2025-07-13T01:50:03Z
Continental Shift: население КНР к 2100 году сократится более чем в два раза
2025-07-13T01:49:30Z
В Липецкой области объявили отбой воздушной опасности
2025-07-13T01:47:04Z
В Общественной палате призвали возрождать ясли
2025-07-13T01:45:00Z
Последний снимок. Маньяк устраивал жертвам фотосессии перед убийством
2025-07-13T01:37:44Z
Доцент Хрустова: на уплату налога по 3-НДФЛ в России остаётся меньше трёх дней
2025-07-13T01:34:46Z
Бессонница и тревога: Психолог рассказал о влиянии длительного светового дня на человека
2025-07-13T01:30:00Z
Чипсы "Кранчи by Баста" со вкусом стейка: разочарование в коричневой упаковке - отзыв
2025-07-13T01:29:35Z
Малинен: для решения конфликта на Украине Трамп должен сместить Зеленского
2025-07-13T01:24:47Z
В США закрыли дело против врача о мошенничестве со справками от COVID-19
2025-07-13T01:23:47Z
"Обречен на провал": в Европе призвали к радикальным мерам по Украине
2025-07-13T01:22:55Z
Губерниев назвал вид спорта, где у России «вообще нет никакого просвета» в плане возвращения на международную арену
2025-07-13T01:21:56Z
РИА: иностранные вооружения доставляют ВСУ через порт в городе Измаил
2025-07-13T01:21:16Z
В Марий Эл двухлетний ребенок пострадал под колесами квадроцикла
2025-07-13T01:20:07Z
Президент Мексики рассказала о планах достичь «лучших условий» с США
2025-07-13T01:20:00Z
Бразильский боец UFC Уокер по-русски признался в любви к РФ после победы в США
2025-06-27T11:43:00Z — В эксклюзивном интервью газете Berliner Zeitung израильский историк Омер Бартов обсуждает нападение США на Иран, национализм на Украине, экстремизм Нетаньяху и комментарий канцлера Германии о "грязной работе". По его словам, Мерц – политик, который совершенно не нужен современной Европе.
Омер Бартов — профессор истории в Брауновском университете в Род-Айленде, автор книг об Украине и Израиле и один из ведущих исследователей Холокоста и геноцида. Мы договорились побеседовать в онлайн-режиме.
Господин Бартов, ваша семья из Украины, а сами вы выросли в Израиле. Какой регион, какой конфликт волнует вас больше?
До 7 октября я был глубоко обеспокоен российской военной операцией на Украине. Раньше я критически отзывался об украинской политике в отношении истории и памяти, но впоследствии все больше становился сторонником Украины. Однако 7 октября все изменилось. С тех пор я глубоко погрузился в события в Израиле и Палестине, пишу статьи, а теперь и книгу о них. Мое внимание полностью переключилось на этот регион. Не в последнюю очередь потому, что, хотя мои предки родом из Украины, моя семья, мои друзья и определенная часть моей жизни связаны с Израилем. Иногда я чувствую себя виноватым из-за того, что несколько пренебрег Украиной.
Насколько велик риск войны за пределами региона после атак Израиля и США на Иран?
Я считаю нападение Израиля на Иран крайне безрассудным. Причина была не в непосредственной угрозе со стороны Ирана, а скорее в желании Нетаньяху отвлечь внимание от сектора Газа и тем самым накопить политический капитал среди израильской общественности. Поскольку ему удалось убедить Трампа согласиться с этим, Нетаньяху, скорее всего, окажется победителем, а палестинцы крупно проиграют.
Ядерная программа Ирана не является для вас непосредственной угрозой?
Возможно, что прогресс Ирана в разработке ядерной бомбы замедлился. Но также возможно, что у Ирана теперь есть еще больший стимул продолжать ядерную программу. Это еще больше дестабилизирует обстановку в регионе. Необходимо четко заявить: главная причина хаоса — Израиль и его экстремистское правительство. Нетаньяху не заинтересован в прекращении войн и конфликтов, потому что это то, что удерживает его у власти. Я не удивлюсь, если он назначит новые выборы в ближайшие месяцы.
Даже самые большие критики Нетаньяху в Израиле рады, что США вмешались в войну и напали на Иран. Как вы это объясните?
