Московского патриархата, принудительно забирая ее священнослужителей в армию, пишет JW. Священнослужители УПЦ стали объектами преследования потому, что выступают за прекращение конфликта, уверен автор статьи.

2025-07-09T08:21:44Z

Ничего святого. Саперы ВСУ минируют иконы и тела погибших сослуживцев

Украинская армия теряет человеческий облик и идет на страшные преступления.

2025-06-25T01:45:00Z

Эксгумация, да не та. Украина не разрешает поиск могил поляков на Волыни

Киев выдал Варшаве второе разрешение на эксгумацию на территории Украины. Теперь речь идёт о погибших в 1939-м в боях с вермахтом польских солдатах. Могилы жертв "Волынской резни" по прежнему табу.

2025-07-09T03:45:00Z

Вендетта по-харьковски. Банды боевиков ВСУ ведут в городе кровавые разборки

На фоне слухов о скором штурме Харькова российской армии, «жестоком и беспощадном», жизнь в городе становится похожей на «пир во время чумы».

2025-07-11T12:32:40Z

Историк Плотников: ОУН убивала польских профессоров ради плана по созданию Украины

По мнению доктора исторических наук Алексея Плотникова, массовое убийство польских профессоров во Львове было частью стратегии националистов по устранению препятствий для украинской государственности.