Середюк: БелАЗ стал настоящим символом Кузбасса

Все новости

2025-07-13T19:48:03Z

В Ульяновской области после ливня подтоплены несколько населённых пунктов

2025-07-13T19:47:54Z

Дело экс-главы Военно-строительной компании Белкова поступило в суд

2025-07-13T19:43:19Z

"Салават Юлаев" стал первым чемпионом КХЛ в формате 3х3

2025-07-13T19:42:03Z

Президент Германии выступил за возвращение обязательного призыва в армию

2025-07-13T19:40:01Z

Фестиваль-конкурс "Музыкальное сердце театра" объявил шорт-лист номинантов

2025-07-13T19:38:17Z

"Страна.UA": полковника Воронича убил гражданин Азербайджана Хагани Гулализада

2025-07-13T19:36:28Z

"Свое дело знает": Овечкин оценил приход Ротенберга в структуру "Динамо"

2025-07-13T19:35:47Z

Кудерметова и Мертенс завоевали титул в парном разряде на Уимблдоне

2025-07-13T19:35:43Z

Капризов не стал отвечать на вопрос о новом контракте с "Миннесотой"

2025-07-13T19:31:52Z

Источник Al Jazeera пригрозил Израилю расплатой за покушение на Пезешкиана

2025-07-13T19:30:00Z

Две бутыли с водой - и теплица открывается и закрывается автоматически. Каждому дачнику на заметку

2025-07-13T19:29:12Z

Медведи из Межгорья попытались воссоздать знаменитую картину Шишкина

2025-07-13T19:28:12Z

Женщина утонула в пруду на юго-западе Москвы

2025-07-13T19:28:00Z

Путин: Россия может быть только независимой, иначе ее просто не будет

2025-07-13T19:24:44Z

В Госдуме допустили развал Евросоюза

Середюк: БелАЗ стал настоящим символом Кузбасса

2025-06-25T08:14:29Z — Кемеровская область и Беларусь планируют нарастить взаимный товарооборот и создать совместные производства. Подробности – в эксклюзивном интервью губернатора региона Ильи Середюка.


Беларусь и Кемеровскую область Российской Федерации связывают давние партнерские отношения. Двустороннее соглашение об основных принципах торгово-экономического сотрудничества было подписано в октябре 1998 года. Кузбасс один из крупнейших покупателей белорусских карьерных самосвалов. На угольных разрезах Кемеровской области задействовано более трех тысяч единиц техники БелАЗ.

Сегодня регион заинтересован в сельскохозяйственной, коммунальной технике из Беларуси, городском транспорте, технологиях переработки мясомолочной продукции, развитии совместных производств. О новых проектах российского региона и Беларуси рассказал в эксклюзивном интервью агентству Sputnik Беларусь губернатор Кемеровской области Илья Середюк.

– Илья Владимирович, это ваш первый визит в Беларусь в качестве губернатора Кемеровской области. Ранее вам доводилось бывать в республике? Какие впечатления от Минска и в целом от Беларуси?

– Ни разу не был в Беларуси, ни разу не был в Минске. Очень много слышал добрых отзывов от моих коллег, от друзей, кто здесь неоднократно бывал. И так получилось, что мой первый визит связан с деловыми контактами, встречами в Беларуси. Поэтому пока удалось посмотреть на вашу страну из окна автомобиля. Но хочу отметить, что очень чисто, опрятно, очень много современных зданий новой архитектуры, очень много зелени, причем виден и уход, что эта зелень не просто высажена, а с каким-то таким интересным дизайном.

Я постараюсь обязательно еще раз приехать. Тем более у нас налаживаются в процессе переговоров перспективные взаимоотношения с нашими партнерами, с нашими коллегами из Беларуси. Уже пригласили на выставку "Иннопром", которая будет впервые проводиться в Минске. Мы обязательно направим сюда делегацию, я посмотрю, будет ли возможность у меня это включить в свой график.

