Первый из спасённых. Как эвакуировали и возрождали Павловск

Все новости

2025-07-12T08:00:43Z

В Краснодарском крае объявили опасность атаки беспилотников

2025-07-12T08:00:00Z

Выход из Оттавской конвенции нужен для зачистки арсеналов США за счет граждан ЕС

2025-07-12T07:56:45Z

Продюсер Рудченко: зумеры полюбили Буланову из-за грустных песен

2025-07-12T07:55:57Z

Видео ДТП с перевернувшимся каршерингом в Казани, в котором пострадала 10-летняя девочка

2025-07-12T07:55:14Z

Певцов поддержал идею лишать уехавших из России после СВО артистов госнаград

2025-07-12T07:55:00Z

В Казани полиция выявила подростков, находящихся на улице без взрослых

2025-07-12T07:53:06Z

В Уфе перекроют ул. Менделеева возле горнолыжного комплекса

2025-07-12T07:52:57Z

Чайка поздравил Андрея Кондрашова и центр "ТАСС Кавказ" с годовщиной открытия

2025-07-12T07:52:37Z

Гастроэнтеролог рассказала RT о вреде диет из социальных сетей

2025-07-12T07:52:05Z

Москалькова: Нужно расширить полномочия омбудсменов для работы с семьями пленных

2025-07-12T07:51:50Z

Экономисты объяснили, почему инфляция может вновь ускориться в июле

2025-07-12T07:50:18Z

Юбилей Петергофа отметят фестивалями и фейерверком

2025-07-12T07:49:46Z

В ГД предложили авиакомпании "Россия" показывать пассажирам фильм о Жириновском

2025-07-12T07:48:12Z

NZZ: Россия подавляет ПВО Украины с помощью развивающихся беспилотных систем

2025-07-12T07:48:03Z

Гладков: в Белгородской области выстроена система против злоупотреблений чиновников

Первый из спасённых. Как эвакуировали и возрождали Павловск

Первый из спасённых. Как эвакуировали и возрождали Павловск

2025-06-24T09:33:56Z — До прихода немцев музейщикам удалось эвакуировать две трети коллекции.


Дворцово-парковый комплекс в Павловске стал первым пригородным музеем, вновь открытым для посетителей после войны. Быстрое восстановление дворца стало возможным благодаря подвижнической деятельности тогдашнего директора музея-заповедника Анны Ивановны Зеленовой, фигуры легендарной и для города Павловска, и для всей музейной общественности России.

В 2027 году Государственный музей-заповедник «Павловск» будет отмечать 250-летний юбилей. К этому времени планируется провести масштабные работы по реставрации дворцово-паркового комплекса.

Как Павловск преодолевал последствия варварского ограбления немецкими оккупантами, что было сделано за 80 лет после войны и что будет отреставрировано в самые ближайшие годы — в интервью «АиФ» рассказала директор Государственного музея-заповедника «Павловск» Вера Анатольевна Дементьева.

Сергей Хорошавин, aif.ru: — Когда началась война, в пригородных музеях приступили к эвакуации музейных экспонатов. Но работа шла везде по-разному. Как это было в Павловске?

Вера Дементьева: — Эвакуация началась 23 июня, с момента объявления мобилизации. Нельзя сказать, что к эвакуации не готовились. По всем приграничным районам существовали специальные планы «разгрузки»: в случае военных действий предполагался вывод важнейших предприятий и людских резервов, а также вывоз материальных и культурных ценностей в глубь страны.

Эвакуационные планы по вывозу музейных предметов из пригородных императорских резиденций датируются 1936 годом. Эти планы хранились в сейфах у каждого директора: в общей сложности из всех дворцов-музеев предполагалось вывести 4 871 предмет. Все музеи должны были подготовить тару и упаковочный материал. В соответствии с планами эвакуации были зарезервированы транспортные средства, в том числе выделены железнодорожные вагоны: четыре для Гатчины, два для Павловска, и по одному для Царского Села и Петергофа. Это крайне мало. Генеральная инвентаризация по всем музеям проводилась с 1938 по 1939 год, и по ее итогам требовалось увеличить эвакуационные планы. Но сделать это не успели. К тому же, в то время ценными считались лишь предметы, созданные до 1830-х годов — по принципу «минус 100». В результате помимо выполнения эвакопланов 1936 года музейщики получили от управляющих органов культуры разрешение действовать сверх утвержденного.

