2025-07-13T05:05:26Z
В российском регионе очевидец пытался помочь людям в загоревшемся доме и погиб
2025-07-13T05:03:22Z
В Китае обвинили Японию в создании рисков безопасности на море и в воздухе
2025-07-13T05:03:00Z
Сийярто обвинил фон дер Ляйен в высоких пошлинах США на товары из Евросоюза
2025-07-13T05:02:20Z
Минобрнауки: в период приемной кампании участились случаи мошенничества
2025-07-13T05:01:28Z
На бюджет и точка: двухсотбалльники ЕГЭ из Татарстана поделились секретами успеха
2025-07-13T05:01:09Z
DM: помощники Карла III и принца Гарри провели неформальную встречу
2025-07-13T05:00:32Z
"Билайн" дал советы по зарядке смартфона в жару
2025-07-13T05:00:00Z
"Сперва мы возьмем Калифорнию". В США назвали имя следующего президента
2025-07-13T05:00:00Z
"Ответ глубоко под землей". Ученые раскрыли очередную загадку Библии
2025-07-13T05:00:00Z
Крик либеральной души, измученной нелегальной миграцией
2025-07-13T05:00:00Z
"Интересный прецедент". Украина неожиданно стала жить по российским законам
2025-07-13T05:00:00Z
Макрон и Стармер решили довести Украину до капитуляции
2025-07-13T05:00:00Z
Жить как в сказке. Эксперт Калюжная назвала цену современной избы
2025-07-13T05:00:00Z
«Мы пишем про всех»: как газета «Сувар» объединяет чувашей по всей России
2025-07-13T04:58:00Z
Новые «Валдаи» для Саратовской области назовут в честь героев-земляков
2025-06-24T10:19:19Z — Москвичи проголосовали за создание парка на высоте вместо монорельса
24 июня 2025 года мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что в проекте "Активный гражданин" москвичи проголосовали за создание парка на высоте вместо монорельса. ТАСС подготовил материал об истории и эксплуатации столичного монорельса.
В 1990-х гг. из-за отсутствия финансирования в Москве замедлились темпы открытия новых станций метро. Власти города начали изучать возможность удешевления строительства метрополитена. Так, в 2003 году появилось "легкое" наземное метро в Бутово. Одновременно рассматривались варианты и новых для России видов транспорта, в том числе монорельса. К тому времени коммерчески успешные монорельсовые системы действовали в Японии (например, в Токио и Осаке), а в остальных странах они применялись только в парках развлечений или в качестве поездов-челноков в аэропортах.
В 1998 году правительство Москвы своим распоряжением поручило Московскому институту теплотехники (МИТ, оборонное ракетостроительное предприятие; ныне АО "Корпорация "МИТ" в структуре Роскосмоса) в рамках конверсии заняться проектированием монорельсовой системы в столице. 16 февраля 1999 года было создано ОАО "Московские монорельсовые дороги". В 2000 году в районе Отрадное на территории МИТ была построена испытательная трасса монорельса, для которой закупили подвижной состав разработки швейцарской компании Intamin, специализирующейся на оборудовании для парков развлечений.
В 2000 году Россия подала заявку на проведение Всемирной выставки Экспо-2010 в Москве, на территории Всероссийского выставочного центра (ВВЦ, ныне ВДНХ). Монорельсовая линия в районе ВВЦ вошла в состав заявки. 13 марта 2001 году был утвержден ее маршрут: от улицы Сергея Эйзенштейна мимо главного входа ВВЦ, затем вдоль ул. Академика Королева и далее - к станции метро Тимирязевская. Для строительства депо была выделена территория музея городского пассажирского транспорта, который действовал с 1999 года. Работы начались в августе 2001 года. Несмотря на то, что 3 декабря 2002 года Москва проиграла Шанхаю право проведения Экспо-2010, власти столицы решили продолжать строительство монорельса.
Открытие Московской монорельсовой транспортной системы (ММТС) состоялось 19 ноября 2004 года. Стоимость строительства составила 6 336 млн рублей. С момента открытия и до 10 января 2008 года монорельс работал в экскурсионном режиме (ежедневно с 10:00 до 16:00, затем с 08:00 до 20:00, с интервалом между поездами сначала 30 мин, а с 2005 года - 20-25 мин). Хотя монорельс был включен в состав Московского метрополитена, посадка на поезд осуществлялась по отдельному билету.
С 10 января 2008 года линия функционировала в транспортном режиме (с 07:00 до 23:00, интервалы - 7-20 мин), с оплатой проезда по тарифам Московского метрополитена.
В 2015 году ММТС была переименована в Московский монорельс.
23 января 2017 года линия была вновь переведена в экскурсионный режим работы (с 08:00 до 20:00 ежедневно, интервалы между поездами - 30 мин). Причиной смены графика работы монорельса администрация метро назвала 15-процентное снижение пассажиропотока в 2016 году, вызванное запуском Московского центрального кольца (МЦК) и продлением Люблинско-Дмитровской линии на север.
Московский монорельс обозначается на схемах метро серо-голубым цветом и цифрой 13.
Представляет собой полностью надземную линию из шести станций общей длиной 4,7 км (не считая 400-метрового участка к депо). Пути уложены на железобетонные опоры на высоте от 4 до 6 м.