Такое отношение большинства критиков Нетаньяху не было для меня сюрпризом, поскольку никто из них не мог представить себе компромисс для достижения мира с палестинцами, который привел бы к разделу с Палестиной земли. Оппозиция не знает, чего она хочет, но Нетаньяху и его министры Бен-Гвир и Смотрич знают. Годами Нетаньяху утверждал, что главная угроза Израилю — это не палестинский вопрос, а Иран, тем самым отвлекая внимание от основной проблемы: того факта, что семь миллионов евреев правят семью миллионами палестинцев. Похоже, он преуспевает в этом – в ущерб палестинцам и израильской демократии. Результатом станет жестокое, авторитарное государство с политикой апартеида в Израиле. Я не верю, что такое государство будет жизнеспособным в долгосрочной перспективе.
Можно ли сравнивать два конфликта — украинский и израильский?
Только в ограниченной степени. Путин рассматривает Украину как часть своего наследия и идентичности и пытается восстановить свой имперский образ. В то же время Россия представляет конфликт как защиту от Запада. Россия — огромная страна, но она по-прежнему сохраняет восприятие себя в окружении врагов. То, что также часто встречается в истории Германии. В Израиле Нетаньяху и его крайне правая коалиция считают, что вся Палестина принадлежит евреям. "Квадратура круга" — это либо подчинение палестинцев как оккупированного народа, либо их изгнание. 7 октября, хотя и стало колоссальным фиаско, открыло для Нетаньяху возможность достичь этой цели. Сходство заключается в этнонационализме. Разница в том, что Россия преследует скорее цели имперского национализма.
В своей книге Erased: Vanishing Traces of Jewish Galicia in Present-Day Ukraine, опубликованной в 2007 году, вы обвиняете украинцев в неспособности смириться со своей причастностью к нацистским преступлениям. Это соответствует утверждению Путина о том, что он начал боевые действия на Украине, чтобы денацифицировать ее. Как вы смотрите на это сегодня?
В моей книге 2007 года описан определенный этап в истории страны. После обретения независимости Украина изо всех сил пыталась смириться со своим прошлым. Подобно Венгрии, странам Балтии и другим странам, которые освободились от коммунистического правления и наконец смогли заявить о себе как о независимых нациях, им нужны были герои для чествования. И эти герои были борцами за свободу, лидерами националистов, которые часто участвовали в убийствах евреев и сотрудничали с нацистами.
Как Степан Бандера?
Да, когда я приехал на Украину в 2003 году, Бандеру чествовали везде. Памятники ему до сих пор стоят повсюду во Львове и Бучаче. Некоторые из них сохранились. Возможно, что национализм на Западной Украине даже усилился из-за текущего конфликта. Путин продолжает использовать такие аспекты в пропагандистских целях. Многое изменилось с момента публикации книги. Президентство Зеленского, как человека еврейского происхождения, олицетворяет многонациональную Украину.
Какие есть доказательства того, что национализм на Западной Украине может усилиться?
В последний раз я был там в 2016 году, поэтому мои познания ограничены. Но в настоящее время существует внутренний конфликт между многонациональным видением, представленным Зеленским, и этническим националистическим видением. Мы не знаем, какой путь возобладает. Я надеюсь, что Украина не вернется к этнической и национальной идентичности после завершения конфликта. Но это возможно. Ничто из этого не оправдывает начало Россией боевых действий. И Путин не остановится на Украине, не при этом американском правительстве. Поэтому Германия должна защищать международный порядок и международное право.
Как может выглядеть мирное решение украинского кризиса?
Я не знаю, есть ли простой выход из сложившейся ситуации. Если Украина уступит территорию, что, как я предполагаю, произойдет, это не должно привести к тому, чтобы Россия снова сделала что-то подобное. Это означает, что Украине должны обеспечить безопасность, если не посредством членства в НАТО, то с помощью европейских миротворческих сил. Если бы я был европейцем, я бы больше не полагался на США. Ни при Трампе, ни после него.
Сейчас много говорят о том, насколько глубоко Германия должна позволить себе вовлечься в этот конфликт. Каково ваше мнение?
Поставки оружия и эффективные санкции против России важны. Нерешительное отношение Германии в начале конфликта внушало разочарование. Я думаю, это также связано с немецкой культурой памяти.
Что вы имеете в виду?
Немецкая культура памяти достойна похвалы и служит образцом для многих стран. Вероятно, нет другой страны, которая помнила бы свои грехи так хорошо. Но это имеет свою цену. Например, во внешней политике в отношении Израиля и Украины или в интеграции мигрантов. Когда в стране пять миллионов мусульман, и все они должны взять на себя ответственность за Холокост, это определенно проблема. Германия к этому не готова, и это приводит к серьезной внутренней напряженности.
Что должна делать Германия?
Политика памяти — это не то, о чем можно просто сказать: "Так оно есть, и я от этого не отступлю". Германия должна адаптироваться; ситуация в корне изменилась. Она должна защищать международное право, а не помогать таким странам, как Израиль, нарушать его. Поддержка авторитарного, расистского израильского правительства не в интересах Европы. Германия также должна перевооружиться, чтобы поддерживать международный порядок. Мы знаем, что Трамп больше не заинтересован в таком мировом порядке. Его интересует государственная структура, в которой великие и сильные мира сего решают судьбу всех остальных и делят между собой блага. Китай, Россия, возможно, Индия. Что это значит для Европы? Без Германии в качестве "рулевого" Европу не ждет ничего хорошего.
Вы доверяете Фридриху Мерцу возглавить такую новую Германию?
Я пока не до конца понял политику Мерца. Сначала он сказал, что пригласит Нетаньяху в Германию, несмотря на международный ордер на его арест. Затем он раскритиковал политику Израиля в Газе. Затем он сказал, что Израиль делает "грязную работу за нас" в Иране. Он также говорит о перевооружении Германии, но, насколько я вижу, он не выступает за права человека или международное право. Если говорить о его взглядах, то кажется, что он "стреляет от бедра", и это не тот лидер, который сейчас нужен Европе. Однако я согласен, что Германии необходимо изменить свою оборонную и стратегическую позицию, и если она будет работать в этом направлении, это будет полезно в такой текущей напряженной ситуации.
Мы заметили, что немецкие журналисты довольно часто берут у вас интервью об Украине или Израиле. Немецкие политики тоже интересуются вашей точкой зрения?
Хотелось бы, чтобы они это делали; я всегда готов к разговору. Но боюсь, что посол Израиля в Германии отговорил бы их.
Потому что вам нравится провоцировать политиков своими сравнениями и заявлениями?
Потому что меня считают антисемитом.
Кто считает?
Посол. Политика израильского правительства заключается в том, чтобы дискредитировать любого, кто их критикует. Поступая так, они заявляют: мы можем делать все, что хотим, вам нечего нам сказать. Это особенно хорошо работает в Германии, потому что среди немцев наблюдается большое беспокойство по поводу прошлого, и никто не хочет быть обвиненным в антисемитизме. Так людей, которые протестуют против войны Израиля в Газе, не только в Германии, но и в Соединенных Штатах заставляют молчать. Многие из студентов, вышедших на улицы прошлой весной, сами были евреями.
2025-06-28T09:29:02Z
Канцлер Германии Фридрих Мерц позволил себе нацистские высказывания, комментируя удар Израиля по Ирану, политик открыто похвалил израильских военных за отлично выполненную «грязную работу». Об этом заявил РИА «Новости» бывший депутат от Левой партии и один из составителей иска против главы правительства Дитер Дем. По его словам, заявление Мерца доказывает безнаказанность и высокомерие Берлина.
2025-06-27T06:17:47Z
МИД Ирана: Мерц отдаляется от исторической правды, поддержав агрессию Израиля
2025-06-27T12:56:36Z
Канцлер Германии Фридрих Мерц заявил, что не жалеет о своем заявлении о том, что Израиль делает «грязную работу» за Запад, проводя операцию против Ирана. «Нет», — сказал он в интервью газете Süddeutsche Zeitung, отвечая на соответствующий вопрос. По мнению канцлера, необходимо называть вещи своими и...
2025-07-02T07:25:46Z
Власти Германии вызвали «на ковер» посла Ирана в связи с предполагаемым шпионажем за евреями. В Дании арестован мужчина, обвиняемый в сборе информации о "еврейских местожительствах и конкретных евреях в Берлине".
2025-07-06T12:29:21Z
Существует ли взаимосвязь между внезапным появлением на публике Верховного лидера Ирана Али Хаменеи и не менее неожиданным для многих европейских политиков и американских чиновников решением министра обороны США Пита Хегсета приостановить часть военных поставок Украине, в том числе ранее обещанных ракет для комплексов "Пэтриот"? А между тем у этих двух политических событий есть общие причины.