– Символ сотрудничества Кузбасса и Беларуси, и это еще существует с советских времен, это, безусловно, самосвалы "БелАЗ". Вот если в Беларуси живут "белазовцы" – те, кто производят эти автомобили, то у вас – "белазисты", которые их эксплуатируют. Хотелось бы узнать ваше мнение по поводу качества и надежности техники БелАЗа, особенно последнего поколения.

– С компанией БелАЗ мы сотрудничаем очень давно. Угольные предприятия Кузбасса добывают половину всего угля, который есть в Российской Федерации. А особо ценных коксующихся марок мы добываем 65-68%, обеспечиваем металлургические предприятия страны и поставляем на экспорт. Вообще наши контакты с другими странами очень широкие. Мы взаимодействуем с 89 странами, направляем туда свою продукцию.

Конечно, у нас активно развита открытая угледобыча, и там мы используем технику БелАЗ.

Мы уже побывали на заводе БелАЗ – я сам, кстати, в душе машиностроитель, у меня и отец, и дед были машиностроителями, я разбираюсь в том, как производятся самосвалы, насколько сложно собрать такую машину. На БелАЗе есть выставка карьерных самосвалов. Мы приехали как будто к себе, потому что к нам тоже часто приезжают различные делегации, и когда мы хотим представить и показать, что такое Кузбасс, мы обязательно везем делегацию на тот или иной карьер, на разрез и показываем, какая техника крупногабаритная у нас используется. Это, естественно, БелАЗы.

Что же касается самой белазовской техники, это надежная машина, это машина разной производительности, под условия и задачи наших угледобывающих компаний. Мы развиваем сегодня совместно с дилером БелАЗа создание в Кузбассе сервисного центра, специалисты которого выезжают в место, где производятся горные работы, и если произошла какая-то поломка у машины БелАЗ, у карьерного самосвала, то тут же на месте производят ремонт любой сложности.

Это очень удобно. Переведем даже на бытовой язык. Раньше у каждого был телевизор. Если он вдруг ломался, мы брали его и везли в ремонтную мастерскую. Но сегодня все наоборот: бытовая техника, которая есть у нас дома – стиральная машина или посудомоечная машина, или телевизор – в случае ее поломки мастер уже приезжает к нам домой и производит ремонт. Поэтому совместно с БелАЗом мы реализовываем такое новое направление, как мобильные бригады, выезжающие непосредственно в зону работ и осуществляющие ремонт.

Неоднократно общался с машинистами, с водителями БелАЗов – они хвалят технику, с каждым годом она модернизируется. К нам часто приезжают представители завода для того, чтобы пообщаться, понять, что нужно усовершенствовать в машинных механизмах, каких-то узлах. Не забываем также о комфорте работы самого водителя БелАЗа.

Я хочу сказать, что в целом взаимодействие нас не просто устраивает – мы считаем, что карьерный самосвал БелАЗ это давно зарекомендовавшая себя машина разной грузоподъемности, отвечающая различным задачам, именно как раз для Кузбасса.

– В продолжение темы по БелАЗу, по взаимодействию. Я знаю, вы окончили знаменитый в Кузбассе политех. По нашим данным, вы даже и в школе учились недалеко от этого вуза. Как известно, политех готовит кадры для горнодобывающей промышленности, но также вуз активно сотрудничает с БелАЗом, даже во дворике учебного заведения стоит своеобразный памятник БелАЗу. Не могли бы вы более подробно рассказать о сотрудничестве БелАЗа и знаменитого кузбасского вуза?

– Вы сказали об одном из ведущих вузов Кузбасса. Сейчас он называется Кузбасский государственный технический университет, а мы, будучи студентами, называли его мягко, ласково – политех, наш родной политех. Это альма-матер для всех инженерных специальностей, особенно связанных с горнодобывающей отраслью.

Там готовят специалистов и по подземной добыче угля, для открытых разработок, там готовят электромехаников, готовят машиностроителей, автомобилистов, инженеров, готовят экологов и много других специалистов. И основной потребитель кадров, которые готовит наш вуз, это горнодобывающая отрасль.