Всего для монорельса построено десять шестивагонных составов (доработанная версия поездов Intamin P30). Длина каждого из них - 34,5 м, ширина вагонов - 2,3 м. Состав вмещает 290 человек (44 сидячих места). Вагоны опираются на ходовую тележку, расположенную над путевой балкой. В движение составы приводятся асинхронными линейными электродвигателями. Максимальная скорость, которую развивают поезда московского монорельса, - 40 км/ч.
В 2012 году, на пике использования, на монорельсе ежедневно совершалось до 11 тыс. поездок, что было несопоставимо мало по сравнению с линиями Московского метро (порядка 500 тыс. - 1 млн человек) и даже трамвая (около 50 тыс. - на маршруте №17, который частично дублирует монорельс). После перевода в туристический режим число пассажиров сократилось в пять раз, в 2024 г. он ежедневно перевозил менее 2 тыс. человек в день.
Уже в 2012 году власти Москвы сообщали, что рассматривается вариант закрытия монорельса из-за убыточности и малого пассажиропотока. В июле 2015 года глава Департамента строительства г. Москвы Андрей Бочкарев заявил, что "перспектив у монорельса как самостоятельного вида транспорта нет ни в Москве и нигде в мире". Расходы на эксплуатацию столичного монорельса оценивались в 800 млн рублей в год.
Летом 2017 года градостроительно-земельная комиссия столицы приняла решение о разработке проекта планировки трамвая для замены Московской монорельсовой транспортной системы. Проект предполагал продление трамвайной линии, проходящей по улице Академика Королева, и ее соединение с Краснопресненской трамвайной сетью. При этом ожидалось, что часть эстакады монорельса будет реконструирована для приспособления движения трамваев. Адресная инвестиционная программа Москвы на 2018-2021 гг. предусматривала выделение под эту перестройку 3,75 млрд рублей. Однако эти планы не были реализованы.
В сентябре 2018 года на фестивале "АРХ Москва" архитектурная мастерская Wowhaus представила проект превращения эстакады монорельса в "моносад" - линейный парк с висячими садами длиной 5 км, по аналогии с парком Хай-лайн в Нью-Йорке, разбитым на бывшей железнодорожной эстакаде.
В октябре 2023 года в корпорации "МИТ" сообщили ТАСС, что правительство Москвы и частные инвесторы планируют заключить концессию на модернизацию монорельса, его перевод на технологию маглев (на магнитной подушке). Существовал также вариант продолжения работы столичного монорельса на существующей инфраструктуре, но с изготовлением новых вагонов. Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы оценил стоимость обновления нового подвижного состава для монорельса в 20 млрд рублей.
2 июня 2025 года мэр Москвы Сергей Собянин объявил, что москвичи решат судьбу монорельса голосованием в онлайн-проекте "Активный гражданин". Было предложено на выбор сохранение монорельса в текущем виде (за этот вариант проголосовали 16,88%) или создание на его месте "зеленого парка на эстакаде" (71,14% голосов). Еще 11,99% участников голосования решили, что этот выбор должны делать специалисты.
Источник:
2025-06-24T19:03:09Z
В дискуссии, что делать с монорельсом, который содержать дорого, а разбирать жалко, поставлена точка. Принять решение столичным властям помогли москвичи, 71 процент которых проголосовали на "Активном гражданине" за создание на этом месте первого в России прогулочного пространства на высоте. Об этом сообщил в своем Telegram-канале мэр Москвы Сергей Собянин.
2025-06-24T11:02:00Z
Парк на высоте появится на месте московского монорельса, такое решение поддержали большинство участников голосования в проекте «Активный гражданин», сообщил мэр столицы Сергей Собянин в своем телеграм-канале.
2025-06-24T06:59:25Z
На северо-востоке Москвы на месте монорельсовой дороги появится первый в России круглогодичный прогулочный парк на высоте. Такое решение поддержал 71% участников голосования в проекте «Активный гражданин», сообщил мэр столицы Сергей Собянин в Telegram-канале.
2025-06-28T06:48:41Z
В субботу, 28 июня, прекратил свою работу московский монорельс. По данным пресс-службы мэра столицы, на его месте оборудуют уникальный парк на высоте. Часть от «Выставочного центра» до депо монорельса демонтируют ради создания более красивого вида на главный вход ВДНХ. Новый парк должен открыться в 2027 году. На территории парка появится беговая дорожка, аллея, кафе и… Сообщение Московский монорельс завершил свою работу 28 июня появились сначала на Общественная служба новостей.
2025-07-07T16:46:00Z
В Москве несколько вагонов завершившего работу монорельса планируется сохранить и интегрировать в концепцию нового круглогодичного парка который разобьют на месте монорельса на высоте шести метров, сообщил на пресс-конференции заммэра города по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов."Предстоит проектировщикам и архитекторам более глубокая работа, чтобы сделать уже рабочий проект (парка) - чертежи, детали, которые в ближайшие несколько месяцев точно появятся", - сказал он."Могу сказать, что мы, исходя из уважения к данному проекту, попытаемся часть вагонов, которые у нас есть, интегрировать в будущий парк.