В Челябинской филармонии завершился проект "Курчатов-лаб"

Все новости — Культура

2025-09-27T14:44:00Z

В Бурятии создадут приложение для знакомства с буддийской культурой

2025-09-27T14:42:00Z

Верхнесулонский поселок Кызыл-Байрак может стать новой культурной точкой Татарстана

2025-09-27T14:41:19Z

Рэпер Xzibit объяснил, почему хип-хоп объединяет людей всего мира

2025-09-27T14:39:09Z

Звезда сериала "Ландыши" Сергей Городничий впервые стал отцом

2025-09-27T14:30:00Z

Концерт американского певца Деруло в Москве начался с песни «Матушка-земля»

2025-09-27T14:19:00Z

На мордовском фестивале пели «Катюшу» и перетягивали канат

2025-09-27T14:12:50Z

Посол России в Ливии заявил, что восхищался неординарным талантом Кеосаяна

2025-09-27T14:10:36Z

В Okko видят запрос на решительного героя в кино

2025-09-27T14:09:30Z

Фестиваль семейного туризма «ПУТЕШЕСТВУЕ.М» проходит в Саранске

2025-09-27T14:08:21Z

Рэпер Xzibit сообщил о сольных концертах 3 и 4 декабря в Москве и Петербурге

2025-09-27T14:05:38Z

Вика Цыганова в программе «Дайте сказать!» рассказала о патриотизме и «Интервидении»

2025-09-27T14:03:13Z

Киркоров перевез урны с прахом мамы и бабушки в Москву для семейного захоронения

2025-09-27T14:00:03Z

Умер Эса Саарио, актер из булгаковского "Театрального романа"

2025-09-27T13:59:15Z

В Казани продолжат активную реставрацию домов купца Щетинкина

2025-09-27T13:54:00Z

В Пермь приедет Владимир Спиваков. На этот раз — не на фестиваль, а с очень дорогим концертом

В Челябинской филармонии завершился проект "Курчатов-лаб"

В Челябинской филармонии завершился проект "Курчатов-лаб"

2025-09-27T12:42:13Z — Нынешний сезон в Челябинской филармонии начался с концерта Челябинского филармонического оркестра с Борисом Березовским и проведения лаборатории, где современные композиторы создавали новые партитуры практически в реальном времени в процессе открытых репетиций. Этот проект придумал Алексей Рубин, художественный руководитель и главный дирижер ЧФО. Название "Курчатов лаб" - не просто отсылка к важному для Челябинска имени. Перед композиторами была поставлена задача придумать концепцию, где научная мысль, гипотеза была бы воплощена в звуках. Весной филармония совместно с Союзом композиторов России объявила конкурс и получила 70 заявок из Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Казани, Калуги, Омска, Перми, Сочи, Сургута, Томска, Тюмени, Улан-Удэ, Ярославля, а также из Минска и Берлина.


По итогам отбора в Челябинск приехали Элина Лебедзе (Санкт-Петербург), Лукас Сухарев (Сыктывкар/Москва), Станислав Фролов (Челябинск/Москва), Екатерина Хмелевская и Кристина Янова (Москва). За три дня интенсивной работы оркестр проиграл по несколько раз их сочинения, которые публично представлял и комментировал куратор лаборатории, московский композитор Владимир Горлинский. По его мнению, "композиторы очень чувствуют контакт с музыкантом, с исполнителем. И если он есть в каком-то взаимном поле слышания, то приносит особенный результат в творчестве".

В зале сидели слушатели - студенты челябинских вузов, педагоги, меломаны разных возрастов. Им тоже давали микрофон, чтобы они рассказали авторам, какие ассоциации рождала их музыка. С третьей стороны свои предложения говорили со сцены артисты оркестра, дирижер Алексей Рубин - он в свою очередь объяснял, откуда возникают новые звуковые эффекты. Например, Станислав Фролов использовал шарик на спице, а еще заставил духовые инструменты издавать особые призвуки (сразу несколько звуков), которые называются "мультифоники".

Источниками сюжетов послужили и рассказ Рэя Брэдбери "Будет ласковый дождь", и философия Платона, и мысли про "мирный атом" и антивзрыв, и даже спектральные свойства оркестровых тембров, породившие партитуру "Хочу, чтобы звуки светились" (автор - Элина Лебедзе). Такой подход сродни разложению химических элементов на составные части - чем не связь музыки и науки? "Мы стремились, отбирая участников, чтобы у нас не было композиторов, которые пишут в одном стиле. Хотелось представить палитру индивидуальностей, что для слушателей, мне кажется, тоже интересно", - отмечает Рубин.

Итоговый результат, с учетом всех высказанных пожеланий, публика сможет услышать 20 февраля, а под финал в рамках лаборатории состоялся необычный концерт-перформанс на железнодорожном вокзале Челябинска.

Люди жили в своем ритме, ждали отправления и прибытия поездов, о чем их исправно оповещали по громкой связи, и вдруг посреди гула и звуков вокзала стала пробиваться музыка. Вначале из динамиков зазвучали одиночные голоса певцов, которые затерялись в толпе, потом они образовали четкий круг в центре зала. Пение обрело стройность и благозвучие, а дальше к ним присоединились духовики Челябинского филармонического оркестра, поддержав прорезающими зал фразами вокальный ансамбль Noesis. Автор Владимир Горлинский, назвавший эту композицию "Портал "Роза ветров", задался целью "сшить" реальность и художественное пространство: "Обычно на вокзале оказываются, чтобы отправиться в путь. Но здесь мы предлагаем путешествие другого рода - между мирами, между внутренними состояниями". Действительно, три части - "Лес", "Река" и "Храм" - дают возможность почувствовать разные вибрации, пережить удивление, затем принятие непривычного музыкального языка. И в конце концов - испытать воодушевление, когда в финале все звуки собираются в торжественный гимн. Организаторы предлагали слушателям свободно перемещаться по вокзалу, чтобы "менять оптику слушания" и испытать воздействие стереофонического эффекта.

Многие челябинцы специально пришли на этот перформанс и остались очень довольны, подходили к Алексею Рубину со словами благодарности за открытие и творчества Владимира Горлинского, и за эмоциональные переживания, которые они здесь получили. Пространство вокзала оказалось настолько акустически благоприятным, что музыканты теперь подумывают о продолжении эксперимента, но уже с музыкой классиков.

"Я рад, что год назад Челябинский филармонический оркестр возглавил Алексей Рубин. Он молодой, горит работой, идеями, которые нам очень нравятся. В эти дни благодаря проекту "Курчатов лаб" в филармонию пришла новая публика, а оркестр за несколько дней обрел бесценный опыт исполнения ультрасовременной музыки, так что теперь любые вызовы нашим музыкантам по плечу", - подвел итог генеральный директор Челябинской филармонии Алексей Пелымский.

Читайте также:

2025-09-25T12:18:34Z

Башгосфилармония представила оркестровый пролог к 87-му сезону

Для слушателей подготовили необычную премьеру.

2025-09-24T19:12:00Z

Дирижер «La Primavera» Ильяс Камал рассказал о программе 37-го концертного сезона

2025-09-25T10:59:00Z

Обновленный ДК Химиков хотят открыть уже летом 2026 года

2025-09-26T14:04:27Z

В Чувашии стартовал проект для школьников «Музыкальная гостиная»

В Чувашской симфонической капелле запустили новый музыкально-образовательный проект «Музыкальная гостиная» для школьников

2025-09-24T21:18:27Z

Новый сезон Петербургской филармонии пройдет под знаком музыки Дмитрия Шостаковича

Важное место в концертных программах займут новые сочинения и редко звучащая музыка XX века