Естественно, угольщики тесно взаимодействуют с этим вузом. Они предоставляют возможность прохождения практики у себя на предприятиях, они обеспечивают рабочие места и даже часто выступают лекторами для того, чтобы студенты знали, чем живет производство, чтобы уже сразу после окончания вуза молодой специалист поступал на конкретное предприятие и знал, что оно из себя представляет.

Для того, чтобы эта работа – подготовка кадров – велась на такой современной основе, многие мастерские и лаборатории оснащаются тем оборудованием, которое используется непосредственно в шахте или на разрезе. Невозможно поместить БелАЗ в аудиторию, невозможно в мастерскую поместить. Поэтому во внутреннем дворике вуза сделана лужайка, оборудованы подходы к ней – там установлен 90-тонный БелАЗ.

Это одна из тех популярных машин, которые используются нашими угольщиками. И машина на лужайке – она действующая, она несколько лет работала в одной из ведущих компаний региона "Кузбассразрезуголь". Она имеет потертости, царапины – то есть рабочий вид, но позволяет на наглядном примере проходить обучение, понять, как устроен карьерный самосвал: и электрикам, и тем, кто изучает гидравлику, и машиностроителям. И этот самосвал помимо того, что это учебный экспонат, является еще и символом открытых горных работ.

У нас повсеместно на всех предприятиях используются такие машины, это действительно так. К слову, в Кузбассе во многих городах установлены БелАЗы как памятники, как автомобили, грандиозно выглядящие, мощные аппараты.

– Уже много лет существует программа правительства Российской Федерации, по которой белорусские ребята могут учиться в вузах России за счет федерального бюджета. Готовы принять студентов из Беларуси в Кузбасском государственном техническом университете?

– Мы готовы. И я вам хочу сказать, что география поступающих к нам абитуриентов достаточно широка. Приятно, что в том числе и из Республики Беларусь приезжают молодые люди, получают специальность в нашем вузе, становятся квалифицированными специалистами. Поэтому мы ждем. Как раз сейчас стартует кампания по приему в вузы, и в Кузбасский технический университет тоже.

– Какая еще белорусская техника востребована в регионе? Может быть, во время вашего визита подписаны новые контракты на поставку?

– Будучи в Беларуси, мы уже провели несколько встреч с руководителями, с представителями предприятий, которые производят иную, не горнодобывающую технику – это техника в области сельского хозяйства, "Гомсельмаш". Кстати, у нас около 10% зерноуборочных комбайнов – это техника, выпущенная в Беларуси. Нам эта техника нравится. Мы встречались и с другими производителями, в том числе с теми, которые производят технику по внесению удобрений в сухом и влажном виде.

Ознакомились с новыми образцами техники. Безусловно, мы очень плотно сотрудничаем с Минским тракторным заводом. Трактор "Беларус" у нас повсеместно – и в коммунальном хозяйстве, и на устранении аварийных ситуаций, и в сельском хозяйстве, разные его модификации используются на каждом предприятии. То есть для нас техника Минского тракторного завода любима, понятна, ремонтопригодна. Активно работаем с этим предприятием.

И коммунальные дорожные машины – это "Амкодор". Мы повсеместно используем погрузчики производства этой компании. Сейчас новая линейка появилась малой уборочной техники, малых погрузчиков – для уборки улиц частного сектора, расчистки подъездов к остановкам, пешеходным переходам. Мы все-таки живем в Сибири. У нас бывают обильные осадки в виде снега, мокрого снега, и это нужно своевременно все убирать. Поэтому коммунальные предприятия предпочитают пользоваться техникой компании "Амкодор".

Ну и, конечно же, Минский автомобильный завод – МАЗ, который предоставляет возможность приобретать технику для перевозки пассажиров. Как правило, мы берем автобусы большой либо особо большой вместимости, то есть 100 + пассажиров, либо автобусы-гармошки. Основная тенденция последних лет: мы приобретаем автобусы исключительно на газовом топливе, и здесь МАЗ не стоит на месте – они создали ряд образцов, которые работают именно на этом топливе.