Анну Ивановну Зеленову, нашего легендарного директора, направляют в Павловск для оказания помощи в отборе и упаковке ценных предметов. В стремлении спасти как можно больше люди делали невозможное. Cпали и ели урывками; во дворце не было электричества, и круглосуточная работа шла при свечах и керосиновых лампах. Разбирали заборы и парковые киоски, из которых делались дополнительные ящики, косили и сушили сено, в которое погружали хрупкие предметов. Для упаковки использовались и ценные декоративные ткани, которые ранее не предполагались к вывозу. Анне Ивановне удалось мобилизовать коллектив: в основном это были женщины — мужчины либо уже были призваны на фронт, либо работали в укрепрайонах. Трудно себе представить, как женщины спускали со второго этажа античную скульптуру, упаковывали тяжелую бронзу. Надо было описать каждый предмет, каждую деталь, и в каждый ящик положить перечень упакованных вещей.

Крупную скульптуру надежно укрыли в специально оборудованных тайниках в подвале дворца и схронах на территории парка.

Стремление вывезти как можно больше ценных предметов было осознанным, так как было уже известно, что немцы делали со Псковом и Новгородом — взрывали, грабили, уничтожали, разоряли...

12997 предметов — то есть 58% исторической коллекции — шестью партиями были эвакуированы в глубь страны и в подвалы Исаакиевского собора.

Путешествие музейных ценностей было совсем небезопасным, составы подвергались обстрелам. К счастью, все уцелело. Если в Сарапул вещи прибыли в августе, то в Новосибирск — 22 декабря 1941 года. Сотрудники проделали многодневный путь в теплушках с постоянной заботой о сохранности ценного груза. 30 августа немцы захватили железнодорожную станцию Мга, и сообщение Ленинграда с Большой землей прервалось.

Музейные предметы четвертой-шестой партий разместились в Исаакиевском соборе. 16 сентября первые мотоциклисты въехали в Павловский парк в районе Белой березы. Анна Ивановна вместе с сотрудником Павловска Николаем Вейсом уходят пешком и к утру добираются в Ленинград, где она переходит на казарменное положение и остается в подвалах Исаакиевского собора в течение всех блокадных лет. А там ни на час не останавливалась хранительская работа: распаковывались ящики; когда позволяла погода сушились и проветривались ткани, гобелены, изделия из дерева.

— Что увидели музейщики, когда вернулись в Павловск после освобождения города и дворцово-паркового комплекса?

— Картина была трагическая: дворец разграблен и сожжен. Какое впечатление производили разрушения, мы знаем из проникновенных строк Ольги Берггольц. Тем не менее, музейным и реставрационным сообществами, специалистами в сфере архитектуры и искусства было признано, что Павловск может быть восстановлен.

А для Анны Ивановны это означало только одно: Павловск будет восстановлен! На первоочередные работы по наведению кровли и крыши над разрушенным дворцом ей удалось привлечь совершенно нетипичного подрядчика — Управление аэродромного строительства НКВД, его аэродром находился неподалеку от Павловска и Царского Села. У них были и людские ресурсы, и материалы, и строительный опыт. Тогда же Анна Ивановна привлекает и Федора Федоровича Олейникова, архитектора, который очень хорошо знал Павловск и до войны защитил диссертацию по конструкциям Павловского дворца. Совместно с Инспекцией по охране памятников и ее общественным советом разрабатывается методика комплексной восстановительной реставрации. Эта методика легла в основу последующих реставраций пригородных дворцов и в основу ленинградской школы реставрации.

Невозможно переоценить роль Анатолия Михайловича Кучумова, гениального соратника Анны Ивановны Зеленовой, обладавшего феноменальной памятью. После войны он прошел в поисках разворованных музейных предметов по дорогам бегства немцев и вернул сотни ценностей не только в Павловск, но и в другие музеи. Наверное, только он был способен на пепелище Кёнигсбергского замка обнаружить и опознать дверные петли от залов наших дворцов.

