Глава ТПП РФ Сергей Катырин рассказал о росте рынка народных художественных промыслов

Все новости — Культура

2025-07-14T15:46:59Z

HBO объявили о запуске производства телесериала о Гарри Поттере

2025-07-14T15:45:01Z

«Все сошли с ума и начали делать какие-то невероятные вещи». Овечкин — о рекорде, Джордане и судьбе козленка

2025-07-14T15:43:27Z

LIFE возрождает бренд LIFE NEWS эксклюзивно для мессенджера MAX

2025-07-14T15:42:00Z

В сети появились фото 49-летней Риз Уизерспун без макияжа

2025-07-14T15:41:08Z

"РГ" вспоминает одни из лучших работ режиссера Юрия Мороза

2025-07-14T15:39:56Z

С безумствами сценария "Вундеркинда" режиссера Кальдеры сложно мириться

2025-07-14T15:37:48Z

Психолог Наумова сравнила Гном Гномыча с Бритни Спирс

2025-07-14T15:32:00Z

Летние активности предлагают высоковчанам в парке «Березовый» в Клину

2025-07-14T15:29:30Z

На кинофестивале в Ессентуках журналисты выбрали лучший фильм

2025-07-14T15:27:20Z

Появилось первое фото со съемок сериала «Гарри Поттер»

2025-07-14T15:24:00Z

В Сеть выложили первое фото с Домиником Маклафлином в роли Гарри Поттера

2025-07-14T15:16:40Z

Внучка Грейс Келли повторила ее образ 71-летней давности

2025-07-14T15:11:24Z

В Воронеже выставили работы автора самого большого гобелена в мире

2025-07-14T15:08:12Z

Старейшая библиотека Венгрии пострадала от нашествия жуков

2025-07-14T14:54:38Z

Алма-Атинский театр спел на Красной площади в Москве казахскую песню

Глава ТПП РФ Сергей Катырин рассказал о росте рынка народных художественных промыслов

Глава ТПП РФ Сергей Катырин рассказал о росте рынка народных художественных промыслов

2025-07-07T15:19:00Z — В Торгово-промышленной палате (ТПП) Российской Федерации состоялось совещание, в рамках которого обсуждалось развитие рынка народных художественных промыслов в стране. Представители отрасли поделились своими текущими планами и обозначили проблемы, с которыми сталкиваются производители данной сферы.


Несмотря на то, что в отрасли занято более двухсот тысяч человек, острая нехватка квалифицированных кадров остается одной из основных трудностей. По словам президента ТПП РФ Сергея Катырина, низкая рентабельность отрасли приводит к невысоким зарплатам, что не привлекает молодежь к продолжению традиций.

В прошедшем году объем рынка народных художественных промыслов превысил 12 миллиардов рублей, продемонстрировав рост около 4%. При этом экспорт составляет лишь около 5% от общего объема продаж. Рынок делится на три главных сегмента: предметы интерьера и декора (почти 50%), одежда и аксессуары (около трети), а также подарки и сувениры (пятая часть).

Согласно заявлению Сергея Катырина, около 44% рынка приходится на Центральный федеральный округ, где расположены крупные производства. В их числе — известные предприятия Гжели и Павловского Посада. 25% производства сосредоточено в Поволжье, включая хохлому и дымковскую игрушку в Кирове. Остальная часть распределена по другим регионам России.

Гжель, с ее уникальной росписью по керамике в бело-синих тонах, является одним из самых узнаваемых народных промыслов России. Гжельский фарфоровый завод, существующий с XIX века, специализируется на этой технике.

Согласно информации, представленной генеральным директором завода Верой Коноваловой, предприятие выпускает более 1000 видов продукции — в основном столовую посуду, предметы интерьера и сувениры. 70% изделий имеют признанное художественное значение.

Глину для производства привозят из Иркутской области, каолин — из Донецкой, а пегматит — с Урала. Используются только натуральные материалы без химических добавок. Фабрика применяет два вида массы: пластичную для плоских изделий и литейный шликер для полых форм.

В структуре стоимости самого популярного изделия — кофейной кружки — сырье составляет чуть больше 20%, топливо — 8%, оплата труда — 50%, а остальное — прибыль.

Процесс изготовления занимает не менее трех недель. Около сорока художников расписывают до 23 000 изделий в месяц, или 260 тысяч в год. В прошлом году это принесло компании 130 миллионов рублей, что на 19% больше, чем в 2023 году.

По словам гендиректора фабрики «Паха Тере» и фабрики спецодежды «Вилан» Наталии Посынкиной, «Паха Тере» существует уже более 100 лет и производит одежду с национальной вышивкой, сувениры, сценические костюмы, скатерти, полотенца, чайные и столовые наборы.

Перед тем как нанести узор, эксперты изучают его историческое значение. В чувашской вышивке каждый орнамент несет в себе символику оберега и рода.

Вместе с супругом Наталия 25 лет назад начала производство спецодежды, а через семь лет они приобрели убыточную «Паха Тере», увидев в предприятии уникальное достояние, которое нельзя потерять. Предприниматели сохранили бренд, мастеров, архив и продолжили производить уникальные изделия.

Пятая часть продукции «Паха Тере» создается вручную или с использованием машин, остальные 80% — автоматизированным способом, что ускорило производство на треть. Расширение ассортимента требует новых площадей.

Поэтому компания строит новое здание, где через два года разместятся мастерские, выставочный зал, музей, кафе и магазины. Стоимость проекта — 120 миллионов рублей.

Все средства — собственные, полученные от продажи спецодежды, прибыль составляет около 200 миллионов рублей в год. Продажи национальной продукции приносят в десять раз меньше, но растут на 10% в год.

Глава предприятия отмечает, что сейчас в легкой промышленности наблюдается нехватка кадров. Молодежь не хочет работать швеями, поэтому приходится автоматизировать производство.

У «Паха Тере» есть флагманский магазин в центре Чебоксар, признанный Минпромторгом лучшим сувенирным магазином в стране. Кроме того, сотрудники фабрики проводят экскурсии и мастер-классы.

По словам Наталии Посынкиной, посетителей мастер-классов обучают ручной вышивке, им предоставляются все необходимые материалы, которые затем можно забрать домой.

В 130 километрах от Чебоксар находится Казань — город с богатыми ремесленными традициями. Одна из них — производство обуви в технике «кожаная мозаика», которую освоили мастера компании «Сахтиан».

Артемий Артемьев — сооснователь компании «Сахтиан», производящей около 2000 пар традиционной татарской обуви в год. Он работает на предприятии с момента запуска — компанию основали его родители. Особенность технологии, применяемой на производстве, заключается в том, что кусочки кожи не просто наклеиваются, а вставляются друг в друга. Это — древняя методика изготовления изделий, возраст которой составляет около 600 лет. «Сахтиан» — единственное производство, которое ее использует. «Такое нельзя сделать на станке», — рассказывает соучредитель предприятия.

Специалисты используют традиционный орнамент и вписывают его в актуальный силуэт обуви, сохраняя баланс между традициями и современностью. Такие модели становятся все более популярными среди молодежи.

Разработка новой модели стоит около 50 000 рублей, а производство занимает около пяти дней. Самые популярные мюли продаются за три дня. Основные продажи (80%) приходятся на шоурум в центре города, остальное — на социальные сети и индивидуальные заказы. Продажи через маркетплейсы невозможны, так как каждое изделие уникально.

По словам Артемия Артемьева, при создании изделий важную роль играют размер, модель и цвет. Предприятие выпускает только то, что продается. Себестоимость очень высока — около 85%, поэтому некоторые модели производятся «в ноль», только ради сохранения ремесла. При этом обучить мастера очень сложно. Нужно привить ему любовь к своему делу, так как работа требует усидчивости и напряжения зрения.

Годовой оборот «Сахтиана» составляет около 12 миллионов рублей и растет в среднем на 10%.

Помимо нехватки кадров и подорожания материалов, к проблемам отрасли относятся дорогие кредиты и высокие налоги. В ТПП РФ знают об этих проблемах и предлагают помощь.

Глава ТПП России рассказал, что два раза в год в Торгово-промышленной палате проходит конференция ассоциации народных художественных промыслов. Мероприятие направлено на оказание помощи в организации выставок с участием Экспоцентра и поддержки предприятиям, оказавшимся в сложной ситуации. Кроме того, ТПП Российской Федерации проводит работу на уровне региональных администраций.

Эксперты уверены, что изделия народных художественных промыслов — это способ познакомиться с богатым наследием страны, которое будет актуально всегда, несмотря на кризисы.

Читайте также:

2025-07-09T15:52:57Z

Сергей Катырин: Потенциал рынка изделий народного промысла оценивается в 25 млрд руб

Президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин рассказал о поддержке отрасли народных промыслов.

2025-07-01T07:42:01Z

Глава ТПП Катырин разоблачил шантаж Белого дома с угрозой введения пошлин

Глава Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Сергей Катырин на полях Петербургского международного экономического форума 2025 рассказал телеканалу «Царьград», что США рискуют дорого заплатить за протекционистскую политику американского лидера Дональда Трампа, ведь введение новых пошлин бьет не только по внешним торговым партнерам Вашингтона, но и по самим американцам, и таким образом США подставили сами себя сначала в отношениях с Россией, а теперь с Китаем.

2025-06-27T11:14:20Z

В России на поддержку народных промыслов выделили 570 миллионов рублей

На поддержку народных художественных промыслов (НХП) в России в текущем году выделено 570 миллионов рублей, что на 22,6% превышает показатель 2024 года, следует из слов замглавы Минпромторга РФ Ивана Куликова.

2025-07-05T03:16:23Z

Катырин призвал развивать внутреннюю торговлю между странами БРИКС

Укрепление внутренней торговли между странами БРИКС необходимо для повышения уровня продовольственной безопасности, заявил РИА Новости президент Торгово-Промышленной палаты РФ Сергей Катырин.

2025-07-11T10:39:13Z

Катырин заявил о полноценной вовлеченности новых стран в БРИКС

Катырин заявил о полноценной вовлеченности новых стран в БРИКС