Техника МАЗа надежная. Хочу отметить, что по нашему заказу она может быть укомплектована либо дополнительным кондиционером, поскольку в летний период у нас достаточно жарко и душно бывает, и пассажиры просят, чтобы был кондиционер в салоне автобуса, либо дополнительно укомплектовываться отопительными приборами, так как в зимний период бывает холодно.

В общем-то, завод достаточно гибко реагирует на потребности. И в рамках последнего визита мы провели переговоры о возможной поставке техники в Кузбасс в ближайшее время. Для этого сейчас договорились просчитать финансовую модель лизинга либо кредитование поставок этой продукции, и специалисты будут этим заниматься.

– Вы сказали, что используется широкая номенклатура техники белорусского производства. Может быть, в перспективе возможно даже открытие каких-то совместных производств?

– Мы стремимся к такому сотрудничеству, и у нас есть хороший опыт. В частности, в Кузбассе уже создан мультибрендовый центр по продаже и обслуживанию техники "Амкодора", МТЗ, "Гомсельмаша" и других предприятий. Дилеры предоставляют возможность не просто купить, а уже в Кузбассе вести ремонт, техническое обслуживание этой техники. У нас есть опыт, когда мы изготавливали на своих предприятиях кузова для БелАЗов по чертежам, предоставленным белорусскими партнерами.

Совместные производства по освоению новой техники очень возможны. Мы уже проговорили некоторые вопросы. Сегодня мы везем из-за рубежа, например, ратраки для уплотнения снега, для подготовки лыжных трасс, для беговых трасс, например, на нашем знаменитом горнолыжном курорте Шерегеш, где с каждым годом растет количество туристов. Но для обслуживания этих трасс мы приобретаем технику европейских производителей, либо даже это канадские производители. С введением санкций стало сложнее с приобретением запчастей и обслуживанием этой техники. Вышел из строя какой-то редуктор или какая-то гидравлика, и для того, чтобы запчасть получить, необходимо ждать шесть-семь-восемь месяцев, на самолете доставлять ее с завода-изготовителя.

Мы убеждены: если мы совместно освоим производство тех же ратраков, то это одно из перспективных направлений импортозамещения. Это обогатит наши взаимные связи, и мы уверены, что такая техника будет быстро и эффективно обслуживаться, как и другая.

У нас есть перспективы по коммунальной технике, например, по технике для стрижки газонов. Мы с МТЗ провели переговоры, озвучили наши потребности. Еще интересно такое направление, как уличные дорожные пылесосы. Мы освоили у себя производство бункеров и самих пылесосов, которые всю пыль дорожную всасывают в себя. То есть, по сути, такая машина обслуживает всю улично-дорожную сеть – тротуары, проезжую часть. Посадка бункера налаживается на ту же платформу – шасси грузового автомобиля МАЗ. И это сотрудничество может быть расширено. Мы можем совместно создавать новые интересные продукты. Об этом сейчас как раз и ведем переговоры.

– Мы знаем, что в регионе активно развивается сельское хозяйство. Есть интересный факт: в 1943 году на севере Кемеровской области с одного гектара было получено 1414 центнеров картофеля. Рекорд не побит до сих пор. Насколько активно взаимодействуете с белорусскими партнерами в производстве сельхозпродукции?

– Несмотря на то, что общепринято считать Кемеровскую область угледобывающим регионом, у нас развито и продолжает активно развиваться сельское хозяйство. Мы ежегодно вводим в оборот по 20 тысяч гектаров дополнительных сельхозугодий. Это либо брошенные, либо неудобные для использования ранее земли – те, что заросли деревьями, кустарником.

Традиционным направлением для Кузбасса является растениеводство. Мы выращиваем твердые сорта пшеницы, мы себя полностью обеспечиваем зерном для производства хлеба, для производства комбикормов и закладываем свой собственный семенной фонд. У нас хорошо развито птицеводство – есть несколько крупных птицефабрик. За последнее время мы достигли самообеспеченности по производству свинины – в Кузбассе несколько крупных свинокомплексов.

Однако имеются и дефицитные направления. Нам не хватает мощностей для производства молока и говядины.

Здесь мы обсуждали опыт и компетенции, накопленные белорусской стороной по переработке, чтобы выпускать продукцию с высокой добавленной стоимостью, с высокой маржинальностью. Белорусская сторона заинтересована в приобретении семян рапса для того, чтобы изготавливать из них масло, поскольку мощности по переработке в Беларуси достаточно развиты. А нам, наоборот, в перспективе нужно построить маслоэкстракционный завод. Здесь у нас возможно взаимодействие. В том числе, белорусская сторона готова построить такой завод для Кузбасса.

Наше взаимодействие может быть в обмене товаров, продуктов питания, колбасных изделий, кондитерских изделий. Здесь уже налажен товарооборот, и то качество, которое повсеместно демонстрируют продукты питания, произведенные в Беларуси, конечно, вызывает уважение и высокий потребительский спрос в Кузбассе. Мы готовы наращивать наш товарооборот, особенно по тем позициям, которые мы не производим у себя.

– Мой коллега недавно был в Кемерово. Он прошелся по магазинам, увидел белорусские продукты на прилавках и потом отмечал, что как будто бы из дома не выезжал – все знакомо. Непосредственно вам какая белорусская продукция больше по душе?

– Вы знаете, сперва, когда фермеры и предприятия сельхозпереработки Беларуси заходили на наш рынок, они создавали отдельные магазины или отделы по продаже продуктов питания из Беларуси. Это было как-то необычно, но люди привыкли к этой продукции, особенно к мясоколбасным изделиям, консервам – тушенке, варенью, джемам. Также привыкли к молочной продукции. А впоследствии в этих отделах отпала необходимость, поскольку белорусская продукция заполнила обыкновенные продовольственные магазины общих сетей.

Что касается меня, моей семьи, мы очень любим сыры. Ну и, конечно, мясоколбасная продукция очень вкусная, натуральная, свежая. И мы благодарим сельхозпроизводителей Республики Беларусь за такое отношение. Причем видим, что если стоит знак качества Беларуси, если стоит ГОСТ, то это точно сделано по самым строгим правилам.

– С введением санкций география путешествий и для белорусов, и для россиян сократилась. Многие открывают для себя новые направления, в том числе в рамках Союзного государства. На ваш взгляд, что нужно сделать, чтобы туризм из Беларуси в Кузбасс и наоборот стал по-настоящему массовым?

– Вы знаете, скажем так, в закладке на будущее, мы проговариваем открытие прямого авиасообщения между Минском и Кемерово либо другими аэропортами Кузбасса. Развитие взаимного турпотока для нас важно. Мы над эти работаем.

На первом этапе мы договорились с Брестским облисполкомом о том, что наши школьники, особенно по патриотической направленности, могут приехать в Брест, побывать на экскурсиях, ознакомиться с героическим подвигом наших дедов и прадедов, которые в сложнейших условиях добыли победу в Великой Отечественной войне. У наших старшеклассников, учащихся колледжей и техникумов, да и старшего поколения есть спрос на такой патриотический туризм.

И в Кузбассе тоже развита патриотическая работа – Движение Первых, "Юнармия". У нас установлено несколько монументов, посвященных героическому подвигу советского народа в годы Великой Отечественной войны. Вы знаете, что в Берлине установлен памятник Воину-освободителю. Это советский воин, который в одной руке держит меч, а на второй руке – спасенную немецкую девочку. Этот монумент, установленный в Трептов-парке в столице Германии, стал воплощением подвига нашего земляка-кузбассовца Николая Ивановича Маслова. Он был очень скромным человеком. Он в годы Великой Отечественной войны был призван в армию, дошел до Берлина и совершил подвиг, который описан в книгах, учебниках и символизирует защиту мира.

Сам Николай Иванович, который после войны долгие годы работал завхозом в детском саду, рассказывал, что был бой на улицах Берлина, и он увидел девочку. Рядом лежала ее погибшая мама, и девочка плакала – она боялась всего этого ужаса. Он попросил своих ребят прикрыть огнем, бросился к ребенку и вытащил его из-под обстрела. И этот подвиг был увековечен монументом в берлинском Трептов-парке.

Когда начались сложности в отношениях с нашими западными странами, мы приняли решение установить у себя в Кузбассе точную копию этого памятника и эту работу выполнили в кратчайшие сроки. Причем это было сделано на народные средства. Мы выкупили авторские права, построили перед памятником площадь, и это стало одним из мест, куда приходит много людей. Это ключевое место для патриотического туризма.

Также мы готовы принимать туристов, которые интересуются спортом. Кстати, мы по спорту очень хорошо взаимодействуем с белорусскими партнерами, спортивные делегации приезжают в Кузбасс, и мы также часто посещаем Республику Беларусь для того, чтобы провести совместные соревнования, поучаствовать в каких-то больших спортивных мероприятиях.

И горнолыжный курорт Шерегеш, который известен на всю Россию, готов принимать белорусских туристов, и мы наращиваем сегодня мощности этого курорта.

Мы для этого специально даже задумали и проектируем строительство аэропорта вблизи Шерегеша, буквально прямо у подножья горы, в девяти километрах, чтобы было удобно – прилетел и тут же оказался на горнолыжном курорте. На сегодня ближайший аэропорт имени нашего земляка, знаменитого Бориса Валентиновича Волынова, который летал в космос и состоял в первом отряде космонавтов, находится в Новокузнецке. Но от Новокузнецка до Шерегеша нужно 2,5 часа ехать на автомобиле по горной и не всегда удобной дороге, и мы приняли решение для увеличения туристического потока построить специально аэропорт вблизи нашего знаменитого курорта.

– Илья Владимирович, напоследок вопрос личного характера. Какой сувенир планируете привести из Беларуси?

– Если мне удастся между официальными встречами побывать, походить по улицам, зайти в какую-то сувенирную лавочку, я бы приобрел статуэтку зубра. Это животное, которое символизирует Беларусь. Я не слышал, чтобы где-либо еще было такое большое количество в дикой среде зубров. Мне кажется, что именно зубр, такое мощное животное, характеризует мощь Республики Беларусь, ее аутентичность. Думаю, что такая статуэтка украсила бы мой кабинет или дом.

Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!

Только контакты по взаимодействию наших угольщиков за последние шесть лет позволили приобрести более 1800 единиц техники БелАЗ на наши угледобывающие предприятия, товарооборот только по грузоподъемным карьерным самосвалам и запчастям к ним составил более 4 млрд долларов в эквиваленте.

Читайте также:

2025-06-26T14:02:37Z

Учёные Донбасса и Кузбасса начали сотрудничать в медицине и промышленности

Направления сотрудничества выбраны исходя из мировых вызовов и приоритетов научно-технологического развития страны, заявил глава Кемеровской области Илья Середюк.

2025-06-25T13:51:52Z

В Кемерове решили вопрос поставки материалов для возведения культурного комплекса

Губернатор региона Илья Середюк сообщил, что строительством объекта занимаются более 2 тыс. человек

2025-06-27T14:10:00Z

Саратовская область наращивает товарооборот с Беларусью

2025-06-24T04:35:39Z

Минэкономики: членство Беларусь в ЕАЭС доказало свою эффективность

По словам министр, Беларусь стала лидером в ЕАЭС по производству молока, мяса, яиц, сахарной свеклы, картофеля, овощей.

2025-06-26T23:00:32Z

Лукашенко на саммите ЕАЭС положительно высказался о российском автопроме

Лукашенко на саммите ЕАЭС положительно высказался о российском автопроме