2025-07-29T14:23:01Z
В СФ подготовят новые меры по защите информационной инфраструктуры
2025-07-29T14:21:33Z
«Разводят» на информацию: Названа причина взлома «Аэрофлота»
2025-07-29T14:16:48Z
"Уральские локомотивы" смогут серийно производить "Финисты"
2025-07-29T14:10:11Z
По путепроводу в составе будущего обхода Адлера запустили движение
2025-07-29T14:04:25Z
Пользователи массово жалуются на сбой в работе сайта «Почты России»
2025-07-29T14:01:00Z
Пассажиры «Мострансавто» оплатили проезд банковскими картами 97 млн раз с января
2025-07-29T14:00:00Z
В рамках операции «Чистый воздух» проверили свыше 2 тысяч авто в Татарстане
2025-07-29T13:59:00Z
Мишустин: укрепление транспортной связанности регионов остается ключевой задачей
2025-07-29T13:52:41Z
Популярный у женщин микрокар Pony за 400 тыс. руб. обновили в Китае
2025-07-29T13:51:48Z
В Москве перекрыли движение на Тверской улице, Ленинградском и Волоколамском шоссе
2025-07-29T13:51:00Z
Из Думы отозван законопроект о незавершенных объектах инфраструктуры на границе
2025-07-29T13:49:22Z
Эксперт отметил оперативность "Аэрофлота" в восстановлении графика полетов
2025-07-29T13:44:02Z
Глава СРЗП Миронов назвал халатность причиной сбоя в работе «Аэрофлота»
2025-07-29T13:44:00Z
Еще 3,4 тысячи машин эвакуировали за неправильную парковку в Подмосковье
2025-07-29T13:38:00Z
«Приехали с семьей в магазины, но пришлось развернуться». Нижегородцы жалуются на очередную эвакуацию ТЦ «Небо»
2025-07-09T11:00:00Z — Назначение Андрея Никитина главой Минтранса прошло с беспрецедентной скоростью. Новый министр получил пост в один из самых напряженных моментов для отрасли: массовые сбои в аэропортах, угрозы атак БПЛА и системные проблемы в логистике требуют срочных решений. Какие вызовы ждут Никитина и с чего он начнет — в материале обозревателя Альберта Бикбова.
Если говорить о стандартном «ритуальном» цикле – назначение исполняющим обязанности федерального министра – утверждение Госдумой РФ – подписание указа президентом России, – то поражает скорость, с которой Андрей Никитин избавился от приставки «и.о.».
Напомним, что вечером 7 июля Президент РФ Владимир Путин встретился с Никитиным в Кремле и назначил его исполняющим обязанности министра транспорта. Тут же, незамедлительно, Премьер-министр Михаил Мишустин внес его кандидатуру на утверждение в Госдуму. Уже утром 8 июля Госдума единогласно утвердила кандидатуру Никитина на пост главы Минтранса России. И сразу после обеда появился президентский указ о его назначении полноценным федеральным министром. На все про все ушло меньше суток!
Чем объясняется такая стремительность и единая позиция депутатов и президента?
Козырь Никитина – его личные качества и профессиональный опыт. Андрей Никитин родился 26 ноября 1979 года в Москве. С 2011 года он возглавлял Агентство стратегических инициатив, а с 2017 года – Новгородскую область. 7 февраля 2025 года он был назначен заместителем министра транспорта, где курировал цифровую трансформацию и стратегическое развитие отрасли. Ровно через полгода, 7 июля, Владимир Путин назначает его и.о. министра транспорта РФ. При этом накануне был подписан указ об отставке Романа Старовойта, занимавшего эту должность с мая 2024 года. Позднее стало известно о трагической кончине Старовойта – его тело нашли на территории Одинцовского городского округа.
С послужным списком у Никитина все в порядке: несколько лет успешной работы губернатором и главой федерального агентства, опыт в профильном министерстве.
Но, как представляется, ключевым фактором такого быстрого назначения стало то, насколько важна для России с ее протяженностью и логистическими вызовами транспортная отрасль. Оставлять ее без полноценного руководства – нельзя буквально ни на секунду.
Тем более, что назначение Никитина пришлось на достаточно кризисное время для транспортной отрасли.
Фото: © Алексей Филиппов / РИА Новости
Одним из первых и самых острых вызовов для нового министра стал авиационный кризис.
По данным Росавиации, с 5 июля по 06:00 7 июля авиакомпании отменили 485 рейсов, еще 1,9 тыс. рейсов были задержаны. Основной удар пришелся на аэропорты Шереметьево и Пулково. Причина – угроза атак беспилотников с территории Украины.
Авиакомпании были вынуждены вернуть 43 тыс. билетов, разместить 94 тыс. человек в гостиницах и обеспечить их питанием. По информации Коммерсанта, потери авиакомпаний могут составить до 20 млрд рублей.
Из-за массовых отмен рейсов возник дефицит билетов на поезда между Москвой и Петербургом. Люди тратили от 30 до 80 тыс. рублей на попутки или такси. Некоторые рейсы перенаправлялись в соседние города, откуда пассажиры добирались до конечной точки, проходя целый дорогостоящий квест. В самих аэропортах люди часами ждали вылетов, многие спали на полу из-за нехватки мест.
Новый министр Андрей Никитин обозначил приоритет: «Буду разбираться в первую очередь с ситуацией с аэропортами», – приводит его слова журналист Александр Юнашев.
Фото: © «Татар-информ»
Помимо очевидной причины – угрозы атак БПЛА, – кризис вскрыл массу структурных проблем. Так, в Шереметьево остро не хватало трапов и обслуживающего персонала. Ввести в строй новую технику быстро невозможно – требуется техобслуживание и допуск.
Добавилась проблема нехватки стоянок. Самолеты маневрировали по рулежным дорожкам, ожидая места у терминалов и подачи трапов. Некоторые рейсы приходилось обслуживать в соседних терминалах.
Отмечалась нехватка водителей буксировочной техники, а также сбоев в обслуживании бортового питания: не хватало машин и людей для доставки еды, и уборки использованной посуды. В ряде случаев самолеты простаивали по нескольку часов.
Авиакомпании ищут варианты компенсаций: обсуждаются льготы и субсидии для перевозчиков, вынужденных нести убытки и обеспечивать питание и жилье пассажирам в период простоев. Эти запросы прорабатываются как на уровне самих компаний, так и аэропортов.
Все эти вызовы ложатся теперь на плечи нового министра.
Выступая перед депутатами, Андрей Никитин назвал приоритетами:
Он отметил, что ключевые направления развития отражены в национальных проектах «Эффективная транспортная система» и «Инфраструктура для жизни»:
«Мы должны смотреть на эти национальные проекты глазами нашего народного хозяйства, наших промышленных предприятий, наших грузоотправителей – тех, от кого зависит развитие экономики страны, тех, кто благодаря экспорту нашей продукции помогает нам развивать отношения с дружественными странами», – подчеркнул Никитин.
Он также отметил, что инфраструктура должна быть удобной для семей с детьми и ветеранов СВО. Этот вопрос останется приоритетом для министерства.
Фото: © Михаил Захаров / «Татар-информ»
Минтранс координирует работу таких структур, как РЖД, Росавиация, Росавтодор и внутренний водный транспорт. Потому Никитину предстоит сосредоточиться на такой управленческой задаче как повышение качества управления отраслью. При этом управлять необходимо на современном уровне с использованием всех ведущих современных технологий.
Одна из перспективных тем – развитие беспилотных систем (не только военного, но и гражданского характера. У Никитина, кстати, это довольно неплохо получалось в Новгородской области, где он приложил руку к созданию отечественного БПЛА «Князь Вандал», проекту «Дронница» (главный всероссийский слет операторов боевых дронов), программам подготовки операторов. Теперь этот опыт предстоит масштабировать на федеральный уровень. Дроны могут быть полезны в логистике, сельском хозяйстве, мониторинге инфраструктуры.
Фото: © Михаил Захаров / «Татар-информ»
Еще одна задача – остановить падение объемов железнодорожных перевозок. Бизнес все чаще выбирает автотранспорт. Чтобы вернуть грузооборот на рельсы, железнодорожные перевозки должны быть конкурентными – и по тарифам, и по удобству. Здесь важна поддержка мультимодальных маршрутов, включая развитие перевалочных пунктов.
Острая проблема – транспортный коллапс в городах из-за хаотичной застройки окраин. Новые микрорайоны появляются без продуманной дорожной инфраструктуры. В результате – пробки, социальное напряжение. Разрешения на строительство, как подчеркивают эксперты, стоит выдавать только после оценки транспортной доступности. Минтранс здесь может и должен играть ключевую координирующую роль.
В общем, проблем у транспортной отрасли в России очень много и решать их необходимо быстро. Так что пожелаем новому министру выдержать это нелегкое испытание.
2025-07-10T11:58:22Z
Российский премьер Михаил Мишустин на заседании 10 июля представил своему кабинету нового министра транспорта — Андрея Никитина.
2025-07-08T15:34:13Z
В ближайшие годы Минтранс сконцентрируется на развитии высокоскоростных магистралей, пообещал Андрей Никитин, выступая перед депутатами Госдумы согласно процедуре утверждения на посту министра транспорта. В ответ председатель ГД Вячеслав Володин попросил его не забывать о речном транспорте и простых электричках. На заседании во вторник нижняя палата парламента единогласно - 408 "за" - утвердила Никитина на должность министра транспорта. Затем президент Владимир Путин подписал указ о назначении нового руководителя ведомства.
2025-07-07T20:24:00Z
Сегодня президент России назначил Андрея Никитина и.о. главы Минтранса России, ранее он занимал пост заместителя главы ведомства.
2025-07-07T08:01:17Z
Президент России Владимир Путин выбрал нового министра транспорта, исходя из профессиональных качеств и опыта кандидата. Об этом заявил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков на брифинге.
2025-07-08T22:15:50Z
Заместитель руководителя Администрации Президента России Сергей Кириенко высоко оценил профессиональные качества Андрея Никитина, нового главы отечественного Министерства транспорта