— Сейчас Павловск готовится к празднованию 250-летия дворцового комплекса. Какие реставрационные работы будут проведены в ближайшие год-два?

— Напомню, что Павловск первым среди возрожденных пригородных дворцов открыл свои двери в 1957 году. Но он был первым восстановлен и среди разрушенных объектов на европейском театре войны.

С тех пор миновало более полувека. И ныне в очередной реставрации нуждаются фасады, парадные залы Павловского дворца, необходим ремонт кровли и крыши. Конечно же, в преддверии юбилея мы займемся теми объектами, которые лежат в разрухе еще со времен войны. Так что и на нашу долю остались военные разрушения — это ансамбль Красной Долины, одна из самых вдохновенных затей великого Чарлза Камерона. В этом году завершается реставрация Храма Дружбы, павильона Трех граций, и нам очень хочется выполнить такую же качественную и долговечную реставрацию, какой добилась Анна Ивановна Зеленова. В память о ее подвиге в Павловске поставлен памятник, единственный памятник директору музея в нашей стране. Он сооружен на деньги прежде всего музейщиков Павловска. На создание этого шедевра скульптора Владимира Горевого не истрачено ни одной копейки государственных средств. Это наша память, наше преклонение хранителю вечности — Анне Ивановне Зеленовой.

— Какое значение имеет для современного поколения работа реставраторов и музейщиков?

— Сохранение культурно-исторического наследия — это наша идентичность. То, благодаря чему ты чувствуешь себя гражданином России, понимаешь, носителем какой великой культуры ты являешься. Кем бы мы были без Пскова, Новгорода, без дворцово-парковых ансамблей Петербурга? Наследие — это неопровержимое свидетельство того, что за тобой стоит множество поколений, которые столько сил вложили в развитие и обустройство нашей земли. И ты невольно распрямляешь спину, осознаешь себя частью огромной цивилизации с удивительной и великой историей.

В нашей стране так складывается, что каждое новое поколение переосмысливает значение исторического наследия. Для тех, кто восстанавливал разрушенные дворцы после войны, для тех, кто приходил сюда в 1950–1960-е годы, не надо было каких-то дополнительных слов для понимания непреходящей ценности и значения культурного наследия. И сейчас, когда время снова стало непростым, возникает новая волна интереса к своим корням и истории. Мы видим этот интерес, в том числе и у молодых людей. Павловск сразу входит в душу и покоряет гармонией. Тем самым верно служит поколениям.

Напомним, что в год 80-летия Победы ИД «Аргументы и факты» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив начал реализацию проекта «Наше наследие: сохранённое и возрождённое», который посвящён трагической и героической истории дворцовых комплексов России.

В проекте представлены истории создания и возрождения 8 дворцово-парковых ансамблей в том числе Павловского дворца , интерактивные карты, 3D-туры, фото, галереи и архивные материалы о восстановлении дворцов.

Читайте также:

2025-07-05T21:01:14Z

«Они чудаки, затеяли фантастику» 140 лет назад родился один из создателей легендарной «Катюши». За что его отправили в концлагерь?

2025-07-02T08:04:16Z

В Петербурге пройдет выставка об истории фотографии от дагеротипа до нейросетей

Отдельный раздел посвящен фотографии периода Великой Отечественной войны, повлиявшей на дальнейшее развитие фоторепортажа

2025-06-27T05:43:21Z

Огненная атака. Армия России нанесла 333 удара возмездия по Украине

«Элитность» украинской армии теряется в боях.

2025-06-25T03:45:00Z

Пещерные нелюди. Под Харьковом боевики ВСУ ушли в древние катакомбы

ВС РФ вышли к Купянску со стороны Голубовки и наносят удары по боевикам ВСУ.

2025-07-06T14:18:17Z

Беспилотники ВС РФ сожгли в зоне СВО вражеской техники на 2 млрд долларов

Владимир Путин в воскресенье посетил выставку ОНФ «Всё для Победы!» в национальном центре «Россия»