2025-07-13T01:50:03Z
Continental Shift: население КНР к 2100 году сократится более чем в два раза
2025-07-13T01:49:30Z
В Липецкой области объявили отбой воздушной опасности
2025-07-13T01:47:04Z
В Общественной палате призвали возрождать ясли
2025-07-13T01:45:00Z
Последний снимок. Маньяк устраивал жертвам фотосессии перед убийством
2025-07-13T01:41:00Z
Алиев поздравил Эрдогана с самороспуском РПК
2025-07-13T01:37:44Z
Доцент Хрустова: на уплату налога по 3-НДФЛ в России остаётся меньше трёх дней
2025-07-13T01:34:46Z
Бессонница и тревога: Психолог рассказал о влиянии длительного светового дня на человека
2025-07-13T01:30:00Z
Чипсы "Кранчи by Баста" со вкусом стейка: разочарование в коричневой упаковке - отзыв
2025-07-13T01:29:35Z
Малинен: для решения конфликта на Украине Трамп должен сместить Зеленского
2025-07-13T01:24:47Z
В США закрыли дело против врача о мошенничестве со справками от COVID-19
2025-07-13T01:23:47Z
"Обречен на провал": в Европе призвали к радикальным мерам по Украине
2025-07-13T01:22:55Z
Губерниев назвал вид спорта, где у России «вообще нет никакого просвета» в плане возвращения на международную арену
2025-07-13T01:21:56Z
РИА: иностранные вооружения доставляют ВСУ через порт в городе Измаил
2025-07-13T01:21:16Z
В Марий Эл двухлетний ребенок пострадал под колесами квадроцикла
2025-07-13T01:20:07Z
Президент Мексики рассказала о планах достичь «лучших условий» с США
2025-07-02T08:16:00Z — Родители детей-инвалидов, общественные организации, всерьез опасаются «демонтажа всех достижений» инклюзии и современных подходов.
Родители детей-инвалидов, общественные организации, всерьез опасаются «демонтажа всех достижений» инклюзии и современных подходов. Что произошло? 7 февраля 2025 года Владимир Путин поручил Правительству РФ совместно с межведомственной рабочей группой по развитию системы образования, Уполномоченным по правам ребенка и Институтом коррекционной педагогики провести детальный анализ системы общего и дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. Результаты этого анализа должны были быть оформлены в виде доклада с предложениями по улучшению существующей системы. 18-19 июня 2025 года в университете «Сириус» состоялась конференция «Благополучие детей в фокусе внимания общества и государства», где Институт коррекционной педагогики представил итоги проведенного анализа. Однако текст доклада не был опубликован в открытом доступе. Мероприятие оказалось закрытым, с ограниченным числом участников — менее 100 человек, из которых почти половина выступали с докладами. Крупнейшая НКО — ассоциация «Аутизм-Регионы» — получила отказ на просьбу об участии. Хотя раньше университет регулярно проводил масштабные открытые конференции по инклюзивному образованию с участием сотен специалистов и трансляциями, собиравшими десятки тысяч просмотров. Позже на сайте конференции появилась ссылка на онлайн-трансляцию. Однако подключение так и не состоялось — организаторы не вышли на связь, не объяснили причин срыва вещания и не извинились перед ожидавшими зрителями. Участники из НКО, которые посетили конференцию лично, были шокированы некоторыми выступлениями. Особое беспокойство вызвал доклад директора Института коррекционной педагогики Татьяны Соловьевой и резолюция мероприятия, в которой предлагается лишить родителей детей с ОВЗ права выбирать форму обучения и учебное заведение для своего ребенка. Такая позиция противоречит российскому законодательству, включая Закон «Об образовании» и Семейный кодекс. Татьяна Соловьева заявила, что инклюзивные ресурсные классы «не в российской традиции», имея в виду, конечно, советскую традицию, другой у государства нет. Кроме того, раскритиковала деятельность общественных организаций, свела на нет все усилия родителей, на которых и держится сегодня образование, лечение, социализация детей с особыми потребностями. Родители гневно отреагировали на доклад Татьяны Соловьевой, которая призывает оставить на усмотрение специалистов решение о том, где учиться ребенку с ограниченными возможностями здоровья и игнорировать пожелания родителей. «Родители сегодня вынуждены быть компетентнее специалистов, у нас просто нет другого выбора», — возражает в комментариях одна из представительниц родительского сообщества. Угроза инклюзивному образованию и правам семей Авторы резолюции предлагают законодательно ограничить деятельность некоммерческих организаций, поддерживающих образовательные учреждения в работе с детьми с ОВЗ. Хотя во многих регионах именно НКО помогают создавать условия для обучения и социализации таких детей, давая им шанс на полноценное будущее. Более того, приказ Минпросвещения официально включает НКО в перечень организаций, обеспечивающих методическую поддержку школ в соответствии с федеральными образовательными стандартами. Принятая резолюция фактически призывает вернуться к устаревшей системе сегрегации (отделения инвалидов от общества), отвергая современные научные подходы и нарушая действующее законодательство. «Это ставит под угрозу годы усилий по построению инклюзивного общества, в которые были вложены значительные бюджетные средства», — говорится в петиции общественников, которая уже опубликована в соцсетях и на ресурсах НКО. Родители детей с особенностями развития возмущены попытками лишить их законного права на выбор формы обучения. Инклюзивное образование — это не просто доступ к знаниям, а основа будущего, в котором люди с разными возможностями смогут жить, работать и взаимодействовать на равных. Именно в детстве закладывается принятие различий, и инклюзивные школы дают бесценный опыт общения, который помогает рушить стереотипы. НКО, многие из которых более десяти лет помогают школам и детским садам создавать специальные условия для детей с аутизмом, также выражают протест. Их экспертиза, подкрепленная научными методами и поддержкой государства, теперь игнорируется, а многолетний труд обесценивается. Это не только подрывает доверие к системе образования, но и ставит под вопрос дальнейшее развитие инклюзивных практик в России. Позиции доклада, против которых выступила общественность Татьяна Соловьева заявила: «Слишком активное внедрение инклюзии привело к путанице. Не каждая школа обязана быть инклюзивной. Где в законе прописано такое требование? Мы должны развивать образование, обеспечивая доступность и качество, но нельзя забывать о государственных приоритетах. Нам нужен прорыв, и мы делаем ставку на сильных учеников. Есть ли исследования, доказывающие, что дети с нарушениями интеллекта осваивают программу так же успешно, как их сверстники? Я таких данных не нашла — ни в России, ни за рубежом». Возникает вопрос: означает ли это, что дети с ОВЗ не должны учиться в обычных школах? Если они не достигают тех же результатов, стоит ли их вовсе исключать из общей системы? Или, как следует из слов Соловьевой, их присутствие замедляет прогресс страны? Кроме того, она высказалась о необходимости законодательного регулирования деятельности НКО в сфере адаптированных программ: «Разработка таких программ — сложная задача, и заниматься этим должны только специалисты». Создание адаптированных программ требует высокой квалификации, и родители нередко сталкиваются с трудностями при их получении. Однако утверждение, что НКО занимаются их разработкой, не соответствует действительности. Эти организации помогают создавать условия для работы школьных специалистов: проводят диагностику, внедряют научно обоснованные методики и способствуют составлению программ с учетом индивидуальных потребностей детей. «Когда я вижу неговорящего ребенка в институте, которому ввели альтернативную коммуникацию, возникает вопрос: кто за это отвечает? Ни один дефектолог или олигофренопедагог никогда бы так не поступил. Ребенок оказывается в руках так называемых тьюторов и сопровождающих специалистов, но не профессионалов. Теперь его развитие уже не вернется в норму — это катастрофа», — заявила Татьяна Соловьева. Подобные заявления вызывают серьезные вопросы. По мнению авторов петиции, это сознательная дезинформация, направленная против неговорящих детей, или просто непрофессионализм руководителя организации, на сайте которой, кстати, размещены методические рекомендации по внедрению систем альтернативной и дополнительной коммуникации. Родители и общественные организации уверены: такие высказывания подрывают прогресс в образовании детей с ОВЗ и перечеркивают достижения последних лет. За прошедшее десятилетие в России были созданы все условия для качественного обучения детей с аутизмом: правовая основа, научно-методическая база, практическая реализация. Более 13 лет в России успешно работает модель «Ресурсный класс» — уникальная система инклюзивного образования, не имеющая аналогов в мире. Она позволяет детям с любыми особенностями обучаться в обычных школах, используя научно обоснованные методы. Сегодня в стране действует свыше 200 таких классов, и их число растет, поскольку именно эта модель отвечает запросам родителей и соответствует закону. Большинство «ресурсных классов» создано при поддержке родительских организаций, входящих в Ассоциацию «Аутизм-Регионы». За годы работы накоплен огромный опыт, позволяющий адаптировать обучение под потребности каждого ребенка. Модель «Ресурсный класс» получила официальное одобрение Минобрнауки (2017 г.) и Минпросвещения (2024 г.), а также соответствует клиническим рекомендациям Минздрава по работе с детьми с РАС. Мнения других экспертов о развитии инклюзии в России Советник Президента РФ и председатель Совета по развитию гражданского общества и правам человека Владимир Фадеев подчеркнул важность инклюзивного образования: «Мы ни в коем случае не должны отказываться от системы инклюзивного обучения. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в социальную жизнь — ключевая гуманистическая идея. Наша работа в этой сфере только набирает обороты, и мы будем продолжать сотрудничество с родителями, педагогами, представителями органов образования, учеными и общественными организациями». Лариса Фальковская, директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения, отметила международную поддержку инклюзии: «Ратификация Конвенции о правах инвалидов была логичным шагом, получившим широкую поддержку, в том числе среди стран БРИКС и СНГ. Наши партнеры — Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан — также разделяют принципы инклюзивного образования. Важно учитывать мнение людей с ОВЗ, и, согласно исследованиям, многие подростки с инвалидностью отмечают, что инклюзивные школы дают не только знания, но и больше возможностей для социализации». Она также обратила внимание на роль родителей и НКО в совершенствовании системы образования, подчеркнув, что их активность способствует улучшению доступности и качества обучения. В Перми фонд по защите прав детей-инвалидов и их семей «Счастье жить» также отреагировал на доклад представителя Института коррекционной педагогики и резолюцию конференции от 19 июня. «Обязаны ли каждая школа и каждый детский сад стать инклюзивными в смысле обеспечения в каждом случае зачисления обучающегося с ОВЗ для него совместного обучения? Нет, не обязаны. Обязаны ли каждая школа и каждый детский сад стать инклюзивными в смысле обеспечения равного доступа к образованию всех учащихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей? Да, обязаны», — пояснили юристы фонда Properm.ru. Один из пунктов резолюции гласит: «Внедрить на государственном уровне обязательный психолого-педагогический скрининг для детей 3-4, 6-7 и 11-12 лет с целью своевременного выявления рисков развития, предоставления коррекционной помощи и создания индивидуальных образовательных условий…»; «Необходимо обновить Положение о ПМПК): Зафиксировать ответственность родителей при отказе следовать рекомендациям ПМПК». То есть некая комиссия будет решать, где будет учиться ребенок, и если скажут — в интернат, в коррекционную школу, то туда и пойдут родители. Конечно, о ресурсных классах здесь и речи нет. Юрист фонда «Счастье жить» поясняет, что в силу положение Семейного кодекса РФ, Федерального закона «Об образовании в РФ», Конституции, в конце концов, только родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
Источник:
2025-07-02T05:10:25Z
Глава Института предложила проверить западные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями на духовно-нравственные ценности. НКО обратились в правительство, обвинив ИКП в дискредитации инклюзивного образования
2025-07-11T04:00:06Z
Депутат Чаплин: судебные издержки для родителей детей-инвалидов снижены до нуля
2025-07-05T21:02:00Z
В Минпросвещения анонсировали ежегодные мониторинги школ и специальные учебники для детей с ОВЗ
2025-07-07T19:58:23Z
В подмосковном Одинцове маленький мальчик впал в кому после приема стоматолога в частной клинике. Сейчас он находится в реанимации. О возможных причинах такого состояния, aif.ru рассказал врач Роман Фишкин.
2025-07-03T18:00:10Z
Наши законодатели сдержали свое обещание навести порядок в ситуациях, когда водители могут высадить ребенка из общественного транспорта буквально в чистом поле и им за это практически ничего